Правовое регулирование информационных отношений

(Северин В. А.) («Юрист», N 7, 2001)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ

В. А. СЕВЕРИН

В. А. Северин, доцент кафедры коммерческого права и основ правоведения юридического факультета МГУ, кандидат юридических наук.

1. Понятие и правовое значение информации. Современный период развития общества и государства характеризуется тем, что информационные процессы стали необходимым атрибутом обеспечения деятельности государственных органов, предприятий и граждан. Информация овеществляется во всех факторах общественного производства и составляет практически начальный «нулевой» цикл по отношению к любому производимому товару, выполняемой работе и оказываемой услуге. По своей значимости информационные ресурсы, наряду с природными, финансовыми, трудовыми и иными, составляют важнейший потенциал государства и общества. В этой связи представляется важным определение понятия информации. Ученые неоднократно обращались к определению понятия информации, пытаясь установить ее общие характерные признаки независимо от отраслей научных знаний <*>. Каждый исследователь, исходя из общего понятия информации, определяемого как сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах либо как сообщения, осведомляющие о положении дел, которые воспринимаются человеком или специальными устройствами <**>, трансформировал его на интересующую область научных знаний. Отсюда и различия в определении понятия информации, которое зависит от предметной области знаний, целей и задач, стоящих перед получателями информации. ——————————— <*> См.: Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958. С. 31; Глушков В. М. О кибернетике как науке. Кибернетика, мышление, жизнь. М., 1964. С. 53; Черняк Ю. И. Информация и управление. М., 1974. С. 66 и мн. др. <**> См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1988. С. 205.

Анализ законодательства показывает, что термин «информация», используемый для раскрытия ее как правовой категории, встречается в различных нормативно-правовых актах. Впервые правовое понятие информации было закреплено в ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» от 25.01.95 <*>, в соответствии с которым она определяется как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления. В названном Законе, который обоснованно называют базовым в сфере законодательства об информационных отношениях, даются определения информатизации, документированной информатизации, информационных процессов, систем и ресурсов, конфиденциальной информации, собственника и владельца информационных ресурсов, пользователя (потребителя) информации, требующие осмысления. ——————————— <*> СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609.

Информация представляет собой категорию идеального, она неосязаема, непотребляема и не может быть объектом правоотношений безотносительно к ее материальным носителям — физическим объектам (отдельные документы и массивы документов в информационных системах и др.), социальным и психологическим процессам <1>. Информация постоянно обращается в социальной среде, удовлетворяя, таким образом, потребности личности, общества и государства, что дает основание для вывода об обособлении нового вида общественных отношений — информационных <2>, являющихся объектом правового регулирования. Говоря о понятии информационных правоотношений, нельзя однозначно согласиться с позицией О. А. Гаврилова, который определяет информационные правовые отношения как урегулированные нормами права отношения, при которых «один субъект (физическое или юридическое лицо) вправе требовать от другого субъекта получения определенной информации, а второй — обязан передать первому определенный вид информации» <3>. При этом почему-то не учитывается тот факт, что рынок информационных услуг регулируется исключительно договорными отношениями, в рамках которых субъекты информационных отношений наделяются равными субъективными правами и обязанностями. Объектом информационных отношений, по мнению О. А. Гаврилова, выступают информация и информационные ресурсы <4>. Данная точка зрения является спорной. Нам представляется, что, исходя из понятия информации как правовой категории, она не может существовать вне материального носителя, поэтому объектом правового регулирования могут быть только информационные ресурсы, информационные системы, технологии и средства их обеспечения <5>, а не информация как таковая. Общепризнанным является отнесение граждан и юридических лиц, в том числе и иностранных, а также государства в целом к субъектам информационных отношений, которые своим поведением воздействуют друг на друга по поводу обращения информации, зафиксированной на материальных носителях. ——————————— <1> См.: Гаврилов О. А. Информатизация правовой системы России. Теоретические и практические проблемы. М., 1998. С. 8 — 19 и др. <2> См.: Право и информатика / Под ред. Е. А. Суханова. М., 1990. С. 5; Тихомиров Ю. А. Публичное право. М., 1995. С. 198 — 199 и др. <3> См.: Гаврилов О. А. Указ. соч. С. 52. <4> См. там же. С. 52. <5> Ранее аналогичная точка зрения, кроме упоминания информационных ресурсов, была высказана А. Б. Агаповым. См. его работу: Основы федерального информационного права. М., 1995. C. 10.

Информационно-правовые нормы <*>, содержащиеся в различных нормативных правовых актах, регламентируют права, обязанности и ответственность субъектов информационных отношений при производстве, распространении и использовании информации, содержащейся на материальных носителях. Нормы права могут запрещать участникам информационных отношений совершать некоторые действия, предписывать конкретное поведение (публичное право) либо разрешать самим свободно определять характер взаимоотношений друг с другом на договорной основе (частное право). ——————————— <*> Представляется, что введенный в оборот термин «информационно-правовые нормы» имеет право на существование, по аналогии с гражданско-правовыми, уголовно-правовыми и т. п. нормами. См.: Тихомиров Ю. А. Информационный статус субъектов права. М., 1992. Труды института законодательства и сравнительного правоведения. N 52. С. 23.

В ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», ФЗ «О государственной тайне» <*> и некоторых других актах провозглашается право собственности на информацию, что вызывает острые дискуссии о применении гражданско-правового понятия собственности в информационных правоотношениях. ——————————— <*> См.: СЗ РФ. N 41. 1997. Ст. 4673.

Одни авторы придерживаются точки зрения, что «информация, как таковая не может быть объектом права собственности, так как она представляет абстрактный, идеальный объект, между тем право собственности гражданский закон связывает с материальными, вещественными объектами, с вещами» <*>. Весьма убедительной является позиция Л. К. Терещенко о соотношении информации и собственности <**>. Классическая «триада» правомочий собственника, обладающего абсолютным правом на вещь, не может применяться в отношении информации. К ней неприменимо правомочие «владения», поскольку нельзя физически обладать нематериальными объектами. Информация может находиться одновременно в пользовании бесчисленного круга субъектов и в этой связи к ней неприменимо правомочие «пользования». Правомочие «распоряжения» также неприменимо по отношению к информации, поскольку, отчуждая право на ее использование, продавец не лишается при этом возможности ее дальнейшего использования. ——————————— <*> См.: Гаврилов О. А. Указ. соч. С. 61. <**> См.: Терещенко Л. К. Информация и собственность. В кн.: Защита прав создателей и пользователей программ для ЭВМ и баз данных (комментарий российского законодательства). М., 1996. С. 3 — 11.

Поэтому представляется, что категория собственности не может быть применима к такому объекту гражданских прав как информация. По этому пути идет и законодательство, когда в ст. 128 ГК («Виды объектов гражданских прав») информация выделяется в качестве самостоятельного объекта гражданских прав. Вместе с тем высказана и другая точка зрения, что «категория собственности может быть применима только к материальным носителям нематериальных объектов, в частности, информации» <1> с тем, чтобы «связать право собственности на информацию с материальным носителем» (документы, информационные ресурсы и системы) <2>. При этом совершенно правильно указывается, что в ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» речь идет о том, что «право собственности относится не к информации, а к ее материальным носителям — информационным ресурсам, документам» <3>. Такая позиция находит подтверждение и в других законах <4>. С учетом этого информация, облеченная в форму книг, брошюр и т. д., является товаром, производимым для продажи и получения прибыли. ——————————— <1> См.: Терещенко Л. К. Указ. соч. С. 4. <2> См.: Гаврилов О. А. Указ. соч. С. 61. <3> См.: Он же. С. 61. <4> См., например, ФЗ «Об участии в международном информационном обмене». СЗ РФ. 1996. N 28. Ст. 3347, где речь идет о собственности информационных ресурсов (продуктов).

Правомерно ли отнесение информации к такому объекту гражданских прав как результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность)? В юридической литературе, посвященной праву интеллектуальной собственности, высказано мнение о том, что «помимо традиционных объектов, охраняемых авторским и патентным правом, а также законодательством о средствах индивидуализации участников гражданского оборота… российское законодательство предоставляет охрану… информации, составляющей служебную и коммерческую тайну…» <*>. Думается, что при этом следует исходить из анализа содержания информации и определения ее в ГК в качестве самостоятельного объекта гражданских прав, а также учитывать, что информационные правоотношения регулируются Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации и другими правовыми актами, действующими в этой сфере, законодательно закрепившими правовой режим информации, отнесенной к государственной, служебной, коммерческой и иной тайне. Правовой режим информации, как подчеркивает В. А. Дозорцев, строится на ином принципе, чем для классических объектов интеллектуальных прав. На ознакомление со сведениями не закрепляется исключительное право, действует начало свободы ознакомления с информацией, свободы познания сведений, кроме случаев, когда их конфиденциальность специально охраняется законом <**> либо урегулирована договорными отношениями. ——————————— <*> См.: Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1996. С. 30. <**> См.: Дозорцев В. А. Понятие исключительного права. В кн.: Проблемы современного гражданского права: Сборник статей. М., 2000. С. 303 и далее.

2. Структура и состав законодательства в информационной сфере. Характеристика информационного законодательства основывается на понятии информационной сферы как совокупности норм, регулирующих взаимосвязанные области производства и преобразования информации, необходимых для формирования информационных ресурсов; получения и распространения информационных продуктов; предоставления информационных услуг; поиска, получения и потребления информации пользователями; создания и применения механизмов и средств обеспечения информационной безопасности <*>. ——————————— <*> См.: Бачило И. Л., Копылов В. А., Брусницын Н. А., Курило А. П. О концепции правового обеспечения информатизации России. М., 1993. С. 5 — 20; Копылов В. А. Информационное право. Учеб. пос. М., 1997. С. 26 — 135.

Информационное законодательство представляет собой самостоятельную отрасль, которая начала формироваться с принятием Декларации прав человека и гражданина (22.11.91) и Конституции Российской Федерации (12.12.93), провозгласившими фундаментальный принцип, в соответствии с которым каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это положение касается не только граждан, но и юридических лиц и самого государства. Качественное обновление общества, становление рыночной экономики и построение демократического правового государства потребовало принятие Концепции правовой информатизации России, что преследовало цель обеспечить правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина <*>. ——————————— <*> См.: Указ Президента Российской Федерации «О Концепции правовой информатизации России». Собрание актов. 1993. N 27. Ст. 2521.

За период после принятия Конституции было сформировано информационное законодательство, источниками которого являются нормы конституционного уровня, федеральные законы по вопросам информатизации, специальные законы, регулирующие информационные отношения в различных сферах общественного развития. Гражданский кодекс РФ впервые отнес информацию к объекту гражданских прав и регламентировал действия с информацией, составляющей служебную и коммерческую тайну. В Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность за преступления в информационной сфере. В состав информационного законодательства входят подзаконные акты. Важное место среди них занимают указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и ведомственные акты. По различным оценкам, за период 1991 — 1995 гг. было принято 500 нормативных правовых актов в информационной сфере <*>. Анализ этих актов показывает, что основополагающими принципами правового регулирования информационных отношений являются свобода информации и равенство субъектов информационных отношений, достоверность, полнота и своевременность информации, соблюдение требований законности и правопорядка в информационных отношениях, информационная безопасность и защита информации, ограничение доступа к отдельным видам информационных ресурсов <**>. Названные принципы закрепляют определенные механизмы правовых информационных отношений, складывающихся в различных сферах общественного развития. С учетом специфики регулирования информационных отношений законодательство в этой сфере включает ряд направлений. ——————————— <*> См. работы: Бачило И. Л. Правовое регулирование процессов информатизации. Государство и право. N 12. 1994. С. 73; Волчинская Е. К. Информационные технологии и право. Проблемы развития законодательства. В кн.: Защита прав создателей и пользователей программ для ЭВМ и баз данных. М., 1996. С. 12 — 13; Гаврилов О. А. Информатизация правовой системы России. М., 1998. С. 44. <**> См.: Гаврилов О. А. Указ. соч. С. 45 — 46.

1. Законодательство о средствах массовой информации (СМИ). Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.91 <*> регулирует отношения, связанные с поиском, получением, производством и распространением массовой информации, под которой понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Закон допускает создание и распространение средств массовой информации с использованием новых информационных технологий и устанавливает недопустимость цензуры и разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, регулирует организацию деятельности СМИ и их отношения с гражданами и организациями, политическими партиями и государственными органами. Вместе с тем, говоря о свободе массовой информации, следует законодательно закрепить ответственность субъектов за доведение через СМИ заведомо ложной информации и информацию с ограниченным доступом (государственная, служебная, коммерческая и иные виды тайн). ——————————— <*> Ведомости. 1992. N 7. Ст. 300.

2. Законодательство о формировании информационных ресурсов, подготовке информационных продуктов, предоставлении информационных услуг. Важным правовым актом в этой области является ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.95 <*>, который регулирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации. ——————————— <*> СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609.

Под информационными ресурсами следует понимать отдельные документы и массивы документов, в том числе в информационных системах (библиотеках, архивах и т. д.). Информационные ресурсы защищаются нормами законодательства наряду с материальными, финансовыми и другими ресурсами. Информационные ресурсы могут находиться в собственности различных субъектов гражданского права. Государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными, за исключением тех, которые отнесены законом к категории ограниченного доступа. Собственник (владелец) информационных ресурсов самостоятельно определяет порядок получения пользователем информации, причем сведения об условиях доступа к ней предоставляются бесплатно. Отказ в доступе к информационным ресурсам может быть обжалован в судебном порядке. В целях формирования информационных ресурсов законодательством предусмотрена обязанность различных субъектов предоставлять в государственные и муниципальные органы сведения об их деятельности или обязательные экземпляры документов. Например, предприятия обязаны ежеквартально представлять в Государственную налоговую инспекцию, Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды отчетность о своей финансово-хозяйственной деятельности. ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» от 29.12.94 <*> обязывает предприятия независимо от их организационно-правовой формы представлять обязательный экземпляр различных видов документов в библиотеки и органы научно-технической и иной информации, кроме документов личного и секретного (конфиденциального) характера. ——————————— <*> СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 1.

К числу информационных ресурсов относятся и персональные данные о гражданах, которые собираются и накапливаются в различных государственных и муниципальных органах, на предприятиях и в общественных организациях. Конституция провозгласила право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, которое получило дальнейшее развитие в ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Закон относит персональные данные к категории конфиденциальной информации и устанавливает ограничение на обращение такого рода информации. В частности, не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения. В ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.95 <*> устанавливается правовой режим персональных данных, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий. ——————————— <*> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349.

Важное значение для сохранения и развития библиотечного дела в стране имеют Основы законодательства РФ о культуре от 09.10.92 <*> и ФЗ «О библиотечном деле» от 29.12.94 <**>, которые устанавливают принципы деятельности библиотек, права человека на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, научную и образовательную деятельность. ——————————— <*> См.: Ведомости. 1992. N 46. Ст. 2615. <**> См.: СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 2.

Основы законодательства Российской Федерации «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» от 07.07.93 <*> регулируют формирование, организацию хранения, учет, использование архивов в целях обеспечения сохранности архивных документов и использования их в интересах граждан, общества и государства. Под архивными документами понимается документ, который в силу его значимости для общества подлежит сохранению. Архивный фонд РФ образуют архивные фонды и архивные документы независимо от источника их образования, вида носителя, места хранения и формы собственности предприятия. Законом запрещено создание тайных архивов, затрагивающих права граждан. ——————————— <*> См.: Ведомости. 1993. N 33. Ст. 1311.

ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» от 04.07.96 <*> регулирует отношения в области передачи и получения информации с участием иностранных физических и юридических лиц, а также на уровне межгосударственных отношений. ——————————— <*> См.: СЗ РФ. 1996. N 28. Ст. 3347.

Объектами международного информационного обмена являются информационные ресурсы, продукты, средства и услуги. Субъектами международного информационного обмена могут быть любые субъекты гражданского права. Отношения, связанные с правом собственности на информационные ресурсы и возникающие в результате оказания или получения информационной услуги, определяются между сторонами договором в рамках обязательственного права. 3. Законодательство о поиске, получении, передаче и использовании информации основывается на конституционных нормах, закрепляющих право каждого свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом, а также соответствующих положениях ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Учеными высказано предложение о принятии проекта отдельного ФЗ «О праве граждан на информацию» <*>, в котором были бы урегулированы все аспекты, возникающие в процессе реализации конституционного права граждан на информацию, а также четко определены те виды информации, которые не подлежат предоставлению гражданам. Принятие такого законопроекта позволило практически реализовать право граждан на доступ к информации. ——————————— <*> См.: Бачило И. Л. Право на информацию. В кн.: Проблемы информатизации. 1995. N 1.

4. Законодательство о средствах связи. Формирование единого информационного пространства невозможно без средств связи, которые вместе со средствами вычислительной техники составляют техническую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации. Отношения в области связи регулируются ФЗ «О связи» от 16.02.95 <*>, который определяет полномочия государственных органов, права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в обеспечении пользователей средствами связи либо пользующихся услугами связи. ——————————— <*> См.: СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 600.

5. Законодательство об информационной безопасности состоит из конституционных норм, ФЗ «О безопасности» от 05.03.92 <*>, «О государственной тайне» от 21.07.93 <**>, «О федеральных органах правительственной связи и информации» от 19.02.93 <***> и других актов, которые закрепляют правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, систему безопасности и ее функции, порядок организации и финансирования органов, занимающихся обеспечением безопасности, а также контролем и надзором за законностью в сфере обеспечения безопасности. ——————————— <*> См.: Ведомости. 1993. N 2. Ст. 77; N 52. Ст. 5086. <**> См.: СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 5673. <***> См.: Ведомости. 1993. N 12. Ст. 423.

К объектам безопасности относятся права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества, конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства. Угроза объектам безопасности исходит от внутренних и внешних источников. Для поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности используется действующая система правовых норм, регулирующая различные аспекты безопасности. Важное значение в руководстве деятельностью по обеспечению информационной безопасности личности, общества и государства принадлежит Совету безопасности РФ — конституционному органу, осуществляющему подготовку решений Президента РФ в этой сфере, в частности, с его участием была разработана Доктрина информационной безопасности РФ, утвержденная Президентом РФ 09.09.2000. 3. Регулирование договорных отношений в информационной сфере. Договорные отношения в информационной сфере, связанные с процессами создания, движения и потребления информации, подчиняясь в целом общим закономерностям правового регулирования гражданско-правового договора <*>, обладают определенной спецификой, вытекающей из свойств информации как особого объекта гражданских прав. Информация не может быть объектом права собственности, поскольку представляет собой идеальный объект. Поэтому объектом гражданских правоотношений в информационной сфере являются информационные ресурсы (информационные продукты), содержащие информацию, интересующую физических и юридических лиц. Обязательственные отношения возникают между субъектами по поводу поиска, обработки и представления необходимой информации и оформляются договором на оказание информационных услуг. ——————————— <*> См.: Шерстобитов А. Е. Правовое регулирование договорных отношений в сфере информатики. В кн.: Право и информатика / Под ред. Е. А. Суханова. М., 1990. С. 24 — 40 и др.

В ГК не дается однозначного толкования информационных услуг как объекта договорного регулирования, хотя имеется упоминание в п. 2 ст. 779 ГК о том, что правила, содержащиеся в главе 39 ГК, применяются к договорам оказания информационных услуг. Федеральным законом «Об участии в международном информационном обмене» информационные услуги определены как действия субъектов, связанные с обеспечением пользователей информационными продуктами. Субъектами договорного регулирования в информационной сфере выступают граждане, в том числе иностранные, организации, являющиеся собственниками (владельцами) информации, — информационные центры, фонды, агентства, библиотеки, архивы, музеи и другие органы федеральной власти, субъектов Федерации и органы местного самоуправления. Потребители информации заключают договор возмездного оказания информационных услуг с субъектами, имеющими информационные ресурсы. Сторонами по договору на оказание информационных услуг являются исполнитель и заказчик. Обязанность исполнителя состоит в оказании определяемой сторонами услуги, что может выражаться в поиске необходимой информации, ее обработке, выдаче данных (документов), хранении информации. Сторонами могут заключаться договоры на услуги по предоставлению информации, находящейся в автоматизированных информационных системах, банках данных, компьютерных сетях и т. д. Отдельно могут быть оговорены условия по передаче информации на материальных носителях и консультационные услуги. Исполнители могут принимать обязанности по проведению анализа рынка ссудных капиталов, публикаций рейтинговых таблиц по конкретным параметрам предприятий-конкурентов (уставной капитал, баланс, прибыль и другие показатели), предоставлению реквизитов и балансовых показателей банков, выступающих гарантами по купле-продаже товаров, нормативно-правовых документов, изданных Правительством РФ, Центробанком России, а также по обеспечению текстами проектов законов, обсуждаемых в Государственной Думе РФ. Обязанность заказчика состоит в том, чтобы оплатить услуги исполнителя в сроки и в порядке, указанных в договоре. Стороны предусматривают в договоре положения, запрещающие заказчику передавать другим лицам информацию, полученную от исполнителя, а исполнитель обязуется не разглашать данные коммерческого характера, полученные им от заказчика. Стороны могут уточнять содержание информации, касающейся, например, выбора контрагента при заключении сделки купли-продажи конкретного товара. Стоимость услуг и расчеты за них согласовываются сторонами с учетом договорных цен и порядка, установленного в ГК. Стороны могут предусмотреть ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств. Например, в случае несвоевременного предоставления информации исполнитель возвращает заказчику деньги за тот период, в течение которого информация не предоставлялась, а заказчик приостанавливает перечисление денежных средств на счет исполнителя. Исполнитель в случае несвоевременного перечисления денежных средств заказчиком может приостановить информационное обслуживание. Сдача-приемка выполненных информационных услуг производится сторонами по акту, как правило, в месте нахождения заказчика. Заключение договора на информационное обслуживание с использованием баз данных на ЭВМ имеет некоторые особенности, связанные с указанием в предмете договора конкретной базы данных (например, банковское законодательство, формы правовых документов и т. д.). Особо оговаривается ответственность сторон в случаях, когда компьютер заражен «вирусом» либо система не работает в связи с неисправностью технических или программных средств, при этом стороны определяют порядок передачи прав на пользование базой данных другому предприятию. В целом обязанности сторон, в зависимости от вида информационного обслуживания, могут меняться, но правовое существо договора возмездного оказания информационных услуг остается неизменным. Оказание услуг оценивается заказчиком как положительная для него деятельность, независимо от результата использования полученной информации. В хозяйственных договорах, заключаемых с другими предприятиями, стороны могут предусматривать отдельные условия о защите коммерческой тайны, правовой режим обращения которой урегулирован статьей 139 ГК. При подготовке и реализации актов купли-продажи стороны могут передавать друг другу информацию, являющуюся коммерческой тайной, сопровождаемую оговоркой о конфиденциальности или же составлением и заключением отдельного договора о защите коммерческой тайны. В предмете договора раскрывающая сторона раскрывает содержание передаваемой информации, являющейся секретом фирмы, а получающая сторона указывает цель получения информации и правовые основания (договор о совместной деятельности, купли-продажи и т. д.). Получающая сторона берет на себя обязательство не разглашать полученную информацию перед третьими лицами и соблюдать достаточную степень секретности, позволяющую избежать утечки информации по различным каналам. Стороны определяют особые условия, при которых информация не будет являться коммерческой тайной, например, если полученная информация уже известна получающей стороне, раскрыта по требованию государственного органа и др. Сам факт заключения договора между сторонами не разглашается. Стороны могут предусмотреть ответственность получающей стороны за неумышленное разглашение, если она не предпринимала мер в разумных пределах по защите полученной коммерческой тайны. Следует иметь в виду, что договор об условиях конфиденциальности может предшествовать заключению между партнерами коммерческих соглашений по передаче лицензий, «ноу-хау», договоров купли-продажи товаров или же заключаться в момент подписания основного договора. Стороны могут включить в договор любые способы защиты гражданских прав, связанных с использованием сведений, составляющих коммерческую тайну, предусмотренные статьей 12 ГК. Речь в данном случае идет не с только о защите информации как таковой, сколько о защите прав обладателя на эту информацию. Так, в случае незаконного использования или получения коммерческой тайны ее владелец, если он принял необходимые меры по защите этой информации, вправе требовать в судебном порядке прекращения незаконного ее использования, а также возмещения убытков (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Кроме информационных услуг между сторонами могут возникать договорные отношения по поводу обработки информации на ЭВМ, которые опосредуются договором аренды компьютера либо программных средств. Информационные продукты, имеющие материальную основу (печатная продукция, видеокассеты, диски и т. п.), представляют собой товар, правовое регулирование которого определено институтом вещного права (договор купли-продажи и т. д.). 4. Правовая охрана информации, защищаемая в интересах личности, общества и государства. 1. Конституция закрепляет принцип открытого получения и использования информации, кроме той ее части, доступ к которой ограничен в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. На законодательном уровне регулируется охрана различных видов информации с ограниченным доступом, разглашение (утечка) которой может причинить материальный и моральный вред интересам личности, общества и государства. По правовому режиму <*> информация ограниченного доступа делится на «государственную тайну» и «конфиденциальную информацию». ——————————— <*> См.: ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609.

Государственную тайну составляют сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, разглашение или утрата которых может причинить ущерб обороноспособности и безопасности государства. Этот вид тайны, которой монопольно владеет государство, наиболее полно урегулирован нормами права <*>. ——————————— <*> См.: ФЗ «О Государственной тайне». СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 5673, другие законы и подзаконные акты.

Проведение радикальной экономической реформы привело к сужению сферы государственных экономических и научно-технических интересов, что отразилось на уменьшении объемов информации с грифом «государственная тайна» и значительном увеличении объемов конфиденциальной информации, защищаемой на корпоративном и личностном уровне. Законодательством закреплен порядок отнесения сведений к государственной тайне, их засекречивания и рассекречивания. Законом «О государственной тайне» определен перечень сведений, составляющих государственную тайну. Распоряжением Президента Российской Федерации от 30.05.97 <*> утвержден круг должностных лиц, которым предоставлены полномочия относить те или иные сведения к государственной тайне, а также по их рассекречиванию в сроки не реже чем один раз в пять лет. Законом регулируется порядок допуска лиц к сведениям, составляющим государственную тайну. Процедура оформления допуска граждан предполагает проведение проверочных мероприятий с целью выявления оснований, препятствующих его выдаче (признание лица недееспособным в судебном порядке, наличие медицинских противопоказаний, проживание близких родственников за границей и др.). Допуск лица к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется на основании распоряжения руководителя предприятия. ——————————— <*> См.: СЗ РФ. 1997. N 22. Ст. 2573. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Распоряжение Президента РФ от 30.05.1997 N 226-рп «О перечне должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне» утратило силу в связи с изданием распоряжения Президента РФ от 17.01.2000 N 6-рп «О перечне должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне». ——————————————————————

Допуск юридических лиц, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется на основании Закона «О государственной тайне» и Постановления Правительства N 333 от 15.04.95 <*> после получения ими лицензии. ——————————— <*> См.: СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1540.

Организация деятельности по правовой охране предполагает установление определенных режимов секретности, в основном административно-правового характера, обеспечивающих защиту государственной тайны. Режим секретности включает специальные меры по организации и ведению секретного делопроизводства, обеспечению секретности транспортировки специальных грузов, пропускной и внутриобъектовый режим и другие. Закон наделяет должностных лиц государственных органов и предприятий правом на осуществление контроля за состоянием защиты государственной тайны. Для осуществления мер по обеспечению режима секретности проводимых работ на предприятиях создаются специальные подразделения, которые комплектуются квалифицированными специалистами, знающими специфику производственной и иной деятельности, обладающими необходимыми знаниями, позволяющими комплексно противодействовать внутренним и внешним угрозам предприятия с использованием форм и средств правового, экономического, технического и иного характера. Законодательством установлены различные виды юридической ответственности за правонарушения в сфере охраны государственной тайны. Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну (ст. 283 УК), либо за нарушение лицом, имеющим допуск, правил обращения с документами, содержащими государственную тайну, если это повлекло их утрату (ст. 284 УК). Законом «О государственной тайне» устанавливается дисциплинарная ответственность за нарушение требований режима, следствием которого является прекращение действия допуска лица к государственной тайне при условии, что в трудовом договоре (контракте) были оговорены обязательства по ее защите с последующим расторжением по этому дополнительному основанию контракта и увольнением работника (ст. 135, пункт 4 ст. 254 Кодекса законов о труде РФ). Административная ответственность предприятий, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, может наступить за нарушение режимных требований в виде аннулирования ранее выданной лицензии на производство работ. 2. Виды конфиденциальной информации перечислены в Указе Президента Российской Федерации от 06.03.97 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» <*>. Кратко рассмотрим правовой режим сведений, отнесенных к конфиденциальной информации. ——————————— <*> См.: СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127.

1) Персональные данные, включающие сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, кроме тех, которые подлежат распространению в СМИ на законных основаниях. Отдельные законы в сфере защиты персональных данных пока не приняты, хотя и имеются проекты законов «О праве на информацию» и другие. Охрана прав личности и гражданина осуществляется на основании конституционных норм, отдельных норм законов и подзаконных актов. Разновидностью персональных данных является личная и семейная тайна, упоминание которой содержится в Конституции, Уголовном кодексе и федеральных законах <*>. Информация, затрагивающая неприкосновенность частной жизни лица, охраняется в административном и судебном порядке. Например, лицо может быть привлечено к административной ответственности за распространение ложных сведений о кандидате в депутаты либо к уголовной ответственности за клевету (ст. 129 УК), оскорбление (ст. 130 УК) и в других случаях. ——————————— <*> См.: ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.92 и другие.

2) Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства. Уголовным и уголовно-процессуальным законодательством запрещается разглашение сведений, полученных в ходе дознания и предварительного следствия, без согласия лица, производящего дознание, следователя и прокурора. Речь идет о сведениях на подозреваемых, обвиняемых, свидетелях, о вещественных доказательствах, разглашение которых может повредить установлению истины по делу, сокрытию других участников преступления. Поэтому следователь обязан на основании ст. 139 УПК предупредить участников уголовного процесса о недопустимости разглашения ими сведений, полученных в ходе следствия, с оформлением письменного обязательства, при нарушении которого лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 310 УК. 3) Служебная тайна. Речь идет о сведениях, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом и федеральными законами. Состав и объем этих сведений, порядок их защиты определяется федеральными государственными и муниципальными органами управления. Понятие служебной тайны в общем виде закреплено в ст. 139 ГК, причем различие между коммерческой и служебной тайной не проводится, хотя правовая природа их различна. В советский период служебная тайна являлась своеобразным шлейфом государственной тайны, ее продолжением, но с меньшей степенью секретности. В современный период служебная тайна, во-первых, включает сведения, содержащие конфиденциальную информацию других лиц, но в силу выполнения служебных обязанностей ставшие известными представителям органов власти. Это могут быть сведения о частной жизни лица, коммерческая и иная информация. Во-вторых, к служебной тайне относятся сведения служебного характера о деятельности государственных органов, что закреплено нормами в соответствующих законах (например, Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и другие). Правовая охрана сведений конфиденциального характера, полученных от других лиц, осуществляется с момента их получения с использованием методов и средств, обеспечивающих их надежную защиту. Что касается правовой защиты собственной служебной информации, то их правовой режим осуществляется путем реализации мер организационного, правового, технического и иного характера. Уголовным кодексом предусмотрена ответственность за разглашение служебной тайны (например, разглашение тайны усыновления (удочерения) — ст. 155 УК, и др.). 4) Профессиональная тайна — это сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Речь идет об информации, которая доверена лицу в силу исполнения им профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой. Различают различные виды профессиональной тайны (нотариальная, адвокатская, врачебная и др.). Держатель профессиональной тайны обязан поддерживать правовой режим переданных ему сведений (документов) с использованием законных методов и средств их защиты. Защита права на профессиональную тайну осуществляется в рамках гражданского (признания права, возмещение убытков и т. д.), административного (право на подачу жалобы на незаконные действия держателя тайны и др.) и уголовного судопроизводства (преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина, уголовная ответственность за которые предусмотрена главой 19 УК). 5) Коммерческая тайна — это сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом и федеральными законами. Правовой режим информации, относимой к коммерческой тайне, установлен ст. 139 ГК. Институт коммерческой тайны следует рассматривать в рамках правового поля, на котором урегулированы вопросы права собственности и предпринимательской деятельности. В ст. 139 ГК информация, составляющая коммерческую тайну, не подразделяется на технологическую («ноу-хау») и деловую. Речь идет о действительной или потенциальной коммерческой ценности сведений, которые не известны третьим лицам, и в силу их неизвестности владелец получает технико-экономические преимущества в производстве и реализации товаров на рынке. Что касается ограничения доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, и принятия мер к ее охране, то механизм их реализации на законодательном уровне не урегулирован. Это затрудняет, с одной стороны, действия собственников (обладателей) по защите коммерчески ценной информации, а с другой — ограничивает возможности реализации права граждан на информацию. Постановлением Правительства РСФСР от 05.12.91 N 35 определены сведения, которые не могут являться коммерческой тайной (учредительные документы и устав предприятия, документы об уплате налогов и обязательных платежей и др.). Субъектами права на коммерческую тайну являются физические и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью (обладатели). Правовая охрана на коммерческую тайну устанавливается обладателем с момента отнесения сведений к коммерческой тайне и осуществляется в течение срока, им установленного. Закон не обязывает регистрировать право обладателя на коммерческую тайну в органах государственной регистрации. Право на коммерческую тайну подтверждается обладателем в случаях его нарушения другими лицами. В проекте ФЗ «О коммерческой тайне» от 02.04.97 <*>, принятого Государственной Думой в первом чтении, закреплены важнейшие вопросы правовой охраны этих сведений. В частности, охрана коммерческой тайны предоставляется юридическим и физическим лицам, в том числе иностранным, меры обеспечения режима информации определяются ее обладателем, обеспечивается охрана секретов производства («ноу-хау») в режиме коммерческой тайны, поскольку многие решения, квалифицируемые как «ноу-хау», являются патентоспособными, но официально не регистрируются, чтобы скрыть суть разработки (технологии, конструкции и т. д.) от конкурентов. ——————————— <*> См.: Российская газета. 1997. 18 июня.

——————————————————————