Предоставление выписок, справок и других документов для получения разрешений и лицензий: ожидаемое упразднение

(Дундукова Л. В.) («Торговое право», 2011, N 2)

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ВЫПИСОК, СПРАВОК И ДРУГИХ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЙ И ЛИЦЕНЗИЙ: ОЖИДАЕМОЕ УПРАЗДНЕНИЕ

Л. В. ДУНДУКОВА

Дундукова Л. В., эксперт Центра исследований в сфере экономики и права.

В настоящей статье анализируются положения нового Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым изменяется 72 федеральных закона в части освобождения хозяйствующих субъектов от обязанности предоставлять значительные пакеты документов и возложения на регистрирующие, лицензирующие и другие органы обязанности по получению таких документов и содержащихся в них сведений самостоятельно в рамках межведомственного обмена. Объектами анализа являются 3 федеральных закона, регулирующих отношения в сфере организации и осуществления торговой деятельности.

Ключевые слова: копии, выписки, лицензии, документы, разрешения, розничные рынки, алкогольная продукция, муниципальные услуги, государственные услуги, субъекты малого предпринимательства.

С 01.07.2011 вступили в силу отдельные положения Федерального закона N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который призван побороть бюрократию и снять многочисленные «бумажные» административные барьеры за счет организации межведомственного обмена информацией и освобождения хозяйствующих субъектов и граждан от обязанности предоставлять массу документов и сведений, которые уже находятся в распоряжении других органов. В частности в первый день второго полугодия года текущего вступили в силу нормы: 1) об обязанностях органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, предоставлять в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также получать от иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций такие документы и информацию (пункт 3 ч. 1 статьи 6 Федерального закона); 2) о запрете органам, предоставляющим государственные услуги, и органам, предоставляющим муниципальные услуги, требовать от заявителя предоставления документов и информации, в том числе об оплате госпошлины, взимаемой за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением ряда документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона перечень документов (к таким документам отнесены военные билеты, документы воинского учета, свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания, др.) (пункт 2 части 1 статьи 7 Федерального закона). По состоянию на июнь многие действующие федеральные законы, принятые в «бумажный век», не предусматривали корреспондирующих с вышеназванным Федеральным законом норм о межведомственном обмене документами и информацией. В связи с этим группа депутатов Государственной Думы РФ подготовила изменения в целый пакет федеральных законов. 01.07.2011 Президент РФ подписал Федеральный закон N 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <1>, вносящий изменения, в том числе, в федеральные законы, регулирующие продажу отдельных видов товаров. ——————————— <1> СЗ РФ. 04.07.2011. N 27. Ст. 3880.

Для читателей и подписчиков журнала наиболее важными являются изменения, внесенные в три Федеральных закона.

Закон об алкогольной продукции

Положительно оцениваемое всеми хозяйствующими субъектами решение об упразднении в большинстве федеральных законов обязанности предоставлять для регистрации, получения разрешений и т. д. копии документов о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет, санитарных и противопожарных заключений нашло свое отражение в Федеральном законе от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» <1>. ——————————— <1> СЗ РФ. 27.11.1995. N 48. Ст. 4553; …; РГ. 22.07.2011. N 159.

В соответствии с новой редакцией подпунктов 1 — 3, 6 пункта 1 его статьи 19 предоставление для получения лицензии таких документов, как 1) копия документа о государственной регистрации организации, 2) копия документа о постановке организации на учет в налоговом органе, 3) заключения специально уполномоченных государственных органов о соответствии производственных и складских помещений организации санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, экологическим нормам и требованиям, оставлено на усмотрение соискателя. В случае если указанные документы не будут представлены заявителем, то эти документы (сведения, содержащиеся в них) лицензирующий орган самостоятельно запрашивает у соответствующего федерального органа исполнительной власти, а последний обязан предоставить их на основании межведомственного запроса. При этом указанные документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствии с новым пунктом 1.2 статьи 19 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» предоставляются в электронной форме в порядке и сроки, установленные Правительством РФ. Для продления срока действия лицензии теперь требуется предоставление в лицензирующий орган только заявления в письменной форме и копии документа об уплате государственной пошлины; сведения об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов должны поступить от налогового органа по межведомственному запросу лицензирующего органа. К сожалению, в силу пункта 5 статьи 74 Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <1> новые положения статьи 19 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» не будут применяться до 01.07.2012 в части документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг. ——————————— <1> Далее по тексту — «Федеральный закон N 169-ФЗ».

Закон о розничных рынках

Порядок получения разрешения на организацию розничного рынка также претерпевает изменения. Согласно новой редакции части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» <1> для предоставления указанного разрешения хозяйствующий субъект больше не должен представлять нотариально удостоверенную копию свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе; а копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок, не обязательно должна быть нотариально удостоверенной. ——————————— <1> СЗ РФ. 01.01.2007. N 1 (ч. 1). Ст. 34; …; 04.07.2011. N 27. Ст. 3880.

Что касается иных документов, то обязанность по личному представлению их заявителем сохраняется только в отношении учредительных документов. Выписку же из Единого государственного реестра юридических лиц или ее удостоверенную копию, включающую сведения о постановке юридического лица на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, а также удостоверенную копию документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок, орган местного самоуправления теперь должен будет запрашивать самостоятельно в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (при условии, что указанные документы не были представлены заявителем самостоятельно). Данные положения в части документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг также не будут применяться до 01.07.2012 (пункт 5 статьи 74 Федерального закона N 169-ФЗ). Несмотря на то что норма вступит в силу только в следующем году, в Правила выдачи разрешений на право организации розничного рынка, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10.03.2007 N 148, Правительство РФ должно будет внести изменения в срок до 30.09.2011 (пункт 4 статьи 74 Федерального закона N 169-ФЗ). Следует ожидать, что одновременно с приведением Правил в соответствие данным новеллам Правительство РФ исправит ряд других положений, нуждающихся в уточнении.

Закон о субъектах малого предпринимательства

Для субъектов малого предпринимательства введена более радикальная, однако же необеспеченная конкретным правовым регулированием норма. Часть 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» <1> дополнена новой нормой, согласно которой категорически не допускается требовать у субъектов малого и среднего предпринимательства представления документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» <2> перечень документов. Такой перечень определен в части 6 статьи 7 названного Федерального закона и включает преимущественно персональные документы (документы, удостоверяющие личность, воинского учета, а также документы о государственной регистрации актов гражданского состояния, о регистрации по месту жительства, о трудовой деятельности), решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов, учредительные документы юридического лица, правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия. ——————————— <1> СЗ РФ. 30.07.2007. N 31. Ст. 4006; …; 04.07.2011. N 27. Ст. 3880. <2> СЗ РФ. 02.08.2010. N 31. Ст. 4179; …; РГ. 21.07.2011. N 57.

Общие вопросы реализации новых требований

В заключение нужно сказать, что в соответствии с частью 6 статьи 74 Федерального закона N 169-ФЗ с 01.10.2011 до 01.07.2012 регулирование вопросов обеспечения реализации требований пункта 3 части 1, пункта 1 части 2 статьи 6 и пункта 2 ч. 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в новой редакции в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, будет осуществляться законодательными актами субъектов Российской Федерации.

——————————————————————