Можно ли привлечь акционера к ответственности за разглашение конфиденциальной информации?

(Похило Е.)

(«Акционерный вестник», 2012, N 11)

МОЖНО ЛИ ПРИВЛЕЧЬ АКЦИОНЕРА К ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗА РАЗГЛАШЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ?

Е. ПОХИЛО

Похило Елена, юрисконсульт Lady Collection.

Чем полезен материал:

изучение вопроса о том, как привлечь к ответственности акционера, позволит спасти общество от возможных убытков.

В законодательстве не закреплена ответственность акционеров за разглашение конфиденциальной информации. Отсутствует и судебная практика по данному вопросу, ведь в случаях разглашения конфиденциальной информации доказать виновность акционера и ущерб, нанесенный им организации, очень сложно. Но несмотря на это, привлечь акционера к ответственности можно.

Нормы законодательства, регулирующие вопрос ответственности за разглашение конфиденциальной информации. Деятельность компании во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Наиболее ценной является информация, которую организация использует для достижения своих целей. Ее разглашение может лишить АО возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозы безопасности деятельности. Понятие «конфиденциальная информация» стало неотъемлемой частью российской юридической лексики. Но официального определения его сути на сегодняшний день в законодательстве нет. Согласно п. 7 ст. 2 ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — ФЗ N 149) конфиденциальность информации выражается в требовании, обязательном для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Следует отметить, что ранее в ФЗ от 20.02.1995 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», утратившим силу в связи с принятием ФЗ N 149, в ст. 2 было прописано определение: «конфиденциальная информация — документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации». Указом Президента РФ от 6 марта 1997 года N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» (в ред. от 23.09.2005, далее — Указ N 188), дается Перечень сведений, отнесенных к конфиденциальной информации, и нормативные акты, регулирующие данные правоотношения, например, п. 5 Указа N 188. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, регулируются ГК РФ и ФЗ «О коммерческой тайне». Но статья 139 ГК РФ «служебная и коммерческая тайна» с 1 января 2008 г. утратила силу: получается, что Гражданский кодекс РФ не регулирует ответственность акционеров за разглашение конфиденциальной информации. Единственное упоминание по данному вопросу есть в ст. 67 ГК РФ, где прописано, что участники общества не должны разглашать конфиденциальную информацию о деятельности данного общества. Получать эту информацию участник может в установленном учредительными документами порядке.

В ФЗ «Об акционерных обществах» вообще нет упоминания о конфиденциальной информации, и тем более об ответственности за ее разглашение. В силу п. 1 ст. 91 ФЗ «Об акционерных обществах» предприятие обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 ФЗ «Об АО».

Какие документы можно предоставлять акционеру. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций. Общество обязано по требованию акционеров предоставить им копии указанных документов. Также акционер может получить информацию при реализации корпоративных процедур, например для подготовки и проведения собрания, реализации акционерами преимущественного права участия в подписке на акции нового выпуска и т. д. Получение данной информации законодательством не регламентируется и относится к сведениям, полученным при исполнении служебных обязанностей.

Основные инструменты, используемые акционерами при оспаривании факта разглашения конфиденциальной информации. Согласно ст. 17 ФЗ N 149 и п. 1 ст. 14 ФЗ «О коммерческой тайне» правонарушения в сфере информации влекут за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации. Возместить убытки не может лицо, не принимавшее меры по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившее установленные российским законодательством требования о защите информации, если это не являлось обязанностями данного лица. Таким образом, общество, прежде чем передать соответствующие документы и (или) их копии по требованию, может потребовать выдачи расписки. В ней участник подтверждает, что предупрежден о конфиденциальности получаемой информации и об обязанности ее сохранять. Но следует иметь в виду, что, согласно п. 4 ст. 14 ФЗ «О коммерческой тайне», лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имело достаточных оснований считать использование данной информации незаконным (в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки), не может быть привлечено к ответственности.

Порядок предоставления информации акционерам. Если документы, которые требует предоставить участник хозяйственного общества, содержат иную охраняемую законом тайну (государственную, банковскую и т. п.), общество предоставляет ему выписки из таких документов, исключив из них соответствующую информацию. Одновременно организация обязана сообщить участнику об основаниях отнесения информации, содержащейся в этих документах, к охраняемой законом тайне.

В силу пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» не требуется согласия физических лиц, вступивших в правоотношения с обществом, на предоставление участнику хозяйственного общества документов, содержащих персональные данные таких физических лиц (фамилию, имя, отчество и место жительства физического лица, иную информацию, необходимую для обращения в суд в соответствии с требованиями процессуального законодательства, сведения о размере вознаграждения физического лица и т. д.), если эта информация необходима участнику для целей защиты своих прав и законных интересов. Например, это может быть оспаривание сделки, заключенной с этим лицом, либо обращение в суд с иском к члену совета директоров (наблюдательного совета) общества, его единоличному исполнительному органу либо временному единоличному исполнительному органу, члену коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции), равно как и к управляющему о возмещении причиненных обществу убытков.

П. 2 статьи 183 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность лиц за собирание, использование и распространение сведений, составляющих коммерческую тайну. При этом п. 3 и 4 указанной статьи содержат квалифицирующие признаки (корыстная заинтересованность и тяжкие последствия), увеличивающие срок наказания до 10 лет лишения свободы.

В качестве иной ответственности можно привести административную (в виде штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей для граждан и от четырех тысяч до пяти тысяч рублей для должностных лиц) за разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Из содержания пункта 1 статьи 67 ГК РФ следует, что порядок предоставления участникам хозяйственного общества информации может устанавливаться уставом. При этом его положения не могут ограничивать права участников на информацию по сравнению с правами, предоставляемыми им Федеральным законом «Об акционерных обществах». Ограничение прав участников во внутренних документах АО также не допускается.

Интересно, что Закон об обществах с ограниченной ответственностью предусматривает возможность зафиксировать в уставе только порядок получения информации об обществе, но не предоставление самого перечня подобной информации. Из абзаца третьего пункта 1 статьи 8 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» следует, что участник имеет право требовать любые имеющиеся у общества документы, связанные с деятельностью этого общества.

Во исполнение обязанности, предусмотренной частью 2 статьи 67 ГК РФ и Законом «О коммерческой тайне», общество вправе ограничить доступ к конфиденциальной информации, определять порядок и условия доступа к ней. Предоставление акционерам доступа к документам организации не должно нарушать прав и законных интересов инвесторов общества, заинтересованного в сохранении конфиденциальности значимой информации.

Тем, кому предстоит заняться вопросом создания устава, рекомендуем обратиться дополнительно к материалам «Акционерного вестника»: Как создать идеальный устав? АВ. N 8(97).

Общество как обладатель ценной информации вправе разрешать или ограничивать доступ к ней, определять порядок и условия доступа, принимать меры по защите сведений.

Как обеспечить неразглашение акционерами конфиденциальной информации. Хотя ответственность акционеров не закреплена в законодательстве, данную проблему можно решить, прописав ее в учредительных документах (например, в уставе). Но следует отметить, что учредители не всегда уделяют этому вопросу должное внимание, используя при создании общества шаблонные уставы.

Целесообразно также утвердить положение о конфиденциальной информации. Оно должно определять, что относится к конфиденциальной информации, коммерческой, служебной, банковской, налоговой тайне, описать порядок предоставления использования и охраны конфиденциальной информации, а также ответственность лиц, виновных в нарушении режима конфиденциальной информации.

Если в вашей компании еще нет положения об информационной политике, вы можете создать его, опираясь на Библиотеку документов «Акционерного вестника»: www. vestnikao. ru.

Вопросы по порядку раскрытия информации, хранению документов и их предоставлению по требованию акционеров удобно решать с помощью разработанного и утвержденного решением совета директоров положения об информационной политике. Документ позволит отразить состав информации, раскрываемой как в силу требований законодательства, так и в инициативном порядке, способы и процедуры такого раскрытия, объем и порядок предоставления документов и информации акционерам.

Но надо помнить, что, прописывая порядок доступа и получения конфиденциальной информации, нельзя нарушать и ограничивать права акционеров. Поэтому желательно прописать правила, на основании которых предоставляется информация. Например, при получении запроса на определенную информацию необходимо:

— внимательно читать запрос;

— точно определять период, за который предоставляется информация;

— проверять полномочия лица, запрашивающего информацию;

— соблюдать требования закона о сроках предоставления: в течение 7 дней, в отдельном помещении, без возможности сделать несанкционированные копии, под надзором уполномоченного обществом лица;

— установить внутренними документами определенный срок для изготовления и предоставления копий документов по запросам акционера.

В заключение следует упомянуть об акционерных соглашениях, в которых также можно прописать ответственность акционеров за разглашение конфиденциальной информации, а также перечень сведений, относящихся к ней, и порядок их получения (не противоречащий действующему законодательству).

Тем, кто хочет изучить тему предоставления информации более глубоко, рекомендуем почитать другие материалы: Как обществу избежать штрафов при хранении документов? АВ. N 7(96); Как обществу подготовиться к проверке ФСФР России? АВ. N 8(97).

Что еще почитать на эту тему:

Ломакин Д. В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика ее применения в хозяйственных обществах. М.: СТАТУТ, 2008;

Северин В. А. Правовой механизм регулирования коммерчески значимой информации в торговом обороте // Юрист. 2002. N 10. С. 10 — 19.

——————————————————————

Интервью: Интервью с начальником Управления Судебного департамента в Воронежской области Василием Климовичем Джоганом

(«Администратор суда», 2012, N 3)

ИНТЕРВЬЮ С НАЧАЛЬНИКОМ УПРАВЛЕНИЯ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА

В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ВАСИЛИЕМ КЛИМОВИЧЕМ ДЖОГАНОМ

А. В. БОРБАТ

Досье.

Василий Климович Джоган.

Родился в городе Александровске Кировоградской области.

В 1972 г. окончил Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов по специальности «Штурмовая тактическая авиация», присвоена квалификация «инженер».

В 1987 г. — авиационный летный факультет Краснознаменной академии им. В. И. Ленина.

В 1998 г. прошел обучение по профессиональной переподготовке в Воронежском государственном техническом университете по специальности «Экономика и организация предпринимательской деятельности», присвоена квалификация «экономист».

В 2001 г. окончил Российскую академию государственной службы при президенте Российской Федерации, юридический факультет, присвоена квалификация «юрист».

В 2008 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Математические модели для оценки защищенности информационных процессов в компьютерных системах территориальных органов Федеральной службы судебных приставов России», присвоена ученая степень кандидата технических наук.

До поступления на государственную службу в Управление Судебного департамента в Воронежской области более 25 лет служил на различных летных командных должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации. Принимал участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан. Имеет 12 государственных и правительственных наград, в том числе награжден орденом «Красной звезды». Присвоено почетное звание «Заслуженный военный штурман Российской Федерации».

С 2003 г. работал на руководящих должностях в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области. Был заместителем руководителя УФССП России по Воронежской области — заместителем главного судебного пристава Воронежской области. Награжден медалями «За заслуги» и «Ветеран ФССП России». За большой вклад в развитие Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации награжден именным огнестрельным оружием.

В 2007 г. присвоен классный чин «Государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса».

В 2010 г. назначен на должность начальника Управления Судебного департамента в Воронежской области.

В 2012 г. успешно защитил докторскую диссертацию по техническим наукам.

Василий Климович, в 2010 году Вы назначены на должность начальника Управления Судебного департамента в Воронежской области. Какие задачи решает возглавляемое Вами Управление?

Определяющим направлением в деятельности Управления в период с 2010 г. по настоящее время является выполнение перспективного плана по реализации Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2007 — 2012 годы».

Работа Управления направлена на максимально эффективное использование средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование районных (городских) судов области, Воронежского гарнизонного военного суда. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности проводится в тесном взаимодействии с областным судом и органами судейского сообщества.

Большое внимание уделяется эффективному использованию выделенных бюджетных средств. Расходование средств производится на основании государственных контрактов, заключаемых после проведения котировочных и тендерных конкурсов. По результатам конкурсов определяется поставщик с наиболее оптимальными ценами на продукцию, оказание услуг, выполнение различных работ. В течение каждого отчетного периода на постоянной основе проводится анализ выделенных бюджетных ассигнований, выявляются резервы и предполагаемая экономия денежных средств, определяются приоритетные статьи бюджетных расходов.

В процессе проводимого анализа учитывается количество планируемых к установке приборов учета, уточняются объемные показатели эксплуатируемых помещений для уплаты коммунальных услуг, составляется расчет по налогам.

В установленные сроки в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации представляются предложения по перегруппировке бюджетных средств, направляются заявки на выделение дополнительных средств на проведение капитального ремонта, приобретение ГСМ (в соответствии с лимитами, установленными для каждого суда), расходных материалов и запасных частей к оргтехнике, запасных частей для автомашин; хозяйственных, канцелярских и письменных принадлежностей, бланков и другой продукции.

Выплата заработной платы судьям, персоналу по охране и обслуживанию зданий, пожизненного содержания судьям в отставке, оплата проезда судей к месту отдыха и обратно, а также выплата денежного содержания государственным гражданским служащим производится своевременно.

В период с 17 января по 21 февраля текущего года Счетной палатой Российской Федерации проверена финансово-хозяйственная деятельность Управления за 2010 — 2011 гг. Нецелевого и неэффективного использования бюджетных ассигнований не выявлено.

Проблема обеспечения эффективной деятельности судебной системы как независимой и самостоятельной ветви государственной власти напрямую зависит от размещения судов в надлежащих зданиях (помещениях), их ремонта. Выбор подрядных организаций на проведение капитальных и текущих ремонтов зданий судов осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В рамках аналитической ведомственной целевой программы «Комплексный капитальный ремонт зданий судов общей юрисдикции» на 2011 — 2013 гг. проводятся работы по комплексному капитальному ремонту здания, предназначенного для размещения Центрального районного суда г. Воронежа.

Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации создана рабочая группа, решающая вопросы правовой регламентации группы помещений для подсудимых и конвоя в зданиях федеральных судов общей юрисдикции, а также осуществляющая приемку результатов работ по государственному контракту на разработку актуализированного свода правил СП 31-104-2000 «Здания судов общей юрисдикции». Пересмотр указанного документа вызван необходимостью приведения устаревших положений в соответствие с современными нормативными, юридическими и технологическими требованиями. Предложенная к обсуждению концепция актуализированной версии СП 31-104-2000 тщательно изучалась и анализировалась специалистами отдела капитального строительства, эксплуатации зданий и управления недвижимостью Управления. На основании накопленного нами опыта проектирования и ведения нового строительства сделаны следующие выводы: в предлагаемой к обсуждению документации недостаточно подробно отражены вопросы технической оснащенности зданий судов, особенно важные в свете современных требований безопасности и противодействия террористическим проявлениям; отсутствуют предложения о проектировании собственных автономных газовых (электрических) котельных и трансформаторных подстанций; нет сведений о том, как предлагаемые изменения связываются со штатной численностью судов. На совещании рабочей группы принято решение: результаты работы по подготовке указанного документа принять с учетом внесенных предложений и замечаний.

Большое внимание Управление уделяет организации эффективной эксплуатации зданий (помещений) районных судов, их бесперебойному снабжению тепловой и электрической энергией, природным газом и водой. Для технического обслуживания всех систем заключены договоры с поставщиками. Модернизируются котельные, старое оборудование меняется на современное, безопасное и надежное, имеющее высокие энергетические показатели.

Целенаправленно проводится работа по повышению уровня организационной деятельности судов. Ежегодно составляется план-график проверок районных (городских) судов области, в который включаются и комплексные проверки, проводимые совместно с судьями и работниками Воронежского областного суда. При проверках особое внимание уделяется проблемам обеспечения безопасности судебной деятельности; вопросам организации судебного делопроизводства, архива, статистики, хранения и учета вещественных доказательств; деятельности администраторов; организации работы с обращениями непроцессуального характера и запросами граждан, представителей организаций. В ходе проверок судам оказывается методическая и практическая помощь, проводятся оперативные совещания с обсуждением выявленных недостатков и способов их устранения.

В апреле 2011 г. завершилась сложная работа по реализации Федерального закона от 5 апреля 2010 г. N 51-ФЗ «Об упразднении некоторых районных судов Воронежской области». В соответствии с утвержденным планом мероприятий Судебного департамента осуществлена процедура упразднения 9 трехсоставных судов и передача их юрисдикции 8 районным судам. С целью оказания практической помощи структурными подразделениями Управления разрабатывались и направлялись в упраздняемые суды необходимые формы документов, проводились организационные мероприятия, переназначения судей, увольнения и перемещения работников аппарата судов.

Какие меры принимаются Управлением по обеспечению безопасности судебной деятельности?

В соответствии с полномочиями, установленными ст. 6 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», Управление во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества, правоохранительными органами принимает меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей.

Во взаимодействии с территориальными органами ФСБ, МВД, ФССП и МЧС разработан план мероприятий по антитеррористической и противодиверсионной защите судов. Проводятся совместные учебно-тренировочные занятия в судах с судебными приставами и сотрудниками полиции для отработки действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия по охране зданий районных (городских) судов включают в себя как обеспечение физической охраны зданий судов, так и обеспечение судов техническими средствами охраны. В состав технических систем и средств защиты входят турникеты на входе в здания судов; стационарные и ручные металлообнаружители; охранно-пожарная сигнализация, выведенная на пульт централизованного наблюдения органов внутренних дел; система автоматического пожаротушения, устанавливаемая в помещениях, в которых хранятся архивные судебные дела и вещественные доказательства, в канцелярии суда, а также в помещении, где установлен сервер локально-вычислительной сети; стационарные кнопки тревожной сигнализации в залах судебных заседаний и кабинетах судей, мобильные брелоки тревожной сигнализации, выдаваемые судьям; система видеонаблюдения, обеспечивающая возможность наблюдения и фиксации обстановки внутри здания суда и на прилегающей территории.

Василий Климович, как осуществляется социальная защита судей?

В Управлении работает комиссия по назначению ежемесячного пожизненного содержания работающим судьям и судьям в отставке, а также выходного пособия.

В целях реализации права судей на медицинское обслуживание сверх установленного программой обязательного медицинского страхования Управление проводит работу по медицинскому обслуживанию судей и членов их семей в рамках договора добровольного медицинского страхования, заключенного Судебным департаментом со страховой компанией ЗАО «МАКС». Все вопросы по медицинскому обслуживанию застрахованных судей и членов их семей решаются оперативно и качественно. Производятся компенсационные выплаты действующим судьям, судьям, пребывающим в отставке, и членам их семей за приобретенные лекарственные средства. Приказом Управления назначено ответственное лицо за организацию медицинского обслуживания судей в медицинских учреждениях. Ведется постоянный учет застрахованных лиц по договору добровольного медицинского страхования.

Судьи районных (городских) судов области, гарнизонного военного суда и мировые судьи судебных участков области застрахованы по договору страхования жизни и здоровья страховой компанией ОАО СК «Альянс». Имущество судей застраховано ЗАО «МАКС» по договору страхования имущества.

При решении вопросов по организации санаторно-курортного лечения судей и членов их семей Управление руководствуется рекомендациями Судебного департамента. Проводятся торги на поставку санаторно-курортных путевок для судей и членов их семей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, по результатам которых заключается государственный контракт.

Большое внимание уделяется работе с судьями — участниками Великой Отечественной войны, боевых действий, ветеранами труда. Им оказывается помощь в решении социально-бытовых вопросов, в приоритетном порядке им выделяются санаторно-курортные путевки на указанный период времени и по необходимому профилю лечения. Ежегодно, в День Победы, ветеранов Великой Отечественной войны торжественно поздравляют руководители областного суда, Управления, члены судейского сообщества области, преподносятся памятные подарки.

Одним из направлений реформирования судебной системы является использование в судах общей юрисдикции современных информационных технологий. Скажите, пожалуйста, какие практические шаги в этом направлении делаются Управлением сегодня?

Необходимость и актуальность информатизации судов вытекает из стратегической линии, проводимой Верховным Судом Российской Федерации и Судебным департаментом.

С 1 июля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», которым предусмотрены меры по обеспечению доступа граждан и организаций к информации о деятельности судов.

Подходит к завершающему этапу Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2007 — 2012 годы», в задачи которой входило обеспечение поэтапного внедрения Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» во всех федеральных судах общей юрисдикции.

В целях повышения доступности правосудия Судебным департаментом разработана Концепция Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 г. N 1735-р, предусматривающая мероприятия по формированию современной телекоммуникационной инфраструктуры единого информационного пространства судов общей юрисдикции, создание комплексов хранения и обработки данных в центрах федеральных округов, внедрение программных комплексов ГАС «Правосудие» и создание единого информационного пространства судов.

В рамках поставленных перед Управлением задач в районных (городских) судах области и военном гарнизонном суде созданы и актуализированы официальные интернет-сайты. В разделы «Судебное делопроизводство» и «Судебные акты» интернет-сайтов в режиме автоматического отображения информации осуществляется выгрузка и размещение информации о движении судебных дел. В разделах «Обращения граждан» все желающие могут размещать свои обращения, мотивированные ответы на которые опубликовываются в предусмотренные законом сроки.

Во всех районных (городских) судах области созданы технические условия для размещения информации на интернет-сайтах: имеется компьютерная техника, установлено специальное программное обеспечение, позволяющее автоматизировать процесс подготовки и размещения информации о движении дел, организовывать каналы доступа в Интернет.

В судебной информации имеются сведения, подлежащие защите в соответствии с действующим законодательством, в их числе персональные данные судей, работников судебной системы, участников судебных процессов. Требуется особый режим информационной безопасности во избежание утраты информации, ее умышленного и неумышленного искажения. В 2011 г. в районных (городских) судах установлены информационно-вычислительные комплексы «Кольчуга», предназначенные для защиты информации от несанкционированного доступа и утечки по техническим каналам, криптографической защиты, контроля целостности и подлинности электронных документов, защиты от межсетевого и вирусного воздействия.

Одним из наиболее существенных аспектов совершенствования деятельности судов, как известно, является подготовка высококвалифицированных специалистов для данной сферы. В этой связи, по Вашему мнению, на что следует обратить особое внимание при решении вопросов обучения специалистов для судебной системы?

С учетом того что часть служебной информации судебной системы России относится к информации ограниченного доступа, возникает потребность в укомплектовании аппарата судов подготовленными кадрами, обеспечивающими информационную безопасность на объектах автоматизации. На сегодняшний день таких специалистов в судах нет. Это в первую очередь связано с тем, что специалисты, получившие образование в сфере компьютерных технологий, в том числе по специальности «Информационная безопасность», не имеют перспективы роста в судебной системе, а работники аппарата судов, имеющие юридическое образование, не имеют необходимых знаний и умений в области информационной безопасности.

Одним из путей решения данной проблемы является организация дополнительного профессионального образования по дополнительным профессиональным программам объемом свыше 500 аудиторных часов. В результате при необходимости после профессиональной переподготовки должностные регламенты работников аппарата судов можно дополнить должностными обязанностями, связанными с вопросами технической защиты информации и информационной безопасности автоматизированных систем.

Учебные модули дополнительных профессиональных образовательных программ переподготовки должны быть ориентированы на получение определенной группы профессиональных компетенций, например по программно-аппаратным средствам обеспечения информационной безопасности, обладать завершенностью, позволяющей принимать их в качестве содержательной основы программ повышения ква лификации от 18 до 72 аудиторных часов и от 73 до 144 аудиторных часов с последующим зачтением в дополнительных профессиональных программах профессиональной подготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

В самом общем виде нормативный документ — Федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ и уровню профессиональной переподготовки гражданских служащих для выполнения нового вида профессиональной деятельности «Администрирование безопасности информации при обработке в компьютерных информационно-аналитических системах судов Российской Федерации» — может иметь примерно такую структуру.

Во-первых, общая характеристика дополнительных профессиональных образовательных программ (в данных разделах указывается их назначение, определяется основной терминологический аппарат, доводится порядок обучения по данной программе — с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва (вечерние группы) от государственной гражданской службы.

Во-вторых, характеристика профессиональной деятельности специалистов по администрированию безопасности информации (указываются область, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности гражданских служащих — специалистов по администрированию безопасности информации).

В-третьих, требования к результатам освоения дополнительных профессиональных образовательных программ (устанавливаются профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник — общепрофессиональные и по видам деятельности).

В-четвертых, требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ (устанавливаются модульная структура дополнительных профессиональных образовательных программ, содержание ее базовой и вариативной частей, итоговой государственной аттестации и трудоемкости этих программ).

В-пятых, требования к условиям реализации дополнительных профессиональных образовательных программ (устанавливаются общие требования к условиям их реализации, требования к кадровому, учебно-методическому, информационному, финансовому и материально-техническому видам обеспечения учебного процесса).

В-шестых, требования к государственной итоговой аттестации и оценке качества освоения дополнительных профессиональных образовательных программ (устанавливаются требования к оценке качества их освоения, формам и процедурам текущего и промежуточного контроля знаний по учебным дисциплинам, государственной итоговой аттестации).

Интервью подготовил

заместитель главного редактора

издательской группы «Юрист»

А. В.Борбат

——————————————————————