Нужна четкость

(Анганзоров О.)

(«Законность», 2009, N 9)

НУЖНА ЧЕТКОСТЬ

О. АНГАНЗОРОВ

Анганзоров О., Братский транспортный прокурор.

Учитывая специфику и структуру региональных следственных управлений на транспорте Следственного комитета при прокуратуре РФ при осуществлении транспортным прокурором надзора за исполнением федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ) следователям следственных отделов, расположенных в пределах территории обслуживания, возникает проблема в связи с отсутствием в ведомственных приказах четкой проработки действий указанных линейных следователей при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

На практике возникает ситуация, когда должностные лица одного следственного отдела могут быть поднадзорны различным транспортным прокурорам, в то время как учет, регистрация сообщений о преступлениях осуществляются по месту дислокации следственного отдела и надзор за исполнением федерального закона при учете, регистрации сообщений о преступлениях осуществляет надзирающий за данным отделом транспортный прокурор. Линейные же следователи с дислокацией в других городах могут быть поднадзорны другим транспортным прокурорам, которые, в свою очередь, надлежащим образом не могут обеспечить надзор за исполнением законов при приеме, учете и регистрации сообщений о преступлениях и в связи с нахождением, в соответствии с Приказом первого заместителя Генерального прокурора РФ от 7 сентября 2007 г. N 14, талонов-уведомлений и Книги регистрации сообщений о преступлениях в следственном отделе и отсутствием их у линейных следователей. Приказом не предусмотрено заведение линейными следователями иных документов, журналов и книг по приему, учету, регистрации сообщений о преступлениях. Так, Иркутский следственный отдел Восточно-Сибирского управления на транспорте СК при прокуратуре РФ, который дислоцируется в Иркутске и в котором находятся талоны-уведомления и Книга регистрации сообщений о преступлениях, поднадзорен Иркутскому транспортному прокурору, в то время как линейные следователи поднадзорны еще четырем другим транспортным прокурорам (Осетровскому, Тайшетскому, Нижнеудинскому, Байкало-Ангарскому). Например, следователь с дислокацией в г. Братске поднадзорен Братскому транспортному прокурору.

Приказом от 7 сентября 2007 г. N 14 утверждена Инструкция о едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в системе Следственного комитета при прокуратуре РФ, согласно п. 16 которой должностное лицо, принявшее сообщение о преступлении, обязано выдать заявителю под роспись талон-уведомление. Затем незамедлительно зарегистрировать в Книге регистрации сообщений о преступлениях (КРСП), однако, как это должно осуществляться на практике, не понятно, если КРСП и бланки талонов-уведомлений находятся в следственном отделе (СО), например в Иркутске, за 700 км от места дислокации следователя. Пункт 22 Инструкции обязывает должностное лицо зарегистрировать в течение 3-х часов принятое им сообщение о преступлении в КРСП путем направления информации в СО по различным каналам связи. Однако порядок выдачи в такой ситуации талонов-уведомлений, которые находятся в СО, Инструкция не определяет.

Не определяет она и регламент конкретных действий и полномочия линейного следователя при поступлении сообщения о преступлении (за исключением общих п. п. 21, 22, 34), не установлен перечень книг и документов по учету сообщений о преступлениях указанными следователями, которые могли бы служить подтверждением деятельности следователя при поступлении сообщения к нему для разрешения (учитывая отдаленность от СО), не установлены сроки его разрешения, которые могли бы служить объектом проверки соответствующих надзирающих транспортных прокуроров. Также детально не разработан алгоритм действий руководителя следственного органа (РСО) по направлению сообщения о преступлении линейному следователю, сроки направления, так как подчас материал может пересылаться от заявителя к РСО и от РСО к следователю в течение 10 — 15 дней (в то время как сообщение уже зарегистрировано в КРСП и 3-суточный срок разрешения уже истек), тем самым утрачивается оперативность разрешения сообщений, тем более когда необходимость в подключении следователя СО к проверке в порядке ст. 144 УПК по тяжким и особо тяжким преступлениям может возникать с момента первоначального обращения заявителя в любой правоохранительный орган, в том числе непосредственно к РСО. Механизм подключения следователя к проверке последних сообщений также отсутствует.

Наличие п. п. 21, 22, 34 и т. д. Инструкции, регламентирующих общие действия линейного следователя по приему и регистрации сообщений о преступлениях, не снимает проблемы относительно регистрации сообщений, поступивших непосредственно на имя линейного следователя. Так, не ясно, что является точкой отсчета указанного в п. 22 Инструкции трехчасового периода, если у линейного следователя отсутствуют какие-либо регистрационные журналы и книги, т. е. момент поступления такого сообщения у него нигде не отражается.

Конечно, все вышеуказанные вопросы не могут быть оговорены в Инструкции о едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в системе Следственного комитета при прокуратуре РФ, так как она является типовой для региональных следственных управлений. И поэтому эти вопросы должны разрешаться при подготовке аналогичных инструкций или приказов в региональных следственных управлениях либо в распоряжениях руководителей следственных отделов региональных следственных управлений.

——————————————————————