Правовое регулирование защиты информации, обеспечивающей личную безопасность

(Куняев Н. Н.) («Адвокат», 2010, N 6)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ЛИЧНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

Н. Н. КУНЯЕВ

В статье заместителя начальника Управления Президента РФ по государственным наградам, начальника организационного департамента Н. Н. Куняева рассматриваются вопросы организации работы с информацией, обеспечивающей личную безопасность. Автором проанализированы понятие и содержание такой юридической категории, как персональные данные, исследованы конституционные основы информационной безопасности личности.

Ключевые слова: информация о гражданах, конституционные права граждан, личная безопасность, персональные данные.

Legal regulation of information’s protection providing personal safety N. N. Kunyaev

In article of the Deputy chief of the State award department of the President’s administration, the chief of the organizational department N. N. Kunyaev (e-mail: Moidokymenti@rambler. ru) questions of the organization of the work with the information providing personal safety are considered. The author analyses concept and the maintenance of such legal category as personal data, investigates the constitutional norms about personal safety.

Key words: protection of the personal information; the confidential information; personal data; the rights of citizens in information sphere.

Во многих нормативных правовых актах, а также в иных концептуальных и доктринальных документах в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации при определении ее национальных интересов используется термин «личность», а именно интересы личности как составляющая национальных интересов. В юридической науке личность — это понятие, «означающее человека как активного субъекта общественных отношений, члена общества. В этом смысле оно применимо равным образом в отношении гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства. В контексте конституционных, гражданских и уголовных правовых норм о защите достоинства личности, личной неприкосновенности под личностью следует понимать не всякое физическое лицо, а лишь обладающее достаточно развитым самосознанием» <1>. То есть личность понимается как социальный субъект, член общества, а самосознание проявляется в социальной позиции. ——————————— <1> Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. А. Я. Сухарева. М.: Инфра-М, 2007.

В современном обществе каждый человек имеет юридически закрепленное положение, которое выражается в определенном комплексе его прав и обязанностей. Это положение обозначается как правовой статус личности. А. В. Малько указывает, что «правовой статус фиксирует, по сути дела, фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус есть признанная Конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса» <2>. Данный автор в структуре правового статуса выделяет следующие элементы: ——————————— <2> Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. А. В. Малько. М., 2006. С. 102, 103.

— права и обязанности; — законные интересы; — правосубъектность; — гражданство; — юридическая ответственность; — правовые принципы. Н. В. Витрук указывает, что «характеристика личности как субъекта права и правоотношений в различных отраслевых науках, прежде всего в науках цивилистического цикла, как правило, связывается не только с ее юридическими правами и обязанностями, но и с другими правовыми качествами, в первую очередь с ее правоспособностью и дееспособностью (правосубъектностью), что в принципе, по нашему мнению, связано с осмыслением стадийности проявления прав и обязанностей личности», а рассуждая далее, говорит, что «в качестве самостоятельного элемента правового статуса личности правомерно вычленить интересы, которые не нашли своего прямого выражения и закрепления в юридических правах и обязанностях, но подлежат правовой защите со стороны государства. Эти интересы в законодательстве и науке получили название законных интересов личности. Законные интересы дополняют систему прав, свобод и обязанностей личности, выступая структурным элементом правового статуса» <3>. ——————————— <3> Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. С. 9 — 13.

На основе данной структуризации можно сделать вывод о взаимоотношении понятий «личность», «гражданин», «человек». Соответственно в целях обобщения понятий «человек» и «гражданин» используется термин «личность», но появляется вопрос о соотношении прав и обязанностей с законными интересами личности. Посредством предоставленных прав личность реализует свои потребности, т. е. интересы. «В правах человека право персонифицируется, обнаруживает свое «человеческое измерение». В них запечатлен особый тип отношений между личностью и обществом, личностью и государством. Верховенство права означает прежде всего верховенство прав человека как основной и фундаментальный, системообразующий принцип правового общества и правового государства. Можно сказать, что права человека являются необходимыми условиями самого существования человека — его физического, социального, духовного бытия» <4>. ——————————— <4> Луковская Д. И. Личность и право в истории правовой мысли // История государства и права. 2007. N 11.

Статья 17 Конституции РФ <5> устанавливает: в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. ——————————— <5> Российская газета. 1993. 25 дек.

Используя понятие информационной сферы, можно выделить нормы Конституции РФ, прямо или косвенно декларирующие права и свободы человека и гражданина в информационной сфере. Данные права и свободы являются основой для развития соответствующей нормативной базы в целях обеспечения интересов личности в информационной сфере. Эти интересы состоят в реализации конституционных прав на доступ к информации и на использование информации (для осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития) и в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. С целью обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, 27 июля 2006 г. был принят Федеральный закон «О персональных данных» <6>, регулирующий отношения, связанные с обработкой любой информации, относящейся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу. Однако значимость данного Закона для каждого гражданина Российской Федерации не оказала положительного влияния на сроки его реализации: нормативные правовые акты, устанавливающие требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в соответствующих информационных системах, к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных <7>, а также определяющие порядок ведения реестра операторов, осуществляющих обработку этих данных <8>, были приняты только в 2007 — 2008 гг. ——————————— <6> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I.). Ст. 3451. <7> Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2007 г. N 781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» // СЗ РФ. 2007. N 48 (ч. II). Ст. 6001. <8> Приказ Россвязьохранкультуры от 28 марта 2008 г. N 154 «Об утверждении Положения о ведении реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных» // Российская газета. 2008. N 92.

Защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах, является одной из основных целей защиты информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации. Поэтому сферой действия принятого 27 июля 2006 г. Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» являются отношения, возникающие при осуществлении субъектом права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применение информационных технологий и защиту информации <9>. ——————————— <9> Постановление Правительства РФ от 15 августа 2006 г. N 504 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» // Российская газета. 2006. 29 авг.; Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 532 «О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации» // Российская газета. 2006. 6 сент.

В соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» «персональные данные — это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация» <10>. ——————————— <10> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3451.

Названный Федеральный закон установил критерии законности действий, связанных с обработкой персональных данных, а также пределы ограничения прав физических лиц — субъектов персональных данных в связи с обеспечением общественных интересов, безопасности государства и общества. Следует отметить, что действие Закона о персональных данных не распространяется на отношения, возникающие при организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, а также при обработке персональных данных, отнесенных к сведениям, составляющим государственную тайну. Нарушение установленного Федеральным законом «О персональных данных» порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет за собой административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных нарушениях. Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые организационные и технические меры, в том числе использовать шифровальные (криптографические) средства, для защиты данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий. Контроль и надзор за выполнением требований обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в автоматизированных информационных системах, установленных Правительством РФ, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности (ФСБ России) <11>, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации — Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) <12>. ——————————— <11> Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» // Российская газета. 1995. N 72. <12> Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю» // СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3541.

ФСБ России и ФСТЭК России осуществляют свою деятельность в пределах их полномочий и без права ознакомления с персональными данными в обрабатываемых ими автоматизированных информационных системах. Правительство РФ установило требования и меры по защите и обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в автоматизированных информационных системах <13>. ——————————— <13> Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2007 г. N 781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» // СЗ РФ. 2007. N 48 (ч. II). Ст. 6001.

К персональным данным можно отнести: — персональные данные работника; — персональные данные государственного гражданского служащего; — акты гражданского состояния; — семейную тайну; — тайну усыновления; — тайну голосования; — тайну исповеди; — партийную тайну. Таким образом, анализ нормативных источников позволяет нам предложить следующую схему конфиденциальной информации, составляющей персональные данные, выделить конкретные признаки, их характеризующие, и сформулировать их определение. Персональные данные гражданина — это конфиденциальная документированная информация, составляющая следующие виды тайн: частной жизни; семейной; голосования; исповеди; партийной, а также персональные данные гражданина как работника, как государственного служащего (кадровая документация о нем), как жителя или владельца недвижимости и т. д. и т. п. В ряде случаев персональные данные (личная тайна) составляют врачебную, адвокатскую, нотариальную, налоговую тайны, тайну почтово-телеграфных отправлений и др., которые одновременно считаются служебной и профессиональной тайнами. Учитывая изложенное, определение персональных данных (тайны частной жизни) можно сформулировать следующим образом: персональные данные физического лица (гражданина) или личная тайна (тайна частной жизни) — это конфиденциальная документированная информация, незаконное собирание или распространение которой причиняет вред правам и законным интересам этого лица и предоставляет ему право на защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Библиография

Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 дек. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3451. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» // Российская газета. 1995. N 72. Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю» // СЗ РФ. N 34. Ст. 3541. Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2007 г. N 781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» // СЗ РФ. 2007. N 48 (ч. II). Ст. 6001. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2006 г. N 504 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» // Российская газета. 2006. 29 авг. Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 532 «О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации» // Российская газета. 2006. 6 сент. Приказ Россвязьохранкультуры от 28 марта 2008 г. N 154 «Об утверждении Положения о ведении реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных» // Российская газета. 2008. N 92. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. А. Я. Сухарева. М.: Инфра-М, 2007. Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. Луковская Д. И. Личность и право в истории правовой мысли // История государства и права. 2007. N 11. Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. А. В. Малько. М., 2006.

——————————————————————