К вопросу о наружной рекламе

(Андронова Т. А.) («Предпринимательское право». Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом», 2012, N 2)

К ВОПРОСУ О НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЕ

Т. А. АНДРОНОВА

Андронова Т. А., старший преподаватель кафедры предпринимательского права МГЮА имени О. Е. Кутафина, кандидат юридических наук.

Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» <1> (далее — Закон о рекламе) регулирует отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории РФ. Согласно ст. 4 Закона о рекламе законодательство РФ о рекламе состоит из данного Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также принятыми в соответствии с Законом о рекламе иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ. ——————————— <1> СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.

Из анализа ст. 4 Закона о рекламе можно предположить, что законодательство о рекламе состоит только из актов федерального уровня, однако при этом необходимо учитывать позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении от 4 марта 1997 г. N 4-П. Так, Конституционный Суд РФ отметил, что рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, т. е. не являются предметом ведения РФ, субъекты РФ могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией РФ. В силу положений ст. 130, 132 и 133 Конституции РФ органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью <2>. Следовательно, положения ст. 4 Закона о рекламе следует трактовать расширительно, включая не только федеральное законодательство, но и нормативные правовые акты, принятые субъектами РФ и органами местного самоуправления. В настоящее время нормативными правовыми актами субъектов регулируются вопросы наружной рекламы. ——————————— <2> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 марта 1997 г. N 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 г. «О рекламе» // Вестник Конституционного Суда. 1997. N 1.

Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2006 г. N 908-ПП «О порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в г. Москве и Регламенте подготовки документов Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы заявителем в режиме «одного окна» <3> (далее — Правила установки и эксплуатации объектов наружной рекламы) утверждены Правила установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в г. Москве; Регламент подготовки Департаментом средств массовой информации и рекламы г. Москвы разрешения на установку объекта наружной рекламы и информации и договора на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации на имуществе г. Москвы в режиме «одного окна»; Регламент работы городской конкурсной комиссии по проведению открытых конкурсов (аукционов) на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации на имуществе г. Москвы; Положение о проведении конкурса (аукциона) на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации на имуществе г. Москвы. ——————————— <3> Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2006. N 69.

В 2011 г. в данное Постановление были внесены существенные изменения, которые затронули вопросы размещения объектов наружной рекламы на фасадах зданий, на строительных сетках, на перетяжках. В частности, согласно пп. 2.1.1 Правил установки и эксплуатации объектов наружной рекламы объекты наружной рекламы и информации не должны ухудшать архитектуру города Москвы. Не допускается размещение (установка и эксплуатация) на территории г. Москвы объектов наружной рекламы типа транспаранты-перетяжки, а также объектов наружной рекламы и информации на стационарных и временных оградах, строительных сетках. Не допускается размещение (установка и эксплуатация) объектов наружной рекламы на фасадах (в том числе торцевых и дворовых) зданий, строений, сооружений. Наибольший резонанс в рекламном мире вызвал запрет всех перетяжек, в том числе и тех, по которым у операторов были все необходимые документы. Постановление столичных властей о запрете рекламных перетяжек было выпущено 19 июля 2011 г. На данный момент в городе было около 2 тыс. перетяжек. К началу сентября 2011 г. московские власти демонтировали все рекламные транспаранты, а остатки конструкций чиновники запланировали убрать к середине декабря 2011 г. Владельцы объектов наружной рекламы жаловались на решение столичных чиновников Президенту РФ Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину, а также подавали заявления в суды, однако перетяжки в г. Москву так и не вернулись. Арбитражный суд г. Москвы, рассмотрев данный вопрос, указал, что чиновникам и не требовалось расторгать договоры с операторами, поскольку вступило в силу июльское Постановление Правительства г. Москвы (от 19 июля 2011 г. N 319-ПП) о запрете перетяжек, а значит, «обязательственные отношения между Департаментом и истцом уже отсутствовали». Основанием для принятия такого решения суда стал Гражданский кодекс РФ, согласно которому все заключенные обязательства прекращаются сами по себе после издания соответствующего нормативно-правового акта. Таким образом, суд признал законными и все действия столичных властей по демонтажу перетяжек. Рекламные операторы пытались ранее оспорить в суде Постановление Правительства г. Москвы и одностороннее расторжение договоров, повлекшее за собой демонтаж перетяжек. Владельцы перетяжек настаивали на том, что запрет этого рекламного формата противоречит Закону о рекламе. Однако суд признал Постановление Правительства г. Москвы от 19 июля 2011 г. N 319-ПП о запрете перетяжек правомерным, объяснив, что оно касается не самого формата, а выдачи разрешений на размещение перетяжек на территории города. Как объяснили в суде, хотя Правительство Москвы не может запретить сами перетяжки, оно имеет право запретить устанавливать в городе конструкции, которые держат перетяжки <4>. ——————————— <4> URL: http://lenta. ru/news/2011/11/25/banners/;rbk. ru.

Необходимо отметить, что убрать все перетяжки власти г. Москвы планируют к 2013 г. Глава столичного Департамента средств массовой информации и рекламы Владимир Черников прокомментировал позицию властей по дальнейшему размещению наружной рекламы в г. Москве. Так, со слов В. Черникова, столичные власти приняли решение, что на демонтаж незаконной рекламы московские власти потратят около 50 млн. руб. из городского бюджета. Возместить траты на демонтаж незаконной рекламы собираются за счет тех, кто устанавливал эти конструкции. По данным комиссии, проводившей инвентаризацию наружной рекламы в г. Москве, около 60% рекламных конструкций в пределах третьего транспортного кольца было размещено незаконно, а это более 20 тыс. конструкций. Из них только у 10% не установлен владелец. Кроме того, московские власти решили избавиться от всей рекламы на крышах домов в пределах третьего транспортного кольца. К апрелю 2012 г. в Москве планируют убрать более 200 крышных конструкций. Согласно новым правилам, на крышах будет разрешено оставить только рекламу, состоящую из отдельно стоящих элементов, например из букв. Как известно, решением московских властей в 2011 г. была запрещена также вся реклама на строительных сетках и фасадах домов. Департамент средств массовой информации и рекламы уже демонтировал с фасадов домов около 4,5 тыс. рекламных щитов, а до конца 2011 г. планировал убрать еще 3,7 тыс. В следующем году в Москве будет демонтировано еще 10 тыс. подобных конструкций. В. Черников объясняет такое обилие рекламы в Москве, в том числе и незаконной, отсутствием единой концепции ее размещения. В настоящий момент власти Москвы совместно с агентством News Outdoor занимаются разработкой такой концепции. Еще совсем недавно одновременно существовало 87 концепций размещения наружной рекламы, причем друг с другом никак не связанных. Например, вдоль Волгоградского проспекта было решено поставить рекламные щиты, посчитали, сколько именно можно поставить щитов, и концепция готова; провели отдельный конкурс на размещение в городе видеоэкранов — вот и еще одна концепция по размещению видеоэкранов в г. Москве. Больше того, разные рекламные конструкции ставились по согласованию с разными ведомствами: Москомархитектурой, Москомнаследием, ОАТИ, ГИБДД. Теперь же будет создана единая концепция организации рекламного пространства. Аукцион на право ее создания выиграла крупная международная компания News Outdoor. Так получилось, что мэрия была готова заплатить за работу более 5 млн. руб., однако компания сама заплатит в бюджет 1,5 млн., чтобы разработать этот документ. Но все-таки главным идеологом концепции будет город. Также отмечается, что при создании документа прибегли к услугам специалистов, которые разрабатывали концепции размещения рекламы для Праги, Парижа и Лондона. Следует заметить, что наружной рекламы не станет меньше, и доход, который она приносила в городской бюджет, уменьшаться не должен, просто реклама будет размещена по новым принципам. Во-первых, реклама не должна заслонять г. Москву и мешать восприятию архитектурного облика столицы. Во-вторых, реклама должна быть безопасна. Никаких тряпок над проезжей частью — в виде перетяжек, никаких отвлекающих водителей конструкций. В-третьих, реклама должна создавать хорошее настроение, украшать, а не портить город. Уже известно, например, что все рекламные конструкции будут с подсветкой, но не мигающей <5>. ——————————— <5> См.: Интервью с руководителем Департамента СМИ и рекламы В. Черниковым // Комсомольская правда. URL: http://kp. ru/daily/25802.5/2783274.

Завершая рассмотрение данного вопроса, хотелось бы выразить надежду, что новая концепция организации рекламного пространства в г. Москве будет разработана в срок (хотя точной даты никто не называет), а также на то, что данная концепция действительно в первую очередь будет учитывать интересы города и его граждан, а не исходить из пожеланий и интересов рекламных кампаний (что, к сожалению, мы можем видеть в настоящее время).

——————————————————————