Применение компьютера в нотариате

(Йоахим П.) («Нотариус», 2005, N 3)

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА В НОТАРИАТЕ

ПЮЛЬС ЙОАХИМ

А. Концептуальные положения

I. Введение

Необходима определенная смелость для того, чтобы писать о применении компьютера в нотариальной деятельности — и не только в рамках статьи для данного издания. С одной стороны, описание количества возможных и необходимых применений компьютерной техники и программного обеспечения, включая операционные системы и локальные сети, может составлять множество дисков (если раньше говорили о томах, то теперь значительная часть информации и инструкций по применению доступна на компакт-дисках). С другой стороны, развитие компьютерной техники <*> ведет к тому, что даже самое передовое сегодня достижение завтра становится уже устаревшим, и тем самым тот материал, который представлен здесь, непременно будет нуждаться в актуализации уже на момент выхода книги в свет. ——————————— <*> По закону Мура мощность микропроцессоров удваивается каждые два года. См.: Sietmann, Richard. Moore’s law auf dem Prьfstand — gedдmpfte Stimmung bei der Halbleiterindustrie 2000, c’t 2000, Heft 21. S. 21.

Поэтому содержание настоящей статьи представляет лишь общий обзор темы и ни в коей мере не претендует на ее всеобъемлющее рассмотрение. Даже те обстоятельства, которые вынуждают нотариусов (интенсивно) заниматься вопросами компьютеризации своего рабочего места, могут носить настолько различный характер, что смещения акцентов уже по этой теме достаточно для абсолютно иных оценок и ответов на одни и те же вопросы: помощник нотариуса, который планирует оборудование своего нового места в нотариальной конторе, обладает более широкими возможностями при компьютеризации, чем, например, его коллега, который хотел бы усовершенствовать в своем бюро уже имеющееся оборудование. Однако в обоих случаях необходимо учитывать экономическую составляющую. В связи с этим в рамках настоящей статьи вначале будут представлены концептуальные положения, которые имеют значение для нотариуса независимо от системы и компонентов компьютеризации. Далее будут даны практические советы и рекомендации, причем наряду с этим мы стремимся дать нотариусу стимул самостоятельно решить для себя вопрос об оптимальной конфигурации компьютерной техники в его нотариальной конторе <*>. ——————————— <*> Далее цитируются следующие источники: Bechmann, Reinhard / Johst, Brigitte / Jungen, Wilken и др. Der PC am Arbeitsplatz. Ergonomie und Organisation der Arbeitsablдufe, Frankfurt / M., 1999; BNotK (Hrsg.): EDV im Notariat, 2. Aufl. 1993. S. 7 и след.; Niederprьm, Rudolf / Friedemann, Rainer. Bьroorganisation, Bьrotechnik — 1. Aufl. Berlin, 1997; Schneider, J. Handbuch des EDV-Rechts — 2. Aufl. 1997, Nachtrag 1999 (о договорном праве); Stork, Edith. Logistik im Bьro. Unordnung kostet Geld — 3. Aufl. Weinheim / Basel, 1999; Weinknecht, Jbrgen / Veth, Peter. Hard und Softwareeinsatz in der Anwaltskanzlei. Eine Anleitung. Kцln, 1997. С названными статьями из журнала c’t (magazin for computer technik, издательство Heinz Heise в Ганновере) можно ознакомиться в сети Интернет по адресу: www. heise. de, где часть публикаций находится в свободном доступе; остальные статьи могут быть заказаны на возмездной основе при помощи Micropayment.

Для раскрытия компьютерных терминов и сокращений в целях экономии места будут даны ссылки на имеющиеся в Интернете источники информации <*>. ——————————— <*> www. it-know-how. net/itknowhow. htm; www. commando. de/glossar/index. htm.

II. Профессия нотариуса и тенденции в применении компьютера

Сегодня уже не требуется обоснования необходимости компьютеризации в нотариальной практике <*>. Однако на данный период представляется целесообразным раскрыть те актуальные аспекты компьютеризации, которые, возможно, и усложнят работу нотариуса при оборудовании нотариальной конторы, но в дальнейшем окажут действенную помощь в работе нотариальной конторы и будут способствовать развитию престижа профессии нотариуса. ——————————— <*> См.: С. 4 и след.

Нотариус, являющийся пользователем сетей средств коммуникации, в целях оптимизации своей деятельности должен постоянно актуализировать электронные средства внутренней коммуникации по мере их совершенствования <*>. Однако в целом для нотариата большее значение имеет вопрос понимания компьютеризации как таковой: в данном случае, помимо вопроса об организации бюро и установке современных программ, встает также вопрос о том, каким образом нотариус должен использовать компьютерную технику и электронные средства коммуникации. В связи с этим Эрбер-Фаллер (Erber-Faller) называет, например, следующие направления использования компьютеров: консультирование и юридическое сопровождение при заключении договоров в электронной форме, установление идентификации, услуги по выдаче сертификатов электронной подписи, а также ведение документации по совершенным нотариальным действиям <**>. ——————————— <*> См.: Erber-Faller. Elektronischer Rechtsverkehr und digitale Signaturen in Deutschland — Bisherige Entwicklungen, internationale Bezьge und Zukunftsperspektiven aus notarieller Sicht, в: Notariat und Rechtsgeltung — Tradition und Zukunft, Jubilдumsfestschrift des Rheinischen Notariats. 1998. S. 429 и след., 442 и след. <**> См.: Erber-Faller. Op. sit. Об электронных реестрах см. также: Gцttlinger, Franz. Elektronische Register als Grundlage einermodernenjustiz, в: Erber-Faller (Hrsg.): Elektronischer Rechtsverkehr, Neuwied, 2000. S. 121 и след. В этой же книге см.: О перспективах в отношении адвокатуры: Scherf Uwe J. Berufsstдndische Projekte der Anwaltschaft. Ор. cit. S. 263 и след.

Кроме того, нельзя забывать о существовании локальной сети нотариусов независимо от того, построена ли она на основе пилотного проекта Федеральной нотариальной палаты, создана по инициативе нотариальных палат земель, нотариальных касс либо в результате непосредственного сотрудничества между нотариусами.

III. Расходы на компьютеризацию

При расчете расходов следует исходить не только из единовременных затрат, но и учитывать все расходы, которые возникнут в ходе функционирования компьютерной системы <*>. Штрайтц (Streitz), используя методику Total Cost of Ownership, на примере одного нотариального бюро с одним сервером, 11 рабочими местами, включая периферию, локальную сеть и программное обеспечение (кроме специальных программ для адвокатов и нотариусов), пришел к выводу, что размер первоначальных расходов, который может служить масштабом при поиске предложений на рынке, составит около 38000 евро. Если произвести расчет расходов для инвестиционного периода в течение 8 лет, включая текущие расходы, то их сумма будет равняться приблизительно 184000 евро. В любом случае необходимо планировать и включать в расходы также затраты на обучение и техническую поддержку. Расходы на стадии функционирования компьютерной системы значительно превышают размер первоначальных расходов. ——————————— <*> См.: Streizt, Siegfried. Was die EDV wirklich kostet, NJW-CoR, 1999. S. 231 и след.

IV. Управление информацией

Большой объем подлежащей обработке информации превращает управление ею в один из центральных аспектов документооборота, мимо которого не может пройти ни один представитель юридической профессии, если он поставил перед собой принципиальную задачу эффективной компьютеризации своей деятельности <*>: чем сложнее структура юридического бюро, тем больше потребность в профессиональном управлении информацией, «Knowledge Management» <**>. ——————————— <*> См.: Brand. Wissen ist Macht — IT-gestьtztes Knowledge Mangement, Anwalt, 2000. S. 44 и след.; Abel, Ralf. Informationsbeschaffung, в: Brьning, Manfred / Abel, Ralf. Die moderne Anwaltskanzlei, 3. Aufl. 2001. S. 349 и след. <**> Соответствующие предложения и советы адвокатского бюро для адвоката и юриста по корпоративным вопросам см., например, в: NJW, 2001. Heft l. S. LVII. «К задачам управления здесь относятся анализ, систематизация и структурирование нашего банка данных, его актуализация и техническая поддержка по внутренней сети»; об обучении управлению информацией в Дунайском университете г. Кремс см.: www. donau-uni. ac. at/zimt, об управлении информацией как факторе при конкурентной борьбе см.: Bosch, Ruth. Wissen ist Macht, HBl. vom 14.03.2001. S. B. 44.

В управлении информацией, по общему правилу, различают шесть стадий, которые порой могут протекать одновременно, но в любом случае оказывают друг на друга влияние <*>: поиск информации (где находится информация?), получение информации (каким образом я могу получить информацию?), структурирование информации (в какой форме должна быть представлена информация?), совершенствование информации (каким образом я стимулирую появление новых идей?), хранение информации (где я храню информацию?) и распределение информации (каким образом я могу предоставить информацию ее адресату?). ——————————— <*> См.: Reimann, Peter / Mьller, Katja / Starkloff, Philipp. Kognitiv kompatibel? Wissensmanagement: Brьckenschlag zwischen Technik und Psyche, c’t 2000, Heft 4. S. 275.

1. Поиск информации

Сегодня, с учетом значительного объема информации и практически необъятного количества публикаций по юридической тематике, встает вопрос не столько о том, существует или нет (необходимая и полезная) информация, сколько о том, где можно найти «искомую» информацию. Сегодня широко известно, с какими высокими расходами и временными затратами связан такой поиск. В таких условиях для поиска в рамках нотариального бюро существенную помощь могут оказать распределение информации по каталогам и специализация персонала. Что касается области компьютерной обработки информации, то здесь существуют дополнительные способы поиска (основанные на соответствующем программном обеспечении и позволяющие вести автоматизированный поиск среди потока информации как внутри нотариального бюро, так и за его пределами), порталы, содержащие важную информацию, а также поисковые машины и системы в сети Интернет <*>. ——————————— <*> Об этом см. статью М. Рема в данной книге.

2. Получение информации

Одной из основных проблем управления информацией является ее получение. Не из каждого общеизвестного источника информация может быть получена в необходимом объеме и быть при этом договоренной. Нередко информация не может быть получена в связи с так называемым менталитетом футляра (Bunkermentalitfgt) отдельных сотрудников бюро либо в связи с отсутствием необходимых средств коммуникации. Если первая проблема решается при помощи мотивации персонала бюро, то недостаток в средствах коммуникации может быть восполнен путем применения компьютерной техники и обучения сотрудников <*>. ——————————— <*> О программах см.: Mind Manager на: www. mindjet. de, PinKing на: www. pinking. de.

3. Структурирование информации

Процесс структурирования информации проходит через все рассматриваемые здесь области управления информацией: структуры каталогов и архивов нотариальных актов имеют первостепенное значение при поиске необходимых документов в имеющихся актах и папках документов. Недостаток использования папок состоит в первую очередь в том, что определенная информация не всегда может быть отнесена лишь к одной группе папок, кроме того, не каждый сотрудник в состоянии связать название папки либо ее краткое содержание с искомой информацией <1>. Как следствие — в лучшем случае возникают значительные временные затраты на поиск и внесение обновлений в имеющуюся информационную структуру, сопряженные с высокой вероятностью ошибок, когда, например, хранимая информация, первоначально отнесенная к одной области, после ее использования была «переквалифицирована». Каждому нотариусу, который для типичных ситуаций разработал определенный пакет документов, знакома данная проблема, которая, по верному высказыванию Мерфи <2>, появляется всегда тогда, когда необходимо работать в цейтноте, когда за короткий период времени должно быть найдено надежное правовое решение конкретного вопроса. Существуют вспомогательные программы, которые позволяют пользователям объединить данные в общую сеть и отобразить их графически, чтобы позволить каждому из сотрудников бюро найти необходимую информацию в «джунглях» систематизированных и несистематизированных реестров серверов <3>. Однако наиболее эффективным способом является систематизированное структурирование, которому должны следовать все сотрудники и соблюдение и обновление которого подлежит контролю со стороны нотариуса, поскольку нельзя недооценивать время, необходимое для ознакомления с сетевыми системами и их ресурсами. Даже если ликвидировать «футлярное» мышление и сделать выбор в пользу межкоммуникационных систем архивирования <4>, необходимо разработать даже самые первичные основы структурирования информации. ——————————— <1> Об унификации понятий и приведении сложных информационных структур к готовности путем «автоматического анализа содержания» см.: Schulz-Haddouti, Christiane / Brьckner, Annette. Die Suche nach dem Sinn, — automatische Inhaltsanalyse nicht nur fьr Geheimdienste, c’t 2001, Heft 6. S. 317 и след. <2> Четвертый закон Мерфи: «Если есть несколько вариантов развития события в плохом направлении, то произойдет наихудший вариант». О законах Мерфи и многом другом см.: Bloch, Arthur. Gesammelte Grьnde, warum alles schief geht, was schief gehen kann. <3> См., например: www. thebrain. com; для всех средств и форматов — от аудиофайлов до документов в формате pdf-программа Scopeware отображает информацию в форме «потока данных», www. scopeware. com. <4> См. далее: П. Г.V.6.

4. Актуализация информации

Необходимость актуализации информации хотя и признается в нотариате, однако не все нотариусы уделяют ей достаточное внимание. Если разработка образцов документов практически во всех случаях производится непосредственно нотариусом в качестве оперативной реакции на всевозможные изменения законодательства либо правоприменительной практики, то от участия сотрудников в усовершенствовании организационной структуры бюро и порядка его работы отказаться невозможно. Внутренние средства связи в бюро могут быть обеспечены при помощи программ для так называемой групповой работы в сетевых системах — Groupware. Правда, это возможно только для обмена информацией внутри локальной сети определенной профессиональной группы <*>. ——————————— <*> Это используется большей частью в программах для групповой работы, например в Lotus Notes/Domino; Novell Groupwise; Microsoft Exchange и т. п.; о компьютерной сети нотариусов в Испании см.: Becker, Notar 2000. S. 84.

5. Хранение информации

В данном случае отрасль информационных технологий говорит о системе организованного хранения информации (OMIS) или «корпоративной памяти». Данный институт имеет большое значение для трансграничных корпораций, однако в последнее время он начинает играть все большую роль и для международных адвокатских бюро и организаций. В объединившейся Европе вполне можно себе представить создание некоего «мегабанка данных» в сфере латинского нотариата, что могло бы стать продолжением усилий по созданию локальных нотариальных сетей на национальном уровне <*>. Используемые в этих целях программы базируются на Lotus Notes <**> либо Microsoft Exchange. ——————————— <*> О значении внутренней сети и информационных разделов, предоставляемых пользователям, см. ссылки в Fn. 6. <**> Обзор программ, которые вместе с Lotus Notes могут быть использованы также в управлении информацией и документацией, ее автоматизации и архивировании, см. в официальном издании: Lotus Notes und domino Anwendungsund Leistungskatalog, Hrsg.: Lotus Development GmbH, 5. Auftage 2000; об управлении информацией и средствах связи в Интернете см.: Lotus Domino und Notes 5 Kompendium, 2001.

6. Распространение информации

На вопрос о наилучших способах распространения информации нельзя дать однозначного ответа. Существуют внешние и внутренние способы распространения информации среди ее адресатов. В качестве примера внешнего способа можно привести издание новостей, выпускаемых Институтом немецких нотариусов, — Newsletter. В такой форме информация распространяется во всех нотариальных конторах и предназначена для ее получения всеми сотрудниками. Здесь компьютеры не играют решающей роли. Внутренние способы распространения информации позволяют в сжатые сроки ознакомить сотрудников нотариальной конторы с новой информацией, например, для повышения квалификации. Однако данные способы требуют соответствующего документирования. При активном распределении информации необходимо, чтобы речь шла только об отобранной, признанной важной информации, поскольку в противном случае как традиционные, так и электронные папки сотрудника будут переполнены самыми различными данными. Для эффективной работы с информацией большое значение имеет мотивация сотрудников, которая выражается в преодолении предубеждений и разочарований путем соответствующих программ обучения <*>. ——————————— <*> Например, курсы обучения владения новыми средствами информации, которые предлагает Нотариальная палата Саксонии в сотрудничестве с Германским институтом нотариусов.

V. Техническая поддержка

Техническая поддержка (Support) различается в зависимости от производителя продукта. По некоторым вопросам рекомендуется обращаться к разделам документации о технической поддержке, которые дают первое представление о возможных неполадках, и только потом вести поиск в (возможно, уже устаревших) указаниях инструкций для пользователя <*>. ——————————— <*> См., например: Weiner, Laurenz. Letzte Hilfe. Wie kommt man an Hersteller Support? c’t 2000, Heft 26. S. 158 и след.

При работе в сети, в которой особое внимание уделяется распределению прав доступа и уходу за центральными программами (программы клиент-сервер), без специального сотрудника, ответственного за техническую поддержку сети, не обойтись <*>. ——————————— <*> См.: Eggerichs, Wolfgang. Einsatz und Organisation von PC-Netzen. Heidelberg, 1993. S. 255 и след.

VI. Управление коммуникацией

Электронные средства коммуникации достигли в последние годы высокого уровня развития, и данный процесс постоянно набирает свою скорость <*>. ——————————— <*> Аналогичная точка зрения в: Erber-Faller. Fn. 5. S. 445.

Эта тенденция касается и применения компьютера в нотариальном бюро и тем самым средств «внутренней коммуникации»: информация, в том числе встречная, — это не только ключ к надлежащей организации <*> деятельности, но и основа взаимопонимания и сотрудничества в бюро. Поэтому компьютеры и их функциональные возможности должны выбираться с учетом данного обстоятельства. Структура внутренней коммуникации сможет быть значительным образом улучшена, если будет содержать следующие компоненты: ——————————— <*> См.: Weinknecht / Veth. Fn. 2. S. 133; о компьютерных программах см. далее раздел B. II.

— список адресов и иных данных о партнерах; — возможность получения и отправки почты; — возможность быстрого составления письма, факса, записи номеров телефонов; — программы рассылки почты; — возможность обработки документов; — межпользовательский пул данных; — справку об адресах через Интернет; — возможность интеграции пакетов различных программ; — предоставление документов фиксированной категории пользователей для ознакомления; — возможность прикрепления к документам примечаний, дополнительной информации при их передаче по локальной сети (Work-Flows); — автоматическую сортировку данных документов на основе выбора программ пользования.

VII. Безопасность

Тема безопасности, которая играет большую роль, но, к сожалению, зачастую недооценивается, касается прежде всего следующего вопроса: каким образом можно защитить собственные данные и программы в случае аварии или сбоя? Наряду с безопасностью данных <1> и планом действий в «чрезвычайных случаях» в рассматриваемую область, по моему мнению, также входит безопасность программного обеспечения в форме установления защиты доступа в случае подобных аварий у изготовителей этих программ <2>. Другой немаловажный вопрос связан с введением локальных сетей, и как следствие — с возможностью несанкционированного доступа и похищения информации. В связи с комплексным характером этой проблемы данный вопрос не будет рассматриваться подробно <3>, отметим только, что здесь не стоит придерживаться принципа «все или ничего»: либо использовать все технические возможности, обладая лишь самыми небольшими сомнениями относительно безопасности <4>, либо позволить себе пустить данный вопрос на самотек, основываясь на границах, допускаемых нотариальным правом и доверием со стороны клиентов. ——————————— <1> См.: П. Б.V. <2> С помощью «фонда поддержки» заинтересованных пользователей не всегда удается помочь изготовителю программного обеспечения выйти из затруднительного положения (и помочь тем самым себе как «зависимым лицам»). <3> www. bsi. de. <4> Абсолютной безопасности не существует и в закрытой сети. Это показывает один случай из практики, когда по недосмотру технического персонала, обслуживающего компьютерное оборудование, произошел сбой в системе в результате неумышленной установки на компьютере материнской платы, удаленной с другого компьютера для уничтожения.

VIII. Мотивация и обучение персонала

Самое мощное компьютерное оборудование и современные программы окажутся бесполезными для нотариуса, если они не будут эффективно применяться в нотариальной деятельности. Применение компьютера предполагает наличие знаний о его возможностях у персонала нотариальной конторы, которые должен дать в том числе и нотариус. Данные знания развиваются путем базового обучения персонала, его убеждения в необходимости использования компьютерной техники в бюро, систематического развития квалификации каждого работника в данной области. Поэтому нотариусам рекомендуется проводить внутренние и внешние курсы повышения квалификации, причем нотариус, как и при обучении любой профессии <*>, должен действовать в качестве не только делегирующей, но и контролирующей инстанции. ——————————— <*> Директивы о занятии профессией, раздел VIII Nr. 2 (Саксония).

IX. Заключение

Применение компьютерной техники не означает завершения процесса компьютеризации. После оборудования нотариального бюро либо переустановки системы всегда необходимо следить за обновлением программ и оборудования. Разумеется, тому нотариусу, который установил в своей конторе самое современное компьютерное оборудование, не нужно гнаться за «бета-версиями» новых программ либо повышением скорости и мощностей техники любой ценой <*>. Однако для совершенствования нотариальной деятельности <**> в будущем большую роль будут играть и технические новшества, как, например, Интернет, электронный оборот документов, которые на основании соответствующих нормативных актов станут частью повседневной работы нотариусов и судей. ——————————— <*> См.: раздел Б. II. <**> Директивы о занятии профессией, раздел Х (Саксония).

Б. Компьютерное оборудование

I. Сервер и локальная сеть

Относительно работы локальной сети необходимо понять различие между сетью, построенной на соединении по протоколу РРР (point-to-point network), и серверной сетью <*>. В первом случае не существует центрального компьютера; для каждого подключенного компьютера предоставлен свободный доступ к ресурсам других компьютеров, что не связано с большими затратами на установку, но, в свою очередь, требует значительных временных затрат, прежде всего для согласования и совместимости компьютеров, при централизованном пользовании документами, образцами и другими ресурсами. ——————————— <*> См.: Streitz, Siegfried. Entscheidungshilfen fьr den Kaufvon Hard-und Software — Teil l. NJW-CoR, 1997. S. 41 и след.

Необходимость совместного использования информации и ресурсов превращает локальные сети в неотъемлемую часть современной компьютерной инфраструктуры. Если раньше в качестве аргумента в пользу локальной сети ссылались на высокую стоимость площадей для архивов, то теперь доминируют другие мотивы <*>: ——————————— <*> Подробнее об этом см.: Schneider, Frank. Netzwerke, www. streitz. de, ссылка по состоянию на 02.04.2001.

— необходимость совместного пользования файлами: как и прежде, основной задачей локальных сетей является предоставление данных сети для их дальнейшего использования (filesharing). Преимущество серверной сети по отношению к изолированным компьютерам и сетям, основанным на протоколе point-to-point, заключается в хранении совместно используемых данных в одном месте — на сервере. Все пользователи имеют доступ к одним данным. Помимо этого, при подключении к сети CD-ROM-сервера может быть получен доступ с компьютеров к многочисленным источникам информации; — необходимость совместного пользования принтерами: быстрые и качественные принтеры и сегодня являются довольно дорогой периферийной техникой, поэтому целесообразным представляется их сетевое использование <*>; ——————————— <*> Например, принтеры, оснащенные функциями цифрового ксерокса, или мощные ксероксы, переналаженные на сетевые принтеры.

— необходимость безопасности данных: сеть обладает рядом преимуществ и при обеспечении безопасности данных, поскольку данные, хранящиеся на сервере в централизованном порядке, могут быть защищены на автоматической основе лишь одной встроенной в сервер линией либо аналогичным средством защиты; — необходимость управления средствами коммуникации: другой сферой применения локальной сети является использование и поддержка групповой работы — Groupware. Данная новая группа функций, обозначаемая также Warkgroup Computing, нацелена на упрощение, рационализацию и автоматизацию рабочих операций и в идеале должна охватывать функции по планированию встреч, обмену электронной почтой, управлению файлами, управлению рабочим распорядком в рамках всей организации либо ее подразделения; — необходимость передачи данных: задачей сетей может быть также поддержка услуг по передаче данных, которые выходят за рамки собственно локальной сети. Под этим понимаются такие функции, как подключение к Интернету, факс, электронная почта и служба удаленного доступа (RAS). При установке современной сети для возможности обмена информацией с внешним миром не требуется подключение к факсу или модему каждого пользователя. Если сегодня еще популярны шинакабели (BUS) или звездакабели (star), то уже скоро можно будет рекомендовать установление локальной сети на радиосвязи в условиях, когда проводку кабелей затрудняют, например, строительные конструкции <*>. ——————————— <*> О мощностях такой связи см.: Opitz, Rolf. Funk-LAN auf dem Vormarsch, c’t 2001, Heft 7. S. 24; в настоящее время скорость передачи достигает 11 Мбит/сек.

При выборе операционной системы для локальной сети приоритет до последнего времени отдавался Novell Netware, для которой сегодня разработана новая версия Version 5.1, наряду с другими системами, как, например, Linux, а также пусть и не столь популярные UNIX (со всеми ее производными программами) и OS/2 ServerLAN. WINDOWS NT Workstation также может быть использован в качестве операционной системы сервера. Данный вариант в качестве альтернативы к серверу привлекателен для небольших сетей <*>. В силу относительно несложного управления его внедрение рекомендуется особенно для сети до десяти пользователей. ——————————— <*> См.: Vob, Dirk. Das starke Windows. Umstieg auf Windows NT, NJW-CoR, 1997. S. 99 и след.

——————————————————————