Проблемы совершенствования патриотического воспитания сотрудников УИС

(Дорожкин И. Б., Лебедев Г. П.) («Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2009, N 5)

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ УИС

И. Б. ДОРОЖКИН, Г. П. ЛЕБЕДЕВ

Дорожкин И. Б., старший инспектор по особым поручениям УРЛС ФСИН России.

Лебедев Г. П., профессор Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, кандидат философских наук.

2009 год — особенный для уголовно-исполнительной системы России, учреждения и органы которой в марте отметили 130-летие со дня образования единого органа управления пенитенциарной системой и одновременно развернули подготовку к празднованию 65-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг. Продолжающееся реформирование УИС требует дальнейшего совершенствования работы с кадрами, подготовки сотрудников новой формации, высококвалифицированных, широко образованных, юридически грамотных, обладающих гражданской зрелостью и глубоким чувством патриотизма, способных обеспечить деятельность УИС на качественно новом уровне. Понятие «патриотизм», согласно Толковому словарю русского языка В. И. Даля, означает любовь к Отчизне, а слово «патриот» — любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник. Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, руководителей и органов воспитательной работы, коллективов подразделений УИС, общественных организаций по формированию у сотрудников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, выполнению служебных обязанностей. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности сотрудника, обладающего качествами гражданина — патриота России, ответственного за судьбу страны и способного успешно выполнять профессиональные обязанности в обычных и особых условиях. В Концепции воспитания работников уголовно-исполнительной системы отмечается, что патриотическое воспитание — это оказание воздействия на сотрудников УИС в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина — патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением законности и правопорядка <1>. ——————————— <1> Концепция воспитания работников уголовно-исполнительной системы. План мероприятий по реализации Концепции воспитания работников уголовно-исполнительной системы на 2006 — 2010 годы. ФСИН России. М., 2005. С. 4.

В связи с острой проблемой патриотического воспитания молодого поколения Правительством РФ одобрена и принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы» (на основе Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации). Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания. Она имеет государственный статус. Уголовно-исполнительная система обладает необходимыми силами и средствами для организации и проведения мероприятий по патриотическому воспитанию личного состава, основными координаторами и идеологами которой в УИС являются Управление по работе с личным составом и Центр обеспечения учебно-воспитательной работы ФСИН России. Непосредственно планирование, методическое обеспечение этой деятельности, контроль организации и проведения воспитательной работы в структурных подразделениях учреждений и органов УИС осуществляют руководители и сотрудники органов воспитательной работы, в должностные обязанности которых входят вопросы организации патриотического воспитания работников УИС и курсантов образовательных учреждений. С данными категориями руководителей и сотрудников УРЛС ФСИН России проводит семинары, организационно-методические сборы, курсы повышения квалификации, организует обмен опытом, стажировку в центральном аппарате. В системе патриотического воспитания работников УИС Управление по работе с личным составом ФСИН России сосредоточило свои усилия на следующих основных направлениях: информационно-пропагандистское обеспечение, совершенствование содержания культурно-досуговой работы, нравственно-эстетического и физического воспитания, повышение эффективности проводимой работы на результаты служебной деятельности, совершенствование системы патриотического воспитания и воспитательной работы с работниками УИС <2>. ——————————— <2> Гонцов Б. В. Практика работы органов и учреждений уголовно-исполнительной системы по патриотическому воспитанию личного состава: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «Патриотизм народов России: традиции и современность», 6 — 7 ноября 2007 г. Российский государственный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации. М., 2007. С. 265.

Эта работа проводится ФСИН России во взаимодействии с российским организационным комитетом «Победа», Росвоенцентром при Правительстве Российской Федерации, который является застрельщиком этой работы. Организовано также взаимодействие с другими министерствами и ведомствами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и социальной защиты, ветеранскими организациями, что наиболее ярко проявилось в ходе реализации Программы по популяризации государственных символов России и патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В Концепции воспитания работников уголовно-исполнительной системы отмечается, что основными направлениями патриотического воспитания работников являются: формирование активной гражданской позиции личности работника, позволяющей ему эффективно решать государственные задачи; наращивание морального духа на основе героических традиций народов России и УИС, творческое использование воспитательного потенциала различных религиозных конфессий <3>. ——————————— <3> Концепция воспитания работников уголовно-исполнительной системы. План мероприятий по реализации Концепции воспитания работников уголовно-исполнительной системы на 2006 — 2010 годы. ФСИН России. М., 2005. С. 4.

Руководством ФСИН России, Управлением по работе с личным составом уделяется большое внимание вопросам поднятия престижа службы, популяризации ее символов. Ведется систематическая работа по реализации Программы мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 г. Инициативы по совершенствованию и упорядочению официальных символов ФСИН России, сохранению и развитию исторических традиций находят поддержку на самом высоком уровне. Указом Президента Российской Федерации учреждены эмблема и флаг Федеральной службы исполнения наказаний. Над всеми управлениями территориальных органов и образовательных учреждений УИС в торжественной обстановке поднят флаг ФСИН России. Торжественное размещение флагов ФСИН России проходило в ГУФСИН, УФСИН России по Сибирскому федеральному округу, Республике Адыгея, Архангельской, Белгородской, Калужской, Кировской, Костромской, Магаданской, Орловской, Пермской, Свердловской, Челябинской, Еврейской автономной областях. Сейчас разрабатываются проекты знамен территориальных органов и образовательных учреждений, организация их изготовления для вручения учреждениям и органам. В соответствии с Программой мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 г. ежегодно проводится в период 9 мая — 12 июня месячник праздничных и культурно-просветительских мероприятий, посвященных государственным символам России и Дню России. Традиционным стало участие сводных батальонов территориальных органов и образовательных учреждений в парадных расчетах 9 Мая. Память о сотрудниках УИС, героически ушедших из жизни, священна. В Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Екатеринбурге, Курске, Нальчике, Перми, Пензе, Ростове и ряде других республиканских и областных городов в память сотрудников, погибших в борьбе с преступниками, открыты мемориальные центры. Их именами названы школы и подразделения, где они учились и проходили службу. Всего в территориальных органах установлено около 400 мемориальных пунктов и досок <4>. ——————————— <4> Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2008. N 9. С. 17.

Примером проявления гражданской зрелости стало возведение на добровольные пожертвования работников УИС в подмосковном Дзержинске храма во имя преподобного Пимена Угрешского на территории Николо-Угрешского монастыря, увековечившего память о сотрудниках уголовно-исполнительной системы, погибших при исполнении служебного долга. Возведенный храм — не только объект культового назначения, но и памятник в честь погибших товарищей, где на мемориальных досках, укрепленных на его стенах, сохранены их фамилии <5>. ——————————— <5> Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2008. N 9. С. 17.

Воспитание работников осуществляется на основе многовековых нравственных устоев, традиций УИС, патриотизма и уважительного отношения к народам и народностям многонационального Российского государства, лучших произведений отечественной и мировой культуры. При этом учитываются исторический опыт, современное состояние, проблемы и тенденции развития российского общества. Руководством ФСИН России утверждены Методические рекомендации для организации взаимодействия с региональными и местными органами власти в целях исполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы». В них отмечается, что основной целью организации взаимодействия является совершенствование системы патриотического воспитания, формирования у работников УИС высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению служебных обязанностей. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: — продолжить создание системы патриотического воспитания, совершенствование ее нормативно-правовой и организационно-методической базы; — шире привлекать к участию в патриотическом воспитании представителей органов власти, общественные организации (объединения), научные учреждения, отдельных граждан; — проводить научно обоснованную организацию и пропагандистскую деятельность в целях дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России <6>. ——————————— <6> Методические рекомендации для организации взаимодействия с региональными и местными органами власти с целью исполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. N 422. С. 2.

Взаимодействие учреждений и органов УИС с региональными и местными органами власти осуществляется по следующим направлениям: — совершенствование процесса взаимодействия по исполнению Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы», развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания, координация деятельности учреждений и органов УИС с общественными организациями (объединениями) в интересах патриотического воспитания работников УИС, информационное обеспечение в области патриотического воспитания, совместное выполнение задач, вытекающих из Программы, реализация органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации части полномочий органов и учреждений УИС и реализация органами и учреждениями УИС части полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части выполнения Программы. УРЛС ФСИН России положительно оценивает организацию этой работы в Республике Башкортостан, Пермском крае, Владимирской, Курской, Рязанской, Самарской, Иркутской и др. областях. Все это создает хорошую нормативно-правовую и методическую основу для сосредоточения усилий в общей системе патриотического воспитания молодых сотрудников и в целом работников УИС. В УИС немало сотрудников, показывающих пример самоотверженной службы, проявляющих смелость и решительность при исполнении служебного долга. Для них подвиг стал нормой, а самоотверженность — делом чести. На них должны равняться молодые сотрудники. За героизм, проявленный при освобождении заложников, защите целостности Российского государства, восьмерым сотрудникам присвоено высокое звание Героя России, более трех тысяч награждены орденами и медалями <7>. Героями России, отдавшими жизнь за свою страну, освобождение заложников, стали спецназовцы: майор внутренней службы А. Сергеев, капитан внутренней службы Т. Г. Сиразетдинов, старший лейтенант внутренней службы С. А. Багаев, старший лейтенант внутренней службы И. И. Закиров, лейтенант внутренней службы В. К. Широков, младший лейтенант внутренней службы А. Ю. Ширяев. Есть и ныне здравствующие герои: полковник внутренней службы В. А. Петухов, полковник внутренней службы в запасе А. Н. Махонин <8>. ——————————— <7> Преступление и наказание. 2006. N 6. С. 35. <8> Преступление и наказание. 2006. N 6. С. 53; см. также: Во имя жизни, мира и добра. Участие сотрудников УИС в антитеррористической операции в Республике Дагестан и Чеченской Республике в 1998 — 2000 гг. (к 10-летию спецназа УИС).

Молодые сотрудники уголовно-исполнительной системы должны знать, что героическое прошлое нашей страны — наша гордость. В подвигах великих людей мы черпали силы для современной жизни и службы. Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Павел Нахимов, Георгий Жуков незримо всегда с нами <9>. Изучение и знание отечественной истории активно способствует патриотическому воспитанию. Известно, что исторический опыт помогает нам продвигаться в будущее. ——————————— <9> Русские победы. История России. М., 2006.

В УФСИН России по Удмуртской Республике стало традицией проводить торжественный ритуал принятия присяги молодыми сотрудниками в присутствии почетных гостей и ветеранов уголовно-исполнительной системы у Вечного огня славы в г. Ижевске. Парадные расчеты сотрудников приняли участие в парадах, посвященных празднованию годовщины победы советского народа в Великой Отечественной войне, в городах Ростов-на-Дону, Пермь, Рязань и других регионах страны. Наряду с совершенствованием традиционных форм культурно-просветительской и культурно-досуговой работы продолжается деятельность по созданию новых ритуалов, традиций, что способствует формированию нового имиджа сотрудника современной пенитенциарной системы, служит закреплению на службе молодого поколения, формированию у работников твердой патриотической позиции и профессиональных качеств. Церемонии торжественного принятия присяги, вручения служебного удостоверения, вручения первых погон, вручения крапового берета и т. д. — стали весомой частью практики воспитания сотрудников в большинстве территориальных органов и образовательных учреждений. В ГУФСИН России по Самарской области в каждом учреждении и подразделении создан свой гимн. Как правило, занятия по общественно-государственной подготовке, информирование личного состава, лекции, беседы, встречи с представителями ветеранских и общественных организаций, культуры и искусства, организация культурного досуга работников и членов их семей проводятся в комнате воспитательной работы, которая является центром воспитательной и информационно-пропагандистской работы, патриотического воспитания (ГУФСИН, УФСИН России по Республикам Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Краснодарскому, Пермскому краям, Астраханской, Кемеровской, Мурманской, Нижегородской, Орловской, Пензенской и других областей). В рамках Программы патриотического воспитания граждан Ульяновской области на протяжении ряда лет УФСИН области налажено тесное взаимодействие с аппаратом правительства Ульяновской области и отделом по взаимодействию с силовыми структурами администрации области. Участие сотрудников УИС в военных парадах в ознаменование годовщины победы советского народа в Великой Отечественной войне, других общественно значимых и массовых мероприятиях кроме дисциплинирующего имеет большое воспитательное значение для сплочения служебных коллективов. Это хорошо понимает руководство ГУФСИН, УФСИН России по республикам Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Хакасия, Чувашия, Пермскому краю, Белгородской, Калининградской, Омской, Ростовской, Смоленской, Челябинской, Свердловской, Ульяновской областях, Ханты-Мансийскому АО, Академии права и управления, Воронежского института ФСИН России, подготовившее парадные «коробки» своих управлений для участия в парадах, посвященных годовщине Великой Победы, и с успехом справившихся с этой высокой миссией. С 2007 г. уже пять территориальных органов и образовательных учреждений, восемнадцать сотрудников и ветеранов УИС за большой вклад в развитие системы патриотического воспитания граждан России, в реализацию государственной и региональных программ патриотического воспитания, отличие в патриотической деятельности были награждены почетным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации» и памятной медалью «Патриот России». Примером формирования у личного состава патриотических качеств, привития любви и гордости к избранной профессии служит сложившаяся во Владимирском юридическом институте ФСИН России система церемониальных мероприятий: ежегодное празднование дня образования учебного заведения; дня выпускника; приведение к присяге, вручение служебных удостоверений, проведение дня ветеранов — 1 октября, ежедневное поднятие флага и исполнение гимна Российской Федерации. На территории вуза открыт мемориал Александра Невского, с отдания почести которому начинаются все институтские мероприятия. Большая патриотическая работа проводится курсантами и преподавателями вуза на территории Владимирской области и за ее пределами. Выступление творческого коллектива курсантов Владимирского юридического института с литературно-музыкальной композицией «Будем жить!» покорила сердца и души ветеранов и всех участников вечера, посвященного 15-летию отделов спецназа УИС России. Вокальная группа «Фемида» стала победителем городского конкурса патриотической песни «С любовью к России», завоевала звание лауреата второй степени на IX Международном конкурсе армейской песни «Виват, Победа!», проходившем в г. Зеленограде Московской области. Деятельность института по патриотическому воспитанию граждан высоко отмечена Росвоенцентром при Правительстве Российской Федерации. В целях патриотического воспитания активно используются 54 культурных центра, 86 ансамблей песни и пляски, 198 музеев, 1162 комнаты воспитательной работы, 805 уголков истории, 226 клубных учреждений, около 500 библиотек. Патриотическое воспитание ведется: — с использованием индивидуальных и коллективных бесед; — путем организации различных видов информирования работников, лекций, вечеров вопросов и ответов, научно-практических конференций, тематических вечеров, диспутов, круглых столов, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, боевых действий, службы УИС; — посредством экскурсий, походов по историческим местам и местам боевой славы; — через работу клубов по интересам; кружков художественной самодеятельности, занятий в музеях, комнатах истории подразделений и др. В учреждениях и органах УИС пристальное внимание уделяется деятельности советов ветеранов, жизни и быту ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, им постоянно оказывается материальная и финансовая помощь, содействие в решении бытовых проблем. Советы ветеранов, в свою очередь, принимают активное участие в воспитании молодых сотрудников, в праздничных мероприятиях, проводимых для работников УИС, в экскурсиях по местам боевой и трудовой славы, тематических вечерах, торжественных ритуалах принятия сотрудниками присяги. В преддверии Дня Победы организуются акции по возложению цветов к могилам погибших солдат, торжественные приемы у руководителей различного ранга. Например, в 2008 г. по случаю Дня защитника Отечества в Москве на Поклонной горе состоялась символическая встреча трех поколений, в которой приняли участие около ста человек, среди которых были ветераны, молодые сотрудники ФСИН России, курсанты кадетского училища. После возложения цветов к обелиску Победы и торжественной части в зале музейного комплекса состоялся праздничный концерт. Выполнение руководящими кадрами учреждений и органов УИС своих многообразных организаторских и воспитательных функций во взаимодействии с коллективом сотрудников, общественными организациями позволяет использовать демократические начала в работе по формированию патриотического сознания сотрудников, мотивации антикоррупционного поведения. Руководитель учреждения, органа УИС по многим объективным причинам заинтересован в целенаправленном формировании у сотрудников высоких патриотических чувств, недостающих или недостаточно развитых, но так необходимых современному работнику. На это руководителей нацеливают и требования Приказа ФСИН России N 390 2006 г., возложившего персональную ответственность за организацию и проведение воспитательной работы на начальников учреждений и органов ФСИН России. В современный период основными задачами патриотического воспитания сотрудников уголовно-исполнительной системы являются: изучение истории Российского государства и народов, его населяющих; воспитание у работников любви к многонациональной Родине; формирование у личного состава глубокого понимания необходимости ее защиты от нападений извне; разъяснение необходимости решительной борьбы с преступностью, четкого исполнения отбывания уголовных наказаний, личной ответственности каждого сотрудника в этом важном государственном деле; воспитание потребности жить в мире и в дружбе со всеми народами, чувства добрососедства, уважения к национальным и историческим особенностям каждой национальности; пропаганда примеров героизма и мужества сотрудников УИС, образцового исполнения служебного долга; изучение 130-летней истории уголовно-исполнительной системы, своего коллектива СИЗО, тюрьмы, воспитательной колонии, колонии-поселения, больницы, его служебного пути и на этой основе воспитание у работников верности традициям УИС, стремления приумножать их; обеспечение преемственности поколений, постоянная забота о ветеранах уголовно-исполнительной системы, семьях погибших сотрудников. Повышение эффективности государственной службы невозможно решить без качественного улучшения воспитательной работы среди личного состава, основой которой является патриотическое воспитание.

——————————————————————