О некоторых подходах к правовому регулированию доменного имени

(Серго А. Г.) («Информационное право», 2005, N 1)

О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ДОМЕННОГО ИМЕНИ

А. Г. СЕРГО

А. Г. Серго, преподаватель МГЮА, кандидат юридических наук.

Сегодня уже ни у кого не возникает сомнений, что домен является неотъемлемой частью функционирования компьютерной сети Интернет в привычном для пользователя виде. Краткое описание этого функционирования может быть сведено к следующему. Каждый компьютер, подключенный к сети, имеет уникальный IP-адрес, по которому происходит поиск и взаимодействие компьютеров в сети. IP-адрес представляет собой последовательность из четырех чисел, разделенных точками. Для удобства запоминания и восприятия была создана доменная система имен (Domain Name System — DNS), позволяющая сопоставлять абстрактное символьное имя (site. ru) с конкретным IP-адресом в сети (198.198.68.200). Символьное имя включает в себя несколько доменных имен, разделенных точками. Крайний правый — домен верхнего уровня, далее справа налево следуют имена доменов второго уровня и так далее. Например, в записи «info. infolaw. ru»: ru — домен верхнего (первого) уровня, infolaw — домен второго уровня, а info — третьего. На сегодня в мире зарегистрировано более 60 млн. доменов, из них большая часть приходится на домены общего пользования, остальное — национальные домены. В лидерах регистрации домен com (30 млн.). На домен net приходится около 5 млн., а на org 3 млн. зарегистрированных доменов. В лидерах национальных доменов второго уровня — немецкий «de» и английский домен «co. uk», в них число доменов измеряется миллионами. На российский домен «.ru» приходится 300 тысяч доменных имен (по состоянию на середину 2004 года). Как правило, в качестве наименования домена используется какое-либо краткое словесное обозначение, отождествляемое пользователем с владельцем домена. Это фрагмент наименования или товарного знака для юридических лиц и фамилия или псевдоним для физических лиц. Помимо этого, как те, так и другие регистрируют более общие наименования доменов (car. ru, auto. ru), номера своих телефонов (7855555.ru) и иные обозначения. Кроме добросовестных, существует другая категория пользователей, те, кого именуют международным термином «киберсквоттеры». По сути, это сетевые деятели, пытающиеся извлечь выгоду из регистрации доменного имени, к которому не имеют ни малейшего отношения, с целью его перепродажи владельцу сходного средства индивидуализации (не имеющему домена) или иному заинтересованному лицу. Другое направление «деятельности» киберсквоттеров основано на вариантах написания того или иного домена (internet-law/internetlaw) или возможных ошибках в наборе как самого имени, так и в написании домена (skoda/shkoda, kommersant/commersant, www. lenta. ru/wwwlenta. ru). С точки зрения пользователя, это почти одно и то же, а с точки зрения компьютера это совершенно разные домены (в последнем примере домены второго уровня — lenta и wwwlenta <*>). Описанная деятельность получила название «тайпсквоттинг». ——————————— <*> Примечательно, что только на основе данной ошибки (пропуска точки после www) в России зарегистрировано более 130 доменов. (Прим. автора.)

Из всего сказанного следует, что правовые проблемы, порожденные Интернетом, есть и в сфере доменов. Конфликты, связанные с доменными именами, почти всегда происходят вокруг широко известных фирменных наименований, товарных знаков, фамилий людей и других средств индивидуализации физических и юридических лиц. Деятельность киберсквоттеров вызывает справедливые нарекания у обладателей одноименных, сходных средств индивидуализации, которые чаще предпочитают выкупать домены у киберсквоттеров, чем обращаться в суд за защитой своих прав из-за отсутствия в нашей стране законодательства о доменных именах. Правовые системы многих стран адекватно отреагировали на появление Интернета. Во многих из них уже создана или создается правовая база разрешения «доменных» споров. К сожалению, наша страна игнорирует эти процессы, и возникающие конфликты трансформируются в рамки, приемлемые для существующей правовой системы. Большая часть притязаний на «захваченные» домены в нашей стране основывается на законодательстве о товарных знаках. Основным нормативным актом, регулирующим отношения в этой сфере, является Закон РФ от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» <*>. ——————————— <*> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации N 42 от 22 октября 1992 г. Ст. 2322.

«Товарный знак», «знак обслуживания» — обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (далее — товары) юридических или осуществляющих предпринимательскую деятельность физических лиц. В соответствии с Законом в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы различные обозначения. Применительно к сфере доменных имен обычно нарушаются словесные и комбинированные (включающие словесные) товарные знаки. В соответствии со ст. 4 Закона о товарных знаках нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без разрешения правообладателя в гражданском обороте самого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение… в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации. Правообладатель вправе использовать товарный знак и запрещать использование товарного знака другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения правообладателя. Приоритет использования должен распространяться и на доменное имя. В числе первых признали это судебные инстанции разного уровня. В частности, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ еще до внесения в Закон о товарных знаках поправок в отношении сети Интернет указал: «Отсутствие в названных нормах Закона <*> прямого указания на то, что использование в доменном имени чужого товарного знака является нарушением прав владельца товарного знака, не препятствует признанию судом таких действий предпринимателя правонарушением» <**>. Федеральным законом от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ в Закон о товарных знаках были внесены изменения относительно использования товарных знаков в наименованиях доменов <***>. ——————————— <*> Имеется в виду Закон о товарных знаках по состоянию на 2000 год. (Прим. автора.) <**> Постановление от 16 января 2001 г. N 1192/00. Президиум ВАС пришел к выводу, что при рассмотрении иска о запрещении использовать товарный знак, зарегистрированный на имя истца, в доменном имени страницы ответчика во всемирной компьютерной сети Интернет должно применяться законодательство о товарных знаках. <***> Федеральный закон от 11.12.2002 N 166 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» // СЗ РФ. 2002. N 50. Ст. 4927.

С учетом указанных изменений нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) стало признаваться «использование без его <*> разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения… в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации» (п. 2 ст. 4 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»). ——————————— <*> Правообладателя. (Прим. автора.)

Новая редакция Закона о товарных знаках еще сохраняет отдельные недостатки прежнего законопроекта. В частности, остались без внимания иные не менее достойные охраны средства индивидуализации физических и юридических лиц. Закон не учитывает, что доменное имя в сети Интернет выполняет ту же функцию средства индивидуализации, что и наименование, товарный знак. Домен — это условное обозначение (уникальное символьное имя), служащее для индивидуализации информационных ресурсов, принадлежащих физическим или юридическим лицам в российской доменной зоне ru международной компьютерной сети Интернет. В то же время новая редакция Закона о товарных знаках относительно использования «в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации», не может достаточно полно отразить специфику домена и его использование исходя из следующего. Во-первых, практически любое упоминание в Сети товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения потенциально может быть нарушением исключительного права правообладателя, т. е. упоминание в тексте сайтов, в служебной части страниц (в мета-тегах, в полях описания и ключевых словах) может явиться нарушением прав правообладателя, что дает бесспорный приоритет владельцу товарного знака перед обладателями других средств индивидуализации при использовании доменного имени. При этом отсутствие в российском законодательстве определения доменного имени (домена) усложняет определение предмета спора. Единственный документ, содержащий техническое определение домена, — это регламент регистрации доменов в зоне «.ru». Из указанного документа не следует какой-либо связи доменного имени и товарного знака (иных средств индивидуализации), кроме того, регистратор может исключить или заменить термин «доменное имя» на какой-либо другой русскоязычный аналог, и тогда применить нормы Закона о товарных знаках не представляется возможным. Во-вторых, использование товарного знака может иметь место не только в домене второго, но и третьего, и четвертого, и других уровней. Например, подрубрики на сайте, посвященные автогигантам, могут называться: vaz. auto. ru, kamaz. auto. ru, bmw. auto. ru и так далее. Это является нормальной структурой поддоменов, но может подпадать под нарушение и может влечь предусмотренные законодательством правовые санкции, поскольку закон о товарных знаках указывает, что нарушением прав правообладателя является «использование без его <*> разрешения… товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения… в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации». ——————————— <*> Правообладателя. (Прим. автора.)

В-третьих, формулировка «в доменном имени» предполагает, что совпадать может не только доменное имя в целом, но и его часть. Например, в домене patrol. ru присутствует (вероятно, зарегистрированный) товарный знак ROL (Россия-Он-Лайн), таким образом, правомерность существования домена patrol, при отсутствии аналогичной регистрации, под вопросом. Учитывая ограниченность выбора доменного имени, указанное может быстро привести к исчерпанию свободных доменных имен. При этом Закон не дает ответа на вопрос, как поступать со сходными доменными наименованиями. Не решен и вопрос «тайпсквоттинга». Какова, например, будет судьба доменов micros0ft. ru (написание Microsoft через ноль), Shkoda. ru (правильное написание — Skoda) или wwwNike. ru (www. Nike. ru)? Эти домены тождественны, но не идентичны зарегистрированным товарным знакам. С точки зрения действующего закона обладатели прав на товарные знаки не могут претендовать на эти домены, хотя их владельцы могут принести немалые убытки и дискредитировать правообладателя, его продукцию (услуги). Остается неясным вопрос: при нескольких претендентах кому следует отдать предпочтение при наличии зарегистрированных товарных знаков разными лицами по разным классам «Международной классификации товаров и услуг» <*>? Указанная классификация содержит более 40 классов. Какой из таких товарных знаков будет приоритетнее? Сейчас в России зарегистрировано около 30 товарных знаков со словесным элементом «Lotus», принадлежащих разным владельцам и в отношении разных классов МКТУ. Словесный элемент «Вести (vesti)» в базе товарных знаков встречается более 20 раз и по разным классам МКТУ зарегистрирован на десять разных организаций. ——————————— <*> МКТУ (8-ая редакция): опубликована в июне 2001 г., вступила в силу с 1 января 2002 г.

В-четвертых, указанная в Законе формулировка может способствовать уже известной миру процедуре «обратного захвата». Так, регистрируя сейчас товарный знак «Копирайтер», его обладатель может потребовать освободить домен copyrighter. ru. В-пятых, формулировка «при других способах адресации» необоснованно широко распространяет притязания правообладателя. Например, на сайте информация о товарах правообладателя (AGFA) находится по адресу: www. foto. ru/films/agfa. htm <*>, то есть на странице «agfa. htm». Подобное указание тоже относится к способу адресации. ——————————— <*> Данный пример является вымышленным.

В-шестых, возможно не использовать зарегистрированный домен. Закон не препятствует этому. Для аннулирования незаконной регистрации доменного имени в судебном порядке истцу необходимо доказать, что данный домен был введен ответчиком в гражданский оборот и при этом использовался им в отношении однородных товаров. Данное требование Закона о товарных знаках становится невыполнимым при пассивном удержании доменного имени. В-седьмых, при удовлетворении иска о прекращении использования товарного знака в доменном имени правообладатель не получает возможности перерегистрации домена на собственное имя. Он будет регистрировать оспоренный домен на общих основаниях, как и другие пользователи, что не исключает возможности в более короткий срок другому киберсквоттеру зарегистрировать этот же домен. Восполнить правовой пробел постарался регистратор. Действующий регламент регистрации доменов в зоне. ru предусматривает на основании вынесенного судебного решения аннулирование регистрации домена и приоритетный порядок его регистрации на правообладателя. Однако законодательно эта процедура не урегулирована, как не всегда предсказуемо и поведение регистратора. Например, летом 2002 года ООО «Редо+», обладатель исключительных прав на товарный знак «редо» и «redo» для 9-го (программы для ЭВМ), 37-го (ремонт и сервисное обслуживание техники), 41-го (обучение специалистов) и 42-го (реализация товаров, научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы, услуги программистов) классов МКТУ, добилось судебного запрета ответчику ООО «Редо-сервис» использовать наименования «редо» и «redo» при предложении к продаже вычислительной техники, программного обеспечения и сервисного обслуживания техники <*>. В соответствии с решением суда данный запрет относился и к использованию слова «redo» в электронном адресе в сети Интернет. Основываясь на нем, ООО «Редо+» обратилось к РосНИИРОС с просьбой исполнить решение суда и запретить использование ответчиком электронного адреса www. redo. ru. В ответ РосНИИРОС сообщил, что аннулирует регистрацию доменного имени только в случае безоговорочного запрета ответчику на использование наименования, правами на которое обладает истец. В данном случае решение суда не носило безоговорочного характера, а содержало обременение обстоятельством, а именно «при предложении к продаже вычислительной техники, программного обеспечения, сервисного обслуживания техники». Поэтому в аннулировании регистрации доменного имени было отказано <**>. ——————————— <*> Архив. Дело N А21-13/02-С1. Арбитражный суд г. Калининграда. <**> См.: http://www. ripn. net80/press/2002/17.07.html.

Отсутствие четкой и глубоко проработанной правовой базы в доменной сфере еще не раз способно стать причиной возникновения самых разных конфликтов, разрешение которых усматривается в принятии нового закона, способного урегулировать возникающие споры. По сути, домен — это условное обозначение (уникальное символьное имя), служащее для индивидуализации информационных ресурсов, принадлежащих физическим или юридическим лицам в международной компьютерной сети Интернет. Однако домен может быть как делегированным (использующимся, указывающим на определенный информационный ресурс), так неделегированным (зарегистрированным, но не используемым). Официальный регламент регистрации доменов в зоне. ru содержит такое определение: «Домен — область пространства иерархических имен сети Интернет, которая обозначается уникальным доменным именем, обслуживается набором серверов доменных имен (DNS) и централизованно администрируется Администратором домена» <*>. Это определение не является удачным, так как излишне ориентировано на техническую сторону организации сети и не учитывает содержательную часть домена. Аналогичными недостатками страдает и другое определение: «Домен — организационная единица в Интернете, служащая для идентификации узла или группы родственных узлов. Крупные домены могут подразделяться на поддомены, отражающие различные области интересов или ответственности» <**>. ——————————— <*> См.: http://www. ripn. net80/nic/dns/contract. html. <**> Нехаев С. А., Кривошеин Н. В., Андреев И. Л., Яскевич Я. С. Словарь прикладной интернетики. М., 2001.

Среди юристов тоже нет единого мнения о понятии домена (доменного имени). Разные специалисты по-разному подходят к определению этого понятия. Калятин В. О. предлагает разделять два понятия: «Домен — область адресного пространства, доменное имя — словесная форма конкретного адреса. Пример: law. ru — доменное имя, указывающее на два домена, «law» и «ru» <1>. Видимо, исходя из этого, Наумов В. Б. определяет домен как «обозначение в доменном имени, конкретизирующее путь к информационному ресурсу в телекоммуникационной сети» <2>, и указывает, что «доменное имя — это, по сути, средство индивидуализации в широком смысле, которое позволяет потребителям просто и эффективно находить в виртуальном пространстве известные им в хозяйственном обороте наименования» <3>. Наименование домена содержит в себе указание на зону его регистрации (ru, de, us), но разделять его на «домен» и «доменное имя» безосновательно, кроме того, международные технические стандарты (RFCs), определяющие функционирование компьютерной сети Интернет (в частности, RFC-1034), рассматривают понятия домена (domain) и доменного имени (domain name) как синонимы <4>. Представляется, что подход, заложенный в международных технических стандартах, является предпочтительным. Что касается понятия собственно домена (доменного имени), то Яхин Ю. А. предлагает определять домен (доменное имя) как «символьный адрес информационного ресурса в телекоммуникационной сети, автоматически направляющий пользователя к IP-адресу через систему DNS-серверов» <5>. Похожее определение предложил Андронов А. «Доменное имя — уникальное обозначение, состоящее в системе доменных имен и служащее для идентификации ресурса в сети Интернет» <6>. К сожалению, оба определения трактуют понятие «доменное имя» через систему доменных имен (DNS), что неудачно. Кроме того, зарегистрированный, но не делегированный (не сопоставленный с конкретным информационным ресурсом) домен не будет «направлять пользователя к IP-адресу» и соответственно «идентифицировать ресурс в сети Интернет». ——————————— <1> Калятин В. О. Доменные имена. М., 2002. <2 >Наумов В. Б. Право и Интернет: очерки теории и практики. М., 2002. <3> Наумов В. Б. Российская судебная практика по спорам, связанным с использованием сети Интернет // http://www. russianlaw. net/law/doc/a23.htm. <4> См.: http://www. dns. net/dnsrd/rfc/ <5> Яхин Ю. А. Материалы научной интернет-конференции «Домен и доменное имя» // http://www. internet-law. ru/forum/index. php? board=1;action=display;threadid=169. <6> Андронов А. Материалы научной интернет-конференции «Домен и доменное имя» //http://www. internet-law. ru/forum/index. php? board=1;action=display;threadid=169.

В целом следует признать, что легального определения доменного имени (домена) сегодня в российском законодательстве нет. В деле о домене Kodak. ru суд апелляционной инстанции указал, что «доменное имя, по мнению суда, это область информационного пространства, аналог почтового адреса в Интернете». Однако это не совсем верно. Домен (доменное) имя может указывать (переадресовывать) на область информационного пространства — сайт (если домен делегирован), но не может сам являться этой «областью информационного пространства», имеющей определенный IP-адрес. В другом деле Федеральный арбитражный суд Московского округа дал такое определение: «Домен (область пространства иерархических имен сети Интернет) — это набор символов, позволяющий идентифицировать и найти в сети Интернет ресурс (веб-сайт) с определенным доменным именем» <*>. В России давно идут дискуссии о необходимости разрешения «доменных» конфликтов иным путем: с участием интернет-юристов, обладающих знаниями в технической и юридической области Интернета. Подобная структура сможет частично освободить суды от дел подобной категории и передать их на разрешение компетентным специалистам. Подобный опыт за рубежом уже есть, и его можно перенести на российскую правовую почву. ——————————— <*> Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 июня 2003 г. N КГ-А41/3503-03.

Представляется, что более удачным для доменного имени является следующее определение: домен (доменное имя) — это уникальное условное обозначение, служащее для индивидуализации информационных ресурсов в международной компьютерной сети Интернет. Такое определение доменного имени вытекает из соотношения доменного имени и иных средств индивидуализации, прежде всего товарного знака. Действующее законодательство определяет товарный знак (знак обслуживания) как «обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (далее — товары) юридических или физических лиц» (ст. 1 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»). Исходя из смысла Закона, чтобы быть объектом правовой охраны, обозначение должно быть прежде всего условным (представлять собой символ, чтобы заменять длинное и сложное наименование изготовителя) и относительно новым (быть новым в использовании заявителем для его видов товаров). Товарный знак (знак обслуживания) должен быть зарегистрирован и может принадлежать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Доменное имя как объект права имеет много общего с товарным знаком, но индивидуально само по себе и обладает рядом присущих только ему признаков: — индивидуализирует не продукцию, выполняемые работы или услуги, а прежде всего информационный ресурс (делегированный домен); — может быть только абсолютно новым; — принадлежит только одному лицу; — принадлежит любому субъекту права, и не только осуществляющему предпринимательскую деятельность, а также и государству; — является абсолютно уникальным не только для страны регистрации, но и для всего мира. Хотя российское законодательство уже пошло по пути приоритета товарного знака, но не каждый товарный знак может быть зарегистрирован как домен и далеко не каждый домен может быть зарегистрирован как товарный знак. Процедура регистрации товарного знака и домена существенно различается. Прежде всего обладателем исключительного права на товарный знак (правообладателем) может быть юридическое лицо или осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо. При этом законодательство содержит многочисленные основания для отказа в регистрации товарного знака (знака обслуживания). В то же время на середину 2004 года более половины всех зарегистрированных доменов принадлежало физическим лицам, а регистрация (делегирование <*>) домена юридических ограничений не имеет: ——————————— <*> Делегирование домена — занесение в зону. ru информации о домене и соответствующих ему серверах доменных имен (DNS), указанных Администратором домена, обеспечивающей функционирование домена в рамках международной системы Internet // Регламент и тарифы по регистрации доменов второго уровня в зоне. ru. http://www. ripn. net82/nic/dns/contract. html.

— владельцем домена может быть любое лицо; — доменное имя может состоять только из букв латинского алфавита (эксперименты и частные инициативы по использованию букв русского алфавита в доменных именах есть, но официально эта система еще не работает); — название домена должно состоять более чем из одного символа, начинаться и заканчиваться буквой латинского алфавита или цифрой; — заявка на регистрацию домена может быть отклонена в случае, если для наименования домена используется ненормативная лексика; — регистратор рекомендует в названиях доменов использовать либо географический принцип, либо следовать названию организации или группы организаций, от имени которой подается заявка (в случае подачи заявки от физического лица рекомендуется в названии домена следовать фамилии, имени или отчеству заявителя); — регистрация домена занимает минуты и стоит около шестисот рублей в год. Различаются рассматриваемые объекты и по основаниям прекращения регистрации. Так, регистрация доменного имени (делегирование) аннулируется в следующих случаях: — по письменному заявлению администратора домена; — по вступившему в законную силу решению суда, признающему администрирование домена его администратором нарушением прав истца и (или) запрещающему использование в доменном имени обозначения, правами на которое обладает истец <*>; ——————————— <*> При этом преимущественным правом на регистрацию аннулированного домена обладает лицо, чьи права суд признал нарушенными. Для реализации преимущественного права указанное лицо обязано направить в РосНИИРОС письменное заявление о регистрации доменного имени в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня аннулирования регистрации.

— при указании неверных регистрационных данных об администраторе домена либо обнаруженном несоответствии информации в базе данных РосНИИРОС фактическому состоянию и непредставлению такой информации по запросу РосНИИРОС; — по техническим причинам делегирование может быть приостановлено: при отсутствии двух серверов доменных имен, поддерживающих делегируемый домен; при несоответствии сопровождения серверов доменных имен требованиям международных стандартов; при несоответствии информации, касающейся серверов доменных имен, текущему состоянию сети. Таким образом, домен является самостоятельным и совершенно не связанным с товарным знаком средством индивидуализации. Разность этих объектов требует и разного правового регулирования. Действующее российское законодательство сегодня объективно нуждается в регулировании доменного имени как самостоятельного средства индивидуализации, а не способа использования товарного знака, как сейчас это определено в действующем законодательстве. Правовое регулирование доменных имен должно быть разработано, опираясь не только на законодательство о товарных знаках (и других средствах индивидуализации), но и основываясь на законодательстве в информационной сфере. Из ст. 4 Закона о товарных знаках необходимо исключить слова «в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации», поскольку односторонний подход к этой проблеме лишь усложняет ее комплексное решение. Нашей стране необходимо принятие самостоятельного нормативного правового акта, содержащего понятие, правовое регулирование доменных имен в Российской Федерации и порядок разрешения связанных с ними споров с учетом отечественной и зарубежной практики. Таким образом, как показал проведенный анализ действующего законодательства и судебной практики: 1) законодательство не содержит понятия доменного имени (домена) и не регулирует правоотношения по поводу этого объекта интеллектуальной собственности; 2) отсутствие законодательного определения этого объекта усложняет определение предмета (и существа) судебного спора при наличии возможности регистратора доменов в зоне. ru заменить этот термин каким-либо другим; 3) исходя из выполняемой доменным именем на сегодняшний день функции оно является средством индивидуализации неурегулированным, но законодательно допустимым; 4) попытки в теории и практике обосновать притязания на доменное имя нарушением прав на фирменное наименование (наименование юридического лица) не имеют под собой достаточной почвы; 5) предпринятая законодателем попытка ввести в ст. 4 Закона о товарных знаках в незаконное использование товарного знака его размещение «в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации», не является решением и противоречит общепринятой мировой практике; 6) новая редакция ст. 4 Закона о товарных знаках не только неоправданно выделила товарные знаки из числа средств индивидуализации, сходных с доменным именем, но и существенно затруднила защиту своих интересов обладателями прав на товарные знаки, что и прогнозировалось автором <*> сразу после принятия поправки в декабре 2002 года; ——————————— <*> Серго А. Г. О внесенных изменениях в ст. 4 Закона о товарных знаках // Кодекс-info. 2003. N 1 — 2.

7) взятая российским регистратором доменных имен на себя инициатива по спасению обладателей прав на одноименные доменам товарные знаки в виде новой редакции регламента регистрации доменов — «регистрация доменного имени аннулируется до истечения срока действия регистрации… по вступившему в законную силу решению суда» — хотя и оправданна, но не имеет под собой достаточной правовой базы и не соответствует норме закона, допускающей только прекращение нарушения прав на товарный знак. Эти выводы предполагают как внесение соответствующих законодательных инициатив, так и совершенствование правоприменительной практики.

——————————————————————