Проблемы осуществления тактики деятельности адвоката по уголовным делам

(Эсауленко О. А.)

(«Мировой судья», 2011, N 9)

ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАКТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДВОКАТА

ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

О. А. ЭСАУЛЕНКО

Эсауленко О. А., студентка 3 курса юридического факультета Алексеевского филиала Белгородского государственного университета.

Деятельность защитника в уголовном судопроизводстве неразрывно связана с конституционным принципом обеспечения права личности на защиту. При этом именно совокупность указанных прав позволяет опровергать подчас необоснованно выдвинутые предварительным следствием обвинения, представлять доказательства, доказывая невиновность подсудимого, добиваться соразмерного смягчения ответственности за совершенное деяние.

Обеспечение подсудимому права на защиту прежде всего состоит в реальном получении им своевременной и квалифицированной юридической помощи, которую может обеспечить участие в деле защитника. Реализовать свое право на защиту подсудимый может, зная в полной мере объем, содержание и характер обвинения. Закон не только провозглашает право гражданина на защиту, но и обязует соответствующих должностных лиц (дознавателя, следователя, прокурора, судью) обеспечить реализацию этого права. Право подсудимого на защиту служит не только охране его законных интересов, но и направлено на успешное решение задач, стоящих перед правосудием.

Тактика защитника и тактика следователя, равно как и тактика защитника и тактика государственного обвинителя, в судебном разбирательстве взаимообусловлены, поскольку применение тактического приема одной стороной влечет за собой выбор тактического приема противодействия другой стороной. Это и есть настоящая состязательность уголовного судопроизводства, закрепленная в п. 3 ст. 123 Конституции РФ.

Актуальность проведенного исследования определяется концептуальными положениями тактики профессиональной защиты как самостоятельного подраздела криминалистической тактики на основе применения данных теории процесса принятия и реализации решений и с использованием системно-деятельностного подхода.

«Криминалистическая тактика» — это система научных положений и разработанных на их основе рекомендаций по обеспечению процесса собирания и исследования доказательств (судебного исследования), определению линии поведения участников процесса, преследующих закрепленные цели и задачи, наделенных соответствующими правами и обязанностями по участию в процессе доказывания, а также приемов по проведению следственных и судебных действий и участию в них. Данное определение учитывает всех участников процесса, участвующих в доказывании, в т. ч. и адвоката-защитника, оно включает вопросы организации и планирования их деятельности, а не только следователя (дознавателя), судьи, прокурора, упоминается о приемах не только проведения следственных действий, но и участия в них.

Использование тактических приемов защитником на досудебной стадии позволяет повысить эффективность защиты на стадии судебного разбирательства, правильно определить и добиться достижения поставленной цели с учетом обстоятельств дела — оправдания подзащитного либо выявления смягчающих его ответственность обстоятельств.

Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании происходит в конкретных условиях времени, места, взаимосвязей с другими участниками процесса. В ходе судебного разбирательства по уголовному делу возникает различная по степени сложности обстановка, на основе оценки которой ее субъект (суд), а также участники (государственный обвинитель, защитник, подсудимый) принимают организационные, тактические и процессуальные решения, выбирают соответствующие средства, приемы и методы своих действий. Сложная система взаимодействий и взаимообусловленностей в конечном итоге и образует то конкретное состояние, положение, в котором приходится действовать защитнику.

Вся работа защитника имеет строго одностороннюю направленность — только то, что на пользу подзащитному. Похвала иных прокуроров в адрес защитника, что это «объективный адвокат», на деле говорит о низком профессионализме такого «защитника». Адвокат не должен и не вправе быть объективным, его позиция может быть односторонней направленности. Но это не говорит о дозволенности всяких приемов, адвокат обязан быть разборчив в средствах и методах защиты, которые должны соответствовать требованиям закона.

Государственное обвинение и защита неизбежно конкурируют в состязательном процессе. Фактическое столкновение тактических приемов требует их взаимного изучения, с целью выработки приема противодействия.

При этом принятие тактического решения защитником в судебном заседании происходит всегда в типично конфликтной ситуации, в которой стороны, выполняя свои процессуальные функции, обеспечивают наиболее выгодную позицию для себя и ослабляют позицию противоположной стороны.

Принимая во внимание, что современное уголовно-процессуальное законодательство содержит порой, с точки зрения автора, не совсем совершенные нормы, нами вынесен целый ряд предложений по совершенствованию российского уголовно-процессуального судопроизводства.

Во-первых, в ч. 5 ст. 189 УПК РФ внести следующие изменения: «Свидетель во время допроса имеет право на оказание ему юридической помощи адвокатом. Адвокат, приглашенный свидетелем для участия в допросе, вправе с разрешения следователя, задавать вопросы свидетелю. Заданные вопросы и полученные ответы заносятся следователем в протокол допроса. По окончании допроса адвокат вправе делать замечания, которые подлежат занесению в протокол допроса».

Во-вторых, основные понятия, сформулированные и закрепленные в ст. 5 УПК РФ, дополнить таким, как адвокатское расследование, представляющее собой урегулированную законом уголовно-процессуальную деятельность на досудебном производстве и осуществляемую путем производства иных процессуальных действий в целях защиты прав, свобод, законных интересов личности (потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и др.).

В-третьих, п. 32 ст. 5 УПК РФ после слов «иное действие» дополнить указанием следующего характера: произведенное в предусмотренном законом порядке адвокатом, частным обвинителем, представителем.

В-четвертых, название ст. 83 УПК РФ сформулировать как «Протоколы следственных и иных процессуальных действий и судебного заседания». В соответствии с этим в содержании ст. 83 УПК РФ указать, что протоколы следственных и иных процессуальных действий… и далее по тексту данной нормы.

В-пятых, ст. 150 УПК РФ изменить и изложить в следующей редакции: предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания, а также в форме адвокатского расследования. Последнее является альтернативой другим формам расследования и борьбы с преступностью.

В-шестых, изменить название и дополнить содержание ст. 166 УПК РФ. В частности, ст. 166 УПК РФ назвать «Протокол следственного или иного процессуального действия». Затем части 1, 2, 3 ст. 166 УПК РФ дополнить словами «протокол следственного или иного процессуального действия».

Представляется, что разработка проблем, связанных с тактикой профессиональной защиты в уголовном судопроизводстве, должна получить свое дальнейшее развитие. Так, к примеру, в нашем научном исследовании были рассмотрены вопросы, касающиеся тактики профессиональной защиты по уголовным делам на досудебных стадиях расследования и в судебном разбирательстве. В связи с ограниченным объемом исследования остались не рассмотренными проблемы осуществления профессиональной защиты по уголовным делам в мировом суде, а также в суде с участием присяжных заседателей. Полагаем, что по этим проблемам необходимо проведение специального исследования.

——————————————————————