Корпорация Интернета по распределению имен и адресов в механизме управления Интернетом

(Касенова М. Б.) («Юрист», 2013, N 24)

КОРПОРАЦИЯ ИНТЕРНЕТА ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ИМЕН И АДРЕСОВ В МЕХАНИЗМЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕРНЕТОМ

М. Б. КАСЕНОВА

Касенова Мадина Балташевна, заведующая кафедрой международного частного права Дипломатической академии МИД России, кандидат юридических наук, профессор.

В настоящей статье анализируется деятельность Корпорации Интернета по распределению имен и адресов, обеспечивающей технологическую поддержку Интернета и его трансграничное функционирование.

Ключевые слова: Интернет, управление Интернетом, киберпространство, доменные имена, саморегулирование.

Internet corporation for assigned names and numbers in Internet governance M. B. Kasenova

Kasenova Madina Baltashevna, head of the chair of private international law of the Diplomatic academy of the Ministry of foreign affairs of Russia, candidate of juridical sciences, professor.

The Internet Corporation for Assigned Names and Numbers in the circle of organizations responsible for the technical backing of the Internet and supporting its trans-border functions. The operating activity of the Internet Corporation for Assigned Names and Numbers is dealt with below.

Key words: Internet, Internet Governance, Domain Name System, Self-Regulation.

Интернет — центральное звено информационно-коммуникационных технологий, системное исследование которого началось в 90-е годы прошлого столетия. Термин «управление Интернетом», в его традиционном в настоящее время понимании, появился в начале 2000-х годов и был достаточно условным переводом английского эквивалента «Internet Governance» <1>. Несмотря на то что такой перевод содержательно не совсем соответствует существу рассматриваемого явления, из всего терминологического многообразия предложенных переводов именно «управление Интернетом» стало использоваться и в доктрине, и в практике дипломатической деятельности. ——————————— <1> Об эволюции использования термина «Интернет» см.: URL: http://www. diplomacy. edu/IS/ Language/html/words. htm; http://www. ifapcom. ru/files/ Documents/resolutionl33.pdf.

Определение «управление Интернетом», считающееся в настоящий момент общепризнанным, было разработано Рабочей группой по управлению Интернетом (Working Group on Internet Governance, WGIG) при Генеральном секретаре ООН. Управление Интернетом представляет собой «разработку и применение правительствами, частным сектором и гражданским обществом, при выполнении ими своей соответствующей роли, общих принципов, норм, правил, процедур принятия решений и программ, регулирующих эволюцию и применение Интернета». Существующая так называемая физическая структура сети Интернета (Internet’s Physical Network Structure) включает громадное число в основном коммерческих сетевых операторов и сетей, от небольших до межконтинентальных. Сетевые операторы могут, в зависимости от потребностей рынка, объединять, соединять свои инфраструктуры. Указанные сети, которые фактически формируют «физическую структуру сети», связаны воедино в топологии, которая аналогична топологии крупной и хорошо развитой сети автомагистралей. Саморегулирование (Self-Regulation) является неотъемлемой частью и основой функционирования Интернета. «Центральный аппарат» управления и координации работы Интернета существует, поскольку существует объективная необходимость выполнения как минимум трех конкретных функций. Во-первых, выработка принципов выделения блоков интернет-адресного пространства (Internet Protorol Address (далее — IP-адрес)). Во-вторых, эксплуатация корневых серверов (Operating the Root Servers), позволяющих подключенным к Интернету устройствам находить друг друга, а пакетам данных перемещаться от отправителей к получателям по всей сети Интернет, включая осуществление функции назначения параметров протокола «http» адреса. В-третьих, выработка и внедрение принципов создания и администрирования системы доменных имен и адресов Интернета (Domain Name System (далее — DNS)) <2> (доменные имена; адреса интернет-протоколов и адреса автономных систем; порты протокола и номера параметров). Без доменных имен и адресов в Интернете существование и функционирование целостного трансграничного Интернета невозможны. ——————————— <2> URL: ru. wikipedia. org/ wiki/DNS. А также см. результаты Всемирного саммита информационного общества (World summit on the Information Society Outcome Documents): Geneva 2003 — Tunis 2005; http://www. itu. int/wsis/ outcome/booklet. pdf, и в частности работу Форума по вопросам управления Интернетом: http://www. intgovforume. org.

Изложенное делает понятным, что механизм трансграничного управления Интернетом прежде всего связан с деятельностью организаций, обеспечивающих его технологическую поддержку и осуществление указанных выше функций. К организациям, централизованно обеспечивающим техническое функционирование Интернета, следует отнести Корпорацию Интернета по распределению имен и адресов (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers (далее — ICANN)). ICANN была создана в 1998 г. в соответствии с законами штата Калифорния (США) как некоммерческая организация, осуществляющая деятельность в качестве оператора доменного пространства Интернета. Вопросами распределения имен и адресов в Интернете, до создания ICANN, занималось Правительство США в лице Министерства торговли США, которое также осуществляло надзор за всей системой доменных имен <3>. ——————————— <3> История создания ICANN см., например, URL: http://www. ntia. doc. gov; http://icannwiki. com/ index. php/Green_Paper.

Система доменных имен и адресов Интернета включает две группы доменов верхнего уровня: национальные домены верхнего уровня и общие (родовые) домены. Национальные домены верхнего уровня (Country-code Top-Level Domain, ccTLD) — это коды двухбуквенных доменов, которые используются (резервируются) для суверенного государства, территории или иной географической местности, например. uk (Соединенное Королевство),.de (Германия),.ru (Россия) <4>. Общие (родовые) домены (generic Top-Level Domains, genTLD (далее — gTLD)) — это специализированные доменные зоны, связанные с той или иной сферой деятельности, и регистрируемые в этих доменах сайты относятся, например, к коммерческим, некоммерческим, образовательным и т. д. Эти домены верхнего уровня обозначаются -.com,.org,.edu,.net,.pro. ——————————— <4> Соответствуют стандартам ISO 3166.

В настоящее время ICANN «централизованно и единолично» осуществляет трансграничную координацию системы присвоения доменных имен и адресов в Интернете, контролирует выполнение базовых принципов. Вместе с тем ICANN не управляет «содержимым Интернета», не осуществляет фильтрацию нежелательного контента, не предоставляет доступа к Интернету. Именно ICANN принимает решение об утверждении и вводе в эксплуатацию новых доменов верхнего уровня, о регистрации доменных имен для государств, географических регионов <5>. ——————————— <5> См.: Arx K. G. von, Hagen G. R. Sovereign Domains: A Declaration of Independence of ccTLDs from Foreign Control // 9 Rich. J. L. & Tech. 4 (2002). URL: http://www. law. richmond. edu/ jolt/v9il/article4.html. См. также http://en. wikipedia. org/wiki/ Country_code_top-level_domain&ei.;

До 2001 г. было создано семь общих (родовых) доменов верхнего уровня (gTLD), а именно:.com,.org,.net,.edu,.int,.mil,.gov. В последующем, в связи с революционным ростом Интернета, ICANN утвердила использование еще семи новых общих доменов:.info,.biz,.name,.coop,.museum,.aero,.pro. Эти новые домены к 2004 г. стали функционировать в полном объеме. Начиная с 2003 г. ICANN утвердила еще шесть доменов верхнего уровня:.cat,.mobi,.tel,.travel,.asia,.jobs, и, с утверждением и вводом в эксплуатацию домена. xxx в 2011 г., общее число доменов верхнего уровня увеличилось до 21 <6>. ——————————— <6> Существуют «спонсируемые домены верхнего уровня», которые поддерживаются организациями частного сектора и связаны с обязанностью соблюдения установленных правил, ограничивающих права владельцев по использованию TLD. Например, авиационные TLD спонсируются организацией Societe Internationale de Telecommunications A ronautiques. Фактически это означает ограничение регистрации членов воздушно-транспортной отрасли.

Система доменных имен и адресов Интернета (DNS) координируется ICANN путем заключения соответствующего соглашения с юридическим или физическим лицом (оператором, организацией-регистратором и др.), который поддерживает адреса доменов. Принципиальным моментом является то, что система доменных имен и адресов Интернета (DNS) является ключевым вопросом управления Интернетом. Следует отметить, что долгое время вопрос управления Интернетом рассматривался исключительно в контексте борьбы за контроль над системой распределения доменных имен, и в настоящее время этот контекст не только не теряет актуальности, более того, он приобретает новый импульс развития в связи с расширением зоны доменов верхнего уровня, о чем подробнее будет сказано далее <7>. Изначально деятельность ICANN была основана на Учредительном договоре (Articles of Incorporation) 1998 г., Уставе (ICANN Bylaws) 1998 г., а также соглашении, заключенном между ICANN и Министерством торговли США. Соглашение между ICANN и Министерством торговли США называлось «Меморандум о взаимопонимании» (Memorandum of Understanding), далее — «MoU» или «Меморандум» <8>. Основной целью заключения Меморандума была постепенная передача системы распределения доменных имен (DNS) от Правительства США к ICANN, независимой некоммерческой организации, представляющей частный сектор. Меморандум закреплял систему распределения доменных имен (DNS) за ICANN и оставлял за Правительством США осуществление контрольных и надзорных функций за деятельностью ICANN. ——————————— <7> URL: http://www. bbc. co. uk/ science/2011/06/ 110619_icann_domain_names. shtml; www. icann. org/en/tlds/. <8> URL: http://www. icann. org/ general/ icann-mou-25nov98.htm; http://www. ntia/doc/gov/ ntiahome/ domainname/agreements6_09162003.htm; http://www. ntia/doc/gov/ ntiahome/ domainname/icann-memorandum. htm. См. также: Бабкин С. А. Интеллектуальная собственность в Интернете. М., 2006. С. 212 — 213; Касенова М. Б. Международно-правовое управление Интернетом. М., 2010. С. 29 — 43; Кубалийя Й. Управление Интернетом. М., 2010. С. 174 — 176.

Взаимоотношения ICANN с Правительством США, в лице Министерства торговли, динамично развивались, а правовым основанием этих взаимоотношений был Меморандум о взаимопонимании (MoU) в соответствующей редакции. В течение девяти лет между ICANN и Министерством торговли США было заключено семь MoU. ICANN представила Министерству торговли США 13 отчетов о состоянии работ в соответствии с требованиями, показателями и задачами, закрепленными в соответствии с действующей редакцией Меморандума о взаимопонимании <9>. ——————————— <9> URL: http://www. icann. org/ general/agreements. htm.

В 2006 г. ICANN и Министерство торговли США заключили Соглашение о совместной деятельности (Joint Project Agreement (далее — JPA)) <10>, призванное содействовать становлению ICANN как «стабильной и независимой организации» и «уменьшить» контроль со стороны Правительства США за деятельностью ICANN. В JPA закреплялись десять основных показателей, по которым Министерство торговли должно было оценивать эффективность работы ICANN и готовность корпорации к осуществлению своих функций в качестве независимой организации, учитывающей интересы всего международного интернет-сообщества. ——————————— <10> URL: http://www. icann. org/en/ correspondence/ jpa-submission-nnal-vl-09jan08-ru. pdf.

JPA было заключено сроком на три года, и его действие заканчивалось 30 сентября 2009 г. В последний день было принято решение о прекращении действия JPA и о заключении нового соглашения. 30 сентября 2009 г. было заключено соглашение, названное «Подтверждение обязательств со стороны Министерства торговли США и Корпорации Интернета по распределению имен и адресов» (Affirmation of Commitments by the United States Department of Commerce and the Internet Corporation For Assigned and Numbers) <11>. ——————————— <11> URL: http://www. icann. org/ru/ news/announcements/ announcement-30sep09-ru. htm.

Действующая в настоящее время институциональная структура значительно отличается от первоначальной структуры ICANN <12>. В настоящее время ICANN осуществляет свою деятельность на базе двух учредительных документов: Учредительного договора (Articles of Incorporation) и Устава (ICANN Bylaws) в редакции от 16 марта 2012 г., а также Affirmation of Commitments. В соответствии с учредительными документами основной целью деятельности (миссией) ICANN является осуществление координации трансграничных систем уникальных идентификаторов Интернета на глобальном уровне и обеспечение стабильной и безопасной работы этих систем. В этих целях ICANN, во-первых, управляет назначением и передачей трех типов уникальных идентификаторов Интернета: доменные имена (DNS); адреса интернет-протокола (IP-адреса) и номера автономной системы (AS); порты протокола и номера параметров (Protocol Port and Parameter Numbers); во-вторых, координирует работу и развитие корневой зоны серверов доменных имен (DNS); в-третьих, управляет разработкой политики, имеющей непосредственное отношение к этим техническим функциям. ——————————— <12> URL: http://www. icann. org/general/ bylaws. htm#VI; http://www. icann. org/general/ archive-bylaws/bylaws-15decO2.htm.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабкин С. А. Интеллектуальная собственность в Интернете. М., 2006. 2. Касенова М. Б. Международно-правовое управление Интернетом. М., 2010. 3. Кубалийя Й. Управление Интернетом. М., 2010.

——————————————————————