Информационные аспекты предупреждения преступлений и обеспечения безопасности граждан в регионе

(Исаев М. Х.) («Российский следователь», 2010, N 19)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН В РЕГИОНЕ <*>

М. Х. ИСАЕВ

——————————— <*> Isaev M. H. Informational aspects of prevention of crimes and security enforcement of citizens in the region.

Исаев Муслим Хасанбекович, Министерство внутренних дел по Чеченской Республике.

По мнению автора, в современных условиях особую значимость приобретает проблема совершенствования информационного обеспечения предупреждения преступности, являющегося важным звеном в системе мер профилактики преступлений. Данному вопросу посвящена статья.

Ключевые слова: информационное обеспечение, сведения, Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», документированная информация.

The author believes that in contemporary conditions the great importance is acquired by the problem of improvement of informational securing prevention of crime which is the important element in the system of crime preventive measures. The article is devoted to this issue.

Key words: informational securing, data, Federal law «On Information, Informatization, and Protection of Information», documented information.

Прежде чем начать обсуждать информационное обеспечение в контексте заданной темы, необходимо уяснить понятие информации (от лат. informatio — «разъяснение, изложение»), это сведения (или их совокупность) о предметах, явлениях и процессах окружающего нас мира. На сегодняшний день пока еще нет устоявшегося понятия, названного этим термином. В разных науках в понятие информации вкладывают различное содержание, не совпадающее с обиходным. Одними учеными выделяется семантический (содержательный) аспект, другими — прагматический (ценностный), третьи — дают определение информации, исходя из различных свойств материи. Имеется точка зрения, по которой информацию необходимо отнести к общенаучным понятиям, поскольку она используется большинством современных наук и отраслей знаний. Энциклопедический словарь выделяет два основных понятия информации. Во-первых, это «сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом», а во-вторых, информация — это «общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму» <1>. ——————————— <1> Советский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 304.

Авторский коллектив под общей редакцией Д. А. Поспелова дает следующее определение: «Информация — это содержание сообщения, сигнала, памяти, а также сведения, содержащиеся в сообщении, сигнале или памяти» <2>. ——————————— <2> Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих / Под общ. ред. Д. А. Поспелова. М., 1994. С. 41.

В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» используется следующее понятие информации — «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» (ст. 2). Там же определено, что документированная информация — это «зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать» <3>. ——————————— <3> ФЗ от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (Ст. 2).

Информация — одно из сложнейших понятий современной науки. Применительно к проблемам профилактики преступлений самым удачным является определение информации, сформулированное М. И. Зыриным, который считает, что под ней «понимается совокупность знаний, необходимых и достаточных для того, чтобы система профилактики была в состоянии осуществлять целесообразное взаимодействие с окружающими условиями, координировать и субординировать отношения собственных компонентов, направлять их движение, равно как и движение самой себя как целого к запрограммированной цели». Главными в проблеме информационного обеспечения являются: определение структуры информации, в которой нуждается система профилактики преступлений; систематизация способов получения, переработки, хранения и выдачи этой информации; использование полученной информации для достижения цели, стоящей перед системой профилактики преступности. Определение структуры информации означает поиск содержательной и логически правильной классификации знаний, в которых нуждаются субъекты профилактической деятельности. Правильно выбранная классификация существенно облегчает отбор источников информации, способов ее получения, а также использования. Структура информации для системы профилактики преступлений состоит из трех компонентов: 1) информация о состоянии субъектов профилактики преступлений; 2) информация о состоянии объектов профилактического воздействия; 3) информация о состоянии социальных условий протекания профилактической деятельности. Первый компонент аккумулирует сведения о силах и средствах субъектов профилактики преступлений и результаты анализа их деятельности. Такие сведения должны быть достаточно полными и, в частности, содержать численность личного состава органов, участвующих в профилактике преступлений, их нагрузку в расчете на численность населения и на количество преступлений, уголовных дел, административных производств и т. п. Кроме того, необходимы сведения о силах и средствах, приданных субъектам профилактики, и, безусловно, нужна полная информация о том, насколько эффективно эти силы и средства используются, чтобы решить вопрос о привлечении дополнительных резервов либо выявить скрытые резервы из имеющегося потенциала. Второй компонент образует информацию, весьма объемную и разнообразную. Она охватывает следующие основные сведения: — общее число зарегистрированных преступлений; — количество и удельный вес наиболее опасных и относительно распространенных преступлений; — количество проживающих в районе, городе ранее судимых, в том числе отбывших наказание в местах лишения свободы в течение последнего года; — количество лиц, подвергшихся мерам индивидуального профилактического воздействия; — количество административных правонарушений, число лиц, привлекавшихся к ответственности за эти правонарушения, а также доставлявшихся в медицинский вытрезвитель, наркологическое отделение. Разумеется, это не полный перечень информации, которая должна собираться об объекте профилактического воздействия, а лишь основные ее параметры. Перечень целесообразно дополнять, и он должен видоизменяться с учетом складывающейся обстановки. В то же время можно указать на некоторые общие требования к рассмотренной нами информации. Во-первых, абсолютные показатели необходимо дополнять относительными коэффициентами, исчисленными на 1000 или 10000 жителей всего района, города или соответствующего контингента населения. Это позволит сравнить между собой состояние правопорядка в разночисленных регионах, социальных группах, коллективах. Во-вторых, статистические показатели надо брать в динамике за ряд лет (к примеру, не менее пяти лет), так как количество правонарушений за год или тем более за меньшие отрезки времени (полугодие, квартал, месяц, декаду), вероятнее всего, окажется нерепрезентативным и по нему нельзя будет сделать достоверные выводы о тенденциях развития криминогенной обстановки. Третий компонент, связанный с информацией о состоянии социальных условий протекания профилактической деятельности, включает в себя четыре основных блока. 1. Сведения социально-демографического характера: численность и плотность населения; его половозрастная структура; соотношение городского и сельского населения, темпы изменения этого соотношения; миграция населения, в том числе раздельно коэффициенты прибытия и убытия мигрантов. 2. Сведения экономического характера: среднемесячная оплата труда рабочих и служащих, в том числе раздельно по промышленности, строительству, сельскому хозяйству; среднегодовая оплата труда работников сельского хозяйства; коэффициент текучести кадров; средний размер полезной жилой площади на душу населения в городах и поселках городского типа; численность и удельный вес населения, проживающего в домах индивидуального строения, квартирах, общежитиях; прожиточный минимум населения; объем бытовых услуг на душу населения и т. п. 3. Сведения об образовательном уровне населения и удовлетворении его культурных запросов; удельный вес лиц с высшим и средним специальным образованием; высшие учебные заведения (число и количество студентов); колледжи, лицеи (число и количество учащихся); общеобразовательные школы (число и количество учащихся); театры, кинотеатры, клубы, дискотеки, стадионы и спортивные клубы (число и количество мест); число посещений этих зрелищных мест одним жителем в год; расходы на книги, журналы, газеты на душу населения; удельный вес лиц, охваченных физкультурой и спортом. 4. Сведения моральной статистики: потребление спиртных напитков и расходы на них на душу населения; число и коэффициент выявленных алкоголиков, наркоманов; коэффициент разводов; удельный вес детей, воспитывающихся в неполных семьях. Данный перечень также является ориентировочным и в зависимости от конкретных условий может дополняться различными показателями. Основными источниками информации о состоянии субъектов профилактического воздействия являются различные документальные материалы государственных органов, общественных объединений и формирований, осуществляющих предупредительную функцию. К таким материалам следует отнести штатные расписания государственных органов, списки членов общественных объединений и формирований, документы, отражающие техническую вооруженность субъектов профилактики преступлений, статистические и текстовые отчеты о результатах работы, справки проверок деятельности этих органов и организаций. Кроме того, в достаточной мере информация может содержаться в планах работы субъектов профилактики преступлений на соответствующий период. Дополнительным источником информации могут быть результаты изучения общественного мнения, полученные путем опроса населения, выступлений в средствах массовой информации, участия на собраниях трудовых коллективов, где отчитываются правоохранительные органы и др. Несмотря на то что основным источником информации о состоянии объектов профилактического воздействия является государственная отчетность о преступлениях и лицах, их совершивших, сведений, содержащихся в них, недостаточно для получения полной картины состояния данных объектов, так как некоторые совершенные преступления остаются латентными. В настоящее время в ОВД выделяют два основных вида информации — это криминологическая информация, отражающая состояние объекта профилактики, и управленческая, которая характеризует состояние субъектов предупредительной деятельности <4>. ——————————— <4> См.: Четвериков В. С. Криминология: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1996. С. 116 — 118.

Информация должна удовлетворять требованиям оптимальности, достоверности и своевременности. Особенно актуальна проблема достоверности информации. Правдивость сведений и отчетности в правоохранительной сфере должна быть возведена в ранг государственной политики. Пока мы не будем говорить правду, хотя бы сами себе, глупо надеяться на успех в борьбе с преступностью. Другим важным требованием к информации является полнота, призванная обеспечить содержание наиболее существенных параметров в передаваемой информации. Информация считается полной, если она соответствует требуемому объему. Несоответствие между затребованной и полученной информацией свидетельствует либо о неполноте, либо об излишестве. С помощью надежности характеризуется наличие ошибок в передаваемой информации. Надежность во многом зависит от используемых технических средств. Информация может соответствовать или не полностью соответствовать тем объекту, явлению или процессу, которые она отражает. Для определения степени соответствия используют характеристику, называемую достоверностью. Информация об условиях деятельности ОВД содержит такие сведения, как культурный и образовательный уровень населения на обслуживаемой территории, уровень материального благосостояния, жилищно-бытовые условия, миграция населения, сложившиеся обычаи и нравы, климатические условия, состояние культурно-просветительной работы, состояние общественного порядка на территориях, обслуживаемых соседними органами внутренних дел. К этой группе сведений можно отнести также информацию о протяженности на обслуживаемой территории автомобильных дорог и железнодорожных путей, число зарегистрированных транспортных средств и т. д. Криминологическая (внешняя) информация должна отражать следующие показатели преступности: состояние, уровень, динамику, структуру, интенсивность (коэффициенты преступлений и преступников), детерминированность (связь преступности с иными социальными явлениями), иными словами, отвечать на вопросы: кто, когда и где совершает преступления; в связи с чем люди становятся на преступный путь; каковы обстоятельства, ситуации и мотивы совершения преступлений; в чем заключаются причины и какие условия способствуют совершению преступных деяний. Такая информация ориентирует субъекты предупредительной деятельности на выбор средств, форм и методов работы, выявление дополнительных характеристик объектов профилактического воздействия, определение времени, места, масштабов и объема профилактических мероприятий, создание условий для успешного осуществления предупредительного воздействия. К этому виду информации следует отнести и сведения о социально-экономическом и социально-демографическом развитии, состоянии общественного мнения и других социально-психологических процессах, имеющих отношение к предупреждению преступности. Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности органов государственной власти осуществляется с учетом особенностей оперативной обстановки в Северо-Кавказском регионе РФ. Приоритетное внимание уделяется разъяснению проводимых правоохранительных мероприятий, контрпропагандистской работе, а также формированию объективного общественного мнения о деятельности ОВД, созданию положительного имиджа сотрудника милиции с использованием возможностей печатных и электронных средств массовой информации. В последнее время в средствах массовой информации развернута беспрецедентная информационно-пропагандистская работа по правовому и духовно-нравственному просвещению граждан, направленная в том числе против террористической идеологии. Основные направления по информационному обеспечению предупреждения преступности в регионе сосредоточены на интернет-ресурсах, информационных агентствах, газетах, журналах, теле — и радиокомпаниях, которые проводят разъяснительную работу по профилактике правонарушений, размещая на своих страницах и в эфире материалы обозначенной направленности. В последние годы значительно возросло количество информационных сообщений, спецрепортажей, увеличилась частота публицистических материалов, выступлений руководителей органов государственной власти, представителей научной и творческой интеллигенции. Около 50% телерадиоэфира, а также газетных и журнальных площадей посвящены профилактическим мероприятиям по предупреждению административных правонарушений, противодействию распространения наркомании и алкоголизма, пропаганде здорового образа жизни и патриотического воспитания молодежи. Главной целью сайтов является противодействие экстремистской пропаганде и патриотическое воспитание подрастающего поколения, создание информационной среды, способствующей образовательному, культурному и духовному развитию граждан. Так, в Чеченской Республике освещение позитивных процессов, происходящих в республике, выполняет «Грозный-информ», который ежегодно проводит более 40 круглых столов и пресс-конференций по вопросам профилактики правонарушений с участием специалистов заинтересованных и компетентных ведомств. Республиканские сайты «Грозный-информ» и CHECHNYATODAY. COM регулярно публикуют материалы, посвященные профилактике правонарушений. Например, за период 2008 — 2009 гг. на обоих сайтах было размещено около 1200 сообщений профилактического содержания, выставлено более 160 аналитических публикаций по указанной тематике, а также ежедневно публикуются сводки МВД о состоянии оперативной обстановки в Чеченской Республике. За 2009 г. на обоих сайтах зафиксировано более 10 млн. посещений. В целях реализации мероприятий, предусмотренных Комплексной программой профилактики правонарушений в Чеченской Республике на 2008 — 2010 гг., под руководством министерства на телеканалах ЧГТРК «Грозный» и ГТРК «Вайнах» за данный период была проведена работа по трансляции передач, касающихся данной проблемы. Причем акцент в этой актуальной работе делается не на «валовый» поток, а на качество, на новые, более эффективные формы и методы идеологической работы. Так, например, одним из самых эффективных сегментов информационной политики министерства является создание социальных видеороликов и целой серии телепроектов (телемосты, прямые эфиры, авторские программы, ток-шоу, тематические передачи, документальные фильмы) с целью разоблачения антинародной и провокационной сущности идеологов терроризма и ваххабизма, окопавшихся в киберпространстве. На обоих телеканалах регулярно транслировались десятки социальных видеороликов, посвященных вопросам формирования правосознания, социальной реабилитации населения. На телеканале ЧГТРК «Грозный» ежедневно в прямом эфире транслируются совершение намазов и регулярные пятничные проповеди из центральной мечети им. А-Х. Кадырова к верующим, призывающие противостоять любым противоправным действиям. По-прежнему очень эффективным шагом в воспитательной работе с молодежью является установка в общественном транспорте мониторов и трансляция по ним данной продукции. Кстати, данный метод работы по духовно-нравственному воспитанию не раз ставился в пример для многих других регионов России. По этому поводу высказывались ведущие политики страны, депутаты Госдумы, Совета Федерации, представители общественных организаций страны, писатели, журналисты. Деятельность наших СМИ шагнула далеко за пределы Российской Федерации с переходом в формат спутникового вещания телеканала ГУ «ЧГТРК «Грозный». Наш телеканал, последовательно воздействуя на потенциальную европейскую и ближневосточную аудиторию, стал мощной информационно-пропагандистской альтернативой средствам массовой информации антироссийской направленности. Таким образом, в эфире государственной телерадиокомпании ЧГТРК «Грозный» налажена непрерывная работа по предостережению молодежи от участия в незаконных вооруженных формированиях, торговле и употреблении наркотиков, совершении любой другой противоправной деятельности. Под эгидой нашего министерства выходят в свет религиозные газеты «Ан-Нур», «Зори ислама», функционирует ГУ «Центр духовно-нравственного воспитания и развития». Возглавляемые известными богословами и активными общественниками, эти учреждения наряду с другими нашими печатными и электронными СМИ являются эффективным идеологическим инструментом по профилактике правонарушений. Сегодня благодаря консолидированной деятельности всей системы республиканских СМИ Чеченская Республика является одним из главных ньюсмейкеров позитивной информации во всемирном медийном пространстве. И в сравнении с ситуацией двухлетней давности, когда сфабрикованный идеологами международного террора негатив о реалиях в республике периодически запускался во Всемирную паутину, то сейчас он окончательно потонул в мощном информационном потоке позитива, отражающего грандиозные созидательные свершения руководства Чеченской Республики. Этому факту есть яркие подтверждения. Например, в 2009 г. Президент Чеченской Республики Р. А. Кадыров в прямом телеэфире канала «Грозный» провел беседу с вернувшимися в республику бывшими лидерами бандподполья. В ходе встречи они признались, что их идеология терроризма и экстремизма 90-х годов была ложной и антинародной, и отметили колоссальные достижения команды Кадырова в деле возрождения республики. В рамках проводимой в республике антитеррористической работы эта встреча имела огромное практическое значение. Также министерство на ЧГТРК «Грозный» организовало телемост Президента Р. А. Кадырова с представителями чеченской диаспоры в других странах и прямой телеэфир с жителями республики, что способствовало решению многих социально-бытовых проблем граждан и укреплению их доверия к властным структурам. Министерство постоянно проводит мониторинг экстремистских сайтов и отслеживает переписку на форумах пособников терроризма. По итогам этих исследований нами готовятся целые серии журналистских материалов и заявлений разоблачающего характера, которые посредством подведомственных СМИ незамедлительно доводятся до широкой общественности. В целях патриотического воспитания и профилактики правонарушений в молодежной среде, предупреждения безнадзорности и молодежной преступности министерством организовываются научно-практические конференции, фестивали, диспуты, семинары, выставки, презентации, встречи и иные мероприятия с молодежью республики с участием представителей творческой интеллигенции, религиозных деятелей, сотрудников УФСИН, МВД, ФСБ, Госнаркоконтроля и других структур. Одним из знаковых мероприятий в этом ряду явилась Республиканская конференция «Противодействие распространению и употреблению алкоголя — стратегическая задача», прошедшая 28 декабря 2009 г. в Доме печати при широком участии представителей разных министерств, ведомств, бизнеса и учащейся молодежи. К этой работе в рамках профессионального обучения активно привлекаются и слушатели подведомственного министерству ГУ «Школа юных корреспондентов». Посредством подобных информационных кампаний укрепляются в общественном сознании такие понятия, как необратимость превентивных мер по профилактике любых противоправных действий. Широко освещается деятельность правоохранительных структур, направленная на профилактику правонарушений и улучшение криминогенной ситуации на территории региона. Так, в МВД по Чеченской Республике действует отделение информации и общественных связей, которое широко освещает деятельность правоохранительных органов республики по предупреждению преступлений. В 2009 г. МВД по ЧР в целях информационного обеспечения предупредительной деятельности подготовлено и размещено в СМИ 1602 видеосюжета, из них 141 — на центральных телеканалах, в том числе 136 — с комментариями Министра внутренних дел по Чеченской Республике, а также 274 радиорепортажа. Опубликовано в печати 418 материалов о деятельности сотрудников, из них 39 — в центральных и ведомственных печатных СМИ. В информационные агентства направлено 2278 сообщений, на официальном сайте МВД по ЧР размещено 1237 сообщений. На официальном сайте Правительства и Президента Чеченской Республики в разделе «Борьба с преступностью» размещено 286 пресс-релизов и материалов по вопросам правоохранительной деятельности. С участием руководства МВД по Чеченской Республике проведен 1 брифинг и 6 пресс-конференций. В эфире федеральных телеканалов, ВГТРК ГТРК «Вайнах» и ЧГТРК «Грозный» вышли 77 передач правоохранительной направленности. Как и любой вид практически-преобразовательной деятельности, информационное обеспечение деятельности предупреждения преступности нуждается в надлежащей организации и научно обоснованном построении. При этом под организацией понимается такое упорядочение (регулирование) предупредительной деятельности, которое позволяет достичь ее наибольшей эффективности с точки зрения поставленных целей. Основу построения и функционирования организационной деятельности по предупреждению преступлений составляет правильное и закономерное использование информационных ресурсов. Академик А. И. Берг отмечал, что для функционирования любой системы необходимо собрать информацию о состоянии системы и окружающей ее среды; передать эту информацию по каналам связи в место ее переработки; осуществить переработку этой информации с целью выработки команд управления; реализовать команды управления, т. е. передать исполнительным органам информацию, содержащую команды управления; осуществить соответствующие действия и контроль. А. И. Берг писал: «Человек может нормально мыслить длительное время только при условии непрекращающегося информационного общения с внешним миром. Полная информационная изоляция от внешнего мира — это начало безумия. Информационная, стимулирующая мышление связь с внешним миром так же необходима, как пища и тепло, мало того — как наличие энергетических полей, в которых происходит вся жизнедеятельность людей» <5>. ——————————— <5> Берг А. И. Кибернетика и общественные науки // Методологические проблемы науки. М., 1964. С. 259 — 260.

Перечисленные элементы процесса организации информационного обеспечения предупреждения преступности, безусловно, не исчерпывают всех его характеристик, и даже последовательность их перечисления является в достаточной степени условной. Однако в своей совокупности они составляют ядро и непременные атрибуты построения и осуществления предупредительной деятельности.

——————————————————————