Если нет информации о продавце

(Гусева Т., Дяченко П.)

(«ЭЖ-Юрист», N 4, 2004)

ЕСЛИ НЕТ ИНФОРМАЦИИ О ПРОДАВЦЕ

Т. ГУСЕВА, П. ДЯЧЕНКО

Татьяна Гусева, к. ю.н., доцент ОрелГТУ, адвокат Орловской областной коллегии адвокатов.

Павел Дяченко, юрист.

Знакомство с тонкостями административной ответственности ввиду взаимозависимости и дополняемости предусмотренной законом информации от участников оборота согласно новому КоАП не повредит любому — независимо от форм собственности, разновидности организационной формы предпринимательской деятельности (будь то предприятие, организация или гражданин). Производитель вы, поставщик, продавец или посредник, но, работая в сфере услуг или потребления, вы обязаны в доступной и наглядной форме сообщать некоторые сведения о себе и товаре.

Статья 14.5 КоАП РФ «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин» (как и другие нормы, предусматривающие ответственность за совершение правонарушений в сфере предпринимательской деятельности) не содержит подробного описания объективной стороны правонарушения, а называет деяние и отсылает к иным нормативно-правовым актам. Таким правовым актом применительно к рассматриваемой норме является прежде всего Закон РФ «О защите прав потребителей» (далее — Закон).

Право на информацию

Согласно ст. 8 Закона потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Наличие у потребителя данного права означает одновременно обязанность соответствующих лиц предоставить требуемую информацию.

Конкретный перечень сведений об изготовителе (исполнителе, продавце), которые необходимо предоставить потребителю, устанавливает ст. 9 Закона. Причем состав информации об изготовителе (исполнителе, продавце) для юридических лиц и для индивидуальных предпринимателей различен.

Состав информации о юридическом лице включает:

— фирменное наименование (наименование) организации;

— место нахождения (юридический адрес) организации;

— режим работы организации.

Индивидуальный предприниматель предоставляет потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Вне зависимости от того, кем является изготовитель (исполнитель, продавец) — юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, если его деятельность подлежит лицензированию, то потребителю должна быть предоставлена информация:

— о номере лицензии;

— о сроке действия лицензии;

— об органе, выдавшем лицензию.

Отдельные виды товаров

При применении ст. 14.5 КоАП РФ помимо норм Закона необходимо учитывать и положения Правил продажи отдельных видов товаров (далее — Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 (с изм. от 06.02.2002). Согласно п. 11 Правил продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях. Здесь же указан перечень сведений, которые такая информация обязательно должна содержать.

Большая часть позиций из этого перечня относится к информации о товаре, отсутствие которой при продаже товаров не влечет ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. Однако подп. 2 п. 11 Правил в состав обязательной информации включает фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, а также место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара. Следовательно, эти сведения также необходимо включить в состав обязательной информации об изготовителе (продавце, исполнителе).

В силу положений ч. 2 ст. 8 Закона информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ. Согласно п. 15 Правил объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, обязательным требованиям стандартов.

Аналогом ст. 14.5 КоАП РФ была ст. 146.5 КоАП РСФСР «Продажа товаров без документов». Последней предусматривалась административная ответственность за продажу товаров или иных предметов на предприятиях торговли независимо от форм собственности, а равно на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров населению, или гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце.

На материальном носителе

Сопоставляя нормы Кодексов, можно сделать следующие выводы. Во-первых, в объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ, по сравнению со ст. 146.5 КоАП РСФСР дополнительно внесено «совершение действий по выполнению работ и оказанию услуг». Во-вторых, ст. 146.5 КоАП РСФСР употребляла формулировку «без документов», тогда как в ст. 14.5 КоАП РФ говорится об «отсутствии установленной информации».

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 20.02.1995 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Согласно ст. 8 Закона информация, предоставляемая потребителю, должна быть наглядной.

Из этого можно сделать вывод, что в ст. 8 Закона и в ст. 14.5 КоАП РФ речь идет именно о документированной информации, то есть такой, которая зафиксирована на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Значит, формулировки ст. 14.5 КоАП РФ и ст. 146.5 КоАП РСФСР, по сути, имеют один и тот же смысл.

Ответственность субъектов по ст. 146.5 КоАП РСФСР не была дифференцированной. И руководитель, и продавец торгового предприятия (т. е. физическое лицо, осуществляющее соответствующую функцию), а также гражданин, выступающий в качестве индивидуального предпринимателя, подвергались одинаковому штрафу в размере от 50 до 100 МРОТ. Статьей 14.5 КоАП РФ для граждан, должностных и юридических лиц определены различные санкции.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности, при которых лицо осознает, что оно обязано сообщить информацию об изготовителе, продавце, поставщике, не искажая ее, а также возможные последствия ее непредоставления, но не выполняет свои обязанности. Субъектом административного правонарушения являются гражданин, должностное или юридическое лицо, индивидуальный предприниматель.

Сходные составы

Административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.5 КоАП РФ, следует отграничивать от сходных составов правонарушений.

Часть 1 ст. 14.8 КоАП РФ «Нарушение иных прав потребителей» устанавливает административную ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. Можно выделить условно три блока информации, о которых идет речь в этой норме:

— о реализуемом товаре (работе, услуге);

— об изготовителе (продавце, исполнителе);

— о режиме работы продавца (исполнителя).

Вполне очевидно, что ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ практически повторяет ст. 14.5 КоАП РФ в части непредоставления установленной информации об изготовителе или о продавце.

Получается, что действия лица, не предоставившего при продаже товара информацию о продавце (изготовителе, исполнителе), подпадают под ст. 14.5 и ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ одновременно. Однако в соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

В связи с этим представляется, что законодателю необходимо конкретизировать соответствующие составы правонарушения. Различия в том, что к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ можно привлечь при отсутствии информации, которая в обязательном порядке должна быть доведена до сведения потребителей, а по п. 1 ст. 14.8 КоАП РФ — при нарушении иных прав на получение информации, которая должна быть доведена лишь по требованию потребителя, представляются не столь очевидными.

Что касается информации о режиме работы продавца (исполнителя), то она в соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона структурно входит в состав информации о продавце (исполнителе).

В отличие от ст. 14.5 КоАП РФ ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге). Согласно ст. 10 Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

1) обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги);

2) сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания — сведения о составе (в том числе перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок), о весе и об объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, утверждается Правительством РФ;

3) цену и условия приобретения товаров (работ, услуг);

4) гарантийный срок, если он установлен;

5) правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

6) срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

7) место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (работы);

8) сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанные в п. 4 ст. 7 настоящего Закона;

9) данные о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

10) указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение исходя из характера работы (услуги);

11) ссылку на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

Информация о браке

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ (ст. 10 Закона). По этому вопросу Правительством РФ был принят целый ряд постановлений.

Среди них прежде всего нужно отметить уже упоминавшееся Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 (с изм. от 20.10.1998, 02.10.1999, 06.02.2002), а также Постановление Правительства РФ от 15.04.1996 N 435 «Об утверждении Порядка доведения до потребителей информации о происхождении алкогольной и табачной продукции иностранного производства», Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию РФ непродовольственных товарах информации на русском языке» и др.

Рассматривая ст. 14.8 КоАП РФ, необходимо отметить, что эта статья является новой для законодательства об административных правонарушениях. Ранее КоАП РСФСР не содержал норм, предусматривающих административную ответственность за нарушение права потребителя на получение информации о товаре (работе, услуге). Вместе с тем на практике за такие нарушения привлекали к административной ответственности по ст. 146.5 КоАП РСФСР. В качестве примера можно привести следующий случай из практики.

Предприниматель Шумилов Ю. М. обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутскому управлению Госторгинспекции о признании недействительным постановления Иркутского управления Госторгинспекции. В иске было отказано. Апелляционная инстанция решение суда оставила без изменения.

Затем предприниматель обратился с кассационной жалобой в ФАС Восточно-Сибирского округа.

Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав письменные материалы дела, ФАС ВСО не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следовало из материалов дела, в павильоне «Радуга», принадлежащем предпринимателю Шумилову Ю. М., была проведена проверка соблюдения правил торговли. В ходе проверки составлены акты. На основании материалов проверки Иркутским управлением Госторгинспекции вынесено постановление о привлечении предпринимателя Шумилова Ю. М. к административной ответственности, предусмотренной ст. 146.5 КоАП РСФСР.

При рассмотрении дела было установлено, что продажа предпринимателем двух бутылок водки «Слава» произведена без представления счетов-фактур и справки к товарно-транспортной накладной. Арбитражный суд Иркутской области расценил действия предпринимателя Шумилова Ю. М. как продажу товаров в отсутствие сведений об изготовителе и поставщике.

Таким образом, непредоставление предпринимателем товарно-сопроводительных документов (счетов-фактур и справки к товарно-транспортной накладной) было расценено Госторгинспекцией и арбитражным судом как непредставление сведений об изготовителе и поставщике. Однако в соответствии с п. 12 Правил товарно-сопроводительные документы (например, товарно-транспортная накладная) — это документы, которые предъявляются продавцом для подтверждения соответствия товаров установленным требованиям, то есть документы, содержащие информацию о товарах. В связи с этим представляется, что выводы Госторгинспекции и арбитражного суда не соответствуют обстоятельствам дела.

С принятием нового КоАП РФ за подобные нарушения (как в вышеуказанном примере) можно будет привлекать предпринимателей к ответственности по ст. 14.8 КоАП РФ.

——————————————————————