Правовое регулирование и формирование новых традиций взаимодействия адвокатуры и органов местного самоуправления в России

(Шайхуллин М. С.) («Адвокатская практика», 2011, N 2)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ТРАДИЦИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АДВОКАТУРЫ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ <*>

М. С. ШАЙХУЛЛИН

——————————— <*> Shajhullin M. S. Legal regulation and formation of new traditions of interaction of legal profession and local governments in Russia.

Шайхуллин Марат Селирович, доцент кафедры государственного права Института права ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет», кандидат юридических наук.

В статье проанализированы нормы федерального законодательства, регулирующего деятельность адвокатских образований, адвокатов и органов местного самоуправления на предмет их взаимодействия. Представлены вниманию отдельные нормы российского законодательства, способные обеспечить правовой сегмент для взаимного сотрудничества адвокатских образований и муниципальных органов. Выявлены негативные традиции, противодействующие взаимодействию адвокатуры и муниципальных образований в России.

Ключевые слова: адвокатура, местное самоуправление, правовое регулирование, традиция, взаимодействие, норма, право, адвокат, муниципальное образование.

In article norms of the federal legislation regulating activity of lawyer formations, lawyers and local governments about their interaction are analysed. Separate norms of the Russian legislation capable to provide a legal segment for mutual cooperation of lawyer formations and municipal bodies are presented attention. Negative traditions legal professions counteracting interaction and municipal unions in Russia are revealed.

Key words: legal profession, local government, legal regulation, tradition, interaction, norm, the right, the lawyer, municipal union.

В рамках правового регулирования вопросов взаимодействия адвокатских образований, адвокатов и органов местного самоуправления существуют нормы, которые могут явиться основой взаимного сотрудничества. Вместе с этим следует отметить, что такая правовая гарантированность исходит прежде всего из норм ФЗ N 63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» (далее — ФЗ N 63), а что касается ФЗ N 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — ФЗ N 131), то следует указать, что в нем отсутствуют нормы, закрепляющие возможность взаимодействия исследуемых субъектов, что, на наш взгляд, является существенным упущением, хотя бы по той простой причине, что первые шаги в сторону такого взаимного сотрудничества уже имеются на практике. При анализе правовых норм и средств взаимодействия адвокатуры и органов местного самоуправления необходимо обратиться прежде всего к правовым предписаниям ФЗ N 63. В частности, п. 7 ч. 2 ст. 2 ФЗ N 63 закрепляет, что, оказывая юридическую помощь, адвокат представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях. Юридическая конструкция данной нормы предполагает, что адвокат может представлять интересы своего клиента в органах местного самоуправления. Однако необходимо отметить, что руководствуясь этой нормой и ст. 41 ФЗ N 131, адвокат может представлять интересы органа местного самоуправления-доверителя в другом муниципальном образовании или органе государственной власти, поскольку органы местного самоуправления, с одной стороны, выступают как уровень публичный власти, а с другой — являются юридическими лицами. Исходя из этого можно сделать вывод, что адвокат может выступать как связующее звено между муниципальными образованиями различных типов по защите их прав и интересов в условиях конфликтных ситуаций и нарождающегося антагонизма в муниципальной среде, где уровень правосознания и правовой культуры остается достаточно низким. Правовая культура и содержание правосознания в основном зависят от знания права. Однако знание права не является решающим фактором правомерного поведения <1>. По мнению А. В. Клишиной, особенности профессионального правосознания адвокатов выражаются не только в знании ими норм и категорий права, но и в использовании моральных принципов в решении профессиональных задач, что позволяет сформировать особое профессиональное отношение к праву и к практике его реализации, а также к своему поведению в этом процессе <2>. ——————————— <1> См.: Бондаренко М. В. Правовая культура и правомерное поведение в современном российском обществе: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 6. <2> См.: Клишина А. В. Профессиональное правосознание адвокатов (теоретико-правовое исследование): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. С. 7.

Таким образом, вышеуказанные нормы укрепляет правовые позиции сельских муниципальных образований в их взаимоотношении с администрациями муниципальных районов, где, как известно до сих пор сохраняются традиции централизованной системы управления, поэтому адвокат, представляя интересы сельских муниципальных органов и должностных лиц в исполнительно-распорядительных органах муниципальных районов, может тем самым в полном объеме реализовывать конструкцию нормы ст. 2 ФЗ N 63 и ст. 41 ФЗ N 131, где администрация сельского муниципального образования является доверителем, адвокат выступает защитником прав местного самоуправления, а администрация муниципального района ответчиком в случае нарушения прав и интересов местных сообществ, граждан и самих органов местного самоуправления как юридических лиц. Ввиду того что в сельских поселениях во многих случаях отсутствуют адвокатские образования, нотариальные конторы и другие организации, оказывающие юридическую помощь, зачастую консультацию по тому или иному вопросу дают работники администрации, депутаты и даже глава местной администрации. Это, как правило, вопросы социального обеспечения, земельные вопросы, недвижимость и многое другое. Вместе с этим если отделы по правовой работе существуют при администрациях городских поселений и муниципальных районов, то в сельских муниципальных образованиях они имеются далеко не повсеместно, поэтому в случае отсутствия правового отдела при администрации сельского муниципального образования адвокаты могут выступать представителями интересов органов местного самоуправления в судебных и иных инстанциях. Как отмечает А. В. Клевцов, в настоящее время просматривается тенденция отрыва адвокатов от населения — адвокаты из села, нерентабельных районов едут в город. Воспрепятствовать этому закон не позволяет, советская система распределения молодых специалистов в наши дни не действует. Обеспечить заинтересованность адвокатов в оказании бесплатной помощи сложно, так как система оплаты государством данных услуг несовершенна. Советская организация делала адвокатуру доступной, что выражалось в близости к населению, большом количестве оказываемой бесплатной помощи, особенно в виде консультаций и советов <3>. ——————————— <3> См.: Клевцов А. В. Становление и развитие российской адвокатуры в советский период (1917 — 1991). Историко-правовой аспект: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 3.

Необходимо отметить, что взаимодействие адвокатов с органами, должностными лицами местного самоуправления и населением сельских муниципальных образований во многом зависит от транспортной и пешеходной доступности в удаленные и труднодоступные местности, поэтому правовую помощь в кавычках вынуждены оказывать работники администрации органов сельских муниципальных образований. Однако такая деятельность может рассматриваться не как правовая работа, а как информирование граждан об их субъективных правах и законных интересах, но насколько такое информирование является качественным, следует поставить под вопрос. Тем более что информационное право в деятельности органов местного самоуправления вовсе не означает обязанности должностных лиц местного самоуправления оказывать правовую помощь гражданам муниципального образования, это всего лишь обязанность информировать население муниципального образования об итогах своей работы и по иным вопросам, не касающимся вопросов оказания юридической помощи. Более того, между квалифицированной юридической помощью и правовой помощью поставить знак равенства мы не можем. Особого внимания с точки зрения анализа правовых норм и средств взаимодействия адвокатуры и органов местного самоуправления заслуживает рассмотрение ч. 3 ст. 3 ФЗ N 63, которая закрепляет, что в целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи. Дело в том, что органы местного самоуправления до сих пор сохраняют позицию сдерживания процесса демократизации инициатив не только со стороны граждан, но и институтов гражданского общества, а когда дело доходит до адвокатуры, то следует отметить, что помощь адвокатам и адвокатским образованиям со стороны муниципальных органов необходима не по причине того, что профессиональным юристам негде ютиться, а в том, что создание благоприятных условий деятельности адвокатских образований будет способствовать скорейшему подъему уровня правосознания и правовой культуры именно населения, о чем должна думать прежде всего муниципальная власть, а не адвокатура. Если образ адвокатуры и ее традиции сохранялись на протяжении длительного времени, практически не прерываясь, то образ муниципальной власти еще надо формировать, равно как и возродить лучшие традиции местного самоуправления в современной России. Однако в настоящее время наблюдаются не совсем адекватные действия со стороны местных властей по отношению к адвокатским образованиям. Это выражается в многочисленных фактах противодействия правозащитным организациям с использованием хорошо налаженного административно-бюрократического аппарата и применением соответствующих правовых норм и негативных традиций, которые в большом количестве сформировались и укрепились в муниципальных органах и даже передаются из поколения в поколение, причем по родственной линии. Должностные лица муниципальных органов власти должны осознать диалектическую реальность необходимости развития взаимоотношений с адвокатскими образованиями и адвокатами. Только данный институт гражданского общества может перевернуть все представление о правах и свободах человека, поскольку обладает уникальным потенциалом знаний о праве и юридических явлениях, однако такой потенциал до сих пор является сокрытым и не в полной мере использованным, и дело не в самой адвокатуре, а в отношении к ней, прежде всего, со стороны власти, институтов государства и местного самоуправления. Что касается общества, то граждане открыто идут на диалог с адвокатами, поскольку понимают, что только они могут использовать тот правовой сегмент, который таится даже в межотраслевых правоотношениях. Вместе с этим ситуация по гарантированности помощи адвокатским образованиям на основе ч. 3 ст. 3 ФЗ N 63, на наш взгляд, остается напряженной. В официальной позиции Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. об аренде адвокатами служебных помещений Президент ФПА России Е. В. Семеняко заявил, что в Федеральную палату адвокатов поступили тревожные сообщения из адвокатских палат Республики Алтай, Волгоградской, Псковской, Ростовской, Ульяновской областей и других субъектов РФ о выставлении государственных и муниципальных нежилых помещений, арендуемых адвокатскими образованиями или их филиалами, на конкурсы по продаже права аренды на эти помещения. Действия территориальных органов по управлению государственным и муниципальным имуществом обусловлены тем обстоятельством, что со 2 июля 2008 г. вступила в силу правовая норма, закрепленная в ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой договоры аренды, договоры безвозмездного пользования, договоры доверительного управления имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, могут быть заключены только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. Этот же порядок территориальные органы по управлению государственным и муниципальным имуществом распространяют на уже арендуемые помещения, что выражается в отказе адвокатским образованиям в пролонгации договоров аренды в связи с проведением конкурсов и аукционов на сдачу в аренду занимаемых ими помещений. По мнению Федеральной палаты адвокатов, эти действия органов власти субъектов РФ противоречат требованиям ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставляющей добросовестному арендатору преимущественное перед другими лицами право заключения договора аренды на новый срок и напрямую нарушают принцип взаимоотношений между адвокатурой и государством, закрепленный в п. 3 ст. 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», обязывающий органы государственной власти при необходимости выделять адвокатским образованиям служебные помещения. В Адвокатской палате Республики Алтай с учетом такой позиции удалось добиться согласия территориального органа Федеральной антимонопольной службы пролонгировать договор аренды нежилого помещения, арендуемого республиканской коллегией адвокатов, без проведения процедуры торгов <4>. ——————————— <4> См.: Официальная позиция ФПА РФ об аренде адвокатами служебных помещений. 24 декабря 2008 г. N 656-12/08.

Со 2 июля 2008 г. вступили в силу положения ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой договоры аренды государственного или муниципального имущества могут быть заключены только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. По этой причине адвокатским образованиям повсеместно стали отказывать в пролонгации договоров аренды государственных и муниципальных помещений. 24 декабря 2008 г. Федеральная палата адвокатов обратилась к руководителю Федеральной антимонопольной службы И. Ю. Артемьеву с письмом, в котором просила рассмотреть возможность предоставления адвокатским образованиям права аренды государственных и муниципальных помещений без проведения торгов. После этого на интернет-сайте Федеральной антимонопольной службы было опубликовано в качестве ответов на вопросы разъяснение по применению ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции». В п. 7 разъяснений сказано, что передача государственного или муниципального имущества физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, осуществляется без проведения торгов, предусмотренных ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, и без предварительного согласования с антимонопольным органом. Это касается, в частности, адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность в адвокатских кабинетах. Действие ст. 17.1 Закона о защите конкуренции также не распространяется на случаи заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования на государственное или муниципальной имущество, некоммерческим организациям, которые не осуществляют деятельность, приносящую им доход, — предпринимательскую деятельность, т. е. не являются хозяйствующими субъектами. К такими некоммерческим организациям могут быть отнесены адвокатские образования, которые в период аренды государственных или муниципальных помещений не осуществляли деятельность, приносящую доход <5>. ——————————— <5> См.: Аренда государственных и муниципальных помещений адвокатскими образованиями возможна без проведения торгов. Официальный сайт Адвокатской палаты Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Поскольку 75% российских адвокатов осуществляют профессиональную деятельность в коллегиях, массовая ликвидация этих адвокатских образований в случае, если адвокатам будут отказывать в пролонгации ранее заключенных договоров аренды без проведения конкурсов, серьезно затруднит обеспечение населения квалифицированной юридической помощью, а также отправление уголовного судопроизводства с участием адвокатов в качестве защитников, в первую очередь по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда <6>. ——————————— <6> См.: Помещения по конкурсу // Новая адвокатская газета. 2009. N 1(42).

Проблема размещения адвокатских образований еще более обострилась в связи с проводимой реформой органов местного самоуправления. Муниципальные органы власти отказывают адвокатским образованиям и адвокатским палатам в пролонгировании договоров аренды в муниципальных помещениях <7>. ——————————— <7> См.: Отчет Совета Федеральной палаты адвокатов за период с апреля 2005 года по апрель 2007 года // Бюллетень адвокатской палаты Вологодской области. 2007. N 1(13). С. 8.

Таким образом, неоправданно высокие расходы адвокатских образований и адвокатских палат на аренду служебных помещений приведут к свертыванию бесплатной юридической помощи малообеспеченным гражданам и вынужденному повышению размеров адвокатских гонораров, которые будут платить лица, обращающиеся за юридической помощью. В настоящее время адвокатские образования нуждаются в преференциях со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку адвокатура не просто институт гражданского общества — она действует на началах некоммерческой организации, и уравнивание адвокатуры с коммерческими организациями, получающими совершенно иные прибыли и действующие сообразно своим целям, а именно извлечение прибыли, будет не совсем верным и даже неправильным с точки зрения юридической науки и практики правотворчества и правоприменения. В этом смысле следует согласиться с М. Я. Розенталем, который отмечает, что в настоящее время возникла реальная опасность для адвокатских образований, которые в скором времени могут оказаться на улице и прекратить свою деятельность. Поэтому важным является право и возможность выкупа помещений, арендуемых адвокатскими образованиями, в собственность. В результате принятия Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», малые и средние предприятия получили право выкупа арендуемых ими помещений на льготных условиях. Эти предприятия являются коммерческими организациями, их основной целью является получение прибыли и поддержку им оказывает государство в связи с их важной социальной функцией <8>. ——————————— <8> См.: Розенталь М. Я. Письмо о защите прав адвокатских образований — арендаторов помещений. URL: http:// www. ka-advocat. ru/ 665/ 722/ index. shtml? id=1443.

Примером позитивного регулирования взаимоотношений органов местного самоуправления и институтов гражданского общества является принятие Закона Волгоградской области от 17 апреля 2003 г. N 826-ОД «О взаимодействии органов государственной власти, органов местного самоуправления с негосударственными некоммерческими организациями». Анализируя данный нормативный акт, следует отметить, что он не содержит норм, закрепляющих взаимодействие органов местного самоуправления с адвокатскими образованиями, однако его принятие является положительной тенденцией в динамике взаимоотношений институтов гражданского общества между собой. Опираясь на подобные правовые акты, представляется возможным сформировать будущие модели взаимодействия адвокатских образований и адвокатов с органами местного самоуправления. Например, средствами взаимодействия, несомненно, могут выступать выделение грантов (субсидий) адвокатским образованиям или адвокатам на проведение совместных с должностными лицами местного самоуправления исследований в области правового и информационного обеспечения деятельности муниципальных органов власти. Так, адвокат имеет право заниматься не только оказанием профессиональной квалифицированной помощи населению и юридическим лицам, но и в соответствии ч. 1 ст. 2 ФЗ N 63 научной, преподавательской и иной творческой деятельностью. Это означает, во-первых, что адвокат активизирует деятельность по созданию эффективных моделей самоуправления граждан по решению ими непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, во-вторых, адвокат — это не всегда сухой прагматик, это еще и ученый — кандидат или доктор наук, к тому же и творческий человек, обладающий высоким научно-методологическим потенциалом, уважающий традиции не только адвокатуры, но и местного самоуправления. Необходимо отметить, что если адвокат уважает традиции местного самоуправления, то это вовсе не означает, что он уважает традиции муниципальных органов власти, кроме всего прочего обладающие негативными свойствами и которые противодействуют процессу взаимодействия российской адвокатуры и муниципальных органов власти во всей их совокупности.

——————————————————————