Авторское право в Интернете

(Кондрин А.)

(«Бизнес-адвокат», N 13, 2002)

АВТОРСКОЕ ПРАВО В ИНТЕРНЕТЕ

А. КОНДРИН

Алексей Кондрин, директор автономной некоммерческой организации по коллективному управлению имущественными правами «Независимый Фонографический Альянс» (НФА).

Если согласиться с доводами ученых, экономистов и политиков о том, что новое тысячелетие — это эпоха господства интеллектуальной собственности над материальной, то 2002 г. войдет в историю как год начала действия принципиально нового мирового законодательства об интеллектуальной собственности. 6 марта вступил в силу Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву. А 20 мая — Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. Оба Договора были приняты мировым сообществом на Дипломатической конференции, проходившей в Женеве в период с 2 по 20 декабря 1996 г. В число участников данной конференции входила и делегация России. Хотя в настоящее время Российская Федерация не присоединилась ни к одному из этих Договоров, ряд российских граждан и фирм уже привлекались за рубежом к ответственности за нарушения некоторых положений данных международных нормативных актов.

Принципиальной новацией данных нормативных актов являются механизмы охраны и управления интеллектуальной собственностью. Их основой служат цифровые идентифицирующие системы и цифровые коды на произведения и фонограммы. А в результате развития и совершенствования этих систем человечество сможет в ближайшее время создать глобальный мировой цифровой реестр интеллектуальной собственности.

Существуют четыре основных критерия грядущих изменений по отношению к интеллектуальной собственности:

— способность сохранять записанные в цифровой форме изображения, тексты и звуки облегчает электронную доставку этих изображений, текстов и звуков потребителям через вездесущие компьютерные сети;

— эти компьютерные сети активно формируют глобальный мировой рынок, виртуальные границы которого уже не совпадают с традиционными территориальными границами мировой торговли;

— цифровое изображение, текст и звуки могут быть «упакованы» в постоянно увеличивающееся число форматов и использоваться в более широком разнообразии контекстов, чем когда-либо прежде;

— подавляющее большинство из исторически ручных процессов, связанных с получением потребителями разрешений на использование интеллектуальной собственности и прав на ее отдельные объекты, а также выплат ими в пользу создателей и владельцев интеллектуальной собственности предусмотренного законом вознаграждения, теперь в большей степени зависит от компьютерной обработки информации и электронных сделок.

Однозначная идентификация объектов интеллектуальной собственности в рамках цифровых автоматизированных систем дает возможность потребителям в любой точке планеты получать доступ к изображениям, текстам и музыке, а создателям и владельцам интеллектуальной собственности — эффективно управлять (выдавать разрешения, собирать и распределять вознаграждения) предусмотренным действующим законодательством комплексом авторских и смежных прав, связанным с этими изображениями, текстами и музыкой.

Новым механизмам охраны и управления интеллектуальной собственностью в каждом из Договоров ВОИС посвящены две специальные статьи.

Статья 11. Обязательства в отношении технологических мер

Договаривающиеся Стороны предоставят надлежащую правовую охрану и эффективные средства судебной защиты от обхода существующих технологических мер, используемых авторами в связи с осуществлением их прав по настоящему Договору или по Бернской конвенции и ограничивающих действия в отношении их произведений, которые не разрешены авторами или не допускаются законом.

Статья 12. Обязательства в отношении информации об управлении правами

1. Договаривающиеся Стороны предоставят надлежащие и эффективные средства судебной защиты в отношении любого лица, намеренно осуществляющего любое из следующих действий, зная или в связи с применением гражданско — правовых средств защиты имея достаточные основания знать, что такое действие будет побуждать, позволять, способствовать или скрывать нарушение любого права, предусмотренного настоящим Договором или Бернской конвенцией:

— устранение или изменение любой электронной информации об управлении правами без разрешения;

— распространение, импорт с целью распространения, передачу в эфир или сообщение для всеобщего сведения без разрешения произведений или экземпляров произведений, зная, что в них без разрешения была устранена или изменена электронная информация об управлении правами.

2. «Информация об управлении правами» в смысле настоящей статьи означает информацию, которая идентифицирует произведение, автора произведения, обладателя какого-либо права на произведение или информацию об условиях использования произведения и любые цифры или коды, в которых представлена такая информация, когда любой из этих элементов информации приложен к экземпляру произведения или появляется в связи с сообщением произведения для всеобщего сведения.

В рамках ВОИС за внедрение и развитие новых механизмов охраны и управления интеллектуальной собственностью в настоящее время отвечает специально созданный для этих целей Консультативный комитет по управлению авторским правом и смежными правами в глобальных информационных сетях. В работе над созданием глобального мирового цифрового реестра интеллектуальной собственности принимают участие как международные правительственные и неправительственные образования, так и различные частные фирмы и корпорации.

Среди международных правительственных образований следует выделить Международную организацию по стандартизации (ISO), утверждающую всемирные стандарты в области электронного управления авторскими и смежными правами. Так, под эгидой этой организации были утверждены и в настоящее время уже управляются следующие мировые стандарты: Международный стандарт кода для звукозаписей (ISRC), Международный стандарт кода для музыкальных произведений (ISWC), Международный стандарт музыкального номера (ISMN). В стадии утверждения находятся такие стандарты, как: Международный стандарт аудиовизуального номера (ISAN) и Международный стандарт кода для текстовых произведений (ISTC).

Международная конфедерация обществ авторов и композиторов (CISAC) разработала и внедряет среди своих членов Общую информационную систему (CIS), включая группу баз данных (подсистемы CIS), которые делают возможным идентификацию различных произведений и обладателей исключительных авторских прав на эти произведения.

С развитием цифрового аудиовещания и цифровых систем доставки фонограмм и музыкальных произведений потребителям российское государство (как собственник смежных прав на уникальный каталог всех фонограмм, созданных в период существования СССР) и частные фирмы грамзаписи столкнутся с проблемой сохранения контроля за использованием созданных ими нематериальных активов (интеллектуальной собственности). Музыка, распространяемая в цифровой форме, не сможет более идентифицироваться как материальная собственность. Лучшим доказательством подобного утверждения уже сейчас могут служить возрастающий спрос у российской молодежи на МРЗ-плееры и постоянно увеличивающееся в РУНЕТЕ (Российском Интернете) количество сайтов с МРЗ-файлами. Технология МРЗ предоставляет не только потребителям музыки, но и предприимчивым «теневым» дельцам реальную возможность бесплатно и без разрешения соответствующих правообладателей копировать охраняемые законом произведения и фонограммы, тиражировать и обмениваться ими, при этом не прибегая к помощи ныне традиционных материальных носителей звука (компакт — дисков, кассет и т. д.). В подобных условиях ISRC — это эффективный метод, позволяющий российским владельцам интеллектуальной собственности осуществлять сбор вознаграждения за авторские и смежные права и пресекать незаконное использование авторских и смежных прав в РУНЕТЕ.

——————————————————————