Место рекламно-выставочной деятельности в системе военно-технического сотрудничества

(Шевцов М. Б.) («Закон и армия», 2005, N 12)

МЕСТО РЕКЛАМНО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

М. Б. ШЕВЦОВ

Шевцов М. Б., соискатель кафедры военного права Военного университета.

Исследуя рекламно-выставочную деятельность (РВД) в области военно-технического сотрудничества (ВТС), необходимо определить соотношение поведения участников правоотношения и их прав и обязанностей. Для этого выделим наиболее значимые и концептуальные подходы к решению данной проблемы. Один из таких подходов заключается в том, что субъективные права и обязанности, составляющие правоотношение, являются его содержанием <*>. Такой подход, исключающий поведение людей из содержания правоотношений, представляется недостаточно обоснованным. Второй подход основан на выделении в правоотношении нескольких содержаний <**> или на характеристике содержания как совокупности прав и обязанностей участников правоотношения и их действий <***>. ——————————— <*> См., например: Гришаев С. П. Гражданское правоотношение // Гражданское право: Учебник. Часть первая / Под ред. А. Г. Калпина, А. И. Масляева. М., 1997. С. 48; Бунич Г. А., Гончаров А. А., Попонов Ю. Г. Гражданское право: Учебник. М., 2002. С. 37. <**> Необходимо отметить, что, несмотря на употребление различными авторами различной терминологии: «материальное содержание», «социальное содержание» — под ними понимаются фактические действия, непосредственное поведение людей. Когда же употребляется термин «юридическое содержание», то под ним понимается совокупность их прав и обязанностей. <***> См., например: Шерстюк В. М. Гражданские процессуальные правоотношения: Учебник гражданского процесса. М., 1996. С. 55 — 56; Любашиц В. Я., Мордовцев А. Ю., Тимошенко И. В. Теория государства и права: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2002. С. 382.

В этой связи целесообразно вспомнить вывод С. С. Алексеева о многослойности правового регулирования определенных объектов правоотношений: «Речь идет о том, что правовое регулирование на определенном участке социальной действительности нередко отличается многоярусностью, имеет ряд этажей, слоев. И что особо существенно, эти слои правового регулирования при всей своей тесной связи, порой сложной, причудливой, имеют нередко неодинаковую социальную и юридическую природу, строятся в соответствии с разными типами, режимами регулирования» <*>. ——————————— <*> Алексеев С. С. Указ. соч. С. 115.

Поскольку РВД является составной частью ВТС, необходимо раскрыть понятие «ВТС». По мнению В. В. Кудашкина, понятие «ВТС» имеет чисто российское происхождение и не является общепринятым международным понятием, обозначающим комплекс общественных отношений международных, государственно управленческих, экономических, политических и других, направленных на передачу ВиВТ из одних государств в другие <*>. Так, в США для обозначения данных отношений используется понятие международной торговли товарами и услугами оборонного назначения, в Китае — экспорт военной продукции, в Австрии — ввоз, вывоз и транзит военного материала, в Италии — экспорт, импорт и транзитный проход через страну вооружения, боевой техники и материалов стратегического назначения и т. д. Вместе с тем все эти определения обозначают один и тот же предмет — систему общественных отношений, направленных на поставки ПВН в иностранные государства, то, что в российском законодательстве входит в понятие «ВТС». ——————————— <*> См. подробнее: Кудашкин В. В. Государственное регулирование торговли продукцией военного назначения с иностранными государствами: теория и практика. СПб., 2003. С. 460 — 462.

В этой связи РВД в области ВТС следует рассматривать как системное явление, обладающее интегративными свойствами. Интегративность обусловлена тем, что международно-правовое регулирование РВД в области ВТС в зависимости от критерия можно рассматривать как подсистему универсальной системы международно-правового регулирования либо групповых и двусторонних систем международно-правового регулирования, представляющих собой в совокупности систему международно-правового регулирования в области ВТС. Система международно-правового регулирования РВД в области ВТС является подсистемой универсальной системы в силу того, что в целом указанное регулирование осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права и не должно им противоречить. Такая системная диспозиция обусловлена интересами международного сообщества в поддержании и обеспечении устойчивости системы международных отношений. В юридической литературе имеет место точка зрения, в соответствии с которой основная роль принадлежит норме права только в «области внутригосударственного права» <*>. Она основана на том, что «нормы международного права создаются самими субъектами международного права, закрепляющими свои права и обязанности в соглашениях в результате свободного волеизъявления сторон» <**>. И из этого делается вывод, что в международном праве основной предпосылкой правоотношений является международная правосубъектность государств <***>. ——————————— <*> Толстой Ю. К. К теории правоотношения. Л., 1959. С. 3. <**> Моджорян Л. А. Субъекты международного права. М., 1958. С. 7. <***> См.: Толстой Ю. К. Указ. соч. С. 3.

Совершенствование законодательства в сфере ВТС в целом и в части, касающейся РВД, в частности, дает основание согласиться с мнением С. С. Алексеева, что праву присущи специфические закономерности, характеризующие его бытие и развитие как объективированного институционного образования <*>. ——————————— <*> См.: Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 255.

Активизация ВТС, расширение числа субъектов, влияние геополитических событий на конъюнктуру мирового рынка торговли оружием и тематику проводимых выставок и показов ПВН настоятельно требует со здания тщательно разработанного и детально регламентированного законодательства, регулирующего РВД. РВД в области ВТС можно рассматривать как определенным образом организованную целостность связей и отношений, которая в процессе функционирования институализирует себя в качестве системы. Поэтому опять же можно согласиться с С. С. Алексеевым, полагающим, что специфические закономерные права как институционного образования, в том числе и под углом зрения правового регулирования, во многом выражены в системных связях, которые формируются путем нормативных обобщений <*>. ——————————— <*> См.: Алексеев С. С. Указ. соч. С. 255.

Как считает Д. А. Керимов, «система только в том случае является системой, если она действует, функционирует, выполняет определенную роль. Функционирует не только система в целом, но и каждый ее элемент. При этом функции элементов детерминированы, производны от функций системы в целом» <*>. ——————————— <*> Керимов Д. А. Философские основания политико-правовых исследований. М., 1986. С. 231.

РВД, являясь составной частью системы ВТС, взаимодействуя с другими системами и внутри себя, институализирует себя в качестве системы. Это, в свою очередь, указывает на потребность в наборе правовых средств, обеспечивающих указанное свойство системы. Правовые средства включает в себя публично-правовое регулирование. По мнению С. С. Алексеева, правовые средства являются инструментами «правового регулирования, решения экономических и иных социальных задач… Это объективированные субстанциональные правовые явления, обладающие фиксированными свойствами, которые позволяют реализовать потенциал прав, его силу» <*>. ——————————— <*> Алексеев С. С. Указ. соч. С. 349 — 350.

Говоря о правовом регулировании РВД в области ВТС, можно согласиться с позицией Д. А. Керимова, считающего, что функциональные связи между компонентами исследуемых систем детерминированы самой системой, что на взаимодействии таких компонентов лежит печать той системы, в состав которой они входят, что функциональное взаимодействие таких компонентов подчинено единой цели, заданной данной системой <*>. ——————————— <*> См.: Там же. С. 224.

Внутренняя организация системы международно-правового регулирования ВТС образует ее структуру, которая представляет собой целостность особым образом упорядоченных связей и отношений между государствами. Указанные связи и отношения формируют структуру системы международно-правового регулирования РВД в области ВТС. К правовым элементам указанной системы относятся: — во-первых, общепризнанные принципы и нормы международного права, которыми государства должны руководствоваться в межгосударственных отношениях, являющиеся общими основами международно-правового регулирования РВД в области ВТС; — во-вторых, международные договоры Российской Федерации в области ВТС, которые определяют специальные правовые основания межгосударственных отношений при осуществлении РВД. Существенные аспекты межгосударственных отношений в области ВТС урегулированы также в рамках соглашений между государствами — участниками Содружества Независимых Государств, которые в совокупности формируют подсистему групповой системы международно-правового регулирования, а также многочисленных двусторонних межправительственных соглашений в области ВТС, составляющих подсистему двусторонней системы международно-правового регулирования. Системы ВТС иностранных государств имеют существенные особенности вследствие различий в государственном устройстве, формах правления, особенностях правовых систем, которые отражают геополитические приоритеты государств, расстановку политических сил внутри страны. Изучение правового регулирования ВТС ведущих мировых экспортеров вооружения и военной техники (ВиВТ) должно учитывать системный характер явления, охватывая элементы системы и характер их взаимодействия. Исходя из изложенного, целесообразно сравнительный анализ правового регулирования ВТС ведущих мировых экспортеров ВиВТ проводить по следующим направлениям: тип государственного управления ВТС; характер внутригосударственных правовых режимов экспорта ВиВТ; вид законодательства, регулирующего ВТС. Для проведения сравнительно-правового анализа типов государственного управления РВД в области ВТС необходимо рассмотреть в двух аспектах: полномочия государственных органов по определению порядка осуществления ВТС; система государственных органов, осуществляющих РВД в данной области. Специалисты выделяют три наиболее распространенных типа государственного управления внешнеторговым оборотом продукции военного назначения (ПВН) — президентско-парламентский; правительственный; президентско-правительственный <*>. ——————————— <*> См.: Там же. С. 462.

Доминирующим типом правового регулирования РВД в области ВТС выступает разрешительный порядок регулирования наиболее значимых аспектов рекламной деятельности, который вместе с тем не исключает использования также общедозволительного типа правового регулирования действий субъектов при осуществлении ими РВД в области ВТС, которые не затрагивают публичных интересов государства. В ст. 9 Закона «О военно-техническом сотрудничестве» закреплен принцип исключительной президентской компетенции в этой сфере правоотношений, в соответствии с которой Президент РФ осуществляет руководство государственной политикой в области ВТС РФ с иностранными государствами, порядок осуществления ВТС, субъекты внешнеторговой деятельности в отношении ПВН и их правоспособность, выполняет другие функции. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что для России характерен президентско-правительственный тип государственного управления в области ВТС. Применительно к российской специфике следует отметить, что Президент РФ делегирует свои полномочия Правительству РФ, определяя конкретные органы государственной власти, ответственные за осуществление государственного управления в области ВТС. Правительство РФ в свою очередь обеспечивает реализацию государственной политики в области ВТС РФ с иностранными государствами и издает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты по вопросам, связанным с разработкой, производством, ввозом и вывозом ПВН. Необходимо отметить, что международный обмен ПВН характеризуется жесткими правовыми механизмами государственного контроля за общественными отношениями, опосредующими экспорт ВиВТ, специфика которых определяется особенностями политической системы общества и правовой системы конкретного государства <*>. Соответственно аналогичный подход характерен и при осуществлении РВД в области ВТС. ——————————— <*> См. подробнее: Кудашкин В. В. Государственное регулирование торговли продукцией военного назначения с иностранными государствами: теория и практика. СПб., 2003. С. 479 — 480.

Для классификации внутригосударственных правовых режимов поставок ПВН предлагается исследовать три аспекта, которые в совокупности определяют их характер: 1) порядок определения объектов правоотношений в области ВТС; 2) порядок определения субъектов внешнеторговых сделок в отношении ПВН; 3) порядок осуществления экспорта ВиВТ. Относительно РВД это будет выглядеть следующим образом: 1) порядок определения объектов правоотношений в области РВД; 2) порядок определения субъектов указанной деятельности; 3) порядок осуществления РВД в отношении ПВН. Проводя системный и сравнительно-правовой анализ действующих внутригосударственных систем осуществления экспорта ПВН иностранных государств, В. В. Кудашкин подразделяет их на три типа: 1) жесткую систему осуществления экспорта ПВН (Hard Arms Export System); 2) умеренную систему осуществления экспорта ПВН (Medium Arms Export System); 3) мягкую систему осуществления экспорта ПВН (Soft Arms Export System). Поскольку, согласно ст. 4 Закона о ВТС государственная монополия определена в качестве одного из основных принципов государственной политики в этой сфере, то с полным основанием можно отметить, что для России характерна жесткая система осуществления экспорта ПВН. Такая система обусловливает, в свою очередь, жесткую систему осуществления РВД в данной области. Следует согласиться с мнением, что государственная монополия обеспечивает устойчивость системы ВТС через институциональные структуры и правовые механизмы, прежде всего систему экспортного контроля и лицензирование ввоза и вывоза указанной продукции в целях реализации интересов государства в этой области <*>. ——————————— <*> См.: Там же. С. 279.

Основными задачами в ходе планирования и реализации рекламно-выставочных мероприятий являются: практическая реализация маркетинговых мероприятий по конкретным странам с целью продвижения российской ПВН на рынки иностранных государств; организация за рубежом и на территории Российской Федерации совместно с заинтересованными организациями и ведомствами участия предприятий (смежников) оборонной промышленности в международных выставках вооружения; обеспечение полиграфической, видео — и другой рекламной продукцией для осуществления маркетинговой деятельности предприятия и предприятий — разработчиков и изготовителей (смежников) ПВН. В целях решения перечисленных рекламно-выставочных задач соответствующим структурам необходимо выполнить ряд важных функций. Приоритетным направлением можно назвать информационное и рекламное обеспечение переговоров, ведущихся с заказчиками по наиболее перспективным проектам в области ВТС, подготовка информационно иллюстративных материалов относительно наиболее перспективных направлений деятельности предприятий — производителей военной продукции по продвижению российской ПВН на зарубежные рынки, участие в определении приоритетных направлений работы, номенклатуры ПВН, условий поставки и расчетов, оптимальных для конкретных зарубежных стран. Ключевым направлением деятельности можно так же считать участие в показах и подготовку выставок вооружения, организуемых для представителей потенциальных покупателей и иностранных фирм на территории Российской Федерации и за рубежом субъектами РВД. В связи с этим предстоит выполнить значительный объем организационных мероприятий. В связи с тем что непосредственное участие в международных выставках, авиасалонах и показах вооружений является обязательным для предприятия, основной задачей РВД предприятия становится организация демонстрации конкретных достижений предприятия в конкретном секторе вооружений и присутствие в конкретном сегменте мирового рынка вооружений. Успех рекламно-выставочной работы в значительной степени зависит от детализации алгоритма действий других субъектов РВД, в ходе организации работы по подготовке к участию в международной выставке и по непосредственному участию в ней. В этой связи можно выделить следующий алгоритм РВД. Подготовительный этап, включающий в себя: подготовку проекта плана выставок с описанием их направленности, формата участия в предыдущие годы и рекомендациями по участию в следующем году; направление проекта плана в поставочные, маркетинговые и другие подразделения для внесения предложений; корректировка и согласование проекта с заинтересованными подразделениями; направление проекта на утверждение; обеспечение рассылки утвержденного плана по заинтересованным структурам. В ходе начального этапа выполняются следующие мероприятия: направление организаторам выставок заявки на аренду площади и шале; запрос у организаторов и получение комплекта документов для участника выставки; направление выписки из плана в соответствующие министерства и ведомства; направление приглашения на совместное участие в выставках предприятиям (смежникам), продукция которых обозначена в плане участия предприятия в выставках (на все выставки), при этом необходимо учитывать наличие задолженности предприятий за предыдущие выставки; запрос и получение сведений о стоимости авиаперелета, проживания, автотранспорта, виз и т. п., а также получение заявки на заказ помещения для пресс-конференции и почтового ящика на все выставки; согласование с соответствующими подразделениями — участниками проформы договора (включив транспортную инструкцию как приложение к договору) на участие других предприятий (например, смежников) в выставках и рассылка предприятиям, под твердившим свое участие в выставке. Основной этап включает в себя: направление организаторам заполненных типовых форм в соответствии с установленными сроками, а также заявок на помещения для пресс-конференций и почтовые ящики; получение от предприятий перечней экспонатов и списка специалистов по установленной форме; формирование перечня экспонатов и представление его на утверждение в Министерство обороны Российской Федерации (МО РФ); выбор фирмы-исполнителя, обсуждение с ним концепции стенда и шале и направление задания на проектирование; аккредитование фирмы-исполнителя у организаторов выставки и заказ пропусков для ее персонала; получение от фирмы-исполнителя проекта и сметы, их согласование и утверждение; подготовка, согласование и подписание договорных документов с экспедитором и фирмой-исполнителем; составление плана-графика платежей организаторам выставки, экспедитору и фирме-исполнителю; получение счетов от организаторов выставки, экспедитора и фирмы исполнителя; заказ и получение пропуска для членов делегации и автотранспорта, в том числе VIP; получение пропусков для персонала фирмы-исполнителя, а также получение: перечня официальных делегаций, графика посещений экспозиции предприятия руководством правительства и МО РФ страны-организатора, графика посещения экспозиции предприятия официальными делегациями иностранных государств, приглашений на официальные мероприятия — открытие выставки, прием, посвященный открытию выставки, прием в МО РФ и т. д. В заключительный этап входит: подготовка ориентировочного списка делегации для заказа авиабилетов и гостиниц; запрос у предприятий размеров и схемы размещения экспонатов и оборудования; согласование предприятиями соответствующих разделов из плана стенда предприятия; обеспечение доставки выставочного груза предприятий (смежников) и госпосредника на склад экспедитора; страхование выставочного груза; контроль правильности оформления выставочного груза и его соответствие утвержденному перечню; подготовка заявления на получение лицензии; получение от предприятий документов для оформления лицензий; получение лицензии; регистрация лицензии в таможенных органах; передача копии зарегистрированной лицензии экспедитору; информирование предприятий об экспонатах, изъятых МО РФ из перечня, и о выявленном несоответствии названий доставленных на склад экспонатов их наименованиям в утвержденном перечне; получение от экспедитора перечня выставочного груза и копий сопроводительных документов; подписание соглашение с соответствующим органом исполнительной власти о защите прав на результаты интеллектуальной деятельности, особенно в случаях, когда изделие (технология, комплекс услуг и т. д.) впервые демонстрируется на международной выставке; получение посольской гарантии (в случае необходимости); обеспечение своевременной отправки экспонатов на выставку; принятие экспонатов на выставке по количеству и качеству; подписание актов об оформлении экспозиций госпосредника; подписание акта об использовании расходных материалов с организаторами выставки и утверждение в Торгпредстве (Посольстве) РФ; подписание акта с организаторами о выполнении ими услуг по участию госпосредника в выставке, подготовка актов о выполнении договорных обязательств с предприятиями и передача в бухгалтерию предприятия; упаковка выставочных экспонатов и передача их представителю экспедитора, формирование и представление на утверждение отчета о работе делегации на выставке, об участии госпосредника в выставке и проделанной работе. После каждой выставки, в которой принимал участие госпосредник, составляется и утверждается отчет о проделанной в ходе выставки работе <*>, а также финансовый отчет для бухгалтерии об использовании финансовых средств, предусмотренных сметой расходов. ——————————— <*> Отчет об участии предприятия в выставке является важнейшим итоговым документом не только как отчет о конкретно проделанной рекламно-выставочной работе, но и как составная часть базы данных для дальнейшего аналитического сравнения участия госпосредника в одноименных международных выставках с целью выявления недостатков, конкретных тенденций и изменений в деятельности госпосредника и других иностранных участников выставки.

При рассмотрении РВД в области ВТС необходимо уделить внимание положительным и отрицательным моментам, влияющим на осуществление данного вида деятельности. В целом следует отметить, что в настоящее время в России наметились некоторые положительные тенденции в вопросах формирования единых российских экспозиций, оптимизации их состава, организации заказа выставочных площадей и других вопросах, связанных с участием российских организаций в выставках. Однако эти тенденции еще не стали нормой, деятельность российских организаций по-прежнему осуществляется с большим количеством недостатков, обусловленных как устаревшим законодательством, так и недостаточным уровнем организации их деятельности в комплексе. К наиболее характерным из них относятся несоблюдение сроков подготовки Перечней номенклатуры экспонатов, демонстрируемых на выставках на всех этапах их формирования (предприятия — агентства — организатор российской экспозиции — МО РФ — Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФС ВТС РФ)). В результате они утверждаются МО РФ с задержкой на 20-25 дней. Соответственно с опозданием на такой же срок поступают в ФС ВТС России заявления от ФГУП «Рособоронэкспорт» и других субъектов ВТС на получение лицензий на временный вывоз ПВН. Следующим недостатком является несвоевременное предоставление предприятиями организатору российской экспозиции документов для оформления заявления на получение лицензии на вывоз ПВН <*>. ——————————— <*> По этой причине не смогли принять участие в выставке «МИЛЭКС 2003» (Беларусь) ФГУП «ЦНИРТИ» (Москва) и ОАО «Ростовский оптико-механический завод», хотя предприятия и их продукция были включены в утвержденный МО РФ Перечень экспонатов.

Снижает эффективность РВД относительно малое количество ПВН (5-15% от общего количества экспонатов), представляемой на выставках в виде натурных образцов <*>. ——————————— <*> Так, на выставке «АЭРО ИНДИЯ 2003» (Индия) из 21 наименований продукции военного назначения, включенных в Перечень экспонатов в виде образцов, было представлено только 32, на выставке «АЙДЕТ 2003» (Чехия) из 148 экспонатов — 13 образцов (в основном малогабаритные).

Несоответствие номенклатуры и количества экспонатов, указанных в утвержденном МО РФ Перечне экспонатов, реальному составу российской экспозиции также не позволяет достичь желаемых результатов. В результате по прошествии некоторого времени уже невозможно сказать, что же фактически было показано Россией на той или иной выставке. Недостатком следует считать несоответствие состава рекламных материалов, которые по предложению организаций — участников выставки включаются в Перечень экспонатов, тому, что фактически демонстрируется на выставке. Так, в большинстве случаев реклама экспоната в Перечне представлена в виде модели, постера, планшета, проспекта, листовки, видеофильма, компакт-диска, однако реально на стенде присутствуют только два-три вида рекламы. Причиной такого положения является включение предприятиями — участниками выставки в Перечень избыточных видов рекламы, неготовность рекламы к началу выставки, отсутствие рекламных паспортов, непрохождение по различным причинам таможенного оформления и т. д. К серьезным недостаткам следует отнести недостаточно полное соответствие состава российской экспозиции экспортным возможностям Российской Федерации, формирование ее без реального учета особенностей региона, где проводится выставка. Причиной этого является традиционно сложившийся «заявительный» принцип формирования российской экспозиции, при котором в Перечень экспонатов включается только то, что предложат организации — участники выставки, устранение агентств оборонных отраслей промышленности от процесса формирования экспозиции, отсутствие методики формирования замысла (идеологии) российской экспозиции на той или иной выставке. Снижает эффективность рекламного мероприятия демонстрация на выставках ПВН, не включенной в перечень экспонатов. Практикуется доставка на выставку и размещение на стендах рекламы ПВН без таможенного оформления (без лицензий). Провоз на выставки рекламы ПВН без таможенного оформления также явление довольно распространенное (ее везут, как правило, в личном багаже) <*>. ——————————— <*> Особенно «широкие возможности» для этого предоставляет фактическое отсутствие таможенной границы между Россией и Беларусью, что подтвердила выставка «МИЛЭКС 2003».

Кроме того, к числу недостатков общего характера, присущих практически всем выставкам, следует отнести следующие: высокая стоимость авиаперевозок груза на выставку и обратно, предлагаемая ФГУП «Рособоронэкспорт» и превышающая в несколько раз стоимость перевозки, осуществляемой предприятиями самостоятельно, а также отмечаемые рядом субъектов ВТС стоимости протокольного обеспечения мероприятий, визового оформления, выставочных площадей и их застройки, предлагаемые госпосредником; недостаточно высокий уровень качества изготовления и дизайна стендов ряда российских организаций по сравнению со стендами зарубежных фирм; размещение российской экспозиции в периферийных частях павильонов выставочных комплексов, в результате чего маршруты осмотра выставки высокопоставленными должностными лицами проходят мимо нее; необеспечение организаторами российской экспозиции посещения стендов предприятий высокопоставленными представителями иностранных государств и отсутствие планов таких посещений; при формировании единой российской экспозиции в некоторых случаях ее организаторами не учитывались пожелания предприятий по расположению своей экспозиции в кооперации с партнерами; недостаточная проработка на зарубежных выставках вопросов обеспечения участия предприятий в проводимых в ходе их работы деловых встречах и переговорах с иностранными партнерами, пресс-конференциях и презентациях; недостаточное представительство иностранных СМИ на пресс-конференциях единой российской делегации и субъектов ВТС, организуемых в ходе работы выставок; дублирование одних и тех же образцов ПВН на стендах разных предприятий; отсутствие механизма (источников финансирования), позволяющего привлечь к участию в выставках российские организации, производящие конкурентоспособную ПВН, но не имеющие для этого финансовых средств; непривлечение организаторами российских экспозиций к участию в выставках организаций, которые могли бы предложить услуги по оказанию иностранным государствам технического содействия в создании, дооборудовании и модернизации объектов и инфраструктуры для хранения, эксплуатации и ремонта ВиВТ; недостаточное количество рекламных материалов, предназначенных для свободного распространения, в результате значительную часть времени стеллажи для их размещения находятся пустыми или заполняются посторонними материалами (например, журналами «Arms»); несвоевременное обновление информации, содержащейся в рекламных материалах, низкий уровень их полиграфического исполнения, отсутствие пояснительной информации к выставленным образцам, моделям и макетам, неэстетичный (от много кратной демонстрации) внешний вид отдельных экспонатов; недостаточное внимание со стороны организаторов российских экспозиций к вопросу организации участия представителей России в работе конференций, проводящихся в рамках международных выставок ПВН; малая доступность образцов стрелкового оружия для осмотра посетителями, которые в отличие от большинства аналогичных стендов зарубежных фирм жестко при креплены к стендам или размещаются за стеклом. Принципиальным представляется также вопрос размещения на российской экспозиции символики Российской Федерации. По сложившейся практике основными и наиболее крупными по размерам являются фризовые надписи, представляющие ФГУП «Рособоронэкспорт». В результате, несмотря на присутствие символики государства, создается впечатление, что Россию представляет только это предприятие и вся экспозиция принадлежит ему. Правильным было бы, пожалуй, если бы главной и самой бросающейся в глаза надписью, обозначающей государственную принадлежность экспозиции, были слова «RUSSIA» или «RUSSIAN FEDERATION «, а «уровнем ниже» должны размещаться наименования организаций — участников выставки, в том числе ФГУП «Рособоронэкспорт» . Что касается выставок ПВН, проводящихся на территории Российской Федерации, то необходимо отметить следующее. Особенностью и преимуществом проведения выставок ПВН на территории Российской Федерации является то, что российские предприятия могут демонстрировать на них весь спектр своей продукции в виде натурных образцов, в том числе и с практической демонстрацией их боевых и технических характеристик (на зарубежных выставках крупногабаритные образцы ВиВТ из-за высокой стоимости доставки демонстрируются, как правило, в виде макетов, моделей, планшетов, плакатов и листовок, что существенно снижает эффективность и маркетинговую отдачу российских экспозиций в целом). Главной задачей российских выставок, безусловно, является демонстрация отечественных ВиВТ, в том числе перспективных разработок и передовых технологий. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на фоне достаточно сформировавшегося механизма участия российских организаций в зарубежных выставках ПВН вопросы организации проведения международных выставок и салонов на территории Российской Федерации окончательного разрешения не получили. Прежде всего отсутствует стройная система выставок ПВН, которые целесообразно проводить на территории Российской Федерации (сохраняются разногласия между федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации по составу внутренних российских выставок). Проведение отдельных выставок ПВН в нашей стране является необоснованным с точки зрения места их проведения и тематики. Помимо многочисленных недостатков, связанных с организацией пропускного режима, транспортного обеспечения, ввозом и вывозом экспонатов, организацией презентаций, пресс-конференций и др. при проведении международных выставок на территории Российской Федерации, необходимо отметить, что сам статус «международная» подразумевает участие в выставках иностранных производителей ПВН. Однако на ряде выставок по-прежнему количество зарубежных участников и потенциальных иностранных покупателей российского оружия, как правило, незначительно. Кроме того, малая эффективность и маркетинговая отдача ряда российских выставок, проводимых в Геленджике, Омске, Нижнем Новгороде, Нижнем Тагиле, Новосибирске, Казани и других городах, связана прежде всего с: относительно малым опытом организаторов этих выставок в проведении на территории России крупномасштабных выставок ПВН мирового уровня; недостаточным уровнем развития инфраструктуры выставочных комплексов и низким уровнем сервисного обслуживания участников и гостей выставок; низкой эффективностью рекламы российских выставок за рубежом. В силу указанных причин эти выставки для иностранных производителей и покупателей ПВН малопривлекательны. Придание им статуса международных требует привлечения значительных финансовых инвестиций. Следует отметить, что современное состояние ВТС с иностранными государствами стало составляющей интеграционных процессов. В настоящее время ВТС России с иностранными государствами характеризуется обострением конкуренции на мировых рынках торгов ли оружием, борьбы государств за научно-технические и инновационные ресурсы. Проблемой является переориентация стран Восточной Европы на вооружения, поставляемые странами НАТО и переход на их стандарт, появление новых конкурентов в лице стран СНГ и государств Восточной Европы. В качестве позитивного момента ВТС следует отметить продвижение на внешний рынок продукции гражданского назначения, созданной предприятиями ОПК в рамках конверсии. Достаточно подробно организационные формы и инструменты РВД госпосредника — ФГУП «Рособоронэкспорт» представлены в работе известного эксперта в области ВТС А. И. Симакова <*>. ——————————— <*> Симаков А. И. Экспорт оружия: организация и техника исполнения: конспект лекций (280 вопросов и ответов). М., 2003. С. 204 — 210.

Как считает автор, РВД является важнейшей составной частью техники осуществления внешнеторговых операций и включает в себя комплекс мероприятий по: целенаправленному информированию иностранных заказчиков, специалистов и экспертов в области ВТС, специализированных издательств и СМИ о российских образцах вооружений, разрешенных к показу или предлагаемых на экспорт; формированию заинтересованности в вооружениях российской (советской) разработки; разъяснению и демонстрации их конкурентоспособности, содействию продвижению их на мировой рынок; созданию и укреплению у российских производителей и иностранных партнеров положительного имиджа предприятия. Основными направлениями РВД являются реклама вооружений (техническая реклама) и повышение и под держание на должном уровне положительного имиджа предприятия (престижная реклама). Как подчеркивает А. И. Симаков, достижение максимальной эффективности РВД достигается за счет актуализации информационно-аналитических материалов о вооружениях, наглядной и действенной информативности в сочетании с оригинальным дизайном и высоким качеством исполнения рекламной продукции, минимизацией удельных расходов, повышением адресности рекламы с учетом заинтересованности конкретных инозаказчиков, ранее закуп ленных российских вооружений, а также снижением численности непрофессиональной аудитории. Безотносительно к деятельности конкретного предприятия, к основным традиционным видам РВД можно отнести: создание фирменного стиля; изготовление рекламных печатных изданий (листовок, буклетов, проспектов, каталогов и т. п.); мультимедийную рекламу; мероприятия по обеспечению успешного участия в международных выставках вооружений и оборонных технологий в России и за рубежом; размещение рекламных публикаций в зарубежных и российских СМИ; производство рекламных кинофильмов, видеофильмов, компьютерных презентаций, лазерных компактных дисков, и т. п. ; изготовление сувениров с рекламной символикой, моделей образцов ВиВТ и др.; организация передачи рекламных материалов пользователям, в том числе по электронной почте; изготовление средств наружной рекламы (светотехнических, табло, витрин, щитов, флагов и т. п.), в том числе для оформления стендов выставочных экспозиций. В силу специфики организации и проведения международных выставок вооружений необходимо заблаговременное планирование РВД, распределение ресурсов, экспонатов, информационных и аналитических материалов. Годовой план РВД формируется на основании экспортных планов, программ продвижения российских вооружений, программ участия в международных тендерах, результатов маркетинговых исследований конкретных сегментов мирового рынка вооружений, плана участия в международных выставках вооружений, который включает номенклатуру вооружений, рекомендуемую к показам и демонстрациям. В годовом плане РВД, как правило, конкретизируются: основные задачи по рекламному обеспечению комплексных маркетинговых мероприятий, номенклатура наиболее перспективных (с точки зрения продвижения на экспорт на данном региональном рынке вооружений) вооружений, приоритетность представления ВиВТ; основные рекламные мероприятия, в том числе целевые рекламные кампании для поддержки российского участия в выставках, презентациях, тендерах и т. п. Следует отметить, что годового плана недостаточно для организации взаимодействия структур, осуществляющих РВД в области ВТС, распределения между ними ответственности за участки работы, установления приоритетов. А поэтому необходимо составление квартальных планов. В квартальных планах РВД указываются конкретные виды рекламной продукции (мероприятий), их ориентировочная стоимость, сроки изготовления (проведения) по месяцам, организации-исполнители и др. Организация работ по выполнению годового и квартальных планов РВД возлагается на подразделение, отвечающее за РВД предприятия. Отмечая, что РВД является неотъемлемой частью внешнеторговых операций и функционально включается в систему комплексной маркетинговой деятельности предприятия, А. И. Симаков указывает на специфику этого направления работы, заключающуюся в том, что она находится как бы рядом с технологическим конвейером подготовки, заключения и исполнения контрактов и других договорных внешнеторговых документов и является одним из звеньев технологии «изготовления» экспортных контрактов. Рекламно-выставочная работа планируется как самостоятельное направление, традиционно связанное с календарем международных и российских выставок и салонов, и фактически обеспечивает создание постоянно действующего положительного имиджа предприятия и поддержание коммерческого интереса к нему и к предлагаемым им на экспорт вооружениям со стороны действующих и потенциальных иностранных заказчиков. Исследуя зарубежный опыт, необходимо отметить ряд моментов, характеризующих РВД, осуществляемую в ряде иностранных государств. Как отмечает С. В. Чемезов <*>, эффективным средством продвижения американской ПВН на мировом рынке является проникновение в государственные структуры стран-импортеров. Обладая крупными финансовыми ресурсами, США имеют возможность создавать целые сообщества ориентированных на Вашингтон политических и государственных деятелей, представителей бизнеса, влиятельных журналистов («агентов влияния»). Деятельность этих проамериканских сообществ также значительно облегчает задачу проникновения или контроля рынков вооружений. ——————————— <*> Чемезов С. В. Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами: опыт организационного проектирования. М.: ЦИБОБ РЭА, 2002. С. 31.

Тот же автор считает <*>, что эффективность в области торговли оружием в Великобритании обеспечивается: чрезвычайно высоким уровнем компетентности дипломатической и разведывательной служб; сохранившимися привилегированными связями между Великобританией и ее бывшими колониями. ——————————— <*> Там же. С. 33.

Говоря о Франции, С. В. Чемезов отмечает следующие положительные моменты в организации РВД в области торговли оружием <*>: участие государства в организации и финансировании международных выставок, проходящих во Франции; обязательное участие торговых и военных атташе в мероприятиях по продвижению ВиВТ национального производства на мировом рынке; создание специальных представительств Генеральной делегации по вооружениям в странах — потенциальных импортерах ВиВТ и государствах — конкурентах Франции на мировом рынке ВВТ. ——————————— <*> Там же. С. 35.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить важность участия России в международных выставках оружия и авиасалонах. Причем регулярное участие в крупнейших выставках военной продукции является одним из элементов серьезной маркетинговой политики и направлено в первую очередь на возвращение утраченных Россией позиций на мировом рынке ПВН и наращивание российского экспорта ВиВТ. При этом основной задачей РВД в области ВТС следует считать активное целенаправленное доведение до сведения потенциальных иностранных заказчиков информации о российской ПВН с целью ее продвижения на мировой рынок оружия и повышения ВТС в целом. В этом случае алгоритм РВД в области ВТС представляет собой последовательно выполняемый уполномоченными субъектами ВТС комплекс мероприятий, направленных на решение указанной задачи. В этой связи становится актуальным вопрос совершенствования законодательства, регулирующего РВД в области ВТС путем разработки специальных принципов и норм, регулирующих данный вид деятельности. Таким образом, говоря о месте РВД в системе ВТС, следует отметить, что управляющей подсистемой является подсистема государственного управления РВД. Она включает деятельность государства и уполномоченных государственных органов, направленную на управление общественными отношениями по организации РВД в области ВТС. Поскольку ВТС является компетенцией российского государства, то соответствующим субъектом государственно-управленческих отношений в области РВД могут быть только государство или уполномоченные им государственные органы. Управляемой подсистемой системы РВД в области ВТС является совокупность специфических общественных отношений, посредством которых осуществляется данная деятельность. Субъектами управляемой подсистемы РВД в области ВТС являются предприятия-разработчики и производители ВиВТ, уполномоченные структуры и госпосредник. Объем полномочий и порядок осуществления РВД названными субъектами определяется Указами Президента Российской Федерации и Постановления ми Правительства Российской Федерации, которому Президент РФ делегирует часть своих полномочий. Являясь субъектами управляемой подсистемы, они одновременно выступают объектами РВД в области ВТС в целом, то есть по отношению к государственными органам, осуществляющим управление в этой сфере общественных отношений.

——————————————————————