Надзор за розыском без вести пропавших

(Мондохонов А. Н., Бозоян А. О.)

(«Законность», 2011, N 7)

НАДЗОР ЗА РОЗЫСКОМ БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ

А. Н. МОНДОХОНОВ, А. О. БОЗОЯН

Мондохонов Андрей Николаевич, начальник управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Забайкальского края, кандидат юридических наук.

Бозоян Артур Овсепович, прокурор отдела по надзору за процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел и юстиции управления прокуратуры Забайкальского края.

На основе опыта прокуратуры Забайкальского края освещены вопросы по организации розыска без вести пропавших граждан.

Ключевые слова: розыск, без вести пропавшие, системность надзора.

Public prosecutor’s supervision for inquiry of missing persons

A. N. Mondokhonov, A. O. Bozoyan

Based on the experience of the Public Prosecutor’s Office of the Zabaikalye Territory, the authors cover actions organization of missing person’s inquiry.

Key words: inquiry, missing persons, systematic public prosecutor’s supervision.

Одно из приоритетных направлений в надзорной деятельности органов прокуратуры Забайкальского края в последние годы — надзор за розыском без вести пропавших граждан. В результате принятых комплексных мер и организации наступательного прокурорского надзора впервые с 1995 г. удалось добиться снижения количества неразысканных лиц на 2,4%.

В феврале 2008 г. в докладе о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению в 2007 г. Генеральный прокурор РФ отметил, что работа органов внутренних дел по розыску без вести пропавших граждан налажена ненадлежащим образом, в результате чего количество граждан, местонахождение которых остается неустановленным, ежегодно возрастает на 3 — 4% и к началу 2008 г. достигло 49449 человек.

Проведенный прокуратурой края анализ состояния законности в оперативно-розыскной деятельности по розыску без вести пропавших в Забайкальском крае показал, что количество поступающих заявлений о безвестном исчезновении граждан за последние 10 лет возросло примерно в 2,5 раза — с 1204 человек в 1998 г. до 3065 в 2008 г., при этом число неразысканных лиц выросло более чем в 3 раза — с 281 до 944, из которых 574 пропали без вести, 253 — утратили связь с родственниками, 72 — несовершеннолетних, покинувших детские социальные учреждения, и 42 человека, страдающих психическими заболеваниями.

В ходе проверок аппаратом прокуратуры края на местах выявлены многочисленные остававшиеся без реагирования надзирающих прокуроров нарушения законов, в том числе укрытие преступлений, связанных с безвестным исчезновением граждан; бездействие по делам оперативного учета, особенно прошлых лет; необоснованная регистрация безвестно отсутствующих в категории утративших связь с родственниками; необоснованное заведение и прекращение дел оперативного учета и т. д. Методическое обеспечение и повышенные требования к уполномоченным прокурорам не гарантировали полного и реального устранения выявленных нарушений, вследствие чего организация надзора была пересмотрена в сторону усиления вертикального влияния ведомств в рамках координационной деятельности различных форм и более активного использования аппаратом прокуратуры края полномочий по непосредственному применению мер прокурорского реагирования по конкретным делам.

С учетом проведенного обобщения прокуратура края в дополнение к действующему Приказу прокурора области от 28 декабря 2007 г. N 374 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о безвестном исчезновении граждан, оперативно-розыскной деятельности, раскрытием и расследованием преступлений против личности» разработала и издала совместно с СУ СК РФ по краю и УВД по краю Приказ от 15 мая 2008 г. N 77/142/330 «О порядке взаимодействия между органами прокуратуры, внутренних дел и СУ СК и дополнительных мерах по усилению прокурорского надзора и ведомственного контроля за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о безвестном исчезновении граждан, оперативно-розыскной деятельности, раскрытием и расследованием преступлений против личности», действующий в настоящее время в части, не противоречащей совместному Приказу Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 27 февраля 2010 г. N 70/122 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан».

Вопросы надзора за исполнением ФЗ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» в части розыска без вести пропавших граждан были выделены в качестве отдельного предмета надзора с возложением обязанностей сбора и обобщения информации на двух прокуроров отделов отраслевого управления прокуратуры края. Была усилена трехуровневая система надзора: прокурор района — отраслевое управление прокуратуры края — заместитель прокурора края.

С 2008 г. в управлении по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры края ведется посписочный учет неразысканных лиц, пропавших без вести. Эти данные ежемесячно представляются в прокуратуру края ИЦ УВД по краю и по поручению прокуратуры края сверяются межрайпрокурорами с журналами учета розыскных дел в поднадзорных органах. Таким образом организуется получение информации о всех находящихся в производстве делах оперативного учета, их регистрации, что обеспечивает полноту объектов прокурорских проверок.

В начале каждого полугодия прокурор края, начальник УВД по краю и руководитель СУ СК утверждают совместный план оперативных совещаний по заслушиванию результатов работы в сфере розыска безвестно отсутствующих граждан. На совещаниях, которые проводятся дважды в месяц, обсуждаются состояние оперативно-розыскной деятельности по конкретным делам оперативного учета; меры, принятые для снижения остатка неразысканных без вести пропавших лиц; состояние ведомственного контроля и эффективность прокурорского надзора.

В совещаниях под председательством заместителя прокурора края принимают участие прокуроры районов, руководители и работники КМ УВД по краю, в частности отдела «Р» (розыск) УУР, руководство и работники ОВД района, СУ СК по краю. Ответственные за организацию совещаний — начальник отраслевого управления прокуратуры края и начальник УУР КМ УВД по краю.

В рамках подготовки к совещаниям отдел «Р» заблаговременно истребует все розыскные дела по перечню, заранее согласованному с аппаратом прокуратуры края, и представляет их для изучения в прокуратуру края не позднее трех рабочих дней до совещания. Исполнители заслушиваются по каждому находящемуся в производстве делу оперативного учета и материалу процессуальной проверки, после чего с докладами о проделанной работе и планируемых розыскных мероприятиях выступают представители аппаратов УВД края и прокуратуры края. В процессе обсуждения конкретизируются планы, дается оценка работе в районе и принимается решение, которое в трехдневный срок после проведения совещания рассылается для исполнения. Контроль за исполнением решений возложен на отраслевое управление прокуратуры края, которое истребует необходимую информацию от исполнителей, проверяет полноту принятых мер и докладывает о них курирующему заместителю прокурора края для решения вопроса о продолжении или снятии контроля.

Так, на совещании в июне 2010 г. при обсуждении розыска бывшего военнослужащего и жителя Улетовского района Г., имевшего троих детей, положительные характеристики и постоянное место работы, было принято решение о проведении оперативно-технических мероприятий, по результатам которых в течение месяца Г. был разыскан в г. Чите. При этом было установлено, что Г. умышленно скрывался от близких с целью неисполнения своих финансовых обязательств.

Выявленные нарушения и упущения в ведомственном контроле и прокурорском надзоре доводятся до сведения межрайпрокуроров в информационных письмах. Только в 2009 — 2010 гг. по вопросам организации надзора за розыском без вести пропавших граждан прокуроры проверили более 650 дел оперативного учета, по которым внесли более 200 требований об устранении нарушений закона, опротестовали более 20 незаконных решений. Прокуратура края подготовила и направила прокурорам 5 информационных писем, разработала методические рекомендации об организации прокурорского надзора на этом направлении, в адрес начальника УВД края внесла 9 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 12 сотрудников органов внутренних дел, в отношении 7 приняты иные меры воздействия (снижение премиального вознаграждения, предупреждения и т. д.).

Такая организация работы способствовала существенной активизации розыскной работы и ведомственного контроля. Например, в Хилокском районе с августа 2009 г. разыскивался пропавший без вести с сенокосного участка местный житель Е. После проведенного в мае 2010 г. совещания, на котором было решено провести дополнительное обследование местности по вероятному маршруту следования пропавшего в сторону ближайших населенных пунктов, в том же месяце были обнаружены костные останки человека, впоследствии идентифицированные судебно-портретной экспертизой с разыскиваемым Е.

Проведенная в первом квартале 2010 г. проверка деятельности отдела «Р» показала, что в этом подразделении, одной из основных задач которого является обеспечение координации, анализ и контроль деятельности структурных групп, отделений уголовного розыска по розыску без вести пропавших граждан и установлению личности граждан по неопознанным трупам, кратно возросло количество изучаемых в порядке ведомственного контроля дел оперативного учета с дачей по ним письменных указаний, обеспечен контроль за их реальным исполнением, существенно увеличилось число выездов в розыскные подразделения с оказанием практической помощи.

Последовательная и системная работа правоохранительных и надзирающих органов по поиску без вести пропавших за все годы позволила впервые за последние пятнадцать лет добиться снижения остатка неразысканных без вести пропавших граждан.

Так, в Черновском районе г. Читы с 1996 г. разыскивался склонный к алкоголизму и бродяжничеству Г. По результатам проведенного в октябре 2010 г. совещания, на котором было решено провести дополнительные розыскные мероприятия среди лиц без определенного места жительства в районе дачных кооперативов, прилегающих к краевому центру, в декабре прошлого года Г. был разыскан — он проживал на заброшенном дачном участке.

В 2010 г. в розыске находилось 3620 (в 2009 г. — 3084) человек, из них 2118 (1803) пропавших без вести, 1042 (795) несовершеннолетних, самовольно покинувших социальные учреждения, 129 (92) лиц, страдающих психическими заболеваниями, и 331 (394) человек, утративший связи с родственниками.

Несмотря на значительное увеличение количества разыскивавшихся граждан, по итогам прошедшего года розыскным подразделениям удалось снизить остаток неразысканных лиц практически по всем категориям. Так, на 1 января 2011 г. неустановленным осталось местонахождение 765 человек (год назад — 784), из которых 528 (556) пропавших без вести, 26 (28) несовершеннолетних и 36 (40)психически больных лиц.

Следует также заметить, что существенное значение при розыске без вести пропавших граждан имеет тесное взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой информации, органами местного самоуправления и населением.

——————————————————————