Электронный парламент как информационная технология: проблемы деятельности и перспективы развития

(Шепилова Е. П.) («Информационное право», 2012, N 2)

ЭЛЕКТРОННЫЙ ПАРЛАМЕНТ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ <*>

Е. П. ШЕПИЛОВА

——————————— <*> Статья рекомендована кафедрой государственного и муниципального права юридического факультета ЗабГУ (г. Чита).

Шепилова Евгения Павловна, аспирант Забайкальского государственного университета.

В статье рассматриваются основные проблемы внедрения и перспективы развития электронного парламента. Проанализирован зарубежный опыт. Приведен необходимый перечень сведений о деятельности государственных органов, требующийся для функционирования парламентской информационной системы.

Ключевые слова: электронный парламент, электронное государство, информационная безопасность, информационно-коммуникационные технологии.

Electronic parliament: problem and perspectives of development E. P. Shepilova

The article considers the main problems of establishing e-Parliament and its development prospects. It analyses international experience and it presents all necessary data concerning the activity of public authorities and required for Parliament information system functioning.

Key words: electronic parliament, the electronic state, information security, information-communication technologies.

В современных трактовках электронный парламент (E-Parliament) определяется как законодательный орган, благодаря использованию информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) призванный стать более прозрачным, доступным и ответственным. В итоге реализации концепции электронного парламента у граждан появляется возможность активнее участвовать в общественной и политической жизни общества, повышается качество информации и обеспечивается более свободный доступ к документам и к процессам деятельности парламента <1>. ——————————— <1> Бахирев В. Электронный парламент: опыт и перспективы развития. URL: http://www. rosdeputat. ru.

Однако для поддержания взаимоотношений между парламентом и гражданами необходимо развитие законодательной базы, в том числе определенных регламентов, обеспечивающих широкий доступ к информации при одновременном соблюдении ее секретности и безопасности. Безусловно, проблема информационной безопасности актуальна сегодня как никогда <2>. ——————————— <2> Чеботарева А. А. Научные подходы к определению понятия «информационная безопасность» // Информационное право. 2011. N 1. С. 3 — 6.

В данном вопросе просто не обойтись без использования определенных политических технологий, а именно информационных технологий, которые бы позволили сделать работу законодательных органов прозрачной, информационно безопасной, но параллельно дать возможность широкому слою гражданского населения не выходя из дому участвовать в законодательном процессе и тем самым контролировать деятельность как регионального, так и федерального законодательного органа. В настоящее время идет процесс внедрения в деятельность парламентов информационно-коммуникационных технологий, как на международном уровне, так и на федеральном и региональном. Итак, каковы реальные проблемы, связанные с внедрением электронного парламента в политическую систему Российской Федерации, насколько он эффективен как информационная технология и оправдывает ли он те затраты, которые необходимы для его деятельности? В связи с этим был проведен ряд исследований, основным из которых стал отчет «Глобальный обзор электронных парламентов — 2008» <3>. Его цель — помочь законодательным органам увидеть выгоды применения ИКТ в своей деятельности, а также обозначить приоритеты при эксплуатации этого ресурса. Данные отчета базируются на результатах, полученных Глобальным центром исследований применения ИКТ в парламентах в период июля — ноября 2007 г. Анкеты были разосланы 263 палатам однопалатных и двухпалатных парламентов в 188 странах. Ответило 105 собраний, представляющих национальные законодательные органы 89 стран и одного регионального законодательного органа Европы. ——————————— <3> Как создать электронный парламент // URL: http://wwwiks-media. ru.

Вопросы анкеты охватывали следующие области: — контроль, управление и планирование ИКТ; — услуги, инфраструктуру, приложения и ресурсы; — системы для создания законопроектов и учета поправок; — системы для создания документов, не относящихся к законопроектам и поправкам; — регистрацию и прослеживание законодательных действий; — управление знаниями, в первую очередь библиотеками и услугами по исследованию; — наличие и эффективность веб-сайтов для поддержания взаимодействия между парламентом и обществом (гражданами). Данные проведенного анкетирования свидетельствуют о том, что в большинстве парламентов имеется существенный разрыв между возможностями, предоставляемыми современными ИКТ для поддержания деятельности парламентов, и практикой их использования. Особенно велик этот разрыв в законодательных органах стран с низким уровнем доходов, где, как показало исследование, используется всего 33% возможностей ИКТ, тогда как в парламентах стран с высоким уровнем доходов этот показатель достигает в среднем 66% <4>. ——————————— <4> Там же.

Если рассмотреть опыт Российской Федерации по внедрению электронного парламента в наши законодательные органы субъектов, то ярко прослеживается аналогичная проблема — недостаток ресурсов. Известно, что внедрение современных информационных технологий требует значительных инвестиций и квалифицированных кадров. Поэтому финансирование работ по внедрению ИКТ должно осуществляться в пределах разумной целесообразности. Простыми словами должны быть достигнуты те цели, которые изначально поставлены. Следующими немаловажными проблемами введения электронного парламента в Российской Федерации и в ее субъектах являются отсутствие понимания того, чего реально можно достичь с помощью ИКТ, недостаточно четкое видение перспектив их использования. На сегодняшний день перспективы использования электронного парламента как информационной технологии таковы, что не все парламенты реализуют в полной мере возможности этой программы в своей деятельности. Помимо этого электронный парламент не оправдывает до конца свое предназначение как информационно-коммуникативная технология. Безусловно, информационной технологией электронный парламент можно назвать, а вот коммуникативной — уже вопрос спорный. Ведь четкой обратной связи между обществом в лице его граждан и парламентом пока не прослеживается. Большинство граждан до конца не понимают, что этот проект призван прежде всего активизировать их принять участие в политических решениях, а ни в коем случае не наоборот — использоваться как инструмент борьбы за власть или политический протест. Опыт искаженного понимания цели создания электронного парламента можно увидеть, например, в Казахстане <5>. ——————————— <5> Глушкова С. Электронного парламента еще нет, а власть в Казахстане уже делят. URL: http://azatyg. org.

Для того чтобы у нас в России электронный парламент прижился и оправдал себя именно как информационно-коммуникативная технология, а не просто информационная технология, необходимо к разработке концепции электронного парламента привлекать представителей всех заинтересованных сторон, добиваясь согласованного мнения о приоритетах и консенсусе по вопросам реализации этой концепции. Эффективное управление ИКТ-проектом обеспечивается стратегическим планированием. Консультации с членами парламента в отношении приоритетов и реализуемых технологических решений должны проходить на постоянной основе. При этом желательно обеспечить руководство инновационными процессами со стороны генерального секретаря и других высших должностных лиц парламента. Эта работа требует инвестирования в развитие человеческих ресурсов, в том числе путем обеспечения профессиональной подготовки специалистов в области ИКТ и персонала законодательных и научных подразделений парламента. Парламентская информационная система должна содержать все необходимые материалы по законопроектам и поправкам к ним, материалы пленарных обсуждений, результаты процедур голосования, а также документы, подготавливаемые парламентскими комитетами. Одним из главных ее элементов является официальный веб-сайт, своевременно предоставляющий обзор парламентской деятельности <6>. ——————————— <6> Одобрена концепция развития электронного парламента. Госдума. Совет Федерации. URL: http. baltinfo. ru.

Таким образом, принятие открытых стандартов значительно облегчает доступ граждан к материалам парламента, тем самым устанавливает обратную связь между обществом (гражданами) и представителями парламента страны (субъекта). Необходимо постоянное исследование возможностей использования ИКТ для расширения участия граждан в деятельности органов власти.

——————————————————————