Взаимодействие помощника судьи со средствами массовой информации и гражданами

(Быкова Т. И., Лебедев А. О.) («Администратор суда», 2014, N 1)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОМОЩНИКА СУДЬИ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ГРАЖДАНАМИ

Т. И. БЫКОВА, А. О. ЛЕБЕДЕВ

Быкова Татьяна Иннокентьевна, председатель Советского районного суда г. Улан-Удэ, заслуженный юрист Республики Бурятия.

Лебедев Алексей Олегович, помощник судьи Советского районного суда г. Улан-Удэ.

Открытость и гласность судопроизводства, своевременное, квалифицированное, объективное информирование общества о деятельности судов общей юрисдикции способствуют повышению уровня правовой осведомленности о судоустройстве и судопроизводстве, являются гарантией справедливого судебного разбирательства, а также обеспечивают общественный контроль за функционированием судебной власти. Таким образом, исследование вопросов взаимодействия помощника судьи со средствами массовой информации и гражданами является актуальным предметом научно-практической публикации.

Ключевые слова: помощник судьи, средства массовой информации, граждане, государственный орган.

Interaction of the judge assistant with mass media and citizens T. I. Bykova, A. O. Lebedev

Openness and publicity of judicial proceeding, timely, qualified, objective informing the society on activities of courts of general jurisdiction contribute to the growth of the level of legal knowledge on judicial system and judicial proceeding, guarantee just judicial proceeding and ensure public control of functioning of judicial power. Therefore research of issues of interaction of the judge assistant with mass media and citizens is a topical subject-matter of a science-practice publication.

Key words: judge assistant, mass media, citizens, state agency.

1. Цели, стоящие перед помощниками судей при работе с гражданами и представителями СМИ

Общие правила работы с журналистами и гражданами. Работа помощника судьи, как и работа всех сотрудников судов, формирует представление общества о судебной системе в целом. Поэтому помощникам необходимо иметь представление об основных принципах работы с гражданами и журналистами по предоставлению различной информации, касающейся работы суда, уметь разъяснять порядок защиты нарушенных прав и законных интересов граждан, содействовать получению гражданами и журналистами информации по делам, рассматриваемым в суде. Так как деятельность, связанная с освещением работы суда, в основном возложена на пресс-секретарей (должность, которая введена сравнительно недавно), то помощники судей в большинстве случаев не сталкиваются с необходимостью проведения приема журналистов и предоставления им различной информации. Однако каждый помощник судьи должен быть готов в любой момент оказать квалифицированный прием, дать письменный или устный ответ на запрос гражданам и журналистам с соблюдением требований действующего законодательства. Таким образом, основной целью работы помощника судьи в данном направлении является обеспечение условий для полноценной реализации права гражданина и профессионального права журналиста на доступ к информации. При этом необходимо обеспечить соблюдение требований закона по охране прав, репутации и интересов других лиц, по охране государственных интересов, в том числе территориальной целостности государства, общественного порядка, здоровья и нравственности населения, предотвращения разглашения охраняемой законом тайны, обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. Эффективная работа помощника судьи при организации работы с гражданами и журналистами возможна лишь при правильном построении отношений с соблюдением следующих правил: 1) проявлять уважение к гражданам и журналистам; 2) демонстрировать доброжелательность и терпение; 3) проявлять интерес; 4) не допускать возникновения конфликтных ситуаций, делать все возможное для их разрешения. Помощник судьи должен обладать следующими профессиональными качествами и навыками: 1) осведомленность. Необходимо четко ориентироваться в соответствующей сфере деятельности; 2) стрессоустойчивость; 3) мобильность; 4) гибкость в общении; 5) графо-навык <1>; ——————————— <1> Графо-навык — умение ясно, точно и логично излагать свои мысли на бумаге, писать отчеты, письма, ответы на запросы и т. д.

6) грамотность; 7) коммуникативные навыки (помимо юридических знаний необходимо иметь представление о социологических процессах и специфике деятельности журналистов).

2. Виды информации (общедоступная информация и информация с ограничениями по доступу — государственная тайна и конфиденциальная информация)

Ввиду того что большинство правовых норм, регулирующих взаимодействие судебной власти и СМИ, имеют бланкетный характер, помощникам судей необходимо иметь представление о видах информации по категориям допуска, а также знать законодательную базу, регулирующую предоставление этой информации. Информация делится на открытую и общедоступную (ст. 7 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон) <2>) и информацию с ограниченным доступом (ст. 9 Закона). Информация с ограниченным доступом, в свою очередь, делится на государственную тайну (ст. 9 Закона) <3> и конфиденциальную информацию (ст. 9 Закона) <4>. ——————————— <2> Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (в ред. от 21.07.2011 N 252-ФЗ) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448. <3> См. также: Закон Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 (в ред. от 18.07.2011 N 242-ФЗ) «О государственной тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 41. С. 8220 — 8235; Указ Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 (в ред. от 11.06.2011 N 787) «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 49. Ст. 4775. <4> См. также: Указ Президента Российской Федерации от 06.03.1997 N 188 (в ред. от 23.09.2005 N 1111) «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 10. Ст. 1127.

К открытой информации, доступ к которой запрещено ограничивать, относятся данные: 1) о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; 2) о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности, о чрезвычайных ситуациях, метеорологическая информация и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом; 3) о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; 4) о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; 5) о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации; 6) о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами (ст. 7 Закона о государственной тайне); 7) информация, касающаяся правового статуса органов власти, организаций, общественных объединений, а также прав, свобод и обязанностей граждан, порядка их реализации, документы, содержащие информацию о деятельности органов власти, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения. По отношению к открытой информации, которая должна быть беспрепятственно предоставлена, закон содержит следующие требования: 1) предприятия и организации обязаны предоставлять гражданам информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качества и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, о потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг <5>; ——————————— <5> Статья 42 Конституции РФ; ст. 2 ФЗ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (в ред. от 18.07.2011 N 243-ФЗ) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 2. Ст. 133; ст. 8 ФЗ от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (в ред. от 18.07.2011 N 243-ФЗ) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 14. Ст. 1650.

2) кредитные организации (банки) обязаны представлять по требованию любого лица, в том числе и не являющегося их клиентом, определенные документы: лицензию на осуществление банковских операций, информацию о своей финансовой отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках) и аудиторское заключение за предыдущий год, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год <6>; ——————————— <6> Статья 8 ФЗ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 (в ред. от 11.07.2011 N 200-ФЗ) «О банках и банковской деятельности» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357.

3) эмитенты ценных бумаг в определенных случаях обязаны предоставлять информацию, схожую с той, что должны предоставлять банки <7>; ——————————— <7> Статьи 23, 30 ФЗ от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ (в ред. от 11.07.2011 N 200-ФЗ) «О рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 17. Ст. 1918.

4) лица, располагающие информацией о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, за сокрытие таковой, в том числе за требование оплатить ее предоставление, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ, в том числе уголовную ответственность по ст. 237 УК РФ. К конфиденциальной информации, доступ к которой не запрещен, но ограничен, относятся следующие данные: 1) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в СМИ в установленных федеральными законами случаях (например, персональные данные кандидатов на различные выборные должности, которые они обязаны обнародовать); 2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства (например, тайна совещания судей, присяжных заседателей) <8>; ——————————— <8> Ст. ст. 161, 298, 341 УПК РФ.

3) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ (служебная тайна). В связи с тем что ст. 139 ГК РФ «Служебная и коммерческая тайна» утратила силу с 1 января 2008 г. <9>, в законе нет четкого определения служебной тайны. К ней можно отнести данные, полученные представителем государственного органа только в силу исполнения обязанностей по службе в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, имеющие действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам <10>; ——————————— <9> Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ. <10> Говорухин О. Служебная тайна // Служба кадров и персонал. 2006. N 4.

4) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, банковская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений, тайна исповеди, тайна, ставшая известной журналисту при исполнении им своих профессиональных обязанностей <11>, и иные охраняемые законом тайны (семейная, личная, тайна частной жизни, усыновления, тайна обеспечения безопасности военнослужащих внутренних войск и членов их семей)); ——————————— <11> См., например: ст. 41 Закона от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 21.07.2011 N 252-ФЗ).

5) сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна) <12>; ——————————— <12> Статья 3 ФЗ от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. от 11.07.2011 N 200-ФЗ).

6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них <13>. ——————————— <13> Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера».

Также необходимо осветить проблематику предоставления информации, касающейся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. В практике часто возникают ситуации, в которых журналисты интересуются уголовными и гражданскими делами, участниками которых являются несовершеннолетние. При предоставлении такой информации прежде всего следует исходить из необходимости недопущения причинения вреда интересам несовершеннолетнего в результате огласки. Здесь необходимо руководствоваться минимальными стандартными правилами ООН, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних <14>. ——————————— <14> Правила N 8 «Обеспечение конфиденциальности», N 21 «Протоколы» // Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), приняты 29.11.1985 Резолюцией 40/33 на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.

3. Доступ к информации (порядок предоставления информации)

Ответственность за нарушение права на информацию. Существует два основных пути получения информации в суде: 1) граждане и журналисты могут получить информацию путем направления запроса (через канцелярию судье, председателю суда, пресс-службе, пресс-секретарю и т. д.) <15>; ——————————— <15> См.: ст. ст. 24, 29 Конституции РФ; ст. ст. 8, 10 Закона об информации; ст. ст. 39 — 40 ФЗ «О средствах массовой информации»; ст. ст. 4, 9 ФЗ от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (в ред. от 27.07.2010 N 227-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 19. Ст. 2060.

2) путем фактического посещения суда, например присутствие на судебном заседании или ознакомление с документами по делу после его окончания в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законодательством <16>. Получение комментария судьи во время рассмотрения дела не допускается. ——————————— <16> См.: ст. ст. 24, 55 Конституции РФ; п. 2 ст. 47 ФЗ «О средствах массовой информации»; ст. 8 Закона об информации.

Порядок действий помощника судьи при поступлении письменного или устного запроса на получение информации таков: 1) после получения запроса из отдела делопроизводства (под роспись в журнале входящей корреспонденции) помощник исполняет его в соответствии с резолюцией председателя суда или распоряжением председательствующего по делу судьи. Исполнение запроса может быть реализовано в форме подготовки проекта ответа на него, путем дачи устного ответа, путем организации приема гражданина или журналиста самим судьей; 2) при поступлении устного запроса помощник должен известить председательствующего по делу судью, после чего тот может дать указание о возможности или невозможности предоставления информации, а также о порядке ее предоставления. Порядок получения информации журналистами необходимо рассмотреть более подробно. Запрос на получение информации может подаваться как в устной, так и в письменной форме. Журналист не обязан обосновывать необходимость получения информации (ст. ст. 8, 10 Закона об информации). При этом ответ об отказе (только если запрашиваемая информация содержит государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну) или отсрочке (если сведения не могут быть предоставлены в 7-дневный срок) должен быть дан в течение 3 дней. В остальных случаях информация должна быть предоставлена в 7-дневный срок. В случае непредоставления информации в срок или с нарушением срока, а также предоставления неполной информации действующим законодательством предусмотрена административная <17>, уголовная <18> и дисциплинарная <19> ответственность. ——————————— <17> Статья 5.39 КоАП РФ. <18> Статья 140 УК РФ. <19> Закон от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 (в ред. от 09.02.2009 N 4-ФЗ) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Сборник законодательных актов Российской Федерации. Выпуск VIII. 1993. Ст. 117.

Кроме того, помощнику судьи необходимо иметь представление о международном законодательстве в сфере права на получение информации <20>. В частности, следует знать, как и на основе каких принципов международное законодательство регулирует общественные отношения, связанные с предоставлением и распространением информации. ——————————— <20> См.: ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19.12.1966; ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.; Декларация о свободе выражения мнения и информации от 29 апреля 1982 г.; Рекомендация N B (81)19 Комитета министров государствам — членам Совета Европы относительно доступа к информации, находящейся в распоряжении государственных ведомств; приложение к Рекомендации N B (81)19.

4. Инструменты коммуникации суда и СМИ (институт аккредитации, права и обязанности журналиста)

Первым подготовительным инструментом для продуктивной работы со СМИ является институт аккредитации. Аккредитация — это процедура официального признания субъектов аккредитации (аккредитованных субъектов) по предоставлению возможности и правомочия выполнения ими определенных функций, установленных государственным органом (в данном случае суда) <21>. В процессе аккредитации необходимо оговорить взаимовыгодные условия работы, определить основные правила сотрудничества и т. д. Правовой режим аккредитации представляет собой разрешительный административно-правовой режим, распространяющий сферу своего действия на соблюдение субъектами аккредитации (журналистами) правил работы государственного органа, а также на получение информации согласно правилам, принятым государственным органом (в нашем случае судом). ——————————— <21> Спектор Е. И. Правовое регулирование режима аккредитации // Право и экономика. 2004. N 1.

Общие положения об аккредитации содержатся в ФЗ «О средствах массовой информации» <22>. В Законе даны общие положения о правах и обязанностях аккредитованного журналиста и обязанностях аккредитовавших журналиста органов, приведены условия, при которых журналист может быть лишен аккредитации. ——————————— <22> Статья 48 Закона «О средствах массовой информации».

Существуют следующие виды аккредитации: постоянная, временная и разовая. Постоянная аккредитация предоставляется на относительно длительный срок — может предоставляться на определенный продолжительный календарный срок либо на срок действия полномочий должностного лица, работника, отвечающего за связь с общественностью, и пр. Временная — выдается на срок до полугода. Разовая аккредитация применяется при особом режиме проведения мероприятий. У нас в республике аккредитирующим органом выступает Управление Судебного департамента в РБ. Важно сказать, что, в случае разработки судом собственного положения об аккредитации журналистов, данные правила не должны ухудшать их положения и создавать препятствия для получения ими информации о судебной деятельности. Основное предназначение аккредитации — создание для аккредитованных журналистов наиболее приемлемых условий получения информации по сравнению с неаккредитованными журналистами. Однако отсутствие аккредитации не должно препятствовать получению информации <23>. В случае если обращается внештатный сотрудник СМИ, необходимо потребовать письменное задание редакции, подписанное редактором издания. ——————————— <23> Володина А. Правовые проблемы аккредитации журналистов // ЭЖ-Юрист. 2006. N 2.

Помимо аккредитации, в целях обеспечения эффективности взаимодействия, в некоторых регионах суды практикуют заключение договора об информационном сотрудничестве. Договор позволяет наиболее полно и надежно закрепить условия исполнения, изменения и прекращения взаимовыгодного информационного сотрудничества, а также ответственность за неисполнение обязательств журналистом и работником, ответственным за освещение деятельности суда. Следующим инструментом является умение регулировать деятельность журналиста в рамках закона. Для этого необходимо знать права и обязанности журналиста, специфику работы СМИ, а также правила и принципы профессиональной деятельности журналиста. В соответствии со ст. 47 ФЗ «О средствах массовой информации» журналист имеет право: — искать, запрашивать, получать и распространять информацию; — посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы; — быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации; — получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну. В соответствии со ст. 49 ФЗ «О средствах массовой информации» журналист обязан: — сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника; — получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в СМИ сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей. В практике могут возникать различные проблемы, связанные с отсутствием понимания журналистом специфики работы суда, а работником суда — специфики журналистской деятельности. Проблемы в коммуникации возникают и в результате того, что права и обязанности государственных служащих достаточно полно и детально изложены в законе, в то время как права и обязанности журналиста в законе приведены в общих чертах. Часто возникают ситуации, в которых журналисты отказываются соблюдать принятые в государственных учреждениях правила и запреты. В подобных случаях помощнику судьи будет полезным знать и применять правила профессиональной этики журналистов. Данные правила, естественно, не имеют силы нормы права. Но при возникновении конфликтных ситуаций необходимо напомнить журналисту о соблюдении профессиональной этики. Наиболее полным сводом этических норм является Кодекс профессиональной этики российского журналиста <24>. В Кодексе рассмотрены основные принципы, которыми должен руководствоваться журналист в своей профессиональной деятельности. ——————————— <24> Кодекс профессиональной этики адвоката (принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) (с изменениями и дополнениями, утвержденными третьим Всероссийским съездом адвокатов 5 апреля 2007 г.) // Российская газета. 2005. 5 октября. N 222.

Вот некоторые из наиболее полезных положений Кодекса: — журналист соблюдает законы своей страны; журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден; при выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации; — журналист признает и уважает право физических и юридических лиц не предоставлять информацию и не отвечать на задаваемые им вопросы, за исключением случаев, когда обязанность предоставлять информацию оговорена законом; журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем; — журналист придерживается принципа, что любой человек является невиновным до тех пор, пока судом не будет доказано обратное. В своих сообщениях он воздерживается называть по именам родственников и друзей тех людей, которые были обвинены или осуждены за совершенные ими преступления, за исключением тех случаев, когда это необходимо для объективного изложения вопроса. Он также воздерживается называть по имени жертву преступления и публиковать материалы, ведущие к установлению личности этой жертвы. Данные нормы подлежат исполнению с особой строгостью, когда журналистское сообщение может затронуть интересы несовершеннолетних <25>. ——————————— <25> См.: Кодекс профессиональной этики российского журналиста, одобрен Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 г., г. Москва; Московская хартия журналистов от 4 февраля 1994 г.; Декларация Гильдии судебных репортеров России «О принципах честной работы в жанрах судебного очерка и репортажа, а также журналистского расследования», утверждена в мае 1997 г.

Помимо вышеназванных инструментов коммуникации необходимо упомянуть интернет-сайт. Интернет-сайт — наиболее современное, удобное, а иногда и максимально эффективное средство коммуникации. Он позволяет освещать работу суда постоянно, оперативно информировать о предстоящих событиях и судебных заседаниях. В работе с интернет-сайтом наиболее важным атрибутом и показателем эффективности является обратная связь. Сайт позволяет в значительной степени разгрузить работников, ответственных за освещение деятельности суда, связанной с расписанием судебных заседаний, изменением правил трудового распорядка, разъяснением общих вопросов организации приема граждан и т. д. Для эффективного формирования положительного общественного мнения в идеальных условиях необходимо постоянно освещать деятельность суда, но не допуская при этом основных ошибок, таких как отсутствие информационного повода, применение экспрессивных выражений, образных выражений, лишней информации. В освещении деятельности суда интернет-сайт рационально использовать путем опубликования пресс-релизов, информационных справок и анонсов. В отсутствие пресс-секретаря помощник судьи, в случае необходимости, может предоставить информацию журналистам в виде пресс-релиза и информационной справки. Рассмотрим их подробнее. 1. Пресс-релиз является основным звеном поддержки информационного фона. Пресс-релиз должен содержать: а) заголовок; б) лид (lead) — правило 5W (What, Where, When, Who, Why — что, где, когда, кто, почему, каким образом?); в) бэкграунд (главная идея, доводы). Главное — пресс-релиз должен быть как можно короче и содержательней. Необходимо добиться, чтобы пресс-релиз был цельным и мог быть воспроизведен в газете целиком без корректировки журналистами. Пресс-релиз должен быть написан интересно и увлекательно, чтобы его текст «цеплял» редактора и журналиста <26>. ——————————— <26> Белов И. Л., Орлов А. В. Арбитражные суды и СМИ: Основные аспекты взаимодействия, вопросы обеспечения безопасности судей // Судья. 2011. N 1.

2. Информационная справка/анонс представляет собой сообщение для представителей СМИ в суде о прошедших или предстоящих событиях или мероприятиях. Может быть полезным как инструмент отраслевое издание, позволяющее освещать деятельность суда. Отраслевое издание позволяет обмениваться опытом среди сотрудников судебной системы, обсуждать насущные проблемы и т. д. Также важным инструментом является мониторинг СМИ, позволяющий оценивать работу по освещению деятельности судов в средствах массовой информации, выявлять ошибки и недочеты, вносить корректировки в информационную политику судебных органов.

Литература

1. Белов И. Л., Орлов А. В. Арбитражные суды и СМИ: Основные аспекты взаимодействия, вопросы обеспечения безопасности судей // Судья. 2011. N 1. 2. Володина А. Правовые проблемы аккредитации журналистов // ЭЖ-Юрист. 2006. N 2. 3. Говорухин О. Служебная тайна // Служба кадров и персонал. 2006. N 4. 4. Спектор Е. И. Правовое регулирование режима аккредитации // Право и экономика. 2004. N 1.

——————————————————————