Статус адвоката при рассмотрении дел об административных правонарушениях

(Бацвин Н. С.) («Адвокатская практика», 2009, N 3)

СТАТУС АДВОКАТА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Н. С. БАЦВИН

Бацвин Н. С., доцент кафедры административного и финансового права СПбАУЭ.

В статье представлены исторические предпосылки, сущность, содержание института адвокатуры при рассмотрении дел об административных правонарушениях в России. Термин «адвокат» происходит от латинского глагола «advocare» — призывать на помощь <1>. Под этим определением понимался юрист, оказывающий профессиональную правовую помощь посредством консультаций, защиты обвиняемого в суде и т. д. Само понятие «адвокат» состоит из двух частей: первая определяет его правовую (статусную) сторону, вторая — функциональную, т. е. предназначение адвоката. Адвокат — это лицо, получившее статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Важное юридическое значение имеет момент получения адвокатом соответствующего статуса. Только после того, как квалификационной комиссией будет принято решение о присвоении претенденту статуса адвоката и лицо примет присягу, оно приобретает статус адвоката. Соответственно данный статус дает адвокату возможность в полной мере использовать предусмотренные действующим законодательством права и вместе с тем возлагает на него ряд обязанностей. Сама процедура приобретения статуса адвоката урегулирована ст. ст. 9 — 13 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» <2> (далее — Закон). Помимо этого, в современном адвокатском сообществе можно выделить два типа адвокатов: лица, получившие статус адвоката в порядке, предусмотренном гл. 3 вышеназванного Закона; лица, сохранившие свой статус адвоката в силу членства в коллегиях адвокатов, образованных в соответствии с законодательством СССР и РСФСР и действующих на территории РФ на момент вступления в силу настоящего Закона, и отвечающие требованиям ст. 9 Закона. ——————————— <1> См.: Барихин А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М., 2006. <2> См.: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в ред. от 23 июля 2008 г.) // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

Прежде всего адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам (ст. 2 Закона). Это означает, что стержень адвокатской деятельности — предоставление доверителю рекомендаций, при помощи которых он сможет надлежащим образом участвовать в тех или иных правоотношениях. Вместе с тем представляется, что термин «советник» не в полной мере раскрывает те возможности, которые предоставлены адвокату в рамках оказания помощи конкретному лицу. В ряде случаев, например, в гражданском судопроизводстве адвокат не просто советует доверителю поступать тем или иным образом, но и по доверенности вправе самостоятельно, вместо доверителя, участвовать в процессе по рассмотрению гражданского дела. В уголовном судопроизводстве возможны ситуации, при которых позиции защитника и подзащитного различны (например, когда имеет место самооговор защищаемого адвокатом подозреваемого, обвиняемого). В этом случае адвокату-защитнику предоставлена возможность собирать доказательства. Закон устанавливает довольно широкий круг форм адвокатской помощи клиентам, среди которых консультационная помощь, подготовка документов правового характера, участие в качестве представителя или защитника клиента и другие (п. 2 ст. 2 Закона). Следует иметь в виду, что институт представительства и полномочия представителей детализированы в каждой отрасли и требуют конкретизации в зависимости от возникших правоотношений. Так, в соответствии со ст. 53 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» адвокат может быть представителем в конституционном судопроизводстве. При этом полномочия адвоката «подтверждаются соответствующими документами» <3>. Статья 44 Гражданского процессуального кодекса РФ указывает на тот факт, что в гражданском судопроизводстве граждане могут вести дела в суде через представителей, в качестве которых могут также выступать адвокаты <4>. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — УПК РФ) предусматривает допуск адвоката в качестве защитника, т. е. лица, осуществляющего в установленном УПК РФ порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающего им юридическую помощь при производстве по уголовному делу (ст. 49 УПК РФ) <5>. Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ) также не оставляет без внимания вопрос представительства граждан и предоставляет налогоплательщику право участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя (ст. 26 НК РФ) <6>. ——————————— <3> Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 5 февраля 2007 г.) // СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447. <4> См.: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (в ред. от 25 ноября 2008 г.) // СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532. <5> См.: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (в ред. от 25 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4921. <6> См.: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (в ред. от 26 ноября 2008 г.) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

Необходимо учитывать, что Закон разрешает адвокату оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом. На практике эта норма находит отражение в том, что адвокаты оказывают юридическую помощь гражданам в при осуществлении ими своих прав в трудовых, налоговых, административных правоотношениях, а юридическим лицам — помощь по различным вопросам хозяйственной деятельности, разработке и экспертизе договоров, при участии в переговорах. В соответствии с п. 13 Основных принципов, касающихся роли юристов (принятых Восьмым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшимся в г. Гавана, Куба, 27 августа — 7 сентября 1990 г.) <7> по отношению к своим клиентам юристы выполняют следующие функции: консультирование в отношении их прав и обязанностей; оказание клиентам помощи любыми доступными средствами и принятие законодательных мер для защиты их и их интересов; оказание, в случае необходимости, помощи клиентам в судах, трибуналах или административных органах. Соответственно выполнение адвокатом деятельности по распоряжению средствами доверителя, управлению его предприятием являются мировой практикой и не противоречат Закону. ——————————— <7> См.: Основные принципы, касающиеся роли юристов (приняты Восьмым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, г. Гавана, Куба, 27 августа — 7 сентября 1990 г.) // Собрание международных документов «Права человека и судопроизводство». OSCe. Польша. 1990.

Особый статус адвоката еще раз подчеркнут положением Закона, указывающим на определенные случаи, при которых представительство организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления будет признаваться законным, только когда его осуществляет адвокат. В качестве исключения к такому ограничению Закон допускает осуществление представительских функций работниками, состоящими в штате организации, органов государственной власти и местного самоуправления (п. 4 ст. 2 Закона). Помимо этого, адвокат обладает независимостью, которая заключается в том, что при оказании помощи конкретному лицу не вправе выполнять указания каких бы то ни было органов и лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий, общественных объединений и т. п. Недопустимо вмешательство в адвокатскую деятельность прокурора, следователя, дознавателя. Суд также не вправе предлагать адвокату выбирать ту или иную линию поведения, осуществлять конкретные действия в защиту интересов своего доверителя (ст. 3 Закона). Безусловно, процесс становления адвокатуры в России в том виде, в котором мы сейчас ее наблюдаем, занял несколько столетий непрерывных реформ. Судебная реформа 1864 г. положила начало формированию присяжной адвокатуры. «Учреждение судебных установлений» (1984 г.) <8> закрепляло статус присяжных поверенных. Обозначались определенные нравственные ориентиры профессии адвоката — наличие законченного высшего юридического образования (ст. 354) и некоторые ограничения их профессиональных прав. Так, присяжным поверенным запрещалось приобретать права своих доверителей по тяжбам, вести дела против своих родственников, представлять сразу обе стороны или переходить с одной стороны на другую, разглашать тайны своих доверителей (ст. 403). Но Октябрьская революция 1917 г. разрушила судебные учреждения и адвокатуры императорской России. 24 ноября 1917 г. был принят Декрет о суде N 1 <9>, ориентированный на создание «советских судов». Инструкцией Наркомюста от 19 декабря 1917 г. <10> при ревтрибуналах учреждались «коллегии правозащитников», в которые могли вступать любые лица, желающие «помочь революционному правосудию» и имеющие соответствующие рекомендации от Совета депутатов. Декрет о суде от 7 марта 1918 г. N 2 <11> предусмотрел создание коллегий правозаступников при Советах депутатов. Позже Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 г. было утверждено Положение о народном суде РСФСР, и коллегии правозаступников стали именоваться коллегиями «защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе» <12>. Положение устанавливало, что, кроме членов коллегии защитников, представителем в суде могут быть: близкие родные тяжущихся (родители, дети, супруги, братья, сестры), юрисконсульты советских учреждений по уполномочию их руководящих органов (ст. 47). Но вскоре эти коллегии были упразднены Положением о народном суде РСФСР 1920 г. <13>, и защита стала осуществляться в порядке трудовой повинности лицами, включенными в списки местными исполкомами. В качестве защитников привлекались граждане, «способные исполнять эту обязанность». А в случае, если суд не имел в списке лиц, подлежащих привлечению для защиты в порядке трудовой повинности, то в качестве защитников могли быть привлечены консультанты отделов юстиции и представители общественных организаций, в которых состоял обвиняемый. В гражданском процессе в качестве представителей сторон могли выступать, как прежде, ближайшие родственники тяжущихся (ст. 43). Безусловно, трудовая повинность в форме обязанности привлечения юристов к правовой защите на практике оказалась непригодной. С переходом Советского государства к новой экономической политике необходимо было развивать экономику с элементами рынка, и, следовательно, для защиты интересов предпринимателей, в собственность или пользование которых передавалась часть национализированной промышленности, нужны были квалифицированные адвокаты. 26 мая 1922 г. решением III сессии ВЦИК IX созыва было утверждено первое Положение об адвокатуре <14>. Коллегии защитников создавали при губернских отделах юстиции. Далее, Положением об адвокатуре от 16 августа 1939 г. <15> закреплялись принципы организации адвокатуры, более четко определялись права и обязанности коллегий защитников и их членов. Устанавливалось обязательное наличие высшего юридического образования либо не менее трех лет работы в качестве судьи, прокурора, следователя, юрисконсульта для вступления в адвокатуру. Первый Закон СССР «Об адвокатуре в СССР» был принят Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г. <16>. Этим Законом вносилось единообразие в принципы организации и деятельности адвокатуры всех союзных республик. Впервые было установлено правило о порядке создания добровольных объединений лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Основной задачей адвокатуры СССР провозглашалось оказание юридической помощи гражданам и организациям. На базе союзного Закона было принято Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г. <17>. Но все же правовые возможности адвокатуры требовали расширения, необходимо было вывести ее из-под контроля Министерства юстиции, обеспечить независимость. Однако сам процесс реформирования института адвокатуры занял довольно длительное время, и в результате в 2002 г. был принят Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». ——————————— <8> См.: Учреждение судебных установлений 1864 г. / Сост. Н. Шрейбер. СПб.: Сенат, 1910. <9> См.: Декрет о суде от 24 ноября 1917 г. N 1 // СУ РСФСР. 1917. N 4. Ст. 50. <10> См.: Инструкция Наркомюста от 19 декабря 1917 г. «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний» // СУ РСФСР. 1917. N 12. Ст. 170. <11> См.: Декрет ВЦИК от 7 марта 1918 г. «О суде» // СУ РСФСР. 1918. N 26. Ст. 347. <12> Положение о народном суде РСФСР, утвержденное ВЦИК 30 ноября 1918 г. // СУ РСФСР. 1920. N 15. <13> См.: Положение о народном суде РСФСР, утвержденное ВЦИК 21 октября 1920 г. // СУ РСФСР. 1920. N 82. Ст. 407. <14> См.: Положение об адвокатуре, утвержденное ВЦИК 26 мая 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. N 36. Ст. 425. <15> См.: Положение об адвокатуре, утвержденное СНК СССР 16 августа 1939 г. // СП СССР. 1939. N 49. Ст. 394. <16> См.: Закон от 30 ноября 1979 г. «Об адвокатуре в СССР» // ВВС СССР. 1979. N 49. Ст. 846. <17> См.: Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г. // ВВС РСФСР. 1980. N 48. Ст. 1596.

Более конкретно статус адвоката как участника того или иного вида судопроизводства урегулирован отраслевым законодательством. В частности, ст. 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <18> (далее — КоАП РФ) указывает на то, что для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель. При этом, по смыслу статьи, защитник (представитель) вправе участвовать и в последующих процессуальных действиях, предусмотренных КоАП РФ: при пересмотре постановлений по делу либо на этапе исполнения постановления по делу об административном правонарушении. При этом к участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица, в случае если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения этого дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу (ч. 1 ст. 25.12 КоАП РФ). Защитник и представитель допускаются к участию в производстве с момента составления протокола об административном правонарушении. При назначении административного наказания без составления протокола в случаях, предусмотренных ст. 28.6 КоАП РФ, защитник вправе оказывать юридическую помощь лицу с момента оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения. В ходе осуществления своей деятельности защитник вправе приносить от имени подзащитного лица жалобы на постановления о назначении административного наказания, а также в случаях, когда это необходимо для обеспечения интересов лица, которое он представляет, — на постановление о прекращении производства по делу. Также при оказании юридической помощи лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, защитник вправе от его имени обжаловать меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП РФ). ——————————— <18> См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. от 22 июля 2008 г.) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1; 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3604.

Выступая в качестве основного федерального акта, устанавливающего административную ответственность в Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях наряду с Законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» уделяет внимание статусу адвоката в административном судопроизводстве. Тот факт, что адвокат призван оказывать квалифицированную юридическую помощь, еще раз подчеркивает его неоспоримо высокий статус, который формировался на протяжении длительного времени в рамках всего института адвокатуры. Необходимо указать на то, что и в настоящее время положение адвоката как участника судопроизводства подвергается некоторому реформированию — особое внимание законодателя обращено на содержание правового статуса адвоката, наличие у него определенных прав и обязанностей. Как было обозначено ранее, следуя путем либерализации законодательства, права адвоката были некоторым образом расширены по сравнению с ранее существовавшими в законодательстве СССР. Но, несомненно, статус адвоката при рассмотрении дел об административных правонарушениях нуждается в строгом регулировании действующим законодательством.

——————————————————————