Законодательное закрепление системы судебно-административных органов и прокуратуры на Кубани в 60-е — 70-е годы XIX века

(Карякин А. В.)

(«Общество и право», 2011, N 2)

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ СИСТЕМЫ

СУДЕБНО-АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОРГАНОВ И ПРОКУРАТУРЫ

НА КУБАНИ В 60-Е — 70-Е ГОДЫ XIX ВЕКА

А. В. КАРЯКИН

Карякин Андрей Владимирович, преподаватель колледжа права и экономики управления г. Краснодара.

Данная статья посвящена законодательному закреплению системы судебно-административных органов и прокуратуры на Кубани в 60-е — 70-е годы XIX века. В статье рассмотрены основные нормативно-правовые акты органов государственной власти, с которыми взаимодействовала прокуратура в пореформенный период на территории Кубанской области. Приведены примеры основных изменений, произошедших в органах государственной власти и прокуратуры.

Ключевые слова: Российская империя, законодательный акт, реформа, административное учреждение.

Given article is devoted to legislative fastening of system of judicial-administrative bodies and Offices of Public Prosecutor on Kuban in 60 — 70th years of a XlX-th century. In article the basic is standard legal certificates of public authorities with which the Office of Public Prosecutor after reforms in territory of the Kuban area cooperated are considered. Examples of the basic changes which have occurred in public authorities and Office of Public Prosecutor are resulted.

Key words: Russian empire, legislative act, reform, administrative institution.

Реформы 60-х — 70-х гг. XIX в. явились эпохальным событием в истории Российской империи. Они кардинально изменили облик существовавшей ранее судебно-административной системы государства. Российская империя — многонациональное государство со сложным административно-территориальным устройством. Учитывая эту особенность, Правительство империи осуществляло проведение реформ в регионах в разное время с учетом особенностей каждой из административных единиц государства. Кубанская область — административно-территориальная единица, кардинально отличающаяся от остальных провинций империи. Соответственно, проводя реформы судебно-административной системы на Кубани, Правительство учитывало эти особенности. Первоосновой реформаторской политики на Кубани стало ее законодательное закрепление.

В данной статье автором будет рассматриваться законодательное закрепление системы судебно-административных органов на Кубани в 60-е — 70-е гг. XIX в.

В настоящее время данная тема особенно может быть актуальна для российских политиков. Законодательный опыт, полученный в результате изучения данной темы, особенно в условиях перманентного реформирования государственных институтов как в центре, так и на местах, может быть бесценным. Бесспорно, любое реформирование административно-судебной системы пройдет более успешно и безболезненно, если оно будет опираться на исторический опыт прошлого.

Целями данного исследования являются изучение и систематизация основных законодательных актов, посвященных реформированию основных судебно-административных учреждений Кубанской области в 60-е — 70-е гг. XIX в.

Интересующие автора основные законодательные акты рационально можно разделить на нормативно-правовые акты, носящие общеимперский характер, и нормативно-правовые акты, касающиеся реорганизации старых и учреждения новых судебно-административных институтов на Кубани. К первым можно отнести следующие законодательные акты: «Учреждение судебных установлений», «Устав гражданского и уголовного судебных постановлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями», «Уложение о службе», «Устав об управлении губерниями» и так далее.

Далее необходимо привести примеры нормативно-правовых актов, непосредственно касающихся судебно-административной системы Кубанской области, которые структурно разбиты на три блока:

законодательные акты об учреждении, деятельности и должностных штатах административных органов Кубанской области,

законодательные акты об учреждении, деятельности и должностных штатах судебных учреждений и прокуратуры,

законодательные акты об учреждении, деятельности полиции.

В 1860 г. появляются Кубанская и Терская область. Можно привести следующие законодательные акты, регламентирующие основные административные изменения в области:

«Об образовании правого и левого крыла Кавказской линии» от 8 февраля 1860 г. [1];

«Об образовании Кубанского и Терского казачьих войск» от 19 ноября 1860 г. [2];

«Об организации временного управления в Кубанской области» от 16 января 1869 г. [3];

«О преобразовании административных учреждений в Кубанской и Терской областях» от 30 декабря 1869 г. [4];

«Об упразднении некоторых учреждений и должностей в Кубанской и Терской областях» от 30 декабря 1969 г. [5];

Положение об общественном управлении казачьих войск от 13/25 мая 1870 г. [6];

«О распределении должностей в учреждениях Кубанской и Терской областей» от 6 ноября 1870 г. [7];

Положение о введении Городового положения в Кубанской области, 1870 г.;

Правила о заселении Екатеринодара и упразднении станицы Екатеринодарской от 6 июля 1867 г. [17. С. 332 — 335].

С изменениями территориального устройства реорганизуется и административная система Кубанского войска. Упраздняются экспедиции, войсковое дежурство, войсковое правление. Начальником Кубанской области является наказной атаман, выполнявший и функции гражданского губернатора. С 1870 г. в городах Кубанской области появляются бессословные органы городского самоуправления, на основе единого избирательного права. Думы избирались на четыре года. Исполнительным органом городского самоуправления становится Городская управа, избираемая гласными дум. Городской голова одновременно является председателем и думы, и Городской управы. В компетенцию городского самоуправления входило руководство местным хозяйством, решение вопросов благоустройства и развития транспорта, здравоохранения, пожарной безопасности [16. С. 107 — 109]. Частично на средства города содержалась и городская полиция. В результате реформ структура административных учреждений стала более четкой и эффективной в управлении. Реформы создали предпосылки для развития гражданских институтов, развивать которые было трудно во время Кавказской войны. Екатеринодар, Ейск и Темрюк становятся невойсковыми городами.

Второй блок законодательных актов посвящен созданию новой судебной системы и института прокурорского надзора:

«О введении в Кубанской и Терской областях и Черноморском округе судебных уставов» от 10 ноября 1870 г. [8];

«О закрытии судебных мест прежнего устройства» от 10 марта 1869 г. [9];

«Применение к землям казачьих войск Высочайше утвержденных 7 марта 1866 года Правил о некоторых изменениях в законах о правах и обязанностях лиц прокурорского надзора», 1873 г. [10];

Поручение лицам прокурорского надзора передавать оконченные следственные дела прокурорам подлежащих палат, 1874 г. [11];

«О порядке распределения между окружными судами товарищей прокуроров и судебных следователей», 1879 г. [12];

«О времени введения судебных уставов в Кубанской и Терской областях и Черноморском округе 1 января 1871 г.» от 26 мая 1870 г. [13];

«О правилах и штатах по административной и судебной частям в Кубанской и Терской областях и в Черноморском округе» от 26 мая 1870 г. [14].

Судебная реформа закрепила новые принципы судебного разбирательства: отделение суда от администрации, создание бессословного суда, несменяемость судей и следователей. В ходе подготовки и проведения реформы были учреждены новые институты: адвокатуры, судебных следователей. Роль прокурорского надзора была ограничена судебным ведомством, что повысило эффективность выполняемых прокурорами обязанностей.

Последний блок законодательных актов будет посвящен организации полиции:

«Об упразднении окружных сыскных начальств», 1865 г.;

«Об отделении следственной части от полиции и об учреждении должности судебного следователя», 1860 г.;

Временные правила об общем устройстве в городах и уездах по общему значению управляемых, 1862 г.;

«Об изменении штата Екатеринодарской городской полиции» от 24 февраля 1872 г.;

«Об учреждении в Кубанской области двух новых уездов и усилении состава областных и уездных полицейских учреждений» от 27 февраля 1876 г. [15. С. 176 — 177].

В результате реформ появляется система городской и сельской полиции с более четкой регламентацией функций, расширенным штатом, что позволило более эффективно бороться с пожарами, осуществлять паспортный контроль, помогать следствию и суду и так далее. Структура кубанской полиции выглядит следующим образом: начальнику Кубанской области подчинялись полицмейстеры городов и уездные начальники, а на местах свою деятельность осуществляли приставы и квартальные надзиратели.

Таким образом, административно-судебная власть на территории Кубанской области сосредоточилась в сфере деятельности трех министерств: полиция и гражданское управление входили в юрисдикцию МВД, с одной стороны, а с другой — кубанское казачье войско как воинская единица подчинялось Военному министерству, что порождало определенную путаницу в системе управления. Начало реформ совпало с окончанием Кавказской войны, создав необходимые условия для развития гражданских институтов. В период проведения контрреформ и развития политической реакции Военное министерство вновь начинает преобладать, тормозя развитие гражданских учреждений. В целом законодательство этого периода было практически реализовано. Качественная проработка законодательных актов дала положительные результаты. Особенно это характерно для судебной реформы и реформы прокурорского надзора. Бессословный несменяемый суд процессуально осуществляет свою деятельность более четко. Появившаяся после реформы прокуратура целиком могла посвятить себя деятельности в рамках судебного ведомства. Благодаря проведению реформ на территории Кубанской области появляется полицейская система.

Литература

1. Об образовании правого и левого крыла Кавказской линии // ПСЗ. N 35421. Т. 35. С. 2.

2. Об образовании Кубанского и Терского казачьих войск // ПСЗ. N 36327. Т. 35. С. 2.

3. Об организации временного управления в Кубанской области // ПСЗ. N 46652. Т. 44. С. 2.

4. О преобразовании административных учреждений в Кубанской и Терской областях // ПСЗ. N 47847. Т. 44. С. 2.

5. Об упразднении некоторых учреждений и должностей в Кубанской и Терской областях // ПСЗ. N 47850. Т. 44. С. 2.

6. Положение об общественном управлении казачьих войск // ПСЗ. N 48354. Т. 45. С. 2.

7. О распределении должностей в учреждениях Кубанской и Терской областей // ПСЗ. N 48354. Т. 45. С. 2.

8. О введении в Кубанской и Терской областях и Черноморском округе судебных уставов // ПСЗ. N 48968. Т. 45. С. 2.

9. О закрытии судебных мест прежнего устройства // ПСЗ. N 46840. Т. 44. С. 2.

10. Применение к землям казачьих войск, Высочайше утвержденных 7 марта 1866 года, Правил о некоторых изменениях в законах о правах и обязанностях лиц прокурорского надзора // ПСЗ. N 52109. Т. 48. С. 2.

11. Поручение лицам прокурорского надзора передавать оконченные следственные дела прокурорам подлежащих палат // ПСЗ. N 53385. Т. 49. С. 2.

12. О порядке распределения между окружными судами товарищей прокуроров и судебных следователей // ПСЗ. N 59738. Т. 54. С. 2.

13. О времени введения судебных уставов в Кубанской и Терской областях и Черноморском округе 1 января 1871 г. // ПСЗ. N 46840. Т. 44. С. 2.

14. О правилах и штатах по административной и судебной частям в Кубанской и Терской областях и в Черноморском округе // ПСЗ. N 48413. Т. 44. С. 2.

15. Очерки истории внутренних дел Кубани. 1793 — 1917. Краснодар, 2002.

16. История Кубани. Краснодар, 2004.

17. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г. Краснодар, 1996.

——————————————————————