Социальные и правовые аспекты внедрения новых информационных технологий в общественную практику

(Степанов О. А.)

(«Современное право», N 5, 2001)

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ОБЩЕСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ

О. А. СТЕПАНОВ

О. А. Степанов — кандидат юридических наук, Академия управления МВД РФ.

Россия стоит на пороге масштабного применения ЭВМ для сбора, обработки и хранения информации с использованием телекоммуникационных сетей, обеспечивающих возможность удаленного доступа к электронным банкам данных конфиденциальной информации. Внедрение новых информационных технологий в деятельность органов внутренних дел, налоговой, пограничной и таможенной служб, а также органов социального страхования позволит повысить эффективность их работы в десятки, а в ряде случаев в сотни раз, сузить направление поиска необходимых сведений о физических и юридических лицах.

Вместе с тем необходимо отметить, что уровень осмысления сущности и возможных последствий внедрения в жизнь новых информационных технологий является пока достаточно низким.

Осознание социально — правовых последствий создания системы интегрированных банков данных коллективного пользования определяет необходимость учета общественного мнения, отражающего результаты внедрения подобного рода технологий и предоставления гарантий личности, о которой собрана конфиденциальная информация. Эта необходимость связана с предупреждением попыток неразрешенного доступа, изменения, разглашения, уничтожения или неумышленной порчи информации, циркулирующей в электронных информационных системах.

На практике учесть общественное мнение можно прежде всего с помощью регулярных социологических опросов населения. Это позволит установить уровень осведомленности населения:

— о создании и функционировании конкретных информационных систем, которые затрагивают сферу личной жизни человека;

— о возможности доступа личности к информации, ее касающейся (с целью ее проверки, получения необходимых справок или о внесении поправок в неверные сведения);

— о степени уверенности в том, что использование персональной информации осуществляется в строго определенных законом рамках.

В целях определения реальных масштабов преступности в информационно — электронной сфере целесообразно ввести в практику и проведение регулярных социологических опросов населения, связанных с эффективностью реализации государственной политики в рассматриваемой сфере.

Результаты опросов общественного мнения должны учитываться при создании условий для работы социально — экономических, психологических и организационных регуляторов, которые позволят предупреждать противоправные действия личности в отношении электронных банков данных конфиденциальной информации. Опыт использования подобных технологий в США свидетельствует об актуальности такого подхода. Дело в том, что все большее распространение этих технологий (хранение в электронных банках данных информации на десятки миллионов человек) уже вызывает волну социальных протестов по поводу «прозрачности» частной жизни граждан.

Кроме того, вызывают тревогу и эксперименты по оказанию дистанционного компьютерного влияния на психику человека, а также опыты по имплантации в тело человека интегральных микросхем, в результате которых в научных лабораториях пытаются создать промежуточное между человеком и машиной существо — киборга, способного выполнять любые команды компьютера.

Развитие этих процессов предполагает необходимость упреждающего отражения назревающих социальных изменений в законах, согласование различных социальных интересов при хранении информации персонального характера в электронных банках данных, имеющих удаленный доступ пользователей, обеспечение правопорядка и безопасности общества в процессе развития био — и психокомпьютерных технологий, предполагающих возможность клонирования человека и дистанционного воздействия на психику посредством электронного подбора цветовых сочетаний на экране монитора или частотных колебаний в диапазоне естественных ритмов головного мозга.

Формирование правовой основы безопасного развития информационно — электронной сферы обусловлено потребностью повышения регулятивных возможностей системы права. В рамках действующих правовых принципов и норм такой возможности не существует. Это делает актуальной постановку вопроса о наполнении отечественной правовой системы новыми принципами и нормами, структурно организованными в соответствующую отрасль информационно — электронного права.

Предметом новой отрасли права должны стать общественные отношения, связанные с применением информационно — электронных технологий для хранения и доступа к сведениям конфиденциального характера, а также с разработкой и использованием био — и психокомпьютерных систем. В качестве основополагающего императивного принципа информационно — электронного права может быть выделен принцип структурно — функциональной сбалансированности, означающий, что в ее состав должны входить нормы права взаимоограничивающего характера.

В рамках информационно — электронного права могут быть выделены два правовых института — институт информационно — электронной безопасности, устанавливающий права, обязанности, запреты и ответственность в сферах доступа к электронным банкам данных конфиденциальной информации и развития био — и психоинформационных технологий, и институт информационно — электронного иска, регламентирующий порядок разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в связи с применением новых информационных технологий в сферах биоинженерии, психорегуляции и хранения конфиденциальных данных.

В качестве источников новой отрасли права следует рассматривать Конституцию России, Уголовный кодекс РФ от 13.06.96 г. N 63-ФЗ (в ред. от 20.03.2001 г.), Федеральный закон от 20.02.95 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральный закон от 16.02.95 г. N 15-ФЗ «О связи» (в ред. от 17.07.99 г.), Федеральный закон от 04.07.96 г. N 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», Федеральный закон от 12.08.95 г. N 144-ФЗ «Об оперативно — розыскной деятельности», (в ред. от 30.12.99 г.) Федеральный закон от 31.07.95 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 07.11.2000 г.), Закон РФ от 05.03.92 г. N 2446-1 «О безопасности» (в ред. от 24.12.93 г.), Закон РФ от 18.04.91 г. N 1026-1 «О милиции» (в ред. от 29.12.2000 г.).

Вместе с тем формирование этой отрасли права предполагает необходимость особого юридического режима правового регулирования экономических и социально — политических отношений.

Уяснению механизма правового регулирования информационно — электронных отношений должно предшествовать определение типа (общей направленности) правового регулирования таких отношений, зависящего от того, какова его основа — общее дозволение или общий запрет.

Сочетая в себе глубинные элементы структуры права, дозволения и запреты работают на его специфику, на осуществление через механизм юридического регулирования социальной свободы в единстве с социальной ответственностью. Учитывая специфику информационно — электронных отношений, в качестве доминирующей направленности их правового регулирования допустимо выделить общее дозволение, при котором личность вправе совершать любые действия, за исключением прямо запрещенных законом.

Суть метода правового регулирования информационно — электронных отношений может быть сведена к следующему:

1) выражение обязанности выбора одного из вариантов поведения, предусмотренных правовой нормой;

2) предоставление возможности действовать или не действовать (по своему усмотрению), т. е. совершать либо не совершать предусмотренные правовой нормой действия в определенных ею условиях.

Первый вариант реализации метода является одним из вариантов дозволения, позволяющим проявлять самостоятельность с учетом определенных вариантов поведения из числа предоставленных правовой нормой, например при решении вопроса о предоставлении гражданину информации о нем, хранящейся в информационной базе данных.

В основе второго варианта также лежит принцип общего дозволения, позволяющий проявлять полную самостоятельность в рамках использования личностью своих субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос о необходимости обжалования действий пользователя ЭВМ государственного органа, которые он оценивает как противоправные.

Очевидно, что сфера регулируемых информационно — электронным правом общественных отношений не совпадает с отношениями в какой-либо отрасли права, но и не изолирована от действия норм других отраслей права. Так, информационно — электронное право может взаимодействовать: с конституционным правом — в вопросах детализации основных прав личности на информацию, защиты ее свободы, безопасности, чести и достоинства; с уголовным правом — в части направленности соответствующих запретов на модификацию, хищение, порчу информации и программного обеспечения, защиту здоровья и жизни личности; с административным правом — в вопросах регламентации деятельности государственных служащих, связанной с получением и использованием сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан; с гражданским правом — в вопросах реализации имущественных прав юридических и физических лиц на информацию и программное обеспечение, личных неимущественных прав граждан, обеспечивающих защиту авторства на изменение программного продукта; с международным правом — в части конкретизации международно — правовых способов регулирования международных отношений в сфере информационного обмена, распространения био — и психокомпьютерных технологий.

Если в самом общем виде принять за основу тот факт, что идея становления информационно — электронного права обусловливается необходимостью регулирования поведения (деятельности) личности в условиях непрерывно развивающегося процесса информатизации, то определение механизма правового регулирования информационно — электронных отношений может быть в значительной степени выражено проявлением противоправных действий личности в отношении электронных баз данных конфиденциальной информации, а также возможными негативными формами применения био — и психоинформационных технологий.

В рамках определения средств правового воздействия, образующих в своей совокупности механизм правового регулирования информационно — электронных отношений, противоправные действия правомерно рассматривать как часть всеобщей цепи закономерных взаимосвязей и процессов, происходящих в обществе. Для изучения таких действий необходимо выделить и проанализировать причины, приводящие к возникновению правовых явлений.

Ключевые факторы данной связи — причины и условия. Причина порождает, вызывает то или иное явление, тогда как условия лишь делают возможным появление результата, играют опосредствованную роль, ибо, воздействуя на причину, они тем самым способствуют ее проявлению. Следовательно, причины относятся к той категории условий, которые впоследствии имеют более общий характер. Однако условия, играющие определяющую роль в правовом явлении, не всегда квалифицируются как причина. Вообще при возникновении правового явления можно распознать роль множества причин. При этом одна причина, как правило, порождает множество следствий. Что касается информационно — электронных отношений как разновидности общественных отношений, то здесь мы сталкиваемся со множеством причин, которые в ходе детерминирующего процесса проявляются, т. е. порождают причинную связь или одновременно, или вслед друг за другом.

Важно также принимать во внимание и то, что сознание человека весьма пластично. Отражая его бытие, оно настраивает личность на определенное поведение, в том числе и по отношению к электронным базам данных конфиденциальной информации и использованию био — и психоинформационных технологий.

Система средств, обеспечивающая эффективное правовое воздействие на информационно — электронные отношения, представляет собой комбинацию взаимосвязанных юридических, социально — экономических и психологических элементов, определяющих волевое поведение участников этих общественных отношений. Поэтому речь может идти о специфическом комплексе средств регулирования общественных отношений с использованием приемов специально — юридического, социального и психологического механизмов действия права.

Специально — юридический аспект механизма правового регулирования применительно к рассматриваемому случаю связан с юридическим обязыванием как способом, предопределяющим поведение должностных лиц, ответственных за функционирование электронных банков данных конфиденциальной информации в государственных и муниципальных органах.

Психологический аспект механизма правового регулирования связан с формированием мотивов поведения личности (вовлеченной в информационно — электронные отношения), вытекающих из экономических, духовно — нравственных факторов ее жизнедеятельности и определяющих ее правосознание, а также взаимовлиянием внутренних и внешних условий, приводящих личность к правонарушению.

Социальный аспект механизма правового регулирования определяется необходимостью формирования социально безопасных образцов поведения пользователей ЭВМ и лиц, о которых информация хранится в электронных банках данных, а также необходимостью социального контроля за распространением и использованием био — и психоинформационных технологий.

В этом контексте вполне объяснимым является тот факт, что для осуществления контроля за соблюдением законодательства, регулирующего информационно — электронные отношения, в большинстве развитых стран созданы специальные органы, наделенные вполне конкретными полномочиями. Во Франции, например, таким органом является Национальная комиссия по информатике и свободам, основная задача которой заключается в осуществлении контроля за соблюдением Закона «Об информатике, картотеках и свободах» с целью предотвращения конфликтов между органами правопорядка и гражданами в процессе обработки информации личного характера. В Великобритании контроль за исполнением законодательства в области электронной обработки информации возложен на Регистрационное управление по охране информации, в ФРГ — на Федеральный уполномоченный центр по защите данных, в Швеции — на Совет по контролю за сбором информации, в Италии — на специальный парламентский комитет, который может давать указание об уничтожении данных, собранных в нарушение принятого законодательства.

Проблематика причинных связей в области информационно — электронных отношений имеет особое значение не только для уяснения механизма их правового регулирования, но и для выявления общих принципов информационно — электронного права.

Преступные действия в сфере информационно — электронных отношений как одно из проявлений поведения личности имеют целесообразный, преднамеренный, целенаправленный характер. Правонарушители таких отношений весьма расчетливо оценивают (в рамках имеющихся возможностей) свои шансы на успех и выбирают такие решения, которые обещают им наибольшую выгоду при наименьших потерях. В тех случаях, когда действовать законным путем не представляется возможным, они способны на бесцеремонные поступки в обход правовых норм и систем защиты.

При этом, как показывает зарубежная практика, на такое поведение оказывают позитивное влияние как повышение риска наказания для правонарушителя, так и законодательное обеспечение для личности возможности ознакомления с информацией, затрагивающей сферу частной жизни граждан (если это не наносит ущерба действиям по предупреждению, раскрытию, расследованию преступлений).

С созданием средств телекоммуникации важная роль стала отводиться и таким факторам, как степень защиты конфиденциальной информации от утечки из информационной системы, порядок выдачи информации, ее точность, степень ответственности перед законом всех лиц, имеющих доступ к информации, независимо от их должностного положения.

Понимая под общими принципами информационно — электронного права обобщенные идеи, на основе которых должны приниматься нормативные и правоприменительные акты, а также осуществляться действия сотрудников государственных, муниципальных органов и граждан в сфере функционирования электронных банков данных конфиденциальной информации, использования био — и психоинформационных технологий, важно обратить внимание на тот факт, что речь идет о человеческом поведении, формирующемся на основе взаимовлияния общественных и частных интересов. Именно с наличием этого факта необходимо связывать исходные нормативные начала, играющие определяющую роль как в предупреждении потенциальных преступных проявлений в отношении электронных банков данных конфиденциальной информации, так и в создании условий для защиты интересов и здоровья личности.

С учетом вышеперечисленного представляется возможным выделить в качестве таких начал как минимум три общих принципа информационно — электронного права.

1. Принцип равной безопасности личности и государства, основанный на балансе общественных и частных интересов и трактуемый как право государственных, муниципальных органов на безопасность электронных банков конфиденциальной информации при условии максимально допустимого учета и удовлетворения интересов личности, а также на гарантиях максимизации угрозы наказания личности при использовании ею опасных для функционирования общества методов и информационных технологий.

2. Принцип свободы выбора личностью поведения в отношении конфиденциальной информации электронных банков данных и использования психотронных компьютерных воздействий, реализуемый в оценке личностью баланса затрат и выгод при осуществлении тех или иных действий, связанных с доступом и изменением такой информации или с зомбированием пользователей ЭВМ.

3. Суть программного принципа, отражающего форму осуществления единой информационно — правовой политики на федеральном и региональном уровнях, сводится к созданию на государственном уровне нормативно — правовых условий для дисциплинированного научно — технического развития населения. Механизм его реализации состоит в том, что государственные решения, предписания законов и иных нормативных актов должны находить сознательное воплощение в поведении коллективов, социальных групп и каждой личности.

Выступая в качестве регулятивных элементов, указанные принципы обеспечивают информационно — электронному праву специфический отраслевой оттенок, который отражается на юридическом режиме правового регулирования формирующихся общественных отношений в части возникновения, содержания, осуществления взаимных прав и обязанностей личности и государства.

Таким образом, информационно — электронное право — формирующаяся отрасль права, которая может быть представлена совокупностью правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, складывающихся в связи и по поводу использования информационно — электронных технологий для хранения сведений конфиденциального характера и доступа к ним, а также развития и применения био — и психокомпьютерных систем.

Вместе с тем решение проблемы правового обеспечения информационной безопасности России предполагает также и международно — правовое регулирование информационно — электронных отношений в рамках развития глобальной информационной структуры. Речь следует вести как о регламентации трансграничных обменов информацией, так и о предупреждении действий международных хакеров, запрете действий по управлению индивидуальным и коллективным поведением пользователей при решении военных задач, в том числе в рамках Интернет.

Российская юридическая система должна защищать конфиденциальность, целостность и доступность электронных баз данных от несанкционированного вмешательства при одновременном обеспечении наказания за серьезные злоупотребления.

Это обстоятельство предполагает включение норм, связанных с регулированием информационно — электронных отношений в рамках развития мировой инфраструктуры (в частности использования электронной подписи, обжалования действий провайдеров, находящихся за пределами данного государства, предоставления компьютерных доказательств), в содержание предложенных выше институтов информационно — электронного права.

——————————————————————