Правительство предлагает устранить законодательные барьеры для подачи документов по принципу «одного окна»

(Керенский И. В.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРЕДЛАГАЕТ УСТРАНИТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ

ДЛЯ ПОДАЧИ ДОКУМЕНТОВ ПО ПРИНЦИПУ «ОДНОГО ОКНА»

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 15 марта 2012 года

И. В. КЕРЕНСКИЙ

7 марта Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, который позволит многофункциональным центрам полноценно оказывать помощь в предоставлении государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» (далее — законопроект). Данный законопроект продолжает реформу российского законодательства, направленную на упрощение взаимодействия граждан и юридических лиц с государственными и муниципальными органами. Напомним, что в рамках реформы был создан интернет-портал www. gosuslugi. ru и принят Закон [1], запретивший требовать у заявителя документы, имеющиеся в распоряжении органов государственной власти.

Еще одно направление реформы — создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Впервые это понятие появилось в российском законодательстве летом 2010 г., когда был принят Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон о предоставлении услуг). Многофункциональный центр представляет собой юридическое лицо, уполномоченное на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг (в том числе в электронной форме) по принципу «одного окна».

Принцип «одного окна» означает, что государственную или муниципальную услугу заявитель может получить после однократного обращения с соответствующим запросом. Взаимодействие с органами, предоставляющими государственные (муниципальные) услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными актами и соглашениями о взаимодействии, заключенными между указанными центрами и госорганами (п. 1 ст. 15 Закона о предоставлении услуг).

Однако полностью реализовать принцип «одного окна» в настоящее время невозможно, поскольку ряд федеральных законов подробно регулирует процедуру взаимодействия государственных (муниципальных) органов и заявителей, в частности определяет формы подачи заявлений и документов, а также формы получения результатов государственной услуги. Например, заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для госрегистрации прав, представляются в соответствующий уполномоченный орган заявителем лично или посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (абз. 2 п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Таким образом, несмотря на наличие возможности обращаться за получением определенных государственных (муниципальных) услуг в многофункциональные центры, фактической реализации данной возможности препятствуют правила, установленные для различных ведомств.

Законопроект призван устранить эти препятствия. Он содержит поправки к 23 федеральным законам, в каждый из которых предлагается ввести возможность подавать и получать документы через многофункциональные центры.

Поправки, предлагаемые авторами законопроекта, будут интересны как гражданам (примечательно, что они смогут подавать заявления о заключении и расторжении брака в электронном виде), так и предпринимателям. В соответствии с законопроектом через многофункциональный центр можно будет совершать наиболее распространенные действия, например:

— регистрировать права на недвижимое имущество;

— подавать заявки на приобретение земельных участков;

— получать разрешения на строительство;

— представлять налоговые декларации;

— подавать ходатайства или уведомления об осуществлении сделок, иных действий в антимонопольный орган и т. д.

По общему правилу сроки для совершения каких-либо действий государственным (муниципальным) органом будут отсчитываться с момента получения заявлений или иных сведений из многофункционального центра.

Исключение будет сделано только для сроков подачи налоговых деклараций и заявлений налогоплательщиков, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 23 НК РФ (об открытии и закрытии лицевых счетов, о случаях участия в российской или иностранной организации и др.). Срок подачи таких документов будет считаться соблюденным, если документы либо денежные средства были сданы в многофункциональный центр до 24.00 последнего дня срока.

При подаче заявления с прилагающимися документами через расчетный центр расписки в получении таких документов (если их выдача предусмотрена законодательством) также будут пересылаться через многофункциональный центр. Например, это касается расписки в получении документов при регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

В случае принятия законопроекта многофункциональным центром сможет быть только организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием. В настоящее время такое ограничение отсутствует. Дополнительно в Закон о предоставлении услуг будут внесены изменения, устанавливающие ответственность многофункционального центра за полноту и своевременность передачи документов соответствующему органу, а также за разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну.

В настоящее время идет подготовка законопроекта к первому чтению.

[1] Федеральный закон от 01.07.2011 N 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Документ:

Законопроект N 33022-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».

——————————————————————