Система государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности Российской Федерации: вопросы наполнения

(Щур-Труханович Л. В.) («Торговое право», 2012, N 1)

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ НАПОЛНЕНИЯ

Л. В. ЩУР-ТРУХАНОВИЧ

Щур-Труханович Л. В., директор Центра исследований в сфере экономики и права, кандидат экономических наук.

В мае 2011 года Минпромторг России своим Приказом от 27.05.2011 N 708 «Об утверждении Перечня информации, размещаемой в Системе государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации, Перечня товаров, в отношении которых размещается информация о среднем уровне цен и форм предоставления уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Министерству промышленности и торговли Российской Федерации информации о состоянии торговли и тенденциях ее развития в соответствующих субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, об издании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности» в целях реализации статьи 20 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 11.11.2010 N 887 «О порядке создания и обеспечения функционирования Системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации» утвердил Перечень информации, размещаемой в Системе государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации и формы, необходимые для сбора указанной информации от органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В ходе подготовки регионами и муниципальными образованиями к реализации вышеуказанных нормативных правовых актов возник ряд практических вопросов, которые в том числе поступили в Центр исследований в сфере экономики и права и непосредственно в редакцию журнала «Торгового права». Для понимания структуры, содержания и объема информации, которая в соответствии с Приказом Минпромторга России от 27.05.2011 N 708, должна предоставляться органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований, целесообразно ознакомиться с версией Системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации, которая в тестовом режиме представлена на сайте Минпромторга России (www. minpromtorg. gov. ru). Выйти на систему можно путем перехода на раздел «Розничная торговля» в представленной на странице Министерства схеме «Разработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование». Второй вариант — набрать следующий конкретный адрес страницы: http:// p. minprom. gov. ru:4848/ webretail/ #p=9E5JIZE57XX5BBT1&r;= 10000.

Изображение страницы сайта

Рисунок не приводится.

Знакомство с Системой позволит снять многие вопросы самостоятельно в результате тестирования и изучения модулей и опций Системы. Так, очевидно, что на данном этапе Система не позволяет выгружать информацию о принятых региональных нормативных правовых актах и муниципальных актах. В модуле «Региональные акты» в формате Excel представлены сводные перечни нормативных правовых актов: 1) регламентирующих особенности размещения нестационарных торговых объектов; 2) регламентирующих деятельность ярмарок; 3) утверждающих нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Изображение страницы сайта

Рисунок не приводится.

На ряд вопросов, возникающих в связи с реализацией Приказа Минпромторга России от 27.05.2011 N 708, после консультаций с Департаментом государственного регулирования внутренней торговли Минпромторга России ответит журнал «Торговое право». Некоторые из ранее опубликованных ответов повторяются для новых подписчиков и читателей.

С какого периода должна предоставляться информация, предусмотренная Приказом Минпромторга России N 708? Разве здесь не работает правило о том, что закон обратной силы не имеет и, следовательно, указанная информация должна предоставляться с 2012 года? Поскольку Приказом Минпромторга России от 27.05.2011 N 708 особым образом не определен срок его вступления в силу, то он вступил в силу 09.08.2011 (по истечении 10 дней с момента официального опубликования в «Российской газете». 29.07.2011. N 165). Следовательно, нормы Приказа подлежат применению с 09.08.2011, что означает предоставление информации об издании правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности, за 2011 год, а для субъектов Российской Федерации, для которых установлены ежеквартальные сроки предоставления информации, соответствующие сведения должны предоставляться как минимум за IV квартал 2011 года. Что касается обратной силы закона, то в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» не установлено соответствующее правило. С учетом этого необходимо руководствоваться общей правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом РФ, из которой следует, что по смыслу Конституции РФ общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому обратной силы не имеет закон, ухудшающий положение граждан <1>. В данном случае ухудшения положения нет, а нормы Приказа рассчитаны на перспективное применение, хотя и предусматривают предоставление ретроспективной информации. ——————————— <1> Постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.1996 N 17-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 07.03.1996 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» // СЗ РФ. 04.11.1996. N 45. Ст. 5202.

Можно ли заполненные формы направлять в адрес Минпромторга России в электронном виде? Приказ от 27.05.2011 N 708 не предусматривает возможности направления на электронный адрес Минпромторга России файлов с заполненными формами в электронном формате. Однако такая возможность следует из пункта 12 Положения о создании и обеспечении функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2010 N 887. Согласно названной норме для формирования государственных информационных ресурсов информационной системы документированная информация предоставляется в электронном виде с применением электронной цифровой подписи; в случае отсутствия электронной цифровой подписи информация дополнительно предоставляется на бумажных носителях. То есть информация, направленная в Минпромторг России в электронной форме без электронной подписи, должна сопровождаться бумажными носителями, подписанными уполномоченными лицами. Поскольку предоставляемая информация имеет строго целевое назначение — размещение в Системе государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации, то предоставляемые сведения должны отвечать принципу достоверности информации, ответственность за которую, в свою очередь, несет лицо, подписавшее форму, содержащую соответствующие сведения. Следует обратить особое внимание на часть 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно которой информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами; информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной; государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий. С учетом внедрения в Единую систему межведомственного электронного взаимодействия электронной подписи органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 N 697 «О Единой системе межведомственного электронного взаимодействия», Постановление Правительства РФ от 09.02.2012 N 111 «Об электронной подписи, используемой органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при организации электронного взаимодействия между собой, о порядке ее использования, а также об установлении требований к обеспечению совместимости средств электронной подписи») вполне уместна постановка вопроса о внесении в Приказ Минпромторга России от 27.05.2011 N 708 соответствующего уточнения.

Должен ли уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации в области торговой деятельности либо орган местного самоуправления муниципального района или городского округа включать информацию об отмене нормативных актов, ранее включенных в систему, но отмененных, например, по результатам прокурорской проверки или по решению суда? Наличие в Системе государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации регулирующих торговую деятельность правовых актов субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, отмененных по различным основаниям, не будет обеспечивать достоверность и актуальность информации о нормативно-правовом регулировании. Следовательно, такая информация должна направляться в Минпромторг России в общеустановленные сроки представления информации (ежеквартально, ежегодно) в составе формы по приложению N 3 или N 6. Сведения об отмене нормативного правового акта или муниципального правового акта, включенного в Систему, также могут быть отправлены отдельным письмом.

Должен ли орган местного самоуправления направлять копии писем в Минпромторг России и в уполномоченный орган государственной власти субъектов Российской Федерации? Приказ Минпромторга России от 27.05.2011 N 708 данный вопрос не решает, что не исключает возможность принятия на уровне субъекта Российской Федерации соответствующего решения, отвечающего требованиям Федеральных законов от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Одновременно следует обратить внимание на то, что в настоящее время осуществляется подготовка проекта Постановления Правительства РФ о внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 11.11.2010 N 887 «О порядке создания и обеспечения функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающих коррекцию потока предоставления информации о состоянии торговли и тенденциях ее развития в муниципальных образованиях, об издании муниципальных правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности, не в Минпромторг России, а в уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В какие конкретно сроки должны предоставляться формы, указанные в Приказе N 708? С учетом установленной в части 6 статьи 20 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» обязанности уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Минпромторг России обобщенные сведения, содержащиеся в соответствующих торговых реестрах, в своих рекомендациях органам государственной власти субъектов Российской Федерации по применению Приказа Минпромторга России от 27.05.2011 N 708 Департамент государственного регулирования внутренней торговли Минпромторга России рекомендовал тот же срок для предоставления уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации приложений NN 3 и 4 — ежеквартально, не позднее 20-го числа, следующего за отчетным кварталом. Для предоставления информации по итогам года (приложения NN 5 — 7) и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и органам местного самоуправления рекомендован срок — не позднее 90 дней после окончания отчетного года. Поскольку срок предоставления не может быть нормирован для всех адресатов (существуют не только разные сроки доставки почтовых отправлений, но и риски задержки их доставки), то указанный срок следует рассматривать как крайний для отправки соответствующей информации. Для удобства планирования подготовки соответствующей информации с учетом рекомендаций Департамента государственного регулирования внутренней торговли Минпромторга России редакция журнала «Торговое право» разработала рабочие календари.

Календарь выполнения Приказа Минпромторга России от 27.05.2011 N 708 уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на 2012 год <*>

——————————— <*> В календаре отмечены последние дни установленного срока.

Приложение(-я) N 3 и 4 / N 5 / / / / / / / / / / / Период / За IV квартал / / / 2011 г. / За 2011 г.

Месяц ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ МАРТ День недели

Понедельник 2 9 16 23 30 6 13 20 27 5 12 19 26

Вторник 3 10 17 24 31 7 14 21 28 6 13 20 27

Среда 4 11 18 25 1 8 15 22 29 7 14 21 28

Четверг 5 12 19 26 2 9 16 23 1 8 15 22 29

Пятница 6 13 20 27 3 10 17 24 2 9 16 23 30

Суббота 7 14 21 28 4 11 18 25 3 10 17 24 31

Воскресенье 1 8 15 22 29 5 12 19 26 4 11 18 25

Месяц ИЮЛЬ АВГУСТ СЕНТЯБРЬ День недели

Понедельник 2 9 16 23 30 6 13 20 27 3 10 17 24

Вторник 3 10 17 24 31 7 14 21 28 4 11 18 25

Среда 4 11 18 25 1 8 15 22 29 5 12 19 26

Четверг 5 12 19 26 2 9 16 23 30 6 13 20 27

Пятница 6 13 20 27 3 10 17 24 31 7 14 21 28

Суббота 7 14 21 28 4 11 18 25 1 8 15 22 29

Воскресенье 1 8 15 22 29 5 12 19 26 2 9 16 23 30

Приложение(-я) N 3 и 4 / / / / / / / / Период / За II квартал / / 2012 г.

Приложение(-я) N 6, 7 / / / / / / / / Период / / / За 2011 г.

Месяц ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ МАРТ День недели

Понедельник 2 9 16 23 30 6 13 20 27 5 12 19 26

Вторник 3 10 17 24 31 7 14 21 28 6 13 20 27

Среда 4 11 18 25 1 8 15 22 29 7 14 21 28

Четверг 5 12 19 26 2 9 16 23 1 8 15 22 29

Пятница 6 13 20 27 3 10 17 24 2 9 16 23 30

Суббота 7 14 21 28 4 11 18 25 3 10 17 24 31

Воскресенье 1 8 15 22 29 5 12 19 26 4 11 18 25

Месяц ИЮЛЬ АВГУСТ СЕНТЯБРЬ День недели

Понедельник 2 9 16 23 30 6 13 20 27 3 10 17 24

Вторник 3 10 17 24 31 7 14 21 28 4 11 18 25

Среда 4 11 18 25 1 8 15 22 29 5 12 19 26

Четверг 5 12 19 26 2 9 16 23 30 6 13 20 27

Пятница 6 13 20 27 3 10 17 24 31 7 14 21 28

Суббота 7 14 21 28 4 11 18 25 1 8 15 22 29

Воскресенье 1 8 15 22 29 5 12 19 26 2 9 16 23 30

Приложение(-я) N 3 и 4 / / / / / / / / Период / За II квартал / / 2012 г.

Примечание. В календаре отмечен последний день установленного срока.

N 3 и 4 / / / За I / квартал 2012 г.

АПРЕЛЬ МАЙ ИЮНЬ

I 2 9 16 23 30 7 14 21 28 4 11 18 25 II I

К 3 10 17 24 1 8 15 22 29 5 12 19 26 К П В В О А 4 11 18 25 2 9 16 23 30 6 13 20 27 А Л Р Р У Т 5 12 19 26 3 10 17 24 31 7 14 21 28 Т Г А А О Л 6 13 20 27 4 11 18 25 1 8 15 22 29 Л Д И 7 14 21 28 5 12 19 26 2 9 16 23 30 Е

1 8 15 22 29 6 13 20 27 3 10 17 24

ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ

III 1 8 15 22 29 5 12 19 26 3 10 17 24 31 IV II

К 2 9 16 23 30 6 13 20 27 4 11 18 25 К П В В О А 3 10 17 24 31 7 14 21 28 5 12 19 26 А Л Р Р У Т 4 11 18 25 1 8 15 22 29 6 13 20 27 Т Г А А О Л 5 12 19 26 2 9 16 23 30 7 14 21 28 Л Д И 6 13 20 <*> 27 3 10 17 24 1 8 15 22 29 Е

7 14 21 28 4 11 18 25 2 9 16 23 30

N 3 и 4 / / / За III / квартал 2012 г.

——————————— <*> Поскольку в разъяснениях Департамента государственного регулирования внутренней торговли не введено специальное правило определения срока в случае, если он приходится на нерабочий праздничный или выходной день, применяется общее правило: указанный срок переносится на первый рабочий день после нерабочего праздничного или выходного дня.

Календарь выполнения Приказа Минпромторга России от 27.05.2011 N 708 органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов на 2012 год

АПРЕЛЬ МАЙ ИЮНЬ

I 2 9 16 23 30 7 14 21 28 4 11 18 25 II I

К 3 10 17 24 1 8 15 22 29 5 12 19 26 К П В В О А 4 11 18 25 2 9 16 23 30 6 13 20 27 А Л Р Р У Т 5 12 19 26 3 10 17 24 31 7 14 21 28 Т Г А А О Л 6 13 20 27 4 11 18 25 1 8 15 22 29 Л Д И 7 14 21 28 5 12 19 26 2 9 16 23 30 Е

1 8 15 22 29 6 13 20 27 3 10 17 24

ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ

III 1 8 15 22 29 5 12 19 26 3 10 17 24 31 IV II

К 2 9 16 23 30 6 13 20 27 4 11 18 25 К П В В О А 3 10 17 24 31 7 14 21 28 5 12 19 26 А Л Р Р У Т 4 11 18 25 1 8 15 22 29 6 13 20 27 Т Г А А О Л 5 12 19 26 2 9 16 23 30 7 14 21 28 Л Д И 6 13 20 27 3 10 17 24 1 8 15 22 29 Е

7 14 21 28 4 11 18 25 2 9 16 23 30

Если в нормативных правовых актах, принятых в 2011 году или в 2012 году присутствуют положения, предусматривающие вступление в силу этих актов в будущем (например, 1 февраля 2013 года), то нужно ли указывать соответствующую информацию и где? Ни форма информации об издании нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области торговой деятельности (приложение N 3), ни форма информации об издании правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности в муниципальном районе, городском округе (приложение N 6), утвержденные Приказом Минпромторга России от 27.05.2011 N 708, не предусматривают возможности указания сведений о дате вступления нормативного правового акта или муниципального акта в силу. Следовательно, использование указанной информации в Системе государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации не запроектировано. Вместе с тем, если дата вступления акта в юридическую силу, по мнению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, имеет принципиальное значение и может исказить общее представление о регулировании торговой деятельности в Системе государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности, она может быть указана отдельной строкой в кратком обзоре акта в соответствующей графе формы.

Кому должны быть адресованы письма с соответствующей информацией: курирующему Приказ N 708 заместителю Министра А. В. Дементьеву, или Министру промышленности и торговли Российской Федерации В. Б. Христенко, или директору Департамента государственного регулирования внутренней торговли Минпромторга России О. Ю. Сазанову, или просто Минпромторгу России? Приказом Минпромторга России от 27.05.2011 N 708 на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность предоставления соответствующей информации Министерству промышленности и торговли Российской Федерации. Таким образом, адресат указан четко и исчерпывающе. Строгое следование нормам Приказа N 708 и регистрация правильного адресата во внутренних реестрах документов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления муниципального района или городского округа оградят исполнителей от вопросов прокуратуры Российской Федерации при надзоре за исполнением законов федеральными представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Если в 2011 году были приняты правовые акты о внесении изменений в ранее принятые акты (в 2005 — 2009 годах) в целях приведения их в соответствие Федеральному закону «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», то нужно ли перечислять все указанные акты? С учетом структуры таблицы, приведенной в приложении N 6 к Приказу Минпромторга России, информация о муниципальных правовых актах, принятых в 2011 году, о внесении изменений в ранее принятые муниципальные правовые акты должна указываться с учетом наименования муниципального правового акта: если в его составе (заголовке к тексту) перечислены муниципальные правовые акты, в которые вносятся изменения, перечислять их в обзоре не следует; если же наименование муниципального правового акта является обобщающим (например, «О приведении муниципальных правовых актов в соответствие Федеральному закону «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», др.), то в обзоре целесообразно указать наименования измененных правовых актов, которые по общему правилу отражают предмет правового регулирования, и только если такое перечисление не превышает 500 знаков — дополнить конкретизацией предмета правового регулирования. Следует отметить, что в теории права под предметом правового регулирования в нормативном правовом акте понимаются общественные отношения в соответствующей области человеческой деятельности, регулируемые нормами конкретного нормативного правового акта. Такие общественные отношения включают субъектов общественных отношений, совершаемые ими действия, объекты, по поводу которых возникают указанные отношения, а также события, обстоятельства, являющиеся причинами или следствием возникновения или прекращения соответствующих отношений. Таким образом, предмет правового регулирования муниципального акта — это общественные отношения в сфере торговли или непосредственно связанных с ними областях, регулируемые данным муниципальным актом.

Какие муниципальные правовые акты, регулирующие отношения в области торговой деятельности, имеются в виду в форме предоставления органами местного самоуправления Минпромторгу России ежегодной информации об издании муниципальных правовых актов? Являются ли таковыми соглашения с торговыми ассоциациями, поставщиками, акты о выделении мест по организации оптовой и (или) розничной торговли? В контексте Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации значимыми с точки зрения Системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации представляются муниципальные правовые акты, предметом правового регулирования которых являются отношения в связи: — с утверждением схем размещения нестационарных торговых объектов и их реализацией (часть 3 статьи 10 Федерального закона); — с утверждением порядка организации ярмарок (часть 1 статьи 11 Федерального закона); — с утверждением муниципальных программ развития торговли (статья 18 Федерального закона); — с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли (часть 3 статьи 3 Федерального закона, часть 1 статьи 14, часть первая статьи 15, часть 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Что касается актов субъекта Российской Федерации, регулирующих отношения в области торговой деятельности, то в их числе логично указание: — законов субъектов Российской Федерации о регулировании торговой деятельности в субъекте Российской Федерации (часть 1 статьи 3, пункт 2 части 1 статьи 6 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»), о разработке региональных программ развития торговли (часть 2 статьи 18 Федерального закона); — утвержденных региональных программ развития торговли (статья 18 Федерального закона); — нормативных правовых актов о регулировании цен на отдельные товары, если такое полномочие закреплено за органами власти субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 8 Федерального закона).

——————————————————————