Проблемные аспекты предоставления бесплатной юридической помощи по гражданским делам в Российской Федерации

(Махиборода М. Н.) («Российская юстиция», 2011, N 6)

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М. Н. МАХИБОРОДА

Махиборода М. Н., кандидат юридических наук, член Ассоциации юристов России.

Статья посвящена вопросам предоставления бесплатной юридической помощи по гражданским делам.

Ключевые слова: юридическая помощь, гражданское дело, гражданское судопроизводство.

The article is devoted to providing free legal aid in civil cases.

Недоступность стоимости услуг адвокатов для многих граждан России известна, поскольку данные услуги доступны не всем из-за их высокой стоимости. О возможности получить бесплатную правовую помощь у адвоката по гражданским делам слышали лишь некоторые. Однако граждане, которые сталкивались с этим на практике, считают эту возможность мифической. И дело здесь не только в фактическом отказе адвокатов оказывать помощь гражданам бесплатно, но и в законодательстве, которое своими нормами препятствует получению доступной адвокатской помощи гражданам. Остановимся лишь на некоторых проблемных моментах. В Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» <1> отсутствует указание на источник финансирования тех услуг, которые оказываются адвокатом бесплатно определенным категориям граждан в порядке ст. 26 данного Закона. Поскольку порядок компенсации за оказанные услуги отсутствует, это приводит к тому, что адвокаты отказывают лицам, имеющим на это право, в возможности получения бесплатной помощи. Вместе с тем некоторые адвокаты и отдельные адвокатские образования иногда самостоятельно находят способы организации бесплатной правовой помощи нуждающимся. ——————————— <1> Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

Например, в г. Москве адвокаты некоторых адвокатских образований создают специальные фонды, из которых осуществляются выплаты адвокатам, участвующим в бесплатных делах. Вместе с тем по некоторым данным Министерства юстиции РФ объем бесплатной помощи, предоставляемой населению, и помощи адвокатов по назначению составляет примерно 36% от общего количества выполняемых ими поручений (эта же цифра по данным адвокатуры гораздо выше) <2>. ——————————— <2> См.: Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» / Под ред. Д. Н. Козака. М., 2003. С. 160.

Также в настоящее время в соответствии с законодательством РФ в некоторых регионах России созданы бесплатные юридические клиники, которые образованы при высших юридических учебных заведениях, и помощь в них оказывают студенты старших курсов под руководством своих преподавателей. Но, к сожалению, не все граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь, знают об их существовании. Данные клиники были созданы и продолжают создаваться в целях выработки оптимального механизма по реализации политики государства в области оказания малоимущим гражданам квалифицированной юридической помощи. Согласно российскому законодательству правом на получение бесплатной юридической помощи обладают только малоимущие граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. К примеру, постановлением Правительства Воронежской области от 28 апреля 2010 г. N 332 установлена величина прожиточного минимума по Воронежской области за I квартал 2010 года для трудоспособного населения — 5533 рубля <3>. Таким образом, житель Воронежской области, доход которого составляет 5533 рубля в месяц и выше, не имеет права на получение бесплатной юридической помощи и должен сам оплатить услуги адвоката. ——————————— <3> См.: http://garant-vrn. ru/prmin.

Необходимо отметить, что адвокаты не будут работать с бюро, которые предусмотрены законодательством РФ для оказания бесплатной юридической помощи, поскольку для адвокатов это финансово не выгодно, а юристов правозащитных организаций в данном случае Правительство РФ оставило в стороне. Но проблемы по предоставлению бесплатной помощи адвоката возникают и в связи с негибкостью Федерального закона, что противоречит международным обязательствам России согласно Европейской конвенцией по правам человека <4>. ——————————— <4> Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 2. Ст. 163.

По определенным категориям дел, несмотря на то что заявители могли обратиться в суд, то есть имели формальный доступ к суду, они не могли представлять свои дела в суде надлежащим образом и эффективно в связи с отсутствием бесплатной юридической помощи, а следовательно, баланса сторон процесса. Дело в том, что Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» дает исчерпывающий перечень лиц и категорий дел, по которым возможно предоставление бесплатной помощи адвоката. Каких-либо исключений данный Закон не предусматривает. Но очень часто бывают случаи, когда такая помощь является необходимой и по делам и для категорий граждан, не включенных в перечень Федерального закона. Таким образом, значительно ограниченный перечень категорий дел, по которым малоимущие граждане имеют возможность обратиться за бесплатной юридической помощью, ущемляет их права на получение юридической помощи и право на доступ к правосудию по другим не менее значимым вопросам, а вслед за ним и многие другие права, гарантированные Конституцией РФ <5>. Например, у граждан возникают затруднения при обжаловании решений суда, связанных с действиями органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. ——————————— <5> Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. N 237.

В настоящее время в области юридического образования и подготовки адвокатов и судей представляется исключительно важной функция правозащитников по оказанию бесплатной юридической помощи по вопросам применения Европейской конвенции по правам человека в судах России и по обращению в Европейский суд по правам человека. Оказание данной помощи не должно ограничиваться только предоставлением консультации, но также должно быть направлено на обучение и распространение знаний о международном механизме защиты прав, так мало еще известном российским гражданам. При этом необходимо учитывать, что юридические бюро могут быть только частью единой государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам. Другими составляющими этой системы должны стать адвокаты и органы государственной власти субъектов РФ. Так, следует отметить недостаточную численность адвокатов в большинстве судебных районов, их сосредоточенность в столицах и других крупных городах. Кроме того, в ряде субъектов РФ не принято ни одного нормативного правового акта по вопросам бесплатной юридической помощи. В большинстве субъектов РФ, где указанные нормативные правовые акты приняты, они практически не действуют, поскольку либо не предусмотрен механизм их реализации, либо в бюджетах субъектов РФ нет средств на их исполнение. Такая ситуация обусловлена коллизиями и непроработанностью норм, регулирующих вопросы оказания бесплатной юридической помощи <6>. Это позволяет сделать вывод о том, что в сфере оказания бесплатной юридической помощи требуется серьезная реформа. ——————————— <6> См.: Приказ Минюста РФ от 22 июня 2007 г. N 129 «Об объявлении решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации по вопросу «О ходе эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам и предложениях по формированию и реализации государственной политики в области оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» // Бюллетень Минюста РФ. 2007. N 8.

——————————————————————