Правовое регулирование документального сопровождения торговой деятельности

(Калинина Л. Е.) («Право и экономика», 2012, N 11)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л. Е. КАЛИНИНА

Калинина Лариса Евгеньевна, доцент кафедры административного и финансового права ГОУ ВПО «Кубанский государственный университет», заместитель директора ООО «Неолит». Кандидат юридических наук. Специалист по административному, финансовому, предпринимательскому праву. Родилась в 1974 г. в Пермской области. В 1996 г. окончила Санкт-Петербургский торгово-экономический институт, в 2000 г. — Кубанский государственный аграрный университет. Автор ряда статей.

Документооборот является важной составляющей деятельности торгового предприятия. В статье анализируется государственное регулирование документооборота, применение законодательства в исследуемых правоотношениях. Представлена классификация используемых в торговой деятельности документов. Автор исследовал административно-правовой статус торгового предприятия.

Ключевые слова: государственное регулирование, торговая деятельность, документооборот, административно-правовой статус.

Legal regulation of documentary support of trading activity L. E. Kalinina

Document management is an important component of the activities of commercial enterprises. The state regulation of the circulation of documents is analyzed in the article. The author explores the application of legislation in these relations. The author presents the classification of trade documents and examines the administrative-legal status of the commercial enterprise.

Key words: state regulation, trading activities, document management, administrative and legal status.

Современная деятельность торгового предприятия во многом зависит от документации, обеспечивающей ее правомерность, т. е. соответствие деятельности правилам поведения, закрепленным в нормативных правовых актах. Иногда даже профессионалу сложно разобраться в соответствии реализуемой продукции и документов требованиям закона. Торговое предприятие, являясь субъектом предпринимательской деятельности, осуществляет свою работу на основании документов, подтверждающих право заниматься предпринимательской деятельностью. Осуществление предпринимательской деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ) возможно либо индивидуальным предпринимателем, либо юридическим лицом. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ). Он выступает в гражданском обороте от своего собственного имени и отвечает по долгам от предпринимательской деятельности всем своим имуществом (ст. 24 ГК РФ). Предпринимательская деятельность гражданина подлежит государственной регистрации. Право заниматься предпринимательской деятельностью возникает с момента государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется соответствующим регистрирующим органом по месту его жительства. К деятельности индивидуальных предпринимателей применимы все нормы, регулирующие коммерческую деятельность юридических лиц, кроме тех, которые обусловлены существом правоотношения, спецификой того или иного юридического лица, а также в случаях, если применительно к индивидуальным предпринимателям законом, иным правовым актом не предусмотрено иное решение вопроса. Например, к индивидуальным предпринимателям не применимы нормы о ликвидации юридических лиц. Высший Арбитражный Суд РФ в информационном письме от 13 января 2000 г. N 50 разъяснил, что нормы ГК РФ о ликвидации юридических лиц не применимы к индивидуальным предпринимателям в силу особенностей их правового положения. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (ст. 48 ГК РФ). Независимо от организационно-правовой формы юридическое лицо должно удовлетворять критериям, указанным в определении. Правоспособность (возможность иметь гражданские права и нести ответственность) юридического лица возникает в момент его создания — в момент внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 49 ГК РФ). Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о государственной регистрации). Результатом государственной регистрации является внесение записи в единый государственный реестр юридических лиц (единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей). Можно выделить следующие характерные признаки реестра: — всегда список (перечень) каких-либо фактов (предметов, явлений, событий); — реестр зафиксирован либо на бумажных носителях, либо в электронном виде; — данные (факты), подлежащие внесению в реестр, характеризуются однотипностью, т. е. вносятся по определенному, единому для всех критерию (отличительному признаку). Таким образом, можно выделить две основные функции, которые присущи всем реестрам: во-первых, систематизация данных о регистрируемых объектах; во-вторых, информированность заинтересованных субъектов о зарегистрированных объектах. Иными словами, реестр — это не только сугубо административное образование, но источник информации. Значение государственного реестра, его полноты, достоверности содержащихся в нем сведений и открытости для любого заинтересованного лица чрезвычайно велико. Именно такая информация обеспечивает возможность получения необходимых данных при выборе контрагента и ведении хозяйственных операций, а это напрямую способствует устойчивости экономического оборота. В соответствии со ст. 4 Закона о государственной регистрации государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей носят официальный, публичный и единый характер. Основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое Федеральной налоговой службой. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются Правительством РФ (ст. 11 Закона о государственной регистрации). Таким документом является свидетельство о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя). Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 свидетельства оформляются на бланках, изготовленных по единому образцу. Это же Постановление в п. 6 закрепляет, что территориальные органы Федеральной налоговой службы осуществляют постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения вновь созданного юридического лица, месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя <1>. ——————————— <1> Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2586; СЗ РФ. 2007. N 32. Ст. 4146.

Таким образом, общее право на осуществление деятельности в сфере торговли подтверждается свидетельством государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя. Статья 49 ГК РФ, определяя правоспособность юридического лица, выделяет кроме общей правоспособности и специальную правоспособность: «Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)». В сфере торговли такими видами деятельности являются: во-первых, розничная продажа алкогольной продукции. Лицензирование этого вида деятельности закреплено п. 2 ст. 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке только организациям. Следовательно, индивидуальные предприниматели не вправе продавать алкогольную продукцию. Порядок выдачи лицензий субъекты Российской Федерации определяют самостоятельно, устанавливая перечень документов, необходимых для получения лицензии и выполнения ограничений по местам продажи алкогольной продукции. Например, в соответствии с Приказом Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края от 4 мая 2012 г. N 8 «Об утверждении административного регламента предоставления Департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края государственной услуги «Выдача лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории Краснодарского края», соискатель может получить лицензию сроком до 5 лет (п. 3.4.7); надлежащим образом заверенная копия лицензии должна быть на каждом обособленном подразделении торговой организации (п. 3.4.5) <2>. ——————————— <2> Официальный сайт администрации Краснодарского края http://admkrai. krasnodar. ru.

Следует отметить, что перечень алкогольной продукции, подлежащей регулированию Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ, расширился за счет включения в него пива и пивных напитков. Нормы Закона распространились на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива и напитков, изготавливаемых на основе пива (п. 2 ст. 1) <3>. Однако далее в тексте Закона нет разграничения между розничной торговлей вино-водочной продукцией и пивом. Таким образом, на розничную продажу пива распространяются нормы о статусе продавца — только юридического лица и лицензировании; ——————————— <3> См.: Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» (ред. от 20 июля 2012 г.).

во-вторых, торговля гражданским и служебным оружием и патронами к нему. Этот вид торговой деятельности лицензируется на основании Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» (ст. 9.1 Закона). В соответствии со ст. 18 этого Закона таким правом наделены только юридические лица. Выдают лицензии органы внутренних дел. Деятельность торговых предприятий заключается в возмездной передаче товара покупателю. При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона (п. 12 Постановления Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» продовольственные товары не подлежат обязательной сертификации, а подтверждение соответствия осуществляется декларацией о соответствии. Декларация о соответствии — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов (ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г.).

Правильность оформления деклараций и действующих сертификатов, предоставляемых розничной торговле на товар

Рассмотрим правильность оформления деклараций и действующих еще сертификатов, предоставляемых розничной торговле на товар. Документ выдается на группу однородных товаров либо на одно наименование товара. Номер декларации содержит номер субъекта Российской Федерации, где находится орган сертификации, проводивший проверку соответствия товара требованиям, установленным в нормативных актах. Декларация выдается заявителю или изготовителю, заказавшему декларирование: либо производителю товара, либо импортеру. Далее документ заверяется «живой» печатью лица — держателя сертификата. Например, если в декларации получателем значится ООО «Снежинка», то он должен быть заверен «живой» печатью ООО «Снежинка». Однако цепочка прохождения товара от производителя до розничного продавца может быть длинной и состоять из нескольких оптовых продавцов, географически находящихся далеко друг от друга: в разных субъектах Российской Федерации. При этом оптовый продавец должен обеспечить надлежаще заверенные копии документов каждому следующему приобретателю товара. В таком случае, как правило, декларации с «живыми» печатями производителя или импортера остаются у оптового продавца, который выдает копии сертификатов, заверенных «живым» штампом органа сертификации по месту нахождении оптового продавца. Таким образом, к розничному продавцу товар должен прийти с копией декларации (сертификата), заверенной либо «живой» печатью производителя (импортера), записанного в документе, либо «живым» штампом органа сертификации по месту нахождения оптового продавца, предоставляющего товар. Документы, заверенные «живыми» печатями оптовых продавцов, не являющихся держателями их подлинников, являются ненадлежащими, что может служить основанием расторжения договора поставки товара. К тому же такая декларация (сертификат) на товар, реализуемый в розничной торговле, является основанием привлечения к административной ответственности (п. 2 ст. 14.4 КоАП РФ). Заметим, что заверять документы у нотариуса, как предлагает п. 12 Правил продажи отдельных видов товара, дорого, а следовательно, нецелесообразно. На практике такой способ не применяется. Самым удобным способом предоставления информации о соответствии товара являются товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Иными словами, оптовый продавец вместе с накладной на товар, счетом-фактурой предоставляет приложение к накладной со сведениями о сертификации либо в самой накладной указывает эти сведения, заверив данные документы «живыми» печатями как держатель надлежащих документов на товар. Удобство данного способа заключается: во-первых, в освобождении розничного продавца хранить постоянно сертификаты в магазине, проверять их срок и надлежащее оформление; во-вторых, в случае необходимости — в быстром поиске информации о сертификации. С учетом того что декларация, как и сертификат, выдается не на партию товара, а на соответствие объекта техническим регламентам, срок действия данного документа составляет по общему правилу три года. В течение этих трех лет любая партия товара реализуется в розничной торговле на основании одного сертификата. Перечень товаров, соответствие которых техническим регламентам необходимо подтверждать сертификатами соответствия, достаточно обширен. Однако следует отметить, что пищевые продукты и их качество требуют более бдительного контроля со стороны всех участников рынка. Поэтому продукты питания оформляются дополнительными документами. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» под пищевыми продуктами понимают продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированную питьевую воду, алкогольную продукцию (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательную резинку, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки. Кроме того, действие Закона распространяется на материалы и изделия, контактирующие с пищевыми продуктами (применяемые для изготовления, упаковки, хранения, перевозок, реализации и использования пищевых продуктов, в том числе технологическое оборудование, приборы и устройства, тара, посуда, столовые принадлежности), парфюмерную и косметическую продукцию, средства и изделия для гигиены полости рта и табачные изделия. Таким образом, действие Закона распространяется на огромную и разнородную номенклатуру продукции и товаров, точный состав которой Законом не определен. Указанный Закон регулирует обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов. При этом понятия качества и безопасности для отдельных пищевых продуктов, имеющих специальное правовое регулирование, отличаются от понятий, данных в Законе. Так, в той же ст. 1 Закона под качеством пищевых продуктов закрепляют совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования. Статья 2 Федерального закона от 5 декабря 1998 г. N 183-ФЗ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки» под качеством зерна и продуктов его переработки закрепляет совокупность потребительских свойств зерна и продуктов его переработки, соответствующих требованиям государственных стандартов, технических условий, санитарных и ветеринарно-санитарных правил и норм, гигиенических нормативов и иных нормативных документов. Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» не дает определения понятия качества указанных продуктов. Несколько иная ситуация с определением понятия «безопасность пищевых продуктов». Закон о пище определяет безопасность как «…состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений». Закон РФ «О защите прав потребителей», распространяющийся на все товары (работы, услуги), в том числе на пищевые продукты, по существу, не дает определения понятия «безопасность», однако распространяет требование ее обеспечения не только на стадию использования товара, но также на его хранение, транспортировку, утилизацию. В отношении пищевых продуктов действуют три вида Законов: общие для всех товаров и продукции (Федеральный закон «О техническом регулировании», Закон РФ «О защите прав потребителей»); Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов», общий для всех пищевых и других продуктов; специальные законы для отдельных видов пищевых продуктов (зерновые продукты, алкогольная продукция). В подобных случаях, согласно общим положениям права, применению подлежат законы по принципу: «от частного — к общему», т. е. специальные законы рассматриваются как исключения из правил, установленных общим (групповым) законодательством. Таким образом, в отношении зерновой и алкогольной продукции должны сначала применяться соответствующие специальные законы. Те вопросы, которые не регулируются указанными Законами, должны решаться в соответствии с нормами Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», а если что-либо не регулируется этим Законом, — в соответствии с нормами общего законодательства, распространяющегося на все товары и продукцию. Статьей 3 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» установлены требования к оборотоспособности продукции и перечень признаков, делающих пищевые продукты необоротоспособными, т. е. не подлежащими реализации, хранению и перевозке. Согласно п. 1 ст. 3 в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В соответствии с п. 2 ст. 3 не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не соответствуют представленной информации, и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным), или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации <4>. ——————————— <4> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 150; 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6223.

Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются. Под нормативными документами в Федеральном законе «О качестве и безопасности пищевых продуктов» понимаются документы, принятые в соответствии с международными договорами Российской Федерации, ратифицированными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, технические регламенты и действующие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательные требования <5>. В прежней редакции под ними понимались государственные стандарты, санитарные и ветеринарные правила и нормы, устанавливающие требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий; контролю над их качеством и безопасностью; условиям их изготовления, хранения, перевозок, реализации и использования; утилизации или уничтожения некачественных, опасных товаров <6>. ——————————— <5> СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. I). Ст. 4596. <6> См.: Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 150.

На каждую партию продовольственного товара производителем должно выдаваться удостоверение о качестве. Даты изготовления на товаре и в удостоверении должны совпадать. В удостоверении о качестве указываются также сроки и условия хранения товара. По требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с удостоверением качества и безопасности реализуемой партии пищевых продуктов, изготовленных на территории Российской Федерации, или его заверенной копией. Продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований (ст. 15 Закона РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-1 «О ветеринарии»). Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов устанавливают порядок организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов и являются обязательными для исполнения должностными лицами, уполномоченными осуществлять оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов, юридическими лицами любой организационно-правовой формы собственности и гражданами, занятыми реализацией продукции животного происхождения <7>. ——————————— <7> См.: Приказ Минсельхоза России от 16 ноября 2006 г. N 422 «Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 52.

Ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, подлежащих хранению и реализации (п. 1.2 Правил). При наличии информации о номере и дате выдачи ветеринарного сопроводительного документа, подтверждающего ветеринарно-санитарную безопасность партии продукции, перевозка пищевых продуктов животного происхождения, в том числе консервированных, поставляемых на предприятия общественного питания и объекты розничной торговли в пределах района (города), по решению руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии допускается без сопровождения ветеринарными сопроводительными документами на каждую партию груза. Данная информация заверяется ветеринарным специалистом учреждения, подведомственного органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии (с указанием инициалов и фамилии специалиста, подписи, даты). В соответствии с ветеринарными нормативными правовыми актами в розничную торговую сеть должны поступать с ветеринарными сопроводительными документами (ветеринарная справка, свидетельство, сертификат) следующие продукты: мясо и мясные продукты; молоко и молочные продукты (за исключением молочных продуктов промышленного изготовления в индивидуальной упаковке; рыба живая (для пищевых целей, охлажденная, мороженая, соленая, холодного и горячего копчения, вяленая; нерыбные объекты промысла (охлажденные, мороженые), икра всех видов; мясо птицы, яйца и продукты их переработки; мед натуральный, в том числе падевый; все виды продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения непромышленного изготовления, реализуемые на продовольственных рынках <8>. ——————————— <8> Там же.

Следует учесть, что к мясным продуктам (продукции мясной промышленности) относятся все виды колбас, мясные полуфабрикаты (в том числе пельмени), копчености [1]. В соответствии со ст. 10.2 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции); заверенные подписью руководителя организации и ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию» справка имеет два раздела: «А» и «Б». Справка заполняется в соответствии с данными товарно-транспортной накладной при каждой последующей оптовой реализации (передаче) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее — продукция) последним собственником (отправителем) на каждое наименование продукции в составе отгружаемой партии продукции. При каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел «Б» справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела «Б», заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела «Б», подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью (п. 5 Постановления). Таким образом, субъект предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, получая по договору поставки от оптового предприятия партию алкогольной продукции, по каждому наименованию продукции в соответствии с накладной должен заверить данные в разделе «Б» подписью и печатью. При заполнении справки все записи, а также оттиски печатей на ней должны быть четкими и ясными (п. 8 Постановления). При отсутствии подписей и печатей покупателя документы считаются ненадлежащими. Частичное отсутствие сопроводительных документов делает партию алкогольного товара продукцией, находящейся в незаконном обороте, что влечет административную ответственность по п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Таким образом, торговое предприятие имеет две группы документов: правоустанавливающие документы предприятия; сопроводительные документы на каждую партию получаемого товара. Отсутствие документов, наличие ненадлежаще оформленных документов является административным правонарушением и влечет административную ответственность в соответствии со ст. 14.4 КоАП РФ.

Список литературы

1. Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 301. М.: ИПК Издательство стандартов, 1994; ИУС «Национальные стандарты». 2007. N 6.

——————————————————————