Наследование предприятия: актуальные вопросы оформления и государственной регистрации

(Бегичев А. В.) («Бюллетень нотариальной практики», 2010, N 5)

НАСЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОФОРМЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

А. В. БЕГИЧЕВ

Бегичев А. В., доцент кафедры нотариата Российской академии адвокатуры и нотариата, кандидат юридических наук.

Нотариальное оформление права наследования предприятия производится в форме выдачи свидетельства о праве на наследство. В соответствии со ст. 1162 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) свидетельство о праве на наследство выдается по заявлению наследника нотариусом или уполномоченным должностным лицом. Согласно п. 1 ст. 1163 свидетельство о праве на наследство выдается наследникам в любое время по истечении шести месяцев со дня открытия наследства. Редакция указанной статьи позволяет сделать вывод о том, что получение свидетельства — это право, а не обязанность принявшего наследство наследника, реализация которого сроком не ограничена. Однако, поскольку переход права собственности на предприятие подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, получение свидетельства о праве на наследство, в состав которого входит предприятие, становится обязательным. Свидетельство о праве на наследство может быть выдано и ранее, если имеются достоверные данные о том, что кроме лиц, обратившихся за выдачей свидетельства, иных наследников, имеющих право на наследство или его соответствующую часть, не имеется (п. 2 ст. 1163 ГК РФ). Свидетельство о праве наследования государства может быть выдано соответствующему финансовому органу также не ранее истечения шести месяцев со дня открытия наследства. Согласно ч. 2 п. 1 ст. 1162 ГК РФ по желанию наследников свидетельство о праве на наследство может быть выдано всем наследникам вместе или каждому наследнику в отдельности, на все наследственное имущество в целом или на его часть. Из-за технической сложности и для практического удобства свидетельство о праве на наследство на предприятие должно выдаваться отдельно, т. е. единым документом. При выдаче свидетельства о праве на наследство предприятия нотариус истребует правоустанавливающие документы о принадлежности предприятия наследодателю, перечень которых предусмотрен ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также документы, подтверждающие государственную регистрацию прав на предприятие (часть его), при условии, что права наследодателя при его жизни были зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Наследники должны представить нотариусу справку об отсутствии обременений, запрещения отчуждения или ареста предприятия, а также документы об оценке предприятия. По смыслу п. 33 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации N 91 от 15 марта 2000 г. <1>, если в отношении предприятия имеются какие-либо обременения, нотариус дает разъяснения наследникам о возникающих в этой связи правоотношениях. Если на предприятие наложено запрещение отчуждения в связи с получением ссуды, нотариус сообщает учреждению, выдавшему ссуду, о том, что наследникам ссудополучателя выдано свидетельство о праве на наследство. ——————————— <1> Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2000. N 6.

По общему правилу, для того чтобы открыть наследственное дело, наследнику необходимо представить нотариусу свидетельство о смерти наследодателя или решение суда о признании его умершим, справку с последнего места жительства наследодателя, документы, подтверждающие родство (свидетельство о рождении, о браке и др.). В российском законодательстве отсутствуют какие-либо ограничения по отношению владения предприятием иностранными гражданами или лицами без гражданства. Поэтому при открытии наследства их родственники имеют право на получение предприятия в составе наследства. Им предоставляется в области наследования национальный режим независимо от того, проживали они в России или нет, при этом российское право не ставит условие о взаимности. Большое практическое значение имеет определение того, в компетенцию органов какой страны входит производство по делам о наследовании. Обычно в договорах о правовой помощи предусматривается, что производство дел о наследовании движимого имущества ведут учреждения юстиции страны, на территории которой наследодатель имел последнее постоянное место жительства, а производство дел о наследовании недвижимого имущества — учреждения юстиции страны, на территории которой оно находится <2>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник М. М. Богуславского «Международное частное право» включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2005 (5-е издание, переработанное и дополненное). —————————————————————— <2> См.: Богуславский М. М. Международное частное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1999. С. 321.

Рассмотрим случай, когда наследуется имущество гражданина Венгрии, постоянно проживавшего в ней, владевшего на территории России предприятием на праве собственности. Согласно п. 2 ст. 37 Договора между СССР и Венгрией об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам <3> недвижимое имущество наследуется по законодательству страны, на территории которой находится это имущество. Кроме того, согласно п. 2 ст. 40 указанного Договора по делам о наследовании недвижимого имущества компетентны органы государства, на территории которой находится это имущество. ——————————— <3> Подписан в Москве 15 июля 1958 г., с изменениями и дополнениями от 19 октября 1971 г. См.: Сборник международных договоров о взаимной правовой помощи по гражданским и уголовным делам. М.: Международные отношения, 1988. С. 147.

Исходя из этого, усматривается, что наследственное дело должно открываться как по последнему месту жительства наследодателя (в Венгрии), так и по месту нахождения предприятия, находящегося в другой стране — участнице Договора (России) <4>. Поэтому наследнику — гражданину Венгрии, для того чтобы получить свидетельство о праве на наследство на предприятие, находящееся на территории России, необходимо обратиться в нотариальную контору по месту нахождения предприятия с соответствующим заявлением с представлением нотариусу правоустанавливающих документов на предприятие <5>. Также необходимо представить другие необходимые документы, в том числе свидетельство о праве на наследство для действия за границей, которые должны быть обязательно легализованы, поскольку согласно ст. 106 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус может принять составленные за границей документы только при условии их легализации. Консульская легализация заключается в подтверждении соответствия документов законодательству государства их происхождения и представляет собой засвидетельствование подлинности подписи должностного лица, его статуса и в надлежащих случаях печати уполномоченного государственного органа на документах и актах с целью использования их в другом государстве <6>. ——————————— <4> Согласно письму МИДа РФ от 13 января 1992 г. N 11/Угп в качестве стороны всех действующих международных договоров вместо СССР выступает Российская Федерация. См.: Сборник «Действующее международное право». Т. 1. <5> Круг наследников определяется по российскому законодательству из числа лиц, заявивших в нотариальную контору по месту нахождения предприятия о своем согласии на его принятие. <6> См.: Инструкция о консульской легализации, утвержденная Министерством иностранных дел СССР 6 июля 1984 г.

Венгрия и Россия являются участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 г. <7> (Гаагской конвенции 1961 г.). Суть этой Конвенции в том, что документы, выданные в стране — участнице Гаагской конвенции и предназначенные для представления в официальные органы других стран — участниц Гаагской конвенции, удостоверяются в особом, упрощенном порядке. Этот порядок заключается в следующем: уполномоченные органы Российской Федерации проставляют специальный штамп (апостиль), который не требует дальнейшего заверения или легализации и признается официальными учреждениями всех стран — участниц Конвенции. В нашем примере для оформления наследственных прав на предприятие на всех документах, поступающих из Венгрии, должен быть проставлен апостиль <8>. ——————————— <7> Бюллетень международных договоров. 1993. N 6. <8> См.: Бегичев А. В., Заломов В. А., Ралько В. В. Консульская легализация документов и проставление апостиля: Методические рекомендации по оформлению документов для действия за границей. М.: МАКС Пресс, 2001.

До выдачи свидетельства о праве на наследство на предприятие нотариусу, ведущему наследственное дело, представляются: акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия, а также перечень всех долгов (обязательств), включенных в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размеров и сроков требования. Удостоверение состава предприятия есть не что иное, как его полная инвентаризация. Инвентаризация выполняет следующие функции. Во-первых, это проверка фактического наличия числящихся на балансе ценностей (материальных и нематериальных активов) предприятия и их сохранности, описание основных признаков и определение текущего состояния. Во-вторых, это один из способов оценки состава предприятия. Инвентаризация должна проводиться в соответствии с Методическими рекомендациями. Инвентаризация должна быть полной, т. е. касаться всего имущества, всех долгов и прав требования, включаемых в состав предприятия, даже тех, которые не подлежат передаче наследнику. Инвентаризация — это одно из оснований оценки предприятия. Акт инвентаризации дополняется заключением независимого аудитора о составе и финансовом состоянии предприятия. Аудиторская проверка подтверждает достоверность бухгалтерского баланса предприятия. Независимый аудитор проверяет достоверность инвентаризационной оценки, бухгалтерской отчетности и т. п., производимых наследником или иным лицом, назначенным нотариусом, и дает заключение о составе и стоимости предприятия, но не балансовой, а рыночной. По смыслу Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью предприятия понимается «наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства» (ст. 3). Оценка предприятия более сложна, чем оценка иных видов недвижимого имущества, так как в этом случае речь идет об оценке предприятия «на ходу», цена которого зависит от многих статических и динамических факторов. Здесь необходимо иметь в виду, что при определении цены предприятия принимается во внимание не только стоимость составляющего его имущества, но и знаков индивидуализации, которая иногда может быть сравнима с ценой передаваемых материальных активов или даже превышать ее. Касаясь вопроса об экономической ценности средств индивидуализации предприятия, Г. Ф. Шершеневич указывал, что она заключается в «той ценности, какую имеет хорошо поставленное предприятие благодаря своей известности среди публики. Эта известность может распространяться среди все большего круга потребителей. Район известности предприятия, заставляющий искать с ним сделки, различается по характеру предприятия: некоторые предприятия могут быть известны всей России, другие — Поволжскому краю, иные — одному только городу, а может быть, только одной улице. Наличность этой ценности обнаруживается в том излишке, какой приобретает цена предприятия сверх стоимости помещения, обстановки, товаров. А где есть ценность, там имеются интересы, требующие защиты» <9>. ——————————— <9> Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.). М.: СПАРК, 1994. С. 76 — 77.

Проведение инвентаризации, аудиторской проверки, оценки предприятия и иных действий при подготовке документов, необходимых для получения свидетельства о праве на наследство на предприятие, требует от наследников значительных усилий и затрат. Вместе с предприятием к наследнику переходят «определенные права, обеспечивающие законную полноту полученного права, поскольку иное не вытекает из отношений прежнего собственника с третьими лицами» <10>. Переход по наследству предприятия как целостного имущественного комплекса предполагает совершение наследником ряда различных действий, направленных на переход к нему некоторых специфичных элементов предприятия. Поэтому на основании свидетельства о праве на наследство на предприятие наследнику передаются все права на отдельные элементы предприятия, такие, как права, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы, услуги, исключительные права на иные результаты интеллектуальной деятельности. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография К. И. Скловского «Собственность в гражданском праве» включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2008 (4-е издание, переработанное и дополненное). —————————————————————— <10> Скловский К. И. Собственность в гражданском праве: Учебно-практическое пособие. М.: Дело, 1999. С. 176.

При решении вопроса о передаче в составе предприятия недвижимого имущества необходимо совершение действий по государственной регистрации прав на указанное недвижимое имущество, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на земельные участки и объекты недвижимого имущества, входящие в состав предприятия как имущественного комплекса, осуществляется в учреждении юстиции по регистрации прав по месту нахождения данных объектов. Также целый комплекс юридически значимых действий необходимо совершить наследнику предприятия для перевода на него прав по использованию природных ресурсов. В свидетельстве о праве на наследство должно быть указано предприятие, которое имеется в наличии на день открытия наследства. На практике может возникнуть вопрос о том, что указывать в свидетельстве о праве на наследство в том случае, когда принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства предприятие после его смерти, но до выдачи свидетельства сгорело, снесено или уничтожено иным способом. Представляется, что ответ на данный вопрос может быть дан с учетом п. 4 ст. 1152 ГК РФ: принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства, независимо от времени его фактического принятия. Таким образом, в свидетельстве о праве на наследство следует указывать предприятие (его часть), а не денежное возмещение за снесенное или страховую сумму за сгоревшее предприятие. В этой связи следует обратить внимание на следующее. Согласно п. 1 ст. 235 ГК РФ основанием для прекращения права собственности является гибель или уничтожение имущества. В случае если предприятие, а также входящее в его состав недвижимое имущество находится в аварийном состоянии, разрушено в результате пожара, наводнения или иного стихийного бедствия, следует говорить об изменении объекта недвижимости, а не о его уничтожении. Право собственности на разрушенное здание подлежит государственной регистрации на основании правоустанавливающих документов на здание. Помимо правоустанавливающего документа для государственной регистрации следует представить документ, подтверждающий, что предприятие претерпело изменения в результате пожара (справка органов государственного пожарного надзора) или иного стихийного бедствия, документ, свидетельствующий об аварийном состоянии здания (постановление органа местного самоуправления о признании здания аварийным). Если собственник (наследник) предприятия, пострадавшего от пожара, желает прекратить право собственности на него в связи с гибелью или уничтожением объекта, что возможно в силу ст. 131 ГК РФ только с внесением записи о прекращении права собственности в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ему необходимо получить решение органов местного самоуправления о снятии объекта с технического учета. Кроме того, если здание разрушено не полностью, остался фундамент, стены и пр., необходимо разрешение на снос объекта, и только после выполнения собственником необходимых действий по сносу объекта последний может быть снят с технического учета. На основании решения органов местного самоуправления, выполнение которого подтверждено данными Бюро технической инвентаризации о снятии объекта недвижимости с учета, может быть произведена запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о прекращении права собственности в связи с ликвидацией объекта <11>. ——————————— <11> См.: Регистрация прав на недвижимость: ответы на вопросы государственных регистраторов. Информационный сборник. Выпуск N 1. М.: Российская правовая академия МЮ РФ, 2000. С. 16 — 17.

До момента государственной регистрации прекращения права собственности собственник несет обязанность по содержанию объекта недвижимого имущества, в том числе и обязанность восстановить объект <12>, а также по уплате налога на недвижимость. ——————————— <12> См.: ст. 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 8 апреля 1998 г. N 73-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 19. Ст. 2069.

Раздел предприятия как объекта наследственного правопреемства или части его на составляющие его части (здание, оборудование, сырье и т. д.) реально не должен производиться, поскольку оно является единым и неделимым имуществом. Наследник, получивший предприятие или часть его в результате реализации своего преимущественного права на предприятие, выплачивает остальным наследникам соответствующую компенсацию. Компенсация может выражаться в передаче другого имущества из состава наследства, либо в передаче денег, либо в чем-нибудь ином (ч. 1 ст. 1170 ГК РФ). В случае равного положения наследников, имеющих право на преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли предприятия, наследство может быть разделено путем передачи одному из наследников предприятия, а остальным — другого имущества, входящего в состав наследственной массы. Об этом составляется соответствующее соглашение, удостоверяемое нотариусом. Следовательно, раздел наследства между наследниками предполагает право наследника требовать выдела ему имущества, равного по стоимости его наследственной доле. Наследники могут разделить по соглашению наследственную массу и не в соответствии с причитающимися долями. При наследовании предприятия или его части, находящейся в общей совместной собственности, наследникам следует прежде всего определить долю наследодателя и только после этого оформлять наследственные права на предприятие. При отсутствии разногласий между наследниками, а также участниками общей совместной собственности относительно доли наследодателя соглашение об определении долей составляется указанными лицами и удостоверяется нотариусом. После этого требуется зарегистрировать данное соглашение в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним. При наличии спора доля наследодателя определяется в судебном порядке. Особенность предприятия как объекта недвижимости заключается и в порядке его государственной регистрации. В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним в целом проводится в регистрирующем органе по месту регистрации юридического лица — субъекта права на предприятие <13>. В том случае, если субъектом права является физическое лицо, по аналогии следует регистрировать право на предприятие по месту его жительства. Помимо общей регистрации прав на предприятие необходимо отдельно зарегистрировать права на земельные участки и объекты недвижимого имущества, входящие в состав предприятия, в месте нахождения данных объектов. ——————————— <13> В юридической литературе неоднократно отмечалась противоречивость ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в которой одновременно говорится о предприятии как юридическом лице и имущественном комплексе (см., например: Козырь О. М. Недвижимость в новом Гражданском кодексе России // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сб. памяти С. А. Хохлова / Отв. ред. А. Л. Маковский; Исследовательский центр частного права. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1998. С. 279). Это позволило некоторым ученым утверждать, что указанная норма применяется только в отношении государственного и муниципального предприятия как юридических лиц (см.: Эрделевский А. Предприятие как недвижимость: регистрация прав // Законность. 1998. N 5. С. 18).

Зарегистрированное право на предприятие как имущественный комплекс является основанием для внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на каждый объект недвижимого имущества, входящий в состав данного предприятия. При этом государственная регистрация прав на земельные участки и объекты недвижимого имущества, входящие в состав предприятия как имущественного комплекса, осуществляется в регистрирующих органах по месту нахождения данных объектов. Регистрация прав на предприятие, находящееся в общей долевой собственности, будет необходима одновременно в нескольких регистрирующих органах, отвечающих за регистрацию недвижимости, — соответственно в месте регистрации каждого из сособственников с указанием на то, что находящемуся в данном регистрационном округе лицу принадлежит определенная доля в праве общей собственности на конкретное предприятие. На каждый объект недвижимости в месте его нахождения должно быть при этом зарегистрировано право общей собственности <14>. ——————————— <14> См.: Романов О. Государственная регистрация прав на недвижимость и сделок с недвижимым имуществом: некоторые проблемы правоприменения // Хозяйство и право. 1998. N 7, 8. С. 50.

Порядок регистрации прав и сделок с недвижимостью установлен Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на основании п. 6 ст. 131 ГК РФ. При этом ст. 8 ГК РФ предусматривает, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. В большинстве случаев право собственности возникает с момента государственной регистрации, которая имеет фактически правоустанавливающее значение, т. е. с момента государственной регистрации прав лицо приобретает права владения, пользования и распоряжения имуществом. В тех же случаях, когда момент возникновения прав законодатель связывает с иным моментом, нежели момент их государственной регистрации, государственная регистрация прав носит фактически правоподтверждающий характер. Целью такой регистрации является, «с одной стороны, охрана прав субъектов гражданского оборота, с другой стороны, обеспечение управленческих, учетных, фискальных, информационных и т. п. интересов государства» <15>. ——————————— <15> Болтанова Е. С. Правовой режим недвижимости по российскому законодательству // Бюллетень нотариальной практики. 1999. N 1. С. 22.

Таким образом, регистрация прав может иметь различные правовые последствия: либо на ее основании возникают права, либо подтверждается (принимается к сведению, учитывается) наличие уже возникших прав. На практике может иметь место случай, когда наследодатель не успел до своей смерти зарегистрировать свои права на предприятие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственной регистрации подлежат права собственности наследников на основании документов, оформленных нотариусами. Если же права на предприятие наследодатель «при жизни» приобрел после введения в действие Федерального закона, но не зарегистрировал их, то в этой ситуации подобный вопрос может быть разрешен судом. И даже если в указанной ситуации будет вынесено положительное для наследников решение суда, регистрации должны подлежать права наследников, а не умершего наследодателя.

——————————————————————

Вопрос: Стороны заключили договор ипотеки в обеспечение договора займа. Регистратор отказал в регистрации договора ипотеки, поскольку заявитель не представил доказательств перечисления суммы займа заемщику. Правомерен ли этот отказ? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Стороны заключили договор ипотеки в обеспечение договора займа. Регистратор отказал в регистрации договора ипотеки, поскольку заявитель не представил доказательств перечисления суммы займа заемщику. Правомерен ли этот отказ?

Ответ: Отказ регистратора неправомерен. Однако в судебной практике существует и иная позиция.

Обоснование: Основания для государственной регистрации ипотеки и требования к представляемым на государственную регистрацию документам установлены Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации). Согласно ст. 29 Закона о регистрации государственная регистрация ипотеки проводится на основании заявления залогодателя или залогодержателя. К этому заявлению прилагается договор об ипотеке вместе с указанными в договоре документами. В государственной регистрации ипотеки может быть отказано, если ипотека указанного в договоре недвижимого имущества не допускается в соответствии с законодательством РФ и если содержание договора об ипотеке или прилагаемых к нему необходимых документов не соответствует требованиям государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Для государственной регистрации ипотеки должны быть представлены договор об ипотеке и его копия, документы, указанные в договоре об ипотеке в качестве приложений, документ об уплате государственной пошлины, иные документы, необходимые для государственной регистрации ипотеки. Данные требования установлены п. 1 ст. 20 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее — Закон об ипотеке). Системный анализ норм Закона о регистрации и Закона об ипотеке позволяет сделать вывод, что документы, подтверждающие исполнение обязательства по договору займа, не содержат информации, необходимой для внесения в ЕГРП, и не относятся к необходимым для регистрации. Следовательно, отказ регистратора в регистрации договора ипотеки из-за непредставления заявителем доказательств перечисления суммы займа заемщику является неправомерным. Данный вывод подтверждается Определением ВАС РФ от 04.12.2009 N ВАС-12940/09. Однако некоторые судебные инстанции, руководствуясь ст. ст. 807, 808 ГК РФ и исходя из того, что договор займа относится к реальным договорам и считается заключенным с момента передачи денег, полагают, что непредставление документов, подтверждающих передачу денежных средств, ставит под сомнение действительность основного обязательства (договора займа). Таким образом, договор об ипотеке обеспечивает недействительное обязательство, что не соответствует ст. 2 Закона об ипотеке. В связи с этим суды признают отказ регистрирующего органа в регистрации договора об ипотеке правомерным (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2010 по делу N А56-72407/2009).

О. И.Сингур К. ю.н., вице-президент ОАО «НБКИ» Подписано в печать 25.11.2010

——————————————————————

Вопрос: Стороны заключили договор о передаче в аренду на пять лет асфальтового покрытия (площадки) площадью 100 кв. м. Подлежит ли данный договор государственной регистрации? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Стороны заключили договор о передаче в аренду на пять лет асфальтового покрытия (площадки) площадью 100 кв. м. Подлежит ли данный договор государственной регистрации?

Ответ: Такой договор не подлежит государственной регистрации. Однако по этому вопросу существует и противоположная позиция.

Обоснование: Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 609 ГК РФ). Чтобы установить, подлежит ли государственной регистрации договор аренды асфальтового покрытия (площадки), необходимо определить, относится оно к недвижимым или движимым вещам. Практика судов по этому вопросу неоднозначна. Согласно первой точке зрения асфальтовая площадка является недвижимым имуществом. В некоторых делах суды указывают, что Общероссийский классификатор основных фондов предусматривает такой объект, как производственная площадка, поэтому при наличии технического паспорта площадка может быть признана недвижимым имуществом (см. Постановление ФАС Московского округа от 23.10.2001 N КГ-А40/5997-01). Суды указывают и на то, что если асфальтированная площадка имеет какое-либо целевое назначение, имеет ограждение, специальное покрытие и т. п., то она может быть признана самостоятельным объектом — недвижимым имуществом (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.03.2003 по делу N А56-20324/02). Существует и другая мотивировка: асфальтовое покрытие прочно связано с землей и его невозможно переместить без причинения ему несоразмерного ущерба (см. Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21.03.2000 N Ф04/726-141/А46-2000, ФАС Московского округа от 01.02.2008 N КА-А40/14791-07-П, от 20.09.2006 N КГ-А41/8580-06, ФАС Поволжского округа от 18.07.2006 по делу N А55-3515/05-46, от 06.04.2006 по д елу N А55-11914/05-47, от 05.10.2004 по делу N А49-2200/04-147/18). Однако по этому вопросу существует и противоположная позиция. Наиболее последовательно ее придерживается ФАС Северо-Западного округа, по мнению которого асфальтовое покрытие не имеет самостоятельного производственного значения, а представляет собой лишь благоустройство, улучшение земельного участка (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.02.2006 по делу N А26-1507/2005-17, от 29.11.2004 по делу N А13-5384/03-09, от 15.06.2004 по делу N А05-5327/03-221/24, от 17.02.2004 по делу N А66-4844-03, от 21.05.2003 по делу N А56-39438/02, от 15.01.2001 по делу N А56-25258/00). Схожих позиций придерживаются ФАС Волго-Вятского и Уральского округов (см. Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 19.12.2006 по делу N А43-1798/2006-12-24, от 22.11.2006 по делу N А29-589/2006-2Э, от 01.08.2006 по делу N А28-22566/2005-1378/8, ФАС Уральского округа от 29.03.2006 N Ф09-2168/06-С6). Известны и другие дела, в которых суды отказываются признавать асфальтовые покрытия (площадки) недвижимым имуществом (см. Постановления ФАС Дальневосточного округа от 27.07.2004 N Ф03-А59/04-1/1712, ФАС Поволжского округа от 29.04.2010 по делу N А55-8881/2009, от 24.03.2005 по делу N А65-10396/2004-СГ3-14, ФАС Центрального округа от 04.03.2010 по делу N А14-3358/2009/128/6). Наиболее верной представляется вторая позиция, поскольку асфальтовое покрытие (площадка) не является самостоятельным объектом гражданских прав, не имеет самостоятельного хозяйственного значения, его использование фактически связано с использованием самого заасфальтированного земельного участка, принадлежностью которого оно является. Таким образом, поскольку асфальтовое покрытие (площадка) не является недвижимым имуществом, рассматриваемый в вопросе договор аренды не подлежит государственной регистрации.

О. Е.Поминова Адвокат, адвокатское бюро «А. Серков и партнеры» (Адвокатская палата г. Москвы) Подписано в печать 25.11.2010

——————————————————————