Об осознании текущего момента и нравственном выборе адвокатами своей роли в защите бизнеса и предпринимательства

(Сергеев В. И.) («Адвокатская практика», 2011, N 2)

ОБ ОСОЗНАНИИ ТЕКУЩЕГО МОМЕНТА И НРАВСТВЕННОМ ВЫБОРЕ АДВОКАТАМИ СВОЕЙ РОЛИ В ЗАЩИТЕ БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА <*>

В. И. СЕРГЕЕВ

——————————— <*> Sergeev V. I. On realization of current moment and moral choice of advocates of their role in protection of business and entrepreneurship.

Сергеев Владимир Иванович, доктор юридических наук, профессор Московского гуманитарно-экономического института, адвокат.

Ныне, когда четко и откровенно обнажился водораздел между лицами с нечестными способами извлечения прибыли, покровительствующими им коррумпированными государственными чиновниками и остальной частью нашего народа, в том числе занимающегося честным предпринимательством, адвокату современного мира необходим более нравственный подход в определении своей линии поведения. Он должен научиться различать нравственность и безнравственность в ведении бизнеса и на основе этих критериев определять свое место и свою роль в предлагаемых ему вариантах участия в том или ином деле. Но в любом случае безнравственность не подлежит защите.

Ключевые слова: капитализм, катаклизмы в обществе, глубинный социальный кризис, правящая элита, власть, манипуляция правом, неограниченное потребительство, парадигмы существования, моральное право, глобальная катастрофа, социалистический дом, буржуазия.

At present when the line between the persons with illegal means of extraction of profit, supporting them corrupted state officials and the rest of our people including engaged in private entrepreneurship has become evident the contemporary advocate should use moral approach to determination of his behavior. He must learn to discern morality from immorality in conducting business and on the basis of such criteria to determine his place and role in the proposed variants of participation in one or another case. In any case immorality is not subject to defense.

Key words: capitalism, cataclysms in the society, deep social crisis, ruling elite, power, manipulation of law, unlimited consumerism, paradigms of existence, moral law, global catastrophe, socialist house, middle class.

Нынешний исторический период жизни нашей страны характеризуется тяжелейшим финансовым кризисом и многочисленными техногенными катаклизмами. Подобная картина не является предметом анализа в настоящем учебнике. Однако мы не можем оставить «за кадром исследования» то, что следом за техногенными идут катаклизмы и в обществе, и это, без сомнения, сказывается как на правовой системе, так и на правах и законных интересах жителей страны. Тотальное разложение морали и нравственности, психические аномалии, сексуальные девиации, алкоголизация, наркомания, проституция, дебилизация сознания, безработица, преступность, бедность и нищета — основные поставщики сферы криминала. А рядом с этой сферой — состояние безысходности и потерянности у многих и многих представителей человеческого общества, которым уже не до высоких дум о свойствах окружающего мира. В общем, несмотря на видимые бытовые украшательства, строительство небоскребов и пышные фейерверки, устраиваемые властями, постепенно приходит в упадок интеллектуально-экологическая среда всего обитания человечества. Все перечисленное является не только результатом капиталистического способа хозяйствования. Это — следствие глубинного социального кризиса капиталистической системы вообще. Характерна в этом плане цитата из книги французского математика Рене Генона «Кризис современного мира» (М., 1994): «Насколько странно выглядит эпоха, в которую людей можно заставить верить, что счастье можно получить ценой своего полного подчинения посторонней силе, ценой разграбления всех их богатств, то есть всех ценностей их собственной цивилизации, ценой насильственного насаждения манер и институтов, предназначенных для совершенно иных народов и рас, ценой понуждения к отвратительной работе ради приобретения вещей, не имеющих в их среде обитания никакого разумного применения». Написано как будто про нас. Но речь в этой книге — о кризисе западноевропейской цивилизации, ориентир на которую взят нашей страной. Эта цивилизация, как известно, построена на демократических институтах той самой капиталистической системы. Рене Генон, не будучи марксистом, так же как и Маркс, разоблачает западную мораль и безошибочно указывает основную причину духовного кризиса буржуазной демократии — полное попрание и искажение традиционного общечеловеческого мировоззрения. Не менее апокалипсически звучат голоса и таких буржуазных ученых, как Альберт Швейцер, Карл Манхейм, Герберт Маркузе, Эрих Фромм, Альфред Вебер, о кризисе сознания в западном обществе потребления (см.: Кризис сознания. Сборник работ по «философии кризиса». М.: Алгоритм, 2009). Но не будем далее уходить в анализ западного мира. Лучше лишний раз почитаем книжки этих философов или известных всем нам с юности романистов Теодора Драйзера, Эмиля Золя, Виктора Гюго, Оноре де Бальзака, в которых пишется о том же. Остановимся лучше на том, что же происходит у нас, в современной России? Как случилось, что после социализма наша страна опять возвратилась в далекое и дикое феодально-капиталистическое прошлое? То есть пришла туда, откуда, осознав «все прелести феодализма и капитализма», такие страны, как Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания и некоторые другие, уже давным-давно ушли, построив свой собственный социализм. В своем развитии Россия с ее переполненными китайским и американским барахлом магазинами и базарами оказалась отброшенной и духовно, и физически на 100 — 150 лет назад. Мы так до конца и не осознали еще масштабов постигшей нас катастрофы и глубину ямы, в которую сбросили Россию, как сбрасывали трупы расстрелянных «врагов народа» во время сталинских репрессий. Аналогии сравнимы. Конечно, социалистическое благополучие у нас создавалось на костях, крови и поте миллионов и миллионов советских людей, на не меньшем рабстве, чем было в Древнем Риме и Египте, вместе взятых <1>. Но тем ценнее и неприкосновеннее от всевозможных посягательств должен был быть построенный в таких муках и страданиях социалистический дом. Тем более когда он неуклонно улучшал не только свой внешний фасад, но и внутреннее наполнение, когда он не был привязан к жульническим западным рынкам и банкам, грабительскому капиталу и политическим мошенникам — наперсточникам, когда он не был зависим от кризисов капиталистической экономики. Да, геронтологически немощная и старая элита не могла управлять страной, да, огромная армия советской партийной и государственной номенклатуры морально и нравственно деградировала за пределы приемлемого уровня, да, продажная и развращенная молодая поросль их детей и внуков из комсомольских активистов, спекулянтов и фарцовщиков смотрела на Запад, да, взращенному на политической демагогии, болтовне и негативных примерах элиты народу тогдашняя партийная власть с ее экономической системой хозяйствования стояла поперек горла. Но самое главное — в стране существовала богатейшая материально-техническая база, действовал промышленно-производственный комплекс, поднималось с колен сельское хозяйство, стали полностью бесплатными среднее и высшее образование, медицина, социальная поддержка населения, хорошая пенсионная система, имелись и другие социальные льготы для простого народа, основанные на обширных общественных фондах потребления и социалистической собственности. И это надо было ценить и беречь. ——————————— <1> См.: Солоневич И. Л. Россия в концлагере. М.: Римис, 2005; Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ. М.: ЭКСМО, 2008; Мельгунов С. П. Красный террор в России. М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2006; Ягодинский В. Н. Сталин и мы: матрица безумия. М., 2009; Спецпоселенцы в СССР 1930 — 1960. М.: Наука, 2005; Лубянка — Старая площадь. Секретные документы ЦК КПСС и КГБ о репрессиях 1937 — 1990 гг. в СССР / Сост. В. Н. Бредихин. М.: Посев, 2005. См. также произведения В. Шаламова, А. Жигулина, А. Марченко и других авторов.

Однако после циничного преступления, совершенного советской элитой в 1991 г., все достояние народа-труженика, как и весь построенный социализм и даже непостроенный коммунизм, оказались в руках крайне небольшой кучки оборотистых дельцов-мошенников и крупных партийно-государственных чиновников. Это они за бесценок в результате исключительно криминальной деятельности способствующей им российской власти приватизировали не только общественное достояние, но и саму власть. Сегодня, несмотря на страшнейший финансовый кризис, который поразил капиталистический мир и которым запугали все население нашей страны, притупив его болевые реакции и синдромы, правящая элита страны беззастенчиво жирует на несметных богатствах, которые она выколачивает из недр измученной земли путем нещадной эксплуатации не менее измученного народа. Не стесняясь и даже бравируя этим, в циничных формах она открыто демонстрирует всему миру обеспеченный и безалаберный стиль жизни в сплошных непрекращающихся зрелищах, роскоши, потребительстве. Набив свои карманы тем, что она умыкнула у общества, буржуазия теперь буквально разбрасывается переведенными в западные банки и офшорные компании деньгами, золотом, металлами, нефтью, газом, другим ценнейшим сырьем. Наш народ, благодаря Интернету и телевидению, совсем недавно имел возможность увидеть презентацию с разбрасыванием пачек долларов в многомиллиардном золотом дворце одного российского олигарха в Анталии, имел несчастье лицезреть подобные виллы и замки, яхты и футбольные команды олигархов других. И добавить к ним можно еще массу подобных им, чьими латифундиями утыкано средиземноморское побережье Европы. Народ посвятили в тайны элитной тусовки высших чиновников и олигархов на легендарном крейсере «Аврора». Оказали честь этому очень «важному государственному мероприятию» своим присутствием и министры, и губернаторы, и еще очень много высших чиновников. Благодаря публикации деклараций чиновников народ узнал о многомиллионных и миллиардных состояниях депутатов, министров, губернаторов и иных покровителей капиталистической системы. Народу показывают то мерзкую новогоднюю охоту на краснокнижных животных на Алтае во главе с представителем Президента России, закончившуюся крушением вертолета, гибелью нескольких человек и полной безнаказанностью виновных. То все больше и больше жители становятся свидетелями многих других подобных и абсолютно безнаказанных дел и делишек представителей современного бизнеса и предпринимательства, высших и низших государственных чиновников. Это они ныне являются правящим классом и правят страной так, как заблагорассудится только им. Именно из них и состоит современная государственная власть с его институтами, правоохранительными органами, судом. Но демократическая ли такая власть на самом деле, если ей можно так беззастенчиво насиловать свой народ, его вековые устои, нравственность, мораль? Да и вообще, какая у нас власть, к которой мы прибегаем, в том числе в поисках собственной защиты от беззакония и произвола? Для ответа на этот вопрос достаточно проанализировать, чья мораль в стране доминирует: простого труженика и честного гражданина или вора и бандита, независимо от того, какое положение в обществе он занимает? Печально и грустно констатировать, но воровская идеология ныне заняла в государстве верх над всеми остальными ценностями и критериями. Вот один из примеров. В ноябре 2009 г. всему миру рассказали об этом многочисленные СМИ, включая телевидение, радио («Маяк», «Эхо Москвы», официальный выпуск «РГ», «Аргументы и факты» и т. д.). Все они были наводнены подробностями похорон вора в законе Япончика. «Мы не провожаем так в последний путь даже героев России… Я не понимаю в какой стране мы живем? Чтобы перед гробом вора в законе несли российский флаг. Для меня, 25 лет прослужившей в МВД, как, думаю, и для всех моих коллег-депутатов, для всего правоохранительного сообщества, это дико, неприемлемо и оскорбительно. На этом фоне становится понятным, почему у нас под официальной государственной охраной разгуливают криминальные авторитеты, а честные милиционеры порой дискредитируются, выводятся из активной борьбы с мафией, садятся в тюрьму. Почему у нас беспрепятственно дают интервью в центральных газетах преступники? Этот информационный бум, плач Ярославны по криминальному авторитету Япончику — вызов нашему Президенту, объявившему бой коррупции, вызов всему обществу, которое надеется на порядок в стране». Знаете, кто это сказал? Генерал-майор милиции Татьяна Москалькова (информационно-правовой портал «ЗАКОНиЯ». http://zakonia. ru). Итак, на вполне правомерный вопрос, кто же реально правит в обществе, ответить мы можем лишь на основе аналитического мышления, некоторых предположений и теоретических догадок. А вот 20-й президент США Джеймс Гарфилд (1881 г.) именно на такой вопрос не побоялся ответить прямо и с исключительной точностью. Он сказал: «Реально правит государством тот, кто контролирует денежную массу страны, он же является и полным властелином ее промышленности и торговли… Когда вы поймете, как просто вся эта экономическая система контролируется несколькими влиятельными людьми, вам не нужно будет объяснять, где причины депрессий и инфляций». После этих слов на Гарфилда было совершено покушение, и во время лечения в военном госпитале он умер. Со времени его избрания на пост президента страны прошло всего три месяца. Кстати, в том же 1881 г. был убит и еще один правитель государства — теперь уже Российского — император Александр II, который пытался, вопреки воле истинных хозяев империи, дать людям свободу и землю. С именем этого императора связано и возникновение русской адвокатуры, и массовое движение русской интеллигенции по просвещению своего народа, защите его от русских же помпадуров и помпадурш. Кто же ныне фактически правит Россией, кто в ней создает определенный идеологический и психологический фон, кто корректирует эти самые сферы манипулирования правом, кто инициирует уголовные дела на честных борцов с мафией? Кто он есть, этот самый Демон власти? Ответ, думается, очевиден. А потому наше общество, к удивлению генерала и депутата Москальковой, и оказалось абсолютно терпимым к ворам и бандитам, к тем, кто в девяностые годы подчистую разграбил страну, а ныне продолжает выкачивать ее недра и богатства. И похороны Япончика здесь только маленький-маленький, хотя и симптоматичный, эпизод. Посмотрим, например, чем наполнены протестные акции? Ропотом о скудной зарплате, о повышении тарифов на ЖКХ, о других достаточно приземленных вопросах. Но никто нигде не клеймит олигархов и основных воротил капитала, министров, депутатов, президентов, никто даже шепотом не посягает на основы капиталистической системы, на непомерную алчность и цинизм нынешней воровской правящей элиты и буржуазии. А ведь основания для этого имеются. Например, по данным журнала «Форбс», только за 2009 г. при всеобщей разрухе и массовом недовольстве ухудшением жизни народа число «долларовых» миллиардеров в России увеличилось почти вдвое — с 32 до 62 человек, а Россия признана европейским лидером по числу миллиардеров (!!!). Это как же надо качать и тянуть, чтобы получить такую невероятную прибавочную стоимость? Баснословно много. Например, по данным ИноСМИ, «только в течение ноября 2009 г. в России ежедневно добывалось по 10 миллионов баррелей нефти. Поскольку добыча нефти в Саудовской Аравии падает, Россия теперь стала крупнейшим в мире экспортером нефти. Добавьте к этому экспорт российского природного газа, и Россия превращается в крупнейшую энергетическую супердержаву в мире». Но здесь есть и другой полюс оценок. Россия, скорее, воспринимается как крупнейшая сырьевая колония в мире с нищим вымирающим населением, деградирующей экономикой и олигархами, которые в союзе с чекистами пилят бабки с продажи принадлежащего стране сырья. Хитрые американцы свою нефть придерживают на черный день, консервируют — предпочитают импорт. Саудиты тоже решили сократить добычу. Зато наше руководство варварски выкачивает природные ресурсы невиданными темпами, поставляя их уже не только в Европу, но и в богатейшую нефтью Азию. А что с этого имеет? Зеленые инфляционные бумажки! Аналогия про туземцев, отдающих золото за стеклянные бусы, здесь как нельзя кстати (Роберт Морли. Как Россия собирается радикально изменить мир? The Trumpet, США, inoСМИ. ru, 2010. 6 янв.). При баснословных доходах от продажи ресурсов в то же время мы видим, что повсеместно в стране народу усиленно внушают мысли о кризисе. Чтобы терпели. Бог терпел и нам велел. И народ терпит. В подтверждение кризиса, например, демонстрируется, что моногорода металлургов в цейтноте. Все, дескать, освещается правдиво. Но не демонстрируется другое, то, что руководители и хозяева металлургической отрасли мирно почивают на лаврах богатейших людей мира. Подобное происходит во всех концах нашей страны, где одни нищают, а другие жиреют на глазах. Нормальному рассудку такое логическое противоречие не осилить. А ненормальный рассудок это усваивает отлично. По мнению российского ученого Сергея Капицы, основанному на данных ВЦИОМ, «мы наконец пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, — воспитали страну идиотов. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то еще лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берет в руки книгу. И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Именно эти слова я произносил пять лет назад на заседании правительства. Время идет, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить» (Сергей Капица. Россию превращают в страну дураков // Фонд поддержки творческих инициатив «Русская классика». www. fond-rk. ru). И этот процесс продолжается. Чем терпимее народ, тем больше простора для его правителей бесноваться в накопительстве и никем не ограничиваемом шабаше. И при этом при росте миллиардных и мультимиллионных состояний российской элиты мы почему-то совершенно не слышим, что какой-нибудь нынешний капиталист Третьяков подарил какому-нибудь городу картинную галерею, а какой-нибудь нынешний фабрикант на своей ткацкой фабрике построил детские сады и школы, дома для рабочих и клубы для горожан, как это делал в начале XX в. владелец Трехгорной мануфактуры Прохоров и не он один. Копейки, конечно, бросают. Чаще в ящички на реставрацию храмов. Грехов-то много, авось отмолят. Так что же такое случилось с нами и со страной, почему мы вошли в этот вселенский разлад и стали на себе ощущать состояние резонанса с собственной природой? Происходящее в мире — это результат целого комплекса нездоровых не только гелиобиологических, но и социальных отношений, накопленных человечеством в силу отступления от естественных законов мироздания. Это — результат тотального и системного кризиса мировой капиталистической системы, ее моральных и нравственных ценностей, связанных с неограниченным потребительством и безразмерным накоплением богатств, роскошью, эксплуатацией народов, жизнью, заполненной зрелищами, развлекаловкой и прожигательством. В этом безумном мире капитала правят бал товар и товарная философия, называемые философией «общества потребления». Философия прибыли и денег пришла на смену прежним жизненным критериям, предложенным нам самой природой. К великому сожалению, к этой системе в 1991 г. недалекие и шустрые ребята, почему-то называемые реформаторами, прицепили, подобно последнему вагону уходящего поезда, Россию. Одним из факторов, усугубляющих эту ситуацию, является упорное нежелание культурных и научных элит отказаться от принятых в разрез со здравой логикой и человеческими законами бытия парадигм существования. Ведь нынешняя система научных и политических представлений, описывающих реальность, уже не в силах объяснить многие наблюдаемые феномены и противоречия в природе и обществе. В нынешних научных сообществах даже под угрозой глобальной катастрофы ученые не в силах отказаться от устаревших и потерявших актуальность знаний и догм. В этом числе и многочисленная плеяда ученых-правовиков, которая не в силах переоценить и отказаться от существующих регулятивных правовых институтов капиталистической формации. К великому сожалению, в нынешней общественной системе координат нет ни соответствующих юридических корректировок, ни даже их проектных очертаний. А потому современные юристы вынуждены блуждать в потемках правовых и философских лабиринтов. Немалую толику в это внесли и адвокаты, которые защищали и защищают наряду с предпринимателями, занимающимися малым и средним бизнесом, крупных воротил экономики, олигархов и других деятелей отечественного бизнеса, основная цель которых сводится лишь к одному: получению сверхприбыли любыми путями, монопольному бизнесу путем разграбления национальных богатств и перекачки общественного достояния за рубеж, в том числе путем нечеловеческой эксплуатации, обмана, жульничества, воровства и грабежа природных ресурсов страны. Ныне, когда достаточно четко и откровенно обнажился водораздел между лицами с нечестными способами извлечения прибыли и покровительствующими им коррумпированными государственными чиновниками, с одной стороны, и остальной частью нашего народа, в том числе занимающегося честным и добропорядочным бизнесом и предпринимательской деятельностью — с другой, адвокату современного мира необходим более нравственный подход в определении своей позиции и линии поведения в том или ином хозяйственном деле. С одной стороны, он должен научиться различать нравственность и безнравственность в ведении бизнеса и на основе этих критериев определять свое место и свою роль в предлагаемых ему вариантах участия в том или ином деле. С другой стороны, несмотря на то что адвокатура не участвует в политике и политических акциях, адвокат как личность все же должен иметь достаточно четкие собственные нравственные, в том числе социальные и политические убеждения, чтобы суметь отказаться от принятия на себя защиты откровенного жульничества, грабежа и беззакония, творимого его заказчиком, вопреки интересам своей страны и ее жителей. Однако в любом случае адвокат, преследующий стремление к честности и справедливости, должен всегда помнить, что он не может и не имеет морального права бросить в беде конкретного человека. Защита человека, кем бы он ни был, в том числе крупным или особо крупным бизнесменом, жуликом или вором, убийцей или террористом, — это главное, что отличает адвоката от другого юриста, ибо крупный и особо крупный бизнес не всегда предполагает безнравственное и античеловеческое извлечение сверхприбылей, жульничество или воровство не всегда являются таковыми при более близком и внимательном рассмотрении этого явления, убийство не всегда бывает умышленным, а умышленное — непонимаемым с человеческой точки зрения. Тем более очень сложно определить на первый взгляд, террорист ли тот или иной человек или не террорист. Ведь и упомянутую выше Веру Засулич, посягнувшую на жизнь петербургского градоначальника, власть считала террористкой, а суд присяжных признал невиновной.

——————————————————————