Обращения граждан в системе мер по борьбе с коррупцией

(Надыгина Е. В., Носакова Е. С.) («Конституционное и муниципальное право», 2011, N 6)

ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ МЕР ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ <*>, <1>

Е. В. НАДЫГИНА, Е. С. НОСАКОВА

——————————— <*> Nadygina E. V., Nosakova E. S. Treatment of citizens in a system of measures to combat corruption. <1> Статья написана в рамках выполнения Государственного контракта по Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 — 2013 годы на выполнение поисковых научно-исследовательских работ для государственных нужд от 20 августа 2009 г. N П 1023.

Надыгина Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры конституционного и административного права юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского.

Носакова Елена Сергеевна, юрисконсульт отдела правового обеспечения научной и инновационной деятельности правового управления, ассистент кафедры конституционного и административного права юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского.

В статье рассматриваются обращения граждан в системе мер по противодействию коррупционным проявлениям. Особое внимание в свете развития информационного общества уделяется электронным обращениям граждан о фактах проявления коррупции.

Ключевые слова: обращения граждан; меры противодействия коррупционным проявлениям.

The article discusses citizen’s requests in the system of measures of struggling against corruption. In the context of information society development the authors focus on the system of on-line citizen’s requests about the corruption.

Key words: citizen’s requests; measures of struggling against corruption.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к мерам по противодействию коррупционным проявлениям наряду с такими, как формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами и др. <2>, относит усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан, обеспечение их доступа к информации о деятельности органов государственной власти. Обращения граждан являются эффективной мерой противодействия коррупционным проявлениям, поскольку представляют собой способ информационного взаимодействия населения с органами власти, в том числе по вопросам нарушения их прав коррупционными действиями. Именно институт обращений граждан может стать одной из действенных мер по борьбе с любыми коррупционными проявлениями. ——————————— <2> Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 52. Ст. 6228.

Право граждан на обращение является одним из важнейших прав, декларированных Конституцией РФ. Согласно ст. 33 Конституции РФ граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Правовое регулирование правоотношений по реализации гражданами их права на обращение в органы государственной власти и обеспечению их доступа к информации о деятельности соответствующих органов в последние годы является предметом пристального внимания не только государства, но и ученых-правоведов <3>. По мнению В. М. Корякина, обращения граждан, являясь одной из форм участия граждан в управлении государством, способствуют усилению контроля граждан за деятельностью государственных и общественных органов, борьбе с волокитой, бюрократизмом, другими недостатками в их работе, в том числе и с коррупцией <4>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (2-е издание) А. Б. Смушкина включен в информационный банк. —————————————————————— <3> Хаманева Н. Ю. Конституционное право граждан на подачу обращений (проблемы законодательного регулирования) // Государство и право. 1996. N 11. С. 10; Смушкин А. Б. Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // ООО «Новая правовая культура», 2006. <4> Корякин В. М. Работа с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации: вопросы теории и практики. М.: За права военнослужащих, 2007. С. 55.

В настоящее время производство по обращениям граждан регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» <5>. В соответствии со ст. 4 данного Закона гражданин может направлять в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа обращение в виде предложения, заявления или жалобы, а также имеет право устно обращаться в эти органы. Закон дает определения трем видам обращений. На наш взгляд, любое из этих видов обращений может вносить вклад в борьбу с коррупцией. ——————————— <5> Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.

Согласно обозначенному Федеральному закону гражданин может обратиться в публичный орган с предложением по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, направленных на противодействие коррупции; может обозначить свою позицию относительно изменений в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления для наиболее эффективной борьбы с любыми проявлениями коррупции. Обращения предоставляют гражданину возможность сообщать сведения о фактах коррупции и лицах, занимающихся коррупционной деятельностью, в соответствующие правоохранительные органы. Коррупционными действиями могут быть существенно нарушены права, свободы или законные интересы гражданина. В такой ситуации обращение гражданина в публичные органы приобретает характер жалобы. В данном виде обращения излагается просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 — 2011 годы» руководителям федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов предписано «обобщить практику рассмотрения обращений граждан и организаций по фактам коррупции и принять меры по повышению результативности и эффективности работы с указанными обращениями». В соответствии с этим Указом органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано придерживаться данного предписания в отношении планов по противодействию коррупции. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» обязывает публичные органы обеспечить доступ граждан к информации о своей деятельности, в том числе и по вопросам противодействия коррупционным проявлениям. Одним из способов обеспечения доступа является размещение соответствующей информации в сети Интернет на официальных порталах. В последнее время в органах государственной власти, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях в качестве особого вида обращений граждан активно внедряются технологии, позволяющие подавать гражданину обращения, в том числе о любых фактах проявления коррупции, в форме электронного документа. В настоящий момент граждане имеют возможность подавать обращения в форме электронного документа также через интернет-порталы органов власти и организаций. На интернет-портале МЧС РФ создан специальный раздел, посвященный борьбе с коррупцией, предоставляющий возможность гражданину отправить анонимное электронное обращение по любым фактам проявления коррупции. Министр МЧС РФ Сергей Шойгу в своем обращении к пользователям этого раздела отметил, что создание подобного ресурса наряду с широким спектром работы, проводимой Министерством в данном направлении, «даст конкретные результаты, будет способствовать выявлению фактов коррупции, снижению их количества, очищению нашего общества от этого зла». Подобные ресурсы созданы и активно функционируют и на других сайтах государственных органов федерального и регионального уровня. Не только органы государственной власти ведут активную деятельность по противодействию коррупционным проявлениям с помощью внедрения системы анонимных обращений в форме электронного документа. Следует отметить также учреждения системы образования, в частности высшего профессионального. Так, на сервере Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева создан личный электронный почтовый ящик ректора университета. На этот адрес можно посылать, в том числе анонимно, предложения, пожелания и жалобы, касающиеся всех сторон управления и деятельности университета, в том числе сообщения о фактах проявления коррупции в учебном заведении и предложения по организации деятельности антикоррупционной направленности. Аналогичный электронный почтовый ящик ректора создан на сервере Набережно-Челнинского государственного педагогического института. В условиях развития информационного общества создание системы электронных обращений граждан и организация эффективной работы с обращениями в целом является одним из способов противодействия коррупционным проявлениям на современном этапе развития страны. Поэтому, на наш взгляд, каждый государственный орган, орган местного самоуправления, государственное учреждение должны иметь на своих официальных интернет-порталах отдельные рубрики, посвященные борьбе с коррупцией, где особое внимание следует уделять работе с обращениями граждан по вопросам, связанным с противодействием коррупции. В данных рубриках необходимо не только предоставить возможность подачи обращений заинтересованным лицам, но также публиковать результаты работы с поступившими обращениями (безусловно, в анонимной форме).

——————————————————————