Свое лицо в Интернете

(Дашян М.)

(«Бизнес-адвокат», N 7, 2002)

СВОЕ ЛИЦО В ИНТЕРНЕТЕ

М. ДАШЯН

Одним из наиболее оптимальных средств индивидуализации в российском сегменте Интернета являются доменные имена. Под доменным именем понимается символьное представление уникального адреса, позволяющего идентифицировать место расположения информации в сети (IP-адреса), более приемлемое для человеческого восприятия, запоминания. В коммерческом обороте доменные имена могут выступать средством индивидуализации хозяйствующих субъектов, а также товаров или услуг.

Действующее законодательство прямо не относит доменные имена к товарным знакам, хотя в некоторых случаях на доменные имена может распространяться действие Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 (в ред. от 30 декабря 2001 г.). В Постановлении Президиума ВАС РФ от 16 января 2001 г. N 1192/00 по спору о доменном имени kodak. ru фактически выносится правовая оценка соотношения терминов «товарный знак» и «доменное имя». В документе отмечается, что «доменные имена фактически трансформировались в средство, выполняющее функцию товарного знака, которое дает возможность отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц». Также указывается, что такие доменные имена, которые содержат товарные знаки, имеют коммерческую стоимость.

Большинство судебных споров в сфере электронной коммерции связано с умышленной регистрацией доменных имен, сходных или идентичных товарным знакам других лиц, с последующей попыткой продать или уступить права на них подлинным владельцам либо использовать адреса для собственной коммерческой выгоды.

Российская судебная практика насчитывает несколько судебных процессов. Например, судебные споры по доменам quelle. ru; kodak. ru; mosfilm. ru; ntv. ru; kamaz. ru. В большинстве состоявшихся споров решения выносились в пользу владельцев товарных знаков. Однако наиболее оптимальным решением проблемы правового регулирования доменных имен является введение новых правовых норм, отражающих специфику отрасли.

В настоящее время в Государственной Думе РФ рассматривается проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». В прошлом году законопроект был принят в первом чтении. Согласно одной из поправок предлагается п. 2 Закона дополнить следующим абзацем: «Нарушением прав владельца товарного знака также признается несанкционированное использование товарного знака во всемирной компьютерной сети Интернет, в том числе в наименовании домена, если вследствие этого лицо, нарушившее право, получило или могло получить доходы, приобрело или могло приобрести какие-либо преимущества в деловом обороте».

Такая редакция поправки вызывает ряд вопросов.

Устанавливая режим правовой охраны для владельцев товарного знака, законодатели фактически ограничивают права на защиту владельцев доменных имен. Например, может возникнуть ситуация, квалифицируемая как «обратный захват домена». Следуя букве проекта закона, зарегистрировав в установленном порядке товарный знак, можно обратиться в суд на владельца домена, совпадающего идентично или сходно до степени смешения с товарным знаком, на который заявитель имеет права, с требованием о прекращении незаконного использования товарного знака и о переделегировании домена. Причем основанием для иска может быть не только прямой ущерб, но и упущенная выгода.

Не проводится параллели между товарным знаком и целями использования доменного имени. Действительно, домен может быть использован для того, чтобы помешать деятельности конкурента или, наоборот, извлечь из коммерчески успешной торговой марки прибыль. Однако сфера использования сети Интернет не ограничивается электронной коммерцией.

Также не учитывается, что владельцами доменного имени могут быть как юридические, так и физические лица. Но товарный знак может быть зарегистрирован только на имя юридического лица или индивидуального предпринимателя (ст. 2 Закона РФ «О товарных знаках…»).

Да, правовое регулирование средств индивидуализации в российском сегменте Интернет необходимо. Однако принятие подобных законодательных актов может существенно притормозить развитие глобальной компьютерной сети в России.

——————————————————————