Оказание бесплатной правовой помощи в Японии в соответствии с Законом о всесторонней юридической поддержке (сравнительный анализ с законодательством России)

(Боровик И. Е.) («Адвокат», 2010, N 11)

ОКАЗАНИЕ БЕСПЛАТНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ В ЯПОНИИ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ О ВСЕСТОРОННЕЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИИ)

И. Е. БОРОВИК

Адвокат коллегии адвокатов «Яртых и коллеги» Адвокатской палаты Московской области И. Е. Боровик проводит сравнительный анализ законодательства и правоприменительной практики России и Японии по вопросу об оказании гражданам бесплатной юридической помощи и приходит к неутешительным выводам. Российское законодательство недостаточно полно определяет случаи, когда юридическая помощь должна оказываться бесплатно, и не на рыночных принципах, по сравнению с законодательством Японии, где установлен значительно более широкий круг лиц, имеющих право на получение квалифицированной юридической помощи адвоката, а главное, создан реально работающий и доступный гражданам механизм оказания такой помощи.

Ключевые слова: адвокат, юридическая помощь, малоимущие граждане, государственная юридическая помощь, лица без гражданства, гарантии защиты, квалифицированная помощь.

Rendering of a free-of-charge legal aid in Japan according to the comprehensive legal support Law (the comparative analysis with the legislation of Russia) I. E. Borovik

The law of Japan «About comprehensive legal support» has designated the overall objective formation of «a free and fair society», and also has proclaimed such principle of construction of a society in which the information and the services connected with the permission of legal disputes, should be equally accessible to all Japanese citizens in territory of the country. The lawyer of the Bar Association «Yartykh and colleagues» of the Moscow Regional Bar Chamber I. E. Borovik spends the comparative analysis of the legislation and practice of law’s application of Russia and Japan concerning rendering to citizens of a free-of-charge legal aid and comes to unconsoling conclusions. The Russian legislation not full enough defines cases when the legal aid should be given a free-of-charge and not on market principles, in comparison, for example, with the legislation of Japan where the wide range of the persons having the right in order to receive the qualified legal aid of the lawyer is established considerably more and the main, mechanism of rendering of such aid really working and accessible to citizens is created.

Key words: the lawyer, legal aid, poor citizens, the state legal aid, persons without citizenship, guarantees of defence, the qualified aid.

Закон о Всесторонней юридической поддержке в Японии был принят в 2004 г. как один из ключевых компонентов правовой реформы, главной целью которой является расширение доступа к юридическим службам. Закон провозгласил принцип построения общества, в котором информация и службы, связанные с разрешением правовых споров, должны быть равно доступны всем гражданам Японии на территории страны. Цель Закона провозглашена в его статье 1: формирование «свободного и справедливого общества», обеспечение тех основных принципов, на которых «основывается деятельность японского национального правительства» и органов власти. Принятие рассматриваемого Закона положило начало деятельности такой организации, как Хоутэрасу — Японский центр правовой поддержки. Он был учрежден в октябре 2006 г. как независимый административный институт, и офисы Центра были открыты по всей стране вблизи расположения окружных судов, где очевидно ощущалась нехватка адвокатов. Данный Центр является основной организацией, осуществляющей всестороннюю юридическую поддержку японских граждан, а также иностранных граждан, законно пребывающих на территории Японии. В качестве основных видов деятельности Центра Закон закрепляет следующие: учреждение систем всесторонней юридической поддержки, в том числе для упрощения использования судебных решений и других систем при урегулировании споров; помощь в получении услуг адвокатов, назначенных по закону, и услуг представителей таких профессиональных юридических корпораций, как нотариусы, судебные эксперты, специалисты (т. е. есть лица, не являющиеся адвокатами, но уполномоченные на практике участвовать в решении правовых вопросов). Также Закон особо указывает на необходимость поддержки доступности для граждан информации, связанной с правовыми вопросами, как в сфере уголовных, так и гражданских дел (статья 2). С этой целью Центр предоставляет информацию, касающуюся практики судебных решений и иных систем урегулирования споров; сведения о деятельности адвокатов, назначаемых по закону; профессиональных юридических корпораций, судебных экспертов, специалистов, информацию о деятельности местных ассоциаций адвокатов и Японской федерации ассоциаций адвокатов, для того чтобы каждый человек мог легко и быстро сориентироваться, куда ему следует обращаться в конкретной ситуации (статья 3 Закона). Особо отмечается необходимость осуществления всесторонней юридической поддержки лиц с ограниченными возможностями с тем, чтобы обеспечить и облегчить им доступ к судопроизводству по гражданским, семейным или административным делам (статья 4 Закона). Центр обеспечивает правовую поддержку подозреваемых, обвиняемых <1> (в соответствии с УПК Японии N 131 1948 г.), несовершеннолетних (Закон о защите несовершеннолетних N 168 1948 г.) и потерпевших (ст. 5 Закона о защите потерпевших от преступлений N 75 2000 г.). В последнем случае речь идет о правовой поддержке потерпевших (статья 6 Закона) и членов их семей, т. е. лиц, которые получили телесные повреждения при совершении преступления, а также их супругов, линейных родственников, братьев, сестер. ——————————— <1> Право каждого обвиняемого по уголовному делу на быстрое и открытое разбирательство его дела беспристрастным судом и на получение бесплатной юридической помощи гарантировано статьями 32 — 34 Конституции Японии.

Если в результате совершенного преступления человек умер либо ему был причинен существенный физический или психический вред, Центр принимает активное участие в уголовном судопроизводстве для того, чтобы обеспечить полное использование всех систем получения компенсаций за причиненный вред либо иным образом способствовать облегчению страданий потерпевшего и членов его семьи. Для успешной реализации вышеозначенных целей на практике, Японский центр сотрудничает (статья 7 Закона) с национальным правительством, местными органами власти, местными ассоциациями адвокатов, Японской федерацией ассоциаций адвокатов, ассоциациями судебных экспертов и специалистов и другими организациями, предоставляющими юридическую помощь потерпевшим и членам их семей, а также лицам пожилого возраста (более 70 лет — часть 2 статьи 37 УПК Японии N 131 1948 г.) и нетрудоспособным. Таким образом, деятельность Японского центра правовой поддержки организована по следующим основным направлениям: 1. Информационные службы. Помимо оказания юридической помощи в виде консультации людям, обратившимся в офис, Центр также предоставляет правовую информацию в свободном доступе по телефону и в сети Интернет. В базе данных Центра хранится общедоступная контактная информация об ассоциациях адвокатов, нотариусов, местных правительственных и судебных организациях и других институтах, что позволяет пользователю быстро найти наиболее подходящего в его правовой ситуации адресата. 2. Службы гражданской правовой помощи. Центр оказывает правовую помощь по гражданским делам и предоставляет бесплатные консультации и «ссуды», покрывающие расходы на адвокатов тем людям, которым требуется юридическое сопровождение специалиста, но по экономическим причинам они не способны оплатить адвокатские и судебные издержки. 3. Юридические службы для районов с «нехваткой адвокатов». Центр координирует свою работу с местными ассоциациями адвокатов для поддержания деятельности адвокатских офисов и назначает адвокатов на работу в те районы страны, которые особенно страдают от нехватки адвокатов. 4. Юридические службы, связанные с деятельностью назначаемых судом адвокатов для подозреваемых и обвиняемых. Согласно Закону о всесторонней юридической поддержке, Центр, действуя совместно с Японской ассоциацией адвокатов, обеспечивает систему публичной защиты подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления. Эта система основана на введенном в японской адвокатуре принципе «адвокатской обязанности» — тобан бенгоси, то есть обязанности вести уголовные дела по назначению и дополнительно также оказывать правовую помощь не только обвиняемым, но и подозреваемым. 5. Служба правовой поддержки потерпевших. Центр правовой поддержки работает, взаимодействуя с различными службами и организациями, включая местные ассоциации адвокатов, для того чтобы направлять потерпевших к адвокатам и в консультативные службы, специализирующиеся на помощи потерпевшим. 6. Службы правовой помощи, организованные Японской федерацией ассоциаций адвокатов. В дополнение к тем видам деятельности, которые осуществляет Центр на основании Закона о всесторонней юридической поддержке, Японская федерация ассоциаций адвокатов взяла под свой контроль и начала оказывать с апреля 2007 г. следующие виды юридической помощи: — юридическая поддержка подозреваемых по уголовным делам; — сопровождающие юридические службы для несовершеннолетних в семейных судах; — другие юридические службы для несовершеннолетних (юридическая помощь оказывается детям, которые нуждаются в защите своих прав вследствие дурного обращения, в случае если лицо, имеющее право опеки или родительские права, не в состоянии воспользоваться услугами адвоката из-за бедности, военного, чрезвычайного положения или других причин); — правовая поддержка потерпевших от уголовных преступлений, а именно: представительство потерпевших в судебном процессе и при обвинении, а также при обращении со СМИ; — правовая поддержка лиц в вопросах признания беженцем; — правовая поддержка иностранцев, находящихся в Японии; — правовая поддержка лиц с психическими нарушениями; — правовая поддержка лиц, находящихся под медицинским контролем в соответствии с Законом «О преступлениях лиц с психическими нарушениями»; — правовая поддержка лиц старше семидесяти лет, недееспособных, бездомных и т. д. Японская федерация ассоциаций адвокатов поддерживает службы правовой помощи для нуждающихся в ней лиц — по соглашению с Центром — посредством проведения тренингов и рекомендаций для адвокатов, которые осуществляют различные виды юридической помощи, перечисленные выше, и проводит рабочие собеседования для постоянного поддержания стандартов и квалификации работников Центра. Обязанность по установлению и осуществлению рассмотренных выше всесторонних мер по оказанию юридической помощи Закон в статье 8 возлагает на правительство, закрепляя следующее обязательство: органам власти предписано принимать все необходимые меры для учреждения системы юридической поддержки с тем, чтобы эти меры способствовали улучшению благополучия граждан. В том числе правительству надлежит принимать все необходимые законодательные и финансовые меры. Финансовую основу деятельности Центра составляют средства национального правительства, внесенные в момент учреждения Центра (статья 17 Закона), при этом с одобрения Министра юстиции уставный капитал может быть увеличен. Однако никто, кроме правительственных органов, не вправе вносить средства в капитал Центра. Центр является юридическим лицом, главный офис которого расположен в Токио. В дополнение к нему могут также открываться офисы и в других районах, где это необходимо. Возглавляет руководство Центром президент, назначаемый Министром юстиции, который, в свою очередь, должен получить одобрение кандидатуры на должность президента от Верховного суда Японии. Срок полномочий президента Центра составляет четыре года (статья 25 Закона). Кроме того, могут быть назначены еще максимум два человека в качестве исполнительных директоров, срок полномочий которых составляет два года. В общие обязанности президента входит руководство и осуществление контроля над деятельностью Центра. Если руководящее лицо не справляется со своими обязанностями, оно может быть освобождено от занимаемой должности с санкции Министра юстиции (статья 26 Закона). Отставка возможна и по иным основаниям, например: — когда лицо не в состоянии осуществлять деятельность вследствие психического или физического состояния; — если лицо пренебрегает своими профессиональными обязанностями; — когда очевидно ухудшились показатели деятельности Центра вследствие ненадлежащего исполнения руководителем своих обязанностей. При увольнении с должности президента или исполнительного директора Центра Министр юстиции должен получить одобрение Верховного суда Японии. Также с одобрения Министерства юстиции Японии Центр устанавливает правила работы адвокатов, назначенных по Закону (статья 35). Данные правила содержат критерии для обработки правовых вопросов и меры, которые будут применены в случае нарушения адвокатом своих обязанностей. Критерии для исчисления размера вознаграждения и расходов в связи с оказанием юридической помощи устанавливаются Министерством юстиции. Совершенно иной выглядит российская картина обеспечения потребностей в квалифицированных юридических услугах лиц, не имеющих достаточных финансовых средств на адвоката. По нашему мнению, отечественный механизм предоставления бесплатных или льготных услуг эффективным назвать нельзя. Российское законодательство недостаточно полно определяет случаи, когда юридическая помощь должна оказываться бесплатно и не на рыночных принципах, по сравнению, например, с законодательством Японии, где установлен значительно более широкий круг лиц, имеющих право на получение квалифицированной юридической помощи адвоката бесплатно. Представляется, что к таким случаям должна относиться не только традиционная помощь адвоката в уголовном процессе, но и по ряду жизненно важных вопросов в сфере трудового, жилищного, семейного законодательства. В России на сегодняшний день даже ограниченным (и весьма условным) правом на бесплатные юридические услуги могут воспользоваться лишь граждане Российской Федерации, а присутствие на территории страны беженцев, иностранных граждан, лиц без гражданства законодатель во внимание не принимает. Государству, полагаем, следует обратить внимание и на международное законодательство, а именно статью 16 Конвенции о статусе беженцев и статью 16 Конвенции о статусе апатридов, указывающие, что беженцам и апатридам должны предоставляться те же условия доступа к правосудию, что и гражданам страны, включая доступ к юридической помощи. Указанные статьи специально оговаривают, что беженцы и лица без гражданства должны: «пользоваться в отношении права обращения в суд тем же положением, что и граждане, в частности, в вопросах юридической помощи и освобождения от обеспечения уплаты судебных расходов». Принцип равенства и недискриминации может потребовать от государства предоставлять юридическую помощь нелегальным мигрантам. Например, в Постановлении Европейского суда по правам человека по делу «Анакомба Юла против Бельгии» <2> Суд признал дискриминацией в обеспечении доступа к правосудию отказ в предоставлении заявительнице бесплатной помощи по семейному делу на основании того, что у нее истек срок вида на жительство в Бельгии. ——————————— <2> Anakomba Yula v. Belgium. N 45413/07. 10 марта 2009 г.

Данная позиция также нашла отражение в Рекомендации N R (93) 1, принятой Комитетом министров Совета Европы 8 января 1993 г. «Об эффективном доступе к праву и правосудию малообеспеченных слоев населения» <3>. ——————————— <3> Шабельников Д. Б., Шепелева О. С. Международно-правовые стандарты доступа к юридической помощи // Доступ к правосудию и субсидируемая юридическая помощь: анализ международного и российского опыта: Сборник материалов. М., 2010. С. 45 — 60.

Указанная Рекомендация предлагает оказывать юридическую помощь «беднейшим слоям населения, которые являются лицами без гражданства или иностранцами, и в любом случае, когда они постоянно проживают на территории государства-члена, где должно состояться разбирательство». Другие международные документы о праве на юридическую помощь, носящие рекомендательный характер, предлагают оказывать таковую малоимущим по любым правовым вопросам. Так, Основные принципы о роли юристов, принятые VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 27 августа — 7 сентября 1990 г.), рекомендуют: «Особое внимание следует уделять оказанию помощи бедным и другим лицам, находящимся в неблагоприятном положении, с тем чтобы они могли отстаивать свои права и, когда это необходимо, обращаться за помощью к юристам». Упомянутая Рекомендация N R (93) 1 предлагает: «содействовать эффективному доступу беднейших слоев населения к судам, в особенности путем… оказания юридической или любых других форм помощи всем судебным инстанциям (гражданским, уголовным, коммерческим, административным, общественным и т. д.) и всем состязательным или несостязательным процессам независимо от того, в каком качестве выступают заинтересованные лица». Резолюция 76 (5) Кабинета министров Совета Европы от 18 февраля 1976 г. «О правовой помощи по гражданским, коммерческим и административным делам» предлагает «предоставлять, исходя из единых условий в том, что касается граждан, юридическую помощь по гражданским, коммерческим и административным делам, независимо от характера суда, осуществляющего юрисдикцию». Европейский суд, рассматривая дела о доступе к правосудию, также признал, что в некоторых ситуациях бесплатная юридическая помощь становится ключевой гарантией справедливого судебного разбирательства. Для оценки необходимости в предоставлении юридической помощи по неуголовным делам Европейский суд по правам человека предлагает руководствоваться критериями, аналогичными тем, которыми он предлагает руководствоваться и для уголовных дел <4>: ——————————— <4> Шабельников Д. Б., Шепелева О. С. Указ. соч.

— значение результатов судебного разбирательства для лица; — сложность дела с точки зрения процедуры и решаемых вопросов; — обязательность участия юриста в качестве представителя в соответствии с национальными законами; — способность лица самостоятельно представлять свои интересы в сравнении с другими сторонами процесса; — наличие правовых оснований для судебных процедур; — отсутствие у лица возможности оплачивать юридические услуги. Международные договоры о правах человека обязывают государства обеспечить право на доступ к правосудию и средствам юридической защиты лиц, пострадавших от пыток и подобных преступлений; лиц, обжалующих обоснованность недобровольной госпитализации и лечения в психиатрическом учреждении. Возможность получения бесплатной юридической помощи в России по гражданским, семейным, административным и другим делам законодатель намерен реализовать в проекте Федерального закона «О системе бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Однако попытка учредить систему государственной помощи скорее ставит новые вопросы, чем решает уже имеющиеся. Ситуация, при которой юридическую помощь гражданам наряду с членами организованных профессиональных сообществ, действующих в рамках специального законодательства, могут оказывать лица, не только не обладающие соответствующим статусом, но подчас не имеющие даже юридического образования, «совершенно ненормальна» <5>. ——————————— <5> Резник Г. М. Адвокатура не ждет преференций // Пресс-служба ФПА. 19 марта 2010 г.

Очевидно, что перечень дел, по которым отдельные категории граждан могут обратиться за бесплатной помощью к адвокату на основании ст. 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», был и остается недостаточно полным. Основанное на нормах названного Закона региональное законодательство, например Закон Москвы от 4 октября 2006 г. N 49 «Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве» и Закон Московской области от 10 марта 2006 г. N 34/2006-ОЗ «Об оказании отдельным категориям граждан Российской Федерации на территории Московской области юридической помощи бесплатно», также не обеспечивает существенного расширения круга субъектов, имеющих право обратиться за бесплатной юридической помощью к адвокату. В российском Законе об адвокатуре и Законе об оказании юридической помощи отдельным категориям граждан на территории Московской области названы лишь пять категорий таких граждан: — истцы по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; — ветераны Великой Отечественной войны; — граждане РФ — при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий; — граждане РФ, пострадавшие от политических репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией; — несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Еще одна категория граждан указана в Законе Москвы: это инвалиды первой группы или лица, имеющие ограничения способности к трудовой деятельности третьей степени по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью. Перечисленными категориями круг лиц, имеющих право на получение юридической помощи бесплатно, исчерпывается. Представляется, что столь узкий перечень субъектов не направлен на должное обеспечение равного конституционного права «каждого» <6> гражданина России на квалифицированную юридическую помощь. ——————————— <6> Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В. Д. Зорькина. М., 2008.

В Московской области Закон был принят 10 марта 2006 г., однако реализовать большинство его положений в полной мере до сих пор не удалось. Огромные средства, выделяемые из бюджета области на эти цели, остаются неосвоенными <7>. Объективной причиной является обилие бумаг, которые должен собрать и предъявить гражданин для получения бесплатной юридической помощи, субъективной — «нежелание адвокатов заниматься трудоемкой канцелярской работой ради копеечной консультации» <8>. ——————————— <7> Галоганов А. П. Презумпция бедности. Адвокатская палата Московской области подготовила предложения по изменению областного Закона о бесплатной юридической помощи // Адвокатская газета. 2009. N 14 (55). С. 5. <8> Галоганов А. П. Указ. соч.

Количество человек, которым бесплатная юридическая помощь в Московской области была оказана в 2009 г., составляет: участники ВОВ — 2806, несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, — 98, пострадавшие от политических репрессий — 164, граждане, чей доход ниже установленного минимума, — 10322, всего — 13383. Что касается Москвы, тот здесь «вообще нет субъектов, которым может быть оказана помощь согласно статье 26 Закона об адвокатской деятельности. По федеральному закону такая помощь связана с доходами, которые ниже прожиточного минимума… А в Москве нет ни одного человека с такими доходами. Норма есть, а помощи нет!» <9>. Деньги на эти цели выделяются, но оплатить труд адвокатов невозможно. Московская адвокатская палата предлагала внести в список на юридическую помощь хотя бы инвалидов и безработных, но мэрия на эти предложения реагировать не торопится <10>. ——————————— <9> Резник Г. М. Обысков стало меньше // Адвокатская газета. 2010. N 04 (069). С. 3. <10> Там же.

Вместо того чтобы совершенствовать и дополнять те нормы права, где это объективно необходимо для того, чтобы сделать адвокатские услуги более доступными, т. е. действительно бороться с правовым нигилизмом и повышать уровень правовой защищенности граждан, законодатель избрал в качестве более «эффективного» способа осуществления вышеозначенных целей создание новой — государственной — системы оказания бесплатной юридической помощи. В эту «систему» смешались все уже существующие органы и организации: бесплатную (но неквалифицированную, как того требует статья 48 Конституции РФ) юридическую помощь, согласно проекту Федерального закона «О системе бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», оказывают: прокуратура и адвокатура, студенческие юридические клиники при вузах и политические партии, государственные юридические бюро. Неужели с экономической точки зрения целесообразно создавать новый закон, «вживлять» его в систему действующего законодательства, создавать и финансировать новые бюрократические структуры, такие, как, например, государственные юридические бюро? Полагаем, что, будучи не только конституционным правом граждан, но и обязанностью государства, юридическая защита не должна ставиться в какую-либо зависимость от ненадлежащего исполнения государством своих обязательств, в том числе финансовых. Например, Японская федерация ассоциаций адвокатов (ЯФАА) — полностью самоуправляемая организация, не подотчетная и неподконтрольная ни судебным органам, ни общественным организациям, ни административным институтам. Принцип независимости адвокатуры основывается на понимании того, что профессия зачастую требует от адвоката выступать в оппозиции к органам государственной власти. Главной составляющей этой независимости является финансовая основа. В Японии, будучи «краеугольным камнем» автономии и самоуправления ЯФАА, она формируется исключительно за счет членских взносов и добровольных пожертвований адвокатов, без дополнительного участия государства. Таким же образом формируется и специальный Резервный фонд для японской Системы адвокатской обязанности, из средств которого выплачивается вознаграждение адвокатам, участвующим в делах по назначению ЯФАА, а также Фонд по восполнению региональной нехватки адвокатов, из средств которого оплачивается труд тех адвокатов, которых Федерация направила по распределению в районы, где очевидно не хватает адвокатов. Таким образом, японская адвокатура не находится в материально зависимом от государства положении. Чтобы создать в России механизм, подобный существующему в Японии, необходимо обеспечить адвокатам, оказывающим юридическую помощь малоимущим, получение достойной оплаты. Международные договоры о правах человека также указывают на обязанность государства обеспечивать надлежащее финансирование и ресурсное обеспечение программ бесплатной юридической помощи <11>, налаживать взаимодействие с представителями юридической профессии в целях организации бесплатной юридической помощи, сотрудничать с гражданскими организациями по вопросу обеспечения населения юридической помощью и информировать население о возможностях получения бесплатной юридической помощи. ——————————— <11> Шабельников Д. Б., Шепелева О. С. Международно-правовые стандарты доступа к юридической помощи // Доступ к правосудию и субсидируемая юридическая помощь: анализ международного и российского опыта: Сборник материалов. М., 2010. С. 65 — 66.

Так, Основные принципы о роли юристов указывают, что «правительства обеспечивают предоставление достаточных финансовых и иных средств для оказания юридических услуг бедным и, в случае необходимости, другим лицам, находящимся в неблагоприятном положении». Ответственность государства за финансирование программ юридической помощи прописана в уже упоминавшейся Рекомендации Кабинета министров Совета Европы N R (93) 1 «Об эффективном доступе к праву и правосудию малообеспеченных слоев населения» и Резолюции (78) 8 «О юридической помощи и консультациях», принятой Кабинетом министров Совета Европы 2 марта 1978 г. Обязанность государства по финансированию программ юридической помощи состоит прежде всего в оплате труда юристов. Резолюция (78) 8 указывает, что «назначенное защитником лицо должно получать надлежащее вознаграждение за работу, проделанную в интересах пользующегося юридической помощью лица», а также отмечает, что при расчете финансовых параметров программ юридической помощи государство должно учитывать экономические изменения: «финансовые условия юридической помощи должны пересматриваться, в частности, с учетом роста стоимости жизни». Отсутствие нормальной оплаты труда адвокатов не способствует росту мотивации к активному участию в процессе оказания юридической помощи по назначению. Кроме того, в России «ежегодно десятки тысяч адвокатов исполняют поручения об участии в качестве защитников по назначению, однако не всегда своевременно получают за это оплату. Проблема задолженности государственных структур перед адвокатами носит системный характер» <12>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья Н. Соколова «Адвокатура и власть: неравное партнерство» включена в информационный банк согласно публикации — «ЭЖ-Юрист», 2007, N 5. —————————————————————— <12> Соколов Н. Н. Адвокатура и власть: неравное партнерство // Адвокатская палата. 2007. N 3.

В целях наиболее эффективного использования бюджетных средств целесообразно ввести схему государственной поддержки системы оказания юридической помощи малоимущим и другим социально незащищенным категориям граждан, но не путем финансирования адвокатских структур, а путем перечисления денежных средств напрямую на счет гражданина, получившего юридическую помощь адвоката. Для этого в сфере оказания бесплатной юридической помощи необходимо установить единую тарифную систему определения стоимости адвокатских услуг для социально незащищенных слоев населения, утвержденную Министерством юстиции. Исходя из установленных тарифов, адвокат, участвующий в программе оказания юридической помощи малоимущим, будет назначать лицу, обратившемуся к нему за юридической помощью (доверителю), стоимость услуг и указывать ее в соглашении с доверителем, которую тот сразу и оплатит адвокату. Затем на основании соглашения об оказании юридической помощи лицо (доверитель) будет вправе обратиться с заявлением о частичном или полном возмещении ему потраченных средств в территориальное отделение Сберегательного банка России. Представляется, что с помощью такого механизма вознаграждение адвокатам, участвующим в ведении гражданских и иных категорий дел по назначению органов адвокатской палаты, будет выплачиваться надлежаще и своевременно, а расходы граждан на юридическую помощь — незамедлительно возмещаться. Положительные моменты подобного преобразования очевидны: во-первых, система государственного финансирования квалифицированной юридической помощи малообеспеченным и социально незащищенным категориям населения позволит существенно расширить перечень вопросов, по которым юридическая помощь может быть оказана бесплатно; во-вторых, получение гарантированной оплаты труда явится стимулом для адвока тов к участию в программах оказания юридической помощи малоимущим. Кроме того, оплата труда адвокатов будет производиться надлежащим образом без задержек непосредственно самим клиентом, и адвокатской палате, принимающей жалобы доверителей на адвокатов, останется лишь осуществлять контроль качества оказываемой помощи. Функцией государства по отношению к адвокатуре будет лишь проверка финансовой отчетности по оказанию юридической помощи малоимущим. Также отпадет необходимость в создании и финансировании новых бюрократических структур. Не говоря уже о том, что не будет поводов загромождать законодательство и нагружать бюджет слабо соответствующими потребностям граждан России законопроектами. На основании изложенного полагаем, что российское законодательство об адвокатуре в сфере оказания юридической помощи малоимущим может быть дополнено положениями Закона «Об оказании адвокатами квалифицированной юридической помощи малоимущим и иным социально незащищенным категориям граждан в Российской Федерации», сформулированными следующим образом:

Проект Федерального закона «Об оказании адвокатами квалифицированной юридической помощи малоимущим и иным социально незащищенным категориям граждан Российской Федерации»

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, и Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в связи с оказанием адвокатами квалифицированной юридической помощи малоимущим и иным социально незащищенным категориям граждан, иностранным гражданам, а также лицам без гражданства на территории Российской Федерации.

Статья 2. Основные принципы оказания квалифицированной юридической помощи

1. Важнейшим принципом концепции правового государства является то, что юридические услуги должны быть доступными для всех частей общества таким образом, чтобы никому не могло быть отказано в правосудии. Существенно важным является создание условий, в которых все лица обладают эффективным и незамедлительным доступом к юридическим услугам, оказываемым независимым юристом, чтобы действенно защитить свои юридические, экономические, социальные, культурные, гражданские и политические права. 2. Независимость оказания юридической помощи является гарантией продвижения и защиты прав человека, а также является необходимой для эффективного и адекватного доступа к юридическим услугам. 3. Адвокаты, участвующие в программах по оказанию юридических услуг малоимущим и иным социально незащищенным категориям граждан, должны пользоваться полными гарантиями их профессиональной независимости, предусмотренными законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации. 4. Адвокаты при оказании юридической помощи малоимущим и иным социально незащищенным категориям граждан действуют в соответствии с правилами адвокатской деятельности, установленными Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и руководствуются нормами Кодекса профессиональной этики адвоката. 5. При оказании адвокатами юридической помощи малоимущим и иным социально незащищенным категориям граждан, в целях содействия надлежащему обеспечению защиты прав, свобод и законных интересов граждан, государство несет ответственность по осуществлению поддержки системы оказания юридической помощи и принятию необходимых мер, направленных на улучшение и укрепление правовой защищенности граждан Российской Федерации.

Статья 3. Цели настоящего Федерального закона

Целями настоящего Федерального закона являются: обеспечение права граждан на квалифицированную юридическую помощь в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными принципами и нормами в области оказания правовых услуг; содействие осуществлению и защите прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечению доступа к правосудию и повышению уровня социальной защищенности.

Статья 4. Правовое регулирование отношений, связанных с оказанием юридической помощи малоимущим и иным социально незащищенным категориям граждан в Российской Федерации

Отношения, связанные с оказанием юридической помощи малоимущим и иным социально незащищенным категориям граждан в Российской Федерации, регулируются международными принципами и нормами в области оказания правовых услуг, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в области юстиции, а также принятыми в соответствии с ними правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Государственная поддержка оказания адвокатами юридической помощи малоимущим и иным социально незащищенным категориям граждан

Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют поддержку малоимущих и иных социально незащищенных категорий граждан. С этой целью федеральным органом исполнительной власти в области юстиции по согласованию с Федеральной палатой адвокатов устанавливается единая тарифная система определения стоимости юридических услуг, оказываемых адвокатами.

Глава 2. ВИДЫ И ФОРМЫ ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МАЛОИМУЩИМ И ИНЫМ СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН

Статья 6. Оказание квалифицированной юридической помощи бесплатно

1. Под оказанием квалифицированной юридической помощи малоимущим и иным социально незащищенным категориям граждан понимается оказание адвокатами следующих видов юридической помощи, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», категориям граждан, установленным настоящим Федеральным законом с возмещением им средств, выплаченных адвокату. 2. При обращении к адвокату за получением квалифицированной юридической помощи лицо заключает соглашение и оплачивает стоимость услуг в соответствии с установленным тарифом. После того как юридическая помощь будет оказана в полном объеме и надлежащего качества, подписывается акт об оказании юридических услуг на соответствующую сумму. 3. Данный документ должен быть предъявлен в тридцатидневный срок в территориальное подразделение Банка России по месту нахождения лица для перечисления на его счет денежного возмещения затрат, понесенных в связи с оплатой услуг адвоката. 4. Юридическую помощь малоимущим и иным социально незащищенным категориям граждан на территории субъекта Российской Федерации оказывают адвокаты, сведения о которых внесены в Реестр адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

Статья 7. Формы оказания юридической помощи бесплатно

1. Юридическая помощь малоимущим и иным социально незащищенным категориям граждан оказывается в формах: 1) правового информирования по вопросам действующего законодательства, под которым понимается предоставление неопределенному кругу лиц посредством распространения печатной продукции, размещения информационных материалов в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и иными способами информации: — о содержании, пределах осуществления, способах реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержании и пределах исполнения обязанностей граждан и юридических лиц; — о компетенции и порядке деятельности государственных органов, органов местного самоуправления; — о правилах оказания государственных и муниципальных услуг; — о порядке обжалования решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц; — о порядке совершения гражданами юридически значимых действий и типичных юридических ошибках при совершении таких действий. 2) правового консультирования по вопросам действующего законодательства; 3) представительства интересов гражданина в судебных и иных органах и организациях Российской Федерации.

Глава 3. ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Статья 8. Право на получение квалифицированной юридической помощи малоимущими и иными социально незащищенными категориями граждан в РФ

1. Граждане Российской Федерации имеют право на получение бесплатной юридической помощи в порядке, на условиях и в пределах, установленных настоящим Федеральным законом. 2. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение юридической помощи бесплатно в формах, предусмотренных пп. 1, 2 п. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона.

Статья 9. Лица, имеющие право на получение юридической помощи бесплатно

1. Право на получение юридической помощи бесплатно в форме правового информирования имеют все граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства. 2. Право на получение юридической помощи бесплатно в форме, предусмотренной пп. 2 и 3 п. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, имеют граждане России, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, одиноко проживающие граждане Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины (малоимущие граждане), а также следующие категории граждан вне зависимости от уровня их дохода: 1) инвалиды I и II групп; 2) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда; 3) неработающие пенсионеры, получающие пенсию по старости; 4) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в государственных учреждениях стационарного обслуживания; 5) потерпевшие от совершения уголовных преступлений; 6) несовершеннолетние лица, дети-инвалиды и дети, оставшиеся без попечения родителей; 7) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 8) лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи (далее — лица, страдающие психическими расстройствами); 9) лица, признанные судом недееспособными (недееспособные лица); 10) иные категории лиц в исключительных случаях, если по оценке адвоката им необходимо оказать юридическую помощь бесплатно. 3. Круг лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, может быть расширен нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. 4. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами, бесплатная юридическая помощь оказывается в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Статья 10. Пределы и ограничения при оказании адвокатами юридической помощи малоимущим и иным социально незащищенным категориям граждан в Российской Федерации

1. Юридическая помощь не оказывается гражданам бесплатно по вопросам: 1) возникшим в связи с участием обратившегося за помощью гражданина в противоправной деятельности, в сделках, противных основам правопорядка и нравственности; 2) получившим ранее разрешение вступившим в законную силу судебным постановлением в случаях, если: имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон; истец отказался от иска и отказ принят судом; стороны заключили мировое соглашение и оно утверждено судом. 2. Бесплатная юридическая помощь также не оказывается по вопросам, по которым имеется ставшее обязательным для сторон, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. 3. Гражданину, имеющему в соответствии с частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона право на получение бесплатной юридической помощи и обратившемуся в государственное юридическое бюро или к адвокату за ее оказанием, выдается заключение о невозможности оказать ее, если: 1) вопрос, с которым гражданин обратился, не имеет правового характера; 2) гражданин просит составить заявление, жалобу, ходатайство, другой документ правового характера и (или) осуществить представление его интересов в гражданском судопроизводстве при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований; 3) гражданин просит составить заявление в суд и (или) осуществить представление его интересов в гражданском судопроизводстве при наличии правовых препятствий к обращению в суд данного лица по данному вопросу. 4. В оказании юридической помощи бесплатно отказывается, если документы, необходимые для получения юридической помощи, представлены в неполном объеме и (или) с нарушением порядка их представления либо содержат недостоверные сведения. 5. Отказ в оказании лицу юридической помощи бесплатно может быть обжалован в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации или в суд.

Статья 11. Документы, подтверждающие право лица на получение юридической помощи бесплатно

1. Для получения юридической помощи бесплатно гражданин представляет следующие документы: 1) паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) письменное заявление об оказании юридической помощи бесплатно по форме, утвержденной правительством субъекта Российской Федерации по согласованию с адвокатской палатой субъекта Российской Федерации; 3) справка о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина), полученном за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за юридической помощью. Справка о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина) предоставляется гражданам в порядке, определенном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. 2. Инвалиды I и II групп, ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда представляют в адвокатское образование документы, предусмотренные пунктом 1 части 1 настоящей статьи, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации документы, подтверждающие их принадлежность к указанным категориям. 3. Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в государственных учреждениях стационарного обслуживания, законные представители детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, недееспособных лиц для получения бесплатного правового консультирования представляют документы, предусмотренные пунктом 1 части 1 настоящей статьи. 4. В случае невозможности представления лицом документов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, по согласованию с адвокатским образованием могут быть представлены иные документы, подтверждающие его право на получение бесплатной юридической помощи.

Статья 12. Порядок представления документов, необходимых для получения юридической помощи бесплатно

1. Документы, указанные в статье 11 настоящего Федерального закона, представляются непосредственно гражданином в адвокатское образование, осуществляющее деятельность на территории субъекта. Указанные документы могут быть представлены другим лицом в случаях, если гражданин не имеет возможности лично обратиться за получением юридической помощи бесплатно. Полномочия представителя в данном случае удостоверяются в установленном законом порядке. 2. Адвокатское образование обеспечивает проверку представленных документов, хранение и предоставление их для отчета в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области юстиции. 3. Адвокатское образование в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, указанных в статье 2 настоящего Закона, в письменной форме сообщает гражданину о принятом решении по заявлению об оказании бесплатной юридической помощи с указанием мотивов принятия данного решения. 4. В случае принятия положительного решения по заявлению об оказании бесплатной юридической помощи, адвокат заключает с гражданином соглашение об оказании юридической помощи бесплатно в соответствии со статьей 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Форма такого соглашения утверждается правительством субъекта Российской Федерации по согласованию с адвокатской палатой субъекта Российской Федерации. 5. Отчет об оказании юридической помощи бесплатно адвокат направляет в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации, по форме и в сроки, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.

Глава 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АДВОКАТУРЫ И ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ БЕСПЛАТНО

Статья 13. Полномочия федерального органа исполнительной власти в области юстиции в сфере оказания адвокатами бесплатной юридической помощи малоимущим и иным социально незащищенным категориям граждан в Российской Федерации

1. Порядок оказания адвокатами юридической помощи бесплатно на территории субъекта Российской Федерации регулируется адвокатской палатой субъекта Российской Федерации. 2. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации ежегодно не позднее 15 ноября направляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области юстиции список адвокатов, участвующих в системе оказания бесплатной юридической помощи малоимущим и иным социально незащищенным категориям граждан, с указанием регистрационных номеров адвокатов в реестре адвокатов субъекта Российской Федерации, адвокатских образований, в которых адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность, а также мест оказания ими бесплатной юридической помощи. 3. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, направляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области юстиции сводный отчет об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи малоимущим и иным социально незащищенным категориям граждан по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в области юстиции. 4. Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции устанавливает единую систему тарифов стоимости юридических услуг, оказываемых адвокатами малоимущим и иным социально незащищенным категориям граждан, проводит мониторинг осуществления полномочий в сфере оказания бесплатной юридической помощи адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации в рамках системы оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации, осуществляет ежегодную подготовку и опубликование в средствах массовой информации доклада о состоянии и развитии системы оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации. 5. Жалобы граждан на действия (бездействие) адвокатов в процессе оказания ими бесплатной юридической помощи малоимущим и иным социально незащищенным категориям граждан рассматриваются в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 14. Вступление настоящего Федерального закона в силу

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года.

Библиография

1. Галоганов А. П. Презумпция бедности. Адвокатская палата Московской области подготовила предложения по изменению областного Закона о бесплатной юридической помощи // Адвокатская газета. 2009. N 14 (55). 2. Закон о всесторонней юридической поддержке в Японии от 2 июня 2004 г. N 74. 3. Закон г. Москвы от 4 октября 2006 г. N 49 «Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве». 4. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 дек. N 237(853). 5. Резник Г. М. Адвокатура не ждет преференций // Пресс-служба ФПА. 19 марта 2010 г. 6. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под. ред. В. Д. Зорькина. М., 2008. 7. Резник Г. М. Обысков стало меньше // Адвокатская газета. 2010. N 04 (069). —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья Н. Соколова «Адвокатура и власть: неравное партнерство» включена в информационный банк согласно публикации — «ЭЖ-Юрист», 2007, N 5. —————————————————————— 8. Соколов Н. Н. Адвокатура и власть: неравное партнерство // Адвокатская палата. 2007. N 3. 9. Проект Федерального закона «О системе бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // www. advpalata. ru. 9. IBA — Международная ассоциация юристов: резолюции, принципы, стандарты, заявления и иные документы / Сост. и науч. ред. А. И. Муранов. М., 2008.

——————————————————————

Вопрос: ООО «А» передало ООО «Б» по договору купли-продажи три здания. Регистрационный орган в регистрации права отказал, ссылаясь на явно заниженную стоимость имущества и прикрытие таким образом договора дарения. Правомерен ли отказ регистрационного органа? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: ООО «А» передало ООО «Б» по договору купли-продажи три здания. Регистрационный орган в регистрации права отказал, ссылаясь на явно заниженную стоимость имущества и прикрытие таким образом договора дарения. Правомерен ли отказ регистрационного органа?

Ответ: Данный отказ неправомерен.

Обоснование: Дарение в отношениях между коммерческими организациями запрещено (пп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ). Признаком договора дарения служит отсутствие встречного предоставления. При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением (п. 1 ст. 572 ГК РФ), поскольку он является возмездным. Любой договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания и существа договора не вытекает иное (п. 3 ст. 423 ГК РФ). Поэтому наличие явно заниженной стоимости реализуемых зданий само по себе не является основанием для признания сделки дарением (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 19.12.2006 N 11659/06, п. п. 9, 10 Обзора практики применения арбитражными судами положений гл. 24 Гражданского кодекса Российской Федерации, утв. информационным письмом Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 120, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 18.02.2008 по делу N А82-14907/2006-27, ФАС Московского округа от 30.10.2008 N КГ-А40/1229-08).

А. В.Авакян Эксперт КонсультантПлюс Подписано в печать 22.11.2010

——————————————————————