Особенности формирования экологического сознания современного российского общества в условиях глобализирующегося мира

(Ковелина Т. А., Овсянникова Е. К.)

(«Общество и право», 2011, N 2)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ

ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕГОСЯ МИРА

Т. А. КОВЕЛИНА, Е. К. ОВСЯННИКОВА

Ковелина Татьяна Афанасьевна, доктор философских наук, заведующая кафедрой философии Кубанского государственного медицинского университета.

Овсянникова Елена Константиновна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Кубанского государственного медицинского университета.

В статье анализируется специфика экологического сознания современного российского общества, его роль в культуре. Тенденции развития экологического сознания связываются с включением России в процессы глобализации и с необходимостью сохранения национальной самобытности.

Ключевые слова: экология, природа, общество, общественное сознание, экологическое сознание, ноосфера.

The specific features of modern Russian society’s ecological consciousness and its role in culture are analyzed in this article. The tendencies of ecological consciousness development are associated with Russia being included in the processes of globalization and also with the necessity of saving the national specifics.

Key words: ecology, nature, society, public conscience, ecological consciousness, noosphere.

Стремление осмыслить свои взаимоотношения с природой — одна из основных форм познания человеком своего места в мире, важнейший аспект исторического развития человеческого самосознания. Зачатки экологического мышления возникли еще на ранних этапах человеческой истории. Но экологизация общественного сознания — это исторически обусловленный процесс, активизирующийся по мере нарастания противоречий между обществом и природой и основанный на познании людьми законов и принципов сохранения равновесия между использованием человеком природной среды и ее восстановлением. Формирование экологического сознания — особенность духовной жизни современного общества.

Экологическое сознание занимает особое место в структуре общественного сознания и духовной жизни современного общества, экологическая составляющая вписана во все сферы социокультурного бытия. Сегодня принято говорить об экологизации науки и экономики, об экологической политике, об этике природопользования. В свою очередь, трансформации в экономической, социально-политической, духовной сферах оказывают влияние на формирование экологического сознания. Становление информационно-технического общества, глобализация происходящих в мире процессов, кризис культурных ценностей, широкое распространение деструктивных идей, углубляющаяся дифференциация уровня жизни людей — эти и другие факторы обусловливают особенности экологической формы отражения действительности. Сегодня ограниченность природных, сырьевых ресурсов становится проблемой не столько экологической, сколько экономической, предметом финансового и политического противостояния.

Экологическое сознание российского общества имеет свои особенности формирования и специфический характер проявления. Эта специфика связана, прежде всего, с общей экономической ситуацией в стране. Вхождение нашей страны в мировую рыночную систему, ориентация экономики на западноевропейские образцы привели к изменению мотиваций деятельности большинства представителей российского общества. В течение двух последних десятилетий происходило приобщение России к массовой культуре «общества потребления», что отразилось в общественном сознании процессами переориентации на утилитарно-потребительское отношение к окружающему миру. Экологическая проблема в сознании большей части населения отходит на задний план по отношению к вопросам, непосредственно связанным с уровнем экономического развития, материального благосостояния. Нестабильность экономики, низкий уровень жизни значительных слоев населения приводит к разрыву между уровнем массового экологического сознания и состоянием окружающей природной среды. Помимо того, нельзя не отметить устойчивый стереотип неисчерпаемости природных ресурсов нашей страны, прочно укоренившийся в сознании населения нашей страны.

Следующая особенность связана с политической сферой. Во второй половине 80-х гг. прошлого века экологическая активность населения резко возросла. В этот период было положено начало институционализации экологической деятельности в нашей стране: развивалось экологическое законодательство, создавались общественные организации, экологические фонды и т. д. Распад СССР, внедрение рыночных отношений во все сферы общественного бытия, поиск Россией своего места в системе глобальных связей и отношений — все это привело к трансформации социокультурного пространства, одним из проявлений которой явилось вытеснение зарождающихся институциональных оснований экологической сферы жизнедеятельности общества. Неразвитость гражданского общества приводит к тому, что население страны мало вовлечено в экологическую политику государства. Кроме того, в силу исторически сложившихся особенностей менталитета большинство населения страны во многих вопросах, в том числе и в области природоохранной деятельности, предпочитает полагаться на действия властей, но не брать ответственность на себя.

Следует отметить и слабую активность экологических движений в России. Так, из двух с половиной миллионов сторонников Greenpeace на долю России приходится менее двадцати тысяч человек. Приблизительно такова же картина деятельности и большинства других природоохранных организаций в нашей стране. При этом их деятельность остается малоизвестной большинству населения страны.

Среди особенностей, связанных с социальной сферой, следует назвать неоднородность экологического сознания по своему уровню и характеру среди различных регионов России и групп населения. Региональную дифференцированность экологического сознания можно рассматривать как особенность любой большой страны, территория которой неоднородна по природно-географическим условиям, а население — по этническому и социальному составу. Но в России действие этих факторов дополняется целым рядом других, специфичных именно для нее. Среди них можно назвать неравномерность расселения населения по территории страны, различия в видах и способах хозяйственной активности и в уровне образования, резкие различия в уровне жизни как между различными регионами, так и между различными слоями населения, что неизбежно сказывается как на особенностях отражения общественным сознанием взаимодействия общества и природы, так и на особенностях экологической активности.

Еще одной особенностью является низкий уровень экологической культуры населения. Задача формирования экологической культуры до сих пор не стала приоритетной в системе образования и воспитания в России. Основные принципы и направления экологической политики, такие как устойчивое развитие, формирование экологической сферы жизни общества, стратегия коэволюции, ноосферная парадигма и другие, неизвестны подавляющему большинству россиян. А ведь экологическая активность связана не столько с состоянием природной среды обитания как таковым, сколько с уровнем развития экологической культуры общества.

В принятой в 2002 г. Правительством России Экологической доктрине Российской Федерации подчеркивается, что для обеспечения устойчивого развития страны экологическая деятельность должна стать одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества. При этом в числе основных факторов деградации природной среды Российской Федерации назван низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения.

Экологическое сознание современного общества — сложный феномен, отражающий объективные тенденции социально-исторического развития, противоречивость цивилизационных процессов. Основной тенденцией развития современного мира является глобализация, проявляющаяся во всех сферах общественного бытия. Глобализация становится одной из определяющих тенденций развития современного экологического сознания. Однако эта тенденция, так же как процесс глобализации в целом, противоречива. Ее позитивная сторона связана со стремлением объединить усилия для выработки единого подхода к экологическим проблемам на основе изучения закономерностей формирования и развития экологического сознания, его уровней и форм проявления, методов распространения экологических идей, формирования социокультурных принципов, норм, ценностей, образов поведения, регламентирующих взаимоотношения в системе «человек — природа». В то же время этот процесс в его нынешних формах имеет и обратную сторону — это тот беспрецедентный вызов, который глобализация бросает суверенитету национальных государств как в экономической и социально-политической сферах, так и в области духовной культуры, общественного сознания. Формирование идеологии потребления, углубляющаяся дифференциация общества и общественного сознания, в том числе и в сфере взаимоотношений человека и природы, о которых говорилось выше, — это во многом результат «вестернизации» российской культуры. Несмотря на особый менталитет российского общества и специфику культуры, процессы глобализации диктуют необходимость подстраиваться под нормы и стандарты, принятые в других странах.

Сегодня является очевидным, что успешное развитие страны как замкнутой социально-экономической структуры в современном мире невозможно, поэтому интеграция России в мировую экономическую систему — это историческая необходимость. Однако копирование западной либеральной модели культуры не имеет перспектив. Россия должна выработать свою стратегию глобализации, направленную, с одной стороны, на утверждение жизненных принципов и норм, по которым живет весь цивилизованный мир, а с другой — на сохранение самобытности национальной культуры и общественного сознания.

На это нацеливают и положения упомянутой выше Экологической доктрины Российской Федерации, где отмечается, что масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала Российской Федерации обусловливают важную роль России в решении глобальных экологических проблем, и в то же время природная среда должна быть осмыслена как ценнейший компонент национального достояния.

В связи с этим следует обратить особое внимание на то, что ядром современного глобального экологического сознания является ноосферная парадигма, приоритет в теоретической разработке которой принадлежит русской культуре. Экологическая составляющая была органично вписана в мировоззрение русских мыслителей задолго до того, как она была сформулирована и поставлена на повестку дня как отражение одной из глобальных проблем современности. Нравственные основания ноосферной парадигмы были заложены русскими мыслителями конца XIX — начала XX вв. — представителями философии Всеединства В. С. Соловьевым, Н. Ф. Федоровым, С. Н. Булгаковым, П. А. Флоренским, Н. А. Бердяевым и др. С точки зрения проблемы становления экологического сознания как синтеза глобального и национального мышления особую значимость представляют следующие идеи концепции Всеединства: единства человечества как планетарной общности людей, взаимосвязи и взаимообусловленности человечества и природы, единого человечества как субъекта процессов не только в мировом, но и в планетарном масштабе, необходимости активного творческого участия в становлении мира как целостности и формирования принципов общечеловеческой нравственности, в том числе в отношении к окружающему миру. В то же время русские мыслители утверждали ценность каждого отдельного народа, рассматривали национальное как необходимое условие всемирного, высказывали мнение, что любовь к природе «вообще» начинается с бережного отношения к родному уголку земли и к родной природе как среде бытия народа. Более ста лет назад русские мыслители высказывали убежденность в том, что идея Всеединства по своему содержанию направлена в будущее, ее значимость будет по-настоящему оценена в век научно-технического прогресса.

Несомненно, основным теоретическим источником формирования глобального экологического сознания является концепция ноосферы русского мыслителя В. И. Вернадского — одно из величайших достижений научно-философской мысли XX столетия. Ученый неоднократно подчеркивал в своих трудах важность осознания человеком ответственности за будущее планеты в условиях стремительного роста науки, раскрывал экологические, социально-политические, экономические, этико-эстетические аспекты отношения человека к миру. Предвосхищая идеи глобализации, В. И. Вернадский рассматривал человечество как планетарное целое, основаниями единства которого являются научно-технический прогресс и преобразовательная деятельность людей. По мнению мыслителя, активность человечества должна быть основана на понимании ноосферы как закономерного результата эволюции и направлена на совершенствование общественных и социоприродных отношений. Следует отметить, что переход к ноосферному этапу развития человеческой цивилизации и формирование ноосферного мышления В. И. Вернадский считал одним из важнейших направлений государственной деятельности.

Эти идеи приобрели особое значение в наше время, когда мир стал целостным в экономическом, социально-политическом, экологическом отношениях, когда сформировалось единое мировое информационное пространство, когда стало реальностью мировое сообщество. В свете проблем глобализации, в контексте задач формирования глобального экологического сознания становится особенно значимым, чтобы при становлении нового не было утрачено то ценное, что вырабатывалось на протяжении столетий в духовной жизни человечества и составило основу культурной традиции каждого народа.

——————————————————————