Адвокат-доверитель: возникновение отношений

(Володина С. И.) («Адвокатская практика», 2009, N 6)

АДВОКАТ-ДОВЕРИТЕЛЬ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ

С. И. ВОЛОДИНА

Володина С. И., адвокат АПМО, доцент, директор Института адвокатуры МГЮА (s. volodina@bk. ru).

Статья освещает весьма актуальный вопрос — способность адвоката правильно выстроить взаимоотношения со своим доверителем. Отмечается, что профессионализм, умение держать позицию, готовность к состязательности, последовательность, гибкость мышления и доброжелательность способны обеспечить успех профессиональной коммуникации. Одним из важнейших аспектов деятельности адвоката на всех этапах оказания квалифицированной юридической помощи является способность правильно выстроить взаимоотношения со своим доверителем. При анализе этого профессионального или любого другого, а также межличностного общения выделяются его обязательные аспекты: «коммуникация» (обмен информацией между людьми), «социальная перцепция» (восприятие и понимание человека человеком), «интеракция» (взаимодействие). При том что все эти аспекты лежат в основе общения, важнейшим все равно является восприятие и понимание человека человеком. В. М. Рогинский справедливо отмечает, что общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Способность к комфортному общению всегда считалась важнейшим человеческим качеством. Способность к профессиональному общению — необходимая компетентность в любой сфере, но особенно в профессии адвоката. Трудно переоценить значение этого качества, когда от этого зависят судьба или имущественные претензии доверителя. Отечественные исследователи (Н. В. Кузьмина, А. Я. Никонова, Н. А. Аминов, Л. М. Митина и др.) к таким качествам относят: оптимальный уровень интеллектуального развития, гибкость и конвергентность мышления, активность, высокий темп реакции, лабильность, эмоциональная устойчивость, высокий и устойчивый уровень саморегуляции и т. д. Сами адвокаты отмечают такие необходимые качества для успешного общения: внимательность, корректность, умение правильно понимать другого человека. Понятие «доверитель» происходит от слова «доверие», в психологической науке отмечается, что «понятие доверия, являясь достаточно сложным и многоплановым, до сих пор не введено в контекст общей системы психологического знания» <1>. Значение слова «доверие» имеет много очевидных синонимов, таких как вера, искренность, открытость, зависимость и т. д. Изучению доверительного общения в контексте межличностных отношений уделялось и уделяется большое внимание. Доверие между людьми как компонент «психологической дистанции» активно исследуется А. Б. Купрейченко. Она в своей книге «Нравственно-психологическая регуляция экономической активности» разработала достаточно уникальную методику измерения доверия личности другим людям. Основой предлагаемой ею методики являются ведущие компоненты феномена доверия — это предсказуемость, надежность, единство. Пытаются ответить на этот вопрос и практикующие адвокаты, понимая значимость этого явления. Сложность решения этой задачи в том, что доверие должно возникнуть у адвоката и подзащитного. И эта «дистанция» то уменьшается, то увеличивается. Но происходит это по определенным законам. ——————————— <1> Зинченко В. П. Психология доверия // Вопросы философии. 1998. N 7. С. 83.

Другой исследователь этой проблемы психолог В. С. Сафонов выделяет другие три основные функции доверия. Первая функция им обозначена как «функция обратной связи в процессе самопознания личности» <2>. Рассмотрим, как эта функция работает при общении и с доверителем. ——————————— <2> Сафонов В. С. Особенности доверительного общения: Дис. канд. пед. наук. М., 1978. С. 92.

Подзащитный в процессе доверительного общения получает от адвоката обратную связь на свои проблемы, трудности, переживания и, наконец, чувства. Он получает принципиально значимую для себя правовую и личностную информацию, которую можно систематизировать следующим образом: а) справки по законодательству, куда включаются прежде всего процессуальные особенности положения обвиняемого или подозреваемого, анализ предполагаемого или предъявленного обвинения, судебная практика по аналогичным составам; б) предварительные прогнозы по конкретному обвинению; в) задачи защиты; возможные варианты защитительной позиции, их особенности и преимущества; возможные способы реализации позиции; г) лично значимая информация для подзащитного (о здоровье, семье и бизнесе); д) информация об адвокате и адвокатской тайне (стаж, опыт ведения аналогичных дел, правовой режим и защищенность адвокатской тайны). Подзащитный соизмеряет получаемую информацию со своими представлениями, собственными мыслями и чувствами, а главное — внутренними прогнозами. Анкетирование показало, что оценивает доверитель эту информацию с точки зрения интуитивного (верю — не верю) доверия к защитнику. Вторая функция, разработанная В. С. Сафоновым, получила название «психологическое облегчение» <3>. ——————————— <3> Там же. С. 192.

Эта функция доверия заключается в том, что после раскрытия адвокату своих проблем и мотивов наступает момент психологического облегчения для того, кто был внимательно выслушан и правильно понят человеком, который может решить его проблемы. Доверитель начинает надеяться на помощь защитника. Рассмотрим третью функцию — это «функция углубления взаимоотношений». Главная идея этой функции состоит в том, что доверительное отношение приводит к желанию не только взаимодействовать, а главное — решать свои проблемы, дальше общаться по этой проблеме только со своим адвокатом. У доверителя возникает чувство защищенности. 60% доверителей по уголовным делам берут второго или третьего адвоката. 35% доверителей меняют адвоката на другого или других защитников. Безусловно, это картина дел по соглашению. Причин отказа от защитника две — «отсутствие профессионального и личного доверия». Причем обе ставятся на первое место. В результате выполненных исследований психолог Б. Дано пришел к выводу, что на возникновение доверия влияет прежде всего репутация конкретной личности (общение в прошлом с кем-то либо личный опыт общения с ним). Не случайно почти все наши доверители обращаются к адвокату только по рекомендации, которой они доверяют. 100% опрошенных граждан сказали, что в случае необходимости искали бы адвоката только по рекомендации. При этом 85% сказали, что рекламе не доверяют. Другой не менее интересный исследователь П. Коллок считает, что ситуация риска, т. е. та ситуация, которая имеет опасность, требует проявления доверительности между людьми <4>. Именно в такой опасности находятся наши подзащитные. ——————————— <4> Журавлева Л. А. Связь общительности и доверия к людям: Дис. канд. пед. наук. М., 1978. С. 99.

Сопоставим полученные результаты с исследованием П. Н. Шихирева «Этические принципы ведения дел в России». Он приводит условия, которые способствуют установлению доверия в деловых отношениях. И наши результаты оказываются очень соотносимыми. Бесспорно, что адвокат, который хочет, чтобы ему доверяли подзащитные, должен проявлять на деле следующие качества: 1. Порядочность — должен иметь репутацию абсолютно честного и верного своему слову и делу человека. 2. Профессиональную компетентность — должен обладать специальными знаниями и навыками межличностного общения, необходимыми для выполнения взятых на себя обязательств. Он должен обладать бесспорным профессиональным авторитетом. 3. Последовательность — должен быть понимаемым, надежным, предсказуемым и проявлять здравый смысл в различных ситуациях. 4. Лояльность — должен быть доброжелательным. 5. Открытость — должен иметь готовность свободно объяснять и делиться информацией и принятыми решениями. На уровне более общих социальных отношений и структур психолог Л. А. Журавлева выделяет четыре основных фактора, обусловливающих формирование доверия. Среди них я особенно хочу выделить «психологическое, личностное сходство, общность разделяемых социокультурных норм и ожиданий, правил и стандартов поведения». Это феномен социального родства, который позволяет наиболее эффективно достигнуть необходимого доверия. К факторам, препятствующим или разрушающим доверие, она относит фактически противоположные, полярные качества: 1. Человек непорядочный не будет вызывать доверие. 2. Тот, кто необязателен, непоследователен, не умеет держать слово. 3. Ненадежность и предвзятость в отношениях с другими. 4. Нелояльность, неприветливость. 5. Закрытость, неумение представлять и делиться целями, задачами, принятыми решениями и информацией с другими. Обладая одним из этих качеств и демонстрируя его, адвокат не успешно вступит в профессиональную коммуникацию, что бесспорно помешает решить поставленную пред ним профессиональную задачу. Однако доверие, как и восприятие, в деловых отношениях имеет последовательные фазы своего развития. С момента делового знакомства отношения проходят три основные стадии. Фаза расчета. На этом этапе доверитель сверяет свои предположения, ожидания с реальностью. У него есть практическая проблема, которую необходимо наиболее эффективно решить. Он соотносит все плюсы и минусы. Если этот этап пройден успешно, наступает вторая стадия. Фаза информации. Здесь в первую очередь имеют значение опыт общения, ценность и понятность информации, а главное — ее практическая направленность. Фаза тождества. На этом этапе цели по достижению желаемого результата уже общие. Адвокат и доверитель понимают друг друга. Доверитель уверен в советах и конкретных действиях своего адвоката. Адвокат уверен в искренности своего доверителя. «Несмотря на то что фазы развития доверия последовательно связаны друг с другом, это не означает их автоматический переход. Чаще всего доверие прерывается в самом начале. Различным может быть и темп перехода из одной фазы и другую. Она зависит от большого числа объективных и субъективных факторов» <5>. ——————————— <5> Шихирев П. Н. Этические принципы ведения дел в России. М.: Финансы и статистика, 1999. С. 115.

Исследователь этой проблемы Л. А. Журавлева разделяет точку зрения И. Олтмена и О. Тейлора о том, что важным элементом доверительных межличностных отношений является взаимное получение тех ожиданий, которые являются значимыми для каждого из партнеров <6>. Чувства доверия и недоверия являются фундаментальными чувствами, которые определяют дальнейшее развитие всех других видов отношений личности к миру, себе и другим людям <7>. ——————————— <6> См.: Журавлева Л. А. Связь общительности личности и доверия к людям: Дис. канд. пед. наук. М., 2004. С. 27. <7> См.: Там же. С. 33.

Психологический контакт определяется И. А. Зимней как общность психического состояния, вызванная и вызывающая взаимопонимание в совместной деятельности, связанная с обоюдной заинтересованностью и доверием друг другу сторон взаимодействия <8>. Значит, необходимо не просто поставить себе цель добиться возникновения доверия, но и понимать, какие этапы существуют, какие шаги необходимо предпринять для реализации этой задачи. ——————————— <8> См.: Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2002. С. 43.

Подзащитный доверяет адвокату, а главное — видит в нем профессионала, если он: — явно для него компетентен в области передаваемой профессиональной информации; — ясно и понятно излагает возможные варианты разрешения правовой ситуации; — проявляет понятные, прогнозируемые и позитивные намерения. Доказано, что доверительность в общении возрастает, если: — проявлять истинно теплое и доброжелательное намерение и отношение; — демонстрировать свою компетентность в сфере обсуждаемого вопроса; — уметь убедительно, доказательно излагать свои мысли <9>. ——————————— <9> См.: Буртовая Н. Б. Коммуникативная компетентность личности и социально-психологические факторы ее развития: Дис. канд. психол. наук. Томск, 2004. С. 54.

Проведенный опрос дал интересную картину: 95% опрошенных обвиняемых, которых защищали адвокаты по назначению, сообщили, что после первого контакта доверия к адвокату не возникло. Однако иначе обстоит дело у подзащитных, чьи интересы представляют адвокаты по соглашению. О невозникновении доверия сообщили только 15% опрошенных. Интересно, что у первой группы подзащитных после прений сторон только у 40% так и не возникло доверия. А у второй результат обратный — неоправданные ожидания оказались уже у 35% подзащитных. Цифры легко объясняются: во-первых, при первой встрече адвоката по назначению у него, как правило, нет цели понравиться подзащитному, и во-вторых, за гонорар ожидания и требования всегда выше. Человек, умеющий быстро и оперативно реагировать на то, как воспринимаются и понимаются его слова, имеет больше шансов повысить эффективность своего общения с партнером <10>. Это обязательное качество для адвоката, он обязан хорошо понимать и умело применять законы человеческого общения. ——————————— <10> См.: Мелибурда Е. Я. Я — Ты — Мы: психологические особенности общения. М.: Прогресс, 1986. С. 152.

Исследование и опыт работы показывают, что профессионализм, умение держать позицию, готовность к состязательности, последовательность, гибкость мышления и доброжелательность способны обеспечить успех профессиональной коммуникации.

——————————————————————