Взаимодействие нотариата Испании и России: правовые основы и перспективы

(Дударев А. В.) («Нотариус», 2009, N 3)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НОТАРИАТА ИСПАНИИ И РОССИИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

А. В. ДУДАРЕВ

Дударев А. В., кандидат юридических наук, нотариус г. Москвы.

Видится очевидным, что основы межнотариального сотрудничества целесообразно определять на конституционном уровне. В этом плане глава третья Конституции Испании («О международных договорах») указывает, что Органическим законом предоставляется право заключения договоров, передающих международным организациям или учреждениям осуществление полномочий, не противоречащих Конституции, на Генеральные Кортесы или Правительство. В каждом случае законом возлагается обязанность обеспечивать исполнение договоров или резолюций, исходящих от международных или наднациональных организаций. Однако необходимо предварительное согласие Генеральных Кортесов для заключения следующих международных договоров или соглашений, в которых государство берет на себя обязательства: политического или военного характера; затрагивающих территориальную целостность государства или основные права и обязанности человека и гражданина; налагающих финансовые обязательства на государство; предполагающих изменение или отмену какого-либо закона или требующих законодательных мер для их осуществления. Впрочем, Конгресс и Сенат должны немедленно быть поставлены в известность о заключении прочих договоров или соглашений. Заключение же международного договора, содержащего положения, противоречащие Конституции, требует предварительного пересмотра Конституции. Правительство или любая из Палат могут обратиться к Конституционному Суду с тем, чтобы получить от него заключение о том, имеется или нет такое противоречие. Международные договоры, заключенные в соответствии с установленными требованиями, становятся, после их публикации в Испании, составной частью внутреннего законодательства. Их положения могут быть отменены, изменены или приостановлены только в порядке, установленном в самих договорах или в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Для денонсации международных договоров и соглашений применяется тот же порядок, что и предусмотренный Конституцией Испании для их заключения. Соответствующие положения, как неоднократно отмечалось, содержит и российская Конституция, устанавливая (ч. 4 ст. 15): общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Следует заметить, что в полном соответствии с указанными конституционными нормами сотрудничество наших государств активным образом развивается. Так, например, после проведения в Мадриде 4 марта 2004 г. раунда политических консультаций между министрами иностранных дел Российской Федерации и Королевства Испания, представители стран заявили о своем стремлении и далее углублять двусторонние отношения в соответствии с присущим им духом тесной дружбы и сотрудничества <1>. Стороны подчеркнули стратегический характер отношений между Россией и Европейским союзом, подтверждающих наличие общих ценностей и интересов, и выразили удовлетворение плодотворным политическим диалогом, который ведется обеими странами по основным международным проблемам современности как регионального, так и общего значения. Наши страны констатировали позитивные итоги IV сессии Межправительственной смешанной комиссии по экономическому и промышленному сотрудничеству, состоявшейся в Мадриде 23 января 2004 г., и, в частности, открывающиеся возможности по приведению торгового и инвестиционного обмена между двумя странами в соответствие с их потенциалом. Наряду с этим тесным двусторонним сотрудничеством в перечисленных областях можно констатировать значительное количество взаимных поездок граждан, что привело к постепенному росту культурного и общественного взаимодействия между странами. ——————————— <1> Использованы материалы сайта: www. spain. mid. ru/otn2.html.

Сотрудничество в сфере юстиции и защиты правопорядка также является важным элементом отношений между двумя странами, заявляющими о своем намерении его расширять, реализуя программы и проводя регулярные консультации. Это сотрудничество осуществляется по важным направлениям, в том числе в борьбе с терроризмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотических средств, незаконной иммиграцией и экономическими преступлениями. Россия и Испания предпринимают усилия по углублению сотрудничества в сфере юстиции и защиты правопорядка в контексте отношений Россия — ЕС. В частности, Соглашение о сотрудничестве по борьбе с преступностью 1999 г., Протокол о сотрудничестве между правоохранительными органами 2000 г. и Программа сотрудничества на 2003 — 2004 гг. являются адекватной основой для развития указанного взаимодействия. В 2007 г. Россия и Испания отмечали 30-летие восстановления своих дипломатических отношений. Произошло это в 1977 г. по инициативе официального Мадрида; после двухдневных переговоров в Москве в конце января 1977 г., которые с испанской стороны вел Антонио Элиас Мартинес, а с советской — будущий Посол СССР в Испании Юрий Дубинин, занимавший тогда пост руководителя Европейского управления МИДа. 9 февраля 1977 г. стороны обменялись соответствующими нотами. Свои подписи под ними поставили министры иностранных дел СССР и Испании — А. А. Громыко и Марселино Ореха Агирре. В настоящее время контакты государств развиваются, в том числе на высшем уровне. Так, Президент России в феврале 2006 г. посетил Испанию, затем в августе состоялась его встреча с Королем Испании, который совершал частную поездку в Российскую Федерацию. По мнению Посла России в Испании А. И. Кузнецова, диалог стран охватывает международный и двусторонний спектры, и действительно, по целому ряду крупных международных проблем они выступают как единомышленники <2>. Россия и Испания разделяют взгляд на современные международные отношения, которые предусматривают такие основополагающие принципы, как многостороннее сотрудничество, укрепление роли ООН и международного права. Кроме того, наши страны осознают важность межцивилизационного диалога в современных условиях, когда определенные экстремистские круги пытаются навязать конфликт цивилизаций. Поэтому Россия активно поддерживает инициативу Испании и Турции в части создания так называемого Альянса цивилизаций. ——————————— <2> Использованы материалы сайта: http://eursa. org/node/1047.

Российская Федерация и Королевство Испания также сотрудничают по вопросам, связанным с урегулированием международных конфликтов. По мнению А. И. Кузнецова, ОБСЕ сейчас переживает не самые лучшие времена и нуждается в глубоком реформировании и исправлении тех недостатков, которые возникли в ее деятельности в последние годы. Небезынтересно также отметить, что в 2006 г. был создан Форум диалога гражданских обществ России и Испании <3>. ——————————— <3> Использованы материалы сайта: www. spain. mid. ru/otn2.html.

Если же непосредственно обратиться к характеристике правовых основ соответствующего взаимодействия, то следует прежде всего отметить Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Королевством Испания от 12 апреля 1994 г. <4>. Согласно данному документу наши страны охарактеризовали себя как «дружественные государства», намеренные развивать отношения на основе Устава Организации Объединенных Наций, принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Стороны зафиксировали свое намерение способствовать повсеместному укреплению демократии, политического плюрализма, принципов правового государства и защите прав человека, как с использованием европейских механизмов, так и с помощью других средств, совместимых с Уставом ООН. ——————————— <4> См.: Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Королевством Испания от 12 апреля 1994 г. Использованы материалы сайта: www. businesspravo. ru/Docum/DocumShow_DocumID_46748.html.

Анализируя в целом данный Договор, автор не может не обратить внимание на его, к сожалению, абстрактный характер, который, конечно же, свойствен такого рода документам. Например, указывается, что в целях достижения более высокой степени диалога и взаимопонимания между народами России и Испании страны «предпримут необходимые меры для облегчения всех возможных обменов» (ст. 8), что «стороны будут развивать гуманитарное сотрудничество, в том числе содействуя расширению контактов между соответствующими организациями» (ст. 21). Как думается, данный документ можно было бы наполнить более конкретным содержанием. В частности, указание на необходимость сотрудничества нотариальных органов, закрепление конкретных его форм (обмен информацией при условии сохранения нотариальной тайны, организация совместных конференций и семинаров, создание международных центров по повышению квалификации нотариусов и т. д.) содействовали бы развитию конкретного направления международного сотрудничества, избавляя его от излишней декларативности, которая нередко минимизирует возможности реального исполнения международных соглашений и договоров. Нельзя оставить без внимания и иные документы, преследующие цели развития и укрепления сотрудничества России и Испании. В этом плане важное значение имеет Конвенция от 16 декабря 1998 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал <5>. Настоящая Конвенция применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств, и применяется к налогам на доходы и капитал, взимаемым от их имени или имени их политических подразделений или местных органов власти, независимо от способа их взимания <6>. ——————————— <5> См.: Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания от 16 декабря 1998 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал»; ратифицирована Федеральным законом от 13 июня 2000 г. N 81-ФЗ // Бюллетень международных договоров. М., 2001. N 2. <6> См.: Там же.

При этом налогами на доходы и капитал считаются все налоги, взимаемые с общей суммы дохода, общей стоимости капитала или с отдельных элементов дохода или капитала, включая налоги на доходы от отчуждения движимого или недвижимого имущества, а также налоги на доходы от прироста капитала. Методы устранения двойного налогообложения (ст. 23) состоят, например, в следующем: если резидент Испании получает доход или владеет капиталом, которые в соответствии с положениями настоящей Конвенции могут облагаться налогами в России, Испания разрешает вычесть из налога на доход или на капитал этого резидента сумму, равную уплаченному налогу в России. Такой вычет, однако, не должен превышать часть подоходного налога или налога на капитал, рассчитанную до предоставления вычета, относящегося к доходу или капиталу, которые, в зависимости от обстоятельств, могут облагаться налогом в России. Причем если в соответствии с любым положением анализируемой Конвенции доход, полученный резидентом Испании, или капитал, которым владеет резидент Испании, освобождается от налога в Испании, Испания может в любом случае при расчете суммы налога на оставшуюся часть дохода или капитала такого резидента принять во внимание освобожденный доход или капитал. Если же резидент России получает доход или владеет капиталом, которые в соответствии с положениями настоящей Конвенции облагаются налогами в Испании, сумма налога на такой доход или капитал, подлежащая уплате в Испании, может вычитаться из налога, взимаемого в России. Такой вычет также не должен превышать сумму налога на такой доход или капитал, рассчитанную в соответствии с законодательством и правилами России. Как думается, имеет место значительный потенциал для сотрудничества российского и испанского нотариата в сфере создания и правового обслуживания холдинговых компаний. С 1996 г. в Испании существует законодательство, предусматривающее применение особого налогового режима к холдинговым испанским компаниям. Режим носит название ETVE (Entidad de Tenencia de Valores Extrajeros), т. е. компания по владению иностранными ценными бумагами. Суть режима заключается в том, что при выполнении определенных условий компания освобождается от налога на получаемые ею дивиденды и на доходы от реализации активов (прирост капитала), а также от налога у источника на исходящие дивиденды. Таким образом, испанский холдинг приобретает свойство налоговой прозрачности, и негативные эффекты двойного налогообложения дохода иностранного происхождения устраняются, что и было целью испанского законодателя. Определенные требования предъявляются, правда, как к самому холдингу, так и к его дочерним компаниям (т. е. тем, акции которых принадлежат холдингу). Здесь должны выполняться следующие условия: — дочерняя компания является нерезидентом, не осуществляет коммерческой деятельности в Испании; — доля участия холдинга в капитале дочерней компании составляет не менее 5%, причем акции находятся в собственности холдинга не менее одного года (до или после получения дивиденда); — дочерняя компания подлежит в стране своего местонахождения обложению корпоративным налогом, по своей природе подобным испанскому налогу на доход компаний; — дочерняя компания не находится в офшорной зоне (список которых утверждается испанскими налоговыми органами; в настоящее время список включает 48 стран и территорий); — доход, получаемый дочерней компанией, происходит от коммерческой деятельности вне Испании; при этом ее доход не должен носить «пассивный» характер (дивиденды и т. п.). Сам холдинг должен иметь некоторую степень фактического присутствия в Испании, т. е. не быть фиктивной компанией. Степень необходимого присутствия определяется налоговыми органами и может зависеть от суммы инвестируемого капитала. При выполнении указанных условий дивиденды, полученные от данной дочерней компании, полностью освобождаются от испанского налога на доход, ставка составляет 35%. При выполнении тех же условий доходы от реализации акций данной дочерней компании полностью освобождаются от испанского налога на прирост капитала, ставка которого также составляет 35%. Дивиденды, выплачиваемые испанским холдингом своим иностранным акционерам, не облагаются налогом «у источника», при условии, что они образуются из полученных дивидендов или прироста капитала, которые освобождены от налога. Это относится только к таким акционерам, которые не находятся в офшорной зоне. Обычная ставка налога «у источника» (применяемая при невыполнении какого-либо условия) составляет 25%, но она может быть уменьшена по условиям соответствующего международного договора в сфере налогообложения. Кроме того, дивиденды, выплачиваемые акционерам из ЕС, освобождаются от налога «у источника» по условиям соответствующей директивы ЕС (для этого акционер должен владеть 25% акций компании в течение года). Однако применение директивы в ряде случаев может быть ограничено законодательством соответствующих стран ЕС, направленным против уклонения от налогов. Что касается налога «у источника» на входящие дивиденды, который взимается в стране происхождения дивидендов, его ставка определяется внутренним законодательством именно этой страны или ее налоговым договором с Испанией. Так, по условиям налогового договора между Россией и Испанией ставка составляет 5, 10 или 15%, в зависимости от выполнения ряда условий. Если речь идет о дивидендах, происходящих из стран ЕС, они могут освобождаться от налога «у источника» в соответствии с директивой ЕС. Холдинг может создаваться в форме акционерного общества (SA) или общества с ограниченной ответственностью (SL), при этом его учредительные документы должны содержать некоторые специальные положения. Приобретение «готовых компаний», как правило, затруднительно; на регистрацию компании уходит порядка четырех месяцев. Для получения особого налогового статуса компания должна получить разрешение налоговых органов, которые на индивидуальной основе решают вопрос о степени необходимого «присутствия» компании в Испании. За исключением особого налогового режима в отношении доходов от иностранных инвестиций, холдинг является обычной испанской компанией. Все иные доходы холдинга (полученные по всему миру), кроме освобожденных от налога, подлежат налогообложению по обычной ставке. Как правило, подлежит уплате пошлина в размере 1% от «выпущенного» капитала. Возможно получение предварительных решений налоговых органов в отношении тех или иных будущих операций. Таким образом, Испания весьма привлекательна в налоговом отношении для создания холдингов, что должны учитывать российские правоприменители в целом и нотариусы в частности. Одним из направлений соответствующего взаимодействия может стать борьба с отмыванием капиталов и нарушением норм налогообложения. Следует отметить, что Генеральный совет нотариата Испании создал в декабре 2005 г. централизованный орган по предупреждению отмывания капиталов, имеющий целью укрепить сотрудничество между нотариусами, администрацией и компетентными органами в этой области. Данный орган: — следит за координацией и сопоставлением данных, поступающих от различных нотариальных контор в Единый электронный указатель всех нотариальных актов, удостоверенных в Испании; — от имени нотариусов информирует Специальную службу борьбы с отмыванием капиталов, подчиненную Банку Испании, обо всех операциях, имеющих признаки отмывания капиталов; — организует соответствующее обучение нотариусов и их помощников. Кроме того, в Испании был одобрен законопроект относительно мер по предупреждению нарушений норм налогообложения, что должно позволить налоговой администрации получать доступ к Единому электронному указателю Генерального совета, содержащему все нотариальные акты, удостоверенные испанскими нотариусами. С целью усиления, в частности, контроля за оборотом недвижимости нотариусы должны будут указывать в нотариальных актах идентификационные налоговые номера сторон, используемые средства платежа, а также был ли платеж осуществлен наличными, банковским чеком, чеком на предъявителя или банковским переводом. Испанский нотариат, как отмечают исследователи, с удовлетворением воспринимает меры по предупреждению нарушений норм налогообложения, содержащиеся в указанном законопроекте, тем более что они усиливают роль нотариуса как представителя публичной власти и позволяют улучшить взаимодействие с администрацией. Подобного рода меры (при условии, что и российский нотариат будет принимать более активное участие в превенции налоговых и иных правонарушений) будут играть ведущую роль в формировании единого европейского пространства, что подразумевает введение единых принципов оформления документов, имеющих различное содержание согласно нормам права разных стран. Как думается, существенную помощь в обеспечении взаимодействия нотариата России и Испании могут оказать судебные органы. Следует заметить, что исторически сложилось так, что судьба нотариальной деятельности неразрывна с судом. Так, например, в Англии нотариальные действия могли совершаться и нотариусами, и судьями. Такая же картина наблюдалась и в Германии вплоть до 1939 г. В России с XVIII в. нотариат в целом относился к судебным органам и соответственно нотариусы являлись должностными лицами суда. В то время они регистрировали соглашения, выполняли роль судебных секретарей и были подходящими претендентами на судебные должности <7>. В Российской империи в ходе Судебной реформы 60-х годов XIX в. было принято в 1866 г. Положение о нотариальной части, по которому нотариус являлся судебным чиновником, совершал нотариальные действия. В уездах, где должность нотариуса была вакантна, нотариальные действия совершал мировой судья. ——————————— <7> См.: Беньягуев Г. И. Нотариат как часть судебной системы // Нотариус. 2006. N 4. С. 44.

В советское время организационно нотариальные органы входили то в систему органов юстиции, то в судебную. Только позднее данные правовые институты отделились, но, несмотря на этот факт, между ними остались общие черты, в частности, это их назначение, которое раскрывается в правозащитной функции <8>. Основные точки соприкосновения между органами нотариата и судебной властью, по мнению исследователей, проходят по институтам подведомственности, судебного доказывания, судебного приказа и последующего судебного контроля за деятельностью органов нотариата <9>. Как известно, в ч. 1 ст. 48 Конституции России провозглашено право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, которая в случаях, предусмотренных законом, оказывается бесплатно. Уже традиционно данное право рассматривается как неотъемлемая составляющая права на судебную защиту, провозглашенного в ст. 46 отечественной Конституции как элемент принципа доступности правосудия, справедливого судебного разбирательства. В действительности сложилась такая практика, которая любые гарантии практически всех основополагающих конституционных прав связывает только с судебным способом защиты, что вряд ли бесспорно. В этом плане весьма важным элементом соответствующего механизма обеспечения прав и свобод граждан является обеспечение доступа к органам нотариата, расширение его возможностей в сфере превентивного правосудия. ——————————— <8> См.: Ярик А. А. Нотариат и суд // Арбитражный и гражданский процесс. 2007. N 3. С. 12. <9> См.: Дегтярев С. Л. Взаимоотношение судебной власти с органами нотариата // Нотариус. 2006. N 5. С. 12.

Можно выделить и иные аспекты взаимоотношений таких правовых институтов, как суд и нотариат. В силу ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус обязан по запросу суда выдать справку о совершенных нотариальных действиях в связи с находящимися в его производстве делами. Согласно ст. 16 Основ у нотариусов имеется обязанность хранить в тайне ставшие ему известными в связи с его деятельностью сведения; суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия <10>. Кроме того, в соответствии со ст. 33 Основ контроль за совершением нотариальных действий осуществляют судебные органы <11>. ——————————— <10> См.: Ковалев Л. Нотариат и правоохранительные органы: аспекты деловых взаимоотношений // Нотариус. 1998. N 5, 6. С. 60. <11> Небезынтересно, что некоторые ученые предлагают вести протокол нотариальных действий для последующего эффективного судебного контроля. См.: Мальцева С. В. Роль нотариата в удостоверении сделок с недвижимым имуществом: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 9.

Таким образом, нетрудно заметить, что как в России, так и в Испании судебные органы оказывают существенное влияние на осуществление нотариальной деятельности, в том числе выполняют определенные контрольные функции. Однако, как думается, судебные органы могут выполнять и функции координации взаимодействия нотариусов различных государств, оказывать содействие в выполнении запросов нотариусов. В завершение автор полагает необходимым обратить внимание, что основополагающим фактором оптимизации деятельности как российского, так и испанского нотариата является повышение его статуса в обществе и государстве. В этом плане, например, испанский нотариус не просто заверяет подписи, он информирует людей о том, какую позицию более целесообразно занять, как оптимизировать налогообложение, т. е. фактически может выполнять функцию и своеобразного советника по юридическим вопросам. К сожалению, российские нотариусы не всегда соответствуют такому статусу и пока не имеют должного веса в обществе. Такое мнение в ходе встречи испанских и российских нотариусов в Москве высказал, в частности, в интервью РИА Новости зампредседателя Европейского нотариального союза, экс-президент Генерального совета нотариата Испании Хуан Алонсо <12>. Он также отметил, что российская и испанская нотариальные системы имеют много общего, а сама «Россия — пример нового общества, страна с огромной экономикой» <13>. ——————————— <12> Использованы материалы сайта: http://news. mail. ru/society/1320842/. <13> Использованы материалы сайта: http://news. mail. ru/society/1320842/.

По мнению автора, формирование профессионального нотариата, способного реально предупреждать практически любые конфликты в обществе, не может быть практически воплощено в рамках отдельно взятого государства. В этом плане видятся актуальными научные исследования, направленные на консолидацию, без преувеличения, колоссального опыта России и Испании в сфере организации нотариальной деятельности, объединения их усилий в этом направлении.

——————————————————————