Проекты Правительства Азербайджанской Республики по развитию ИКТ в стране

(Зейналов З. З.)

(«Информационное право», 2006, N 1)

ПРОЕКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ

РЕСПУБЛИКИ ПО РАЗВИТИЮ ИКТ В СТРАНЕ

З. З. ЗЕЙНАЛОВ

Зейналов З. З., диссертант Института философии и политико-правовых исследований Национальной академии наук Азербайджана, редактор азербайджанской версии еженедельного издания Internet News.

Начиная с 1999 г. до сегодняшнего времени продолжается разработка и внедрение сразу нескольких совместных проектов Правительства АР и Программы развития ООН в области информационных технологий. Наиболее важным в сфере Интернет-законотворчества стал проект «Стратегия развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в Азербайджане и применения их на первичном этапе».

Претворение в жизнь данной стратегии должно дать возможность Азербайджану сделать качественный скачок в сфере IT при минимальных капиталовложениях и максимальном использовании национальной материально-технической базы и кадровых ресурсов.

Проект рассматривал начало и развитие национального диалога по доработке, одобрению НСРИКТ и последующего выбора приоритетных сфер для применения национальной стратегии. Основная цель проекта — сделать ИКТ доступными для правительственных и неправительственных организаций, что должно было способствовать общему развитию страны.

Правительство Азербайджана, ответственное за общую эффективность управления и исполнения всех аспектов проекта, выбрало Государственную комиссию по приему студентов исполнительным органом проекта.

Цели и задачи стратегии следующие:

— сформировать единую информационную зону в стране;

— обеспечить информационную безопасность страны;

— усилить экономический, социальный и интеллектуальный потенциал;

— создать необходимую организационную, технологическую и юридическую среду;

— создать равные возможности для всех секторов независимо от форм собственности;

— полностью интегрировать страну в мировое сообщество;

— обеспечить создание благоприятных условий для перехода к интенсивному информационному гражданскому обществу к 2011 г.

Проекты, которые включены в 10-летнюю Программу:

— создать и развивать юридическую основу относительно расширения информационных структур и принятия государственных стандартов;

— содействовать более широкому использованию науки в ИКТ;

— создать благоприятную среду для организации мелких и средних предприятий, которые производили бы товары и услуги, способные конкурировать на международном уровне;

— расширить информационную инфраструктуру в образовании, мониторинге образования и дистанционном образовании;

— развить Интернет — и информационные услуги;

— поощрять более широкое использование азербайджанского языка и алфавита и создать национально-информационные ресурсы;

— организовать и развить региональные и областные информационные центры. Во время этого двухгодичного этапа были рассмотрены:

— разработка структуры, механизма управления и мониторинг процесса увеличения объема информации;

— организация юридической основы для данного процесса увеличения объема информации;

— оценка электронной готовности страны;

— выбор приоритетных областей для реализации ИКТ и разрешения любых вопросов, влияющих на эту реализацию;

— организация программ обучения для служащих системы государственного управления;

— разрешение проблем, касающихся азербайджанского шрифта, и принятие соответствующих стандартов;

— организация региональных и областных информационных центров;

— организация международного сотрудничества и обеспечение участия местных экспертов на международных форумах и в деятельности, направленной на вовлечение международных организаций в реализацию стратегии.

Хочу отметить, в первоначальной реализации проекта были достигнуты почти все ожидаемые результаты.

Уже 17 февраля 2003 г. было подписано распоряжение Президента АР «Об утверждении национальной стратегии по информационным и коммуникационным технологиям во имя развития Азербайджанской Республики (2003 — 2012 годы)». В отличие от вышеупомянутого проекта это первый документ, который официально признал важность Интернета для общества. В тексте распоряжения четко отражается интерес и готовность Азербайджана к применению ИКТ в стране, а также возможности их реализации. Так как современные ИКТ были широко использованы в процессе приема студентов в высшие и средние специальные учебные заведения, была применена онлайновая оценка знаний, созданы соответствующие информационные ресурсы, а также широкие информационные услуги были оказаны населению посредством Интернета. По документу предусматривается: развитие сетей для передачи данных, включая развитие Интернет-сети, устранение разницы, существующей в этой связи между городами и районами, и увеличение азербайджанского сегмента Интернета, развитие национальных поисковых сайтов. В итоге нужно ожидать развития азербайджанского сегмента Интернета, обеспечения информационной безопасности страны, интеграции Азербайджанской Республики в международное электронное информационное пространство.

В период первоначального проекта были разработаны законопроекты об электронной подписи, электронном документе и об электронной торговле. Далее законопроекты об электронной подписи и электронном документе были рассмотрены как единое целое в парламенте страны и были приняты 9 марта 2004 г. Закон «Об электронной торговле» был принят 10 мая 2005 г.

Можно, конечно, отметить и другие совместные проекты Правительства АР на пути развития ИКТ, и в частности Интернета, в стране, что вовлекало в себя принятие тех или иных актов, касающихся Интернета.

26 января 1999 г. между ПРООН и Государственным таможенным комитетом был подписан первый двухгодичный этап проекта «Создание сети передачи данных и развитие институциональных возможностей Государственного таможенного комитета Азербайджанской Республики». В мае 2001 г. было решено начать второй двухгодичный этап, включавший дополнительную деятельность по реализации. Второй этап проекта включает организацию автоматизированной базы данных, которая будет регистрировать нарушения Закона о таможне. Цель заключается в организации базы данных о нарушителях при установлении путей распространения преступности на основе инспекционной деятельности таможенных органов. Контрольно-пропускные пункты будут получать сведения, основанные на анализе данных. Документация обеспечивает более легкое отслеживание движения и маршруты транспортировки контрабанды и, таким образом, будет содействовать борьбе с перевозкой контрабанды и другими нарушениями таможенных правил. Одной из основных функций таможенных пунктов конечно же является регистрация товаров и перевозок при пересечении границы. Неотъемлемой частью этого процесса является мониторинг и контроль информации, содержащейся в Грузовой таможенной декларации (ГТД). Второй этап проекта предполагает использование информационной технологии для улучшения общей эффективности и оперативности процесса. Кроме этого, автоматизированная регистрация ГТД и система контроля данных должны облегчить взаимодействие между клиентами и таможенными служащими и сделать его более ответственным и прозрачным. Компьютеризация ГТД позволяет таможенным брокерам консультировать своих клиентов, помогать им в заполнении документов и служить в качестве посредников, при этом не входя в непосредственный контакт с декларирующими субъектами, что позволяет пресечь нарушения законов и злоупотребление должностными полномочиями. Декларацию составляют на дискете или в режиме реального времени в таможенных пунктах. Это значительно сократит время оформления на таможенных пунктах, уменьшит ошибки при вводе информации и обеспечит однородность таможенных платежей. Это также даст возможность таможенным служащим более эффективно довести до конца неуплату пошлин.

Указом Президента Азербайджанской Республики от 3 сентября 2000 г. при Центральной избирательной комиссии Азербайджанской Республики был создан Информационный центр «Сечкиляр» («Выборы»). Самой важной функцией Центра было совершенствование всей избирательной системы через возможность предоставления информации в открытой форме. ПРООН содействовал для создания соответствующих условий, предоставления обучения и оборудования для обеспечения подготовки концепции успешного внедрения ИКТ как государственной автоматизированной информационной системы для проведения выборов в Азербайджане. Задача Центра заключается в осуществлении следующих основных функций:

— разработка информационных баз данных о регистрации избирателей и нормативно-правовых актов о выборах;

— обеспечение эффективной и доступной автоматизированной информационной системы во время всего избирательного процесса;

— определение и установка соответствующего программного обеспечения и другого необходимого оборудования;

— постоянное обновление информации о процессе голосования;

— установка в Аппарате Президента Азербайджанской Республики, Милли Меджлисе, Кабинете Министров и органах местной власти автоматизированных информационных центров с соответствующей информацией из базы данных;

— предоставление консультаций организациям относительно использования и применения ИКТ.

Внедрение ИКТ в процесс выборов имеет два основных направления действий, а именно — организация электронной системы с постоянно обновляемой информацией о процессе голосования и автоматизация передачи информации и процесса голосования из каждого избирательного пункта в ЦИК в процессе выборов. На первых выборах были приняты, проверены и переданы в соответствующие округа списки, состоящие более чем из 4 миллионов избирателей. Информационный центр был снабжен необходимой компьютерной технологией, телекоммуникационной техникой и информационными табло, способными получать информацию из 32 избирательных округов и избирательных участков в одно и то же время. С помощью этой системы информация о процессе голосования и результатах выборов передается из избирательных округов в Центр, а с помощью телепередатчиков международные наблюдатели, средства массовой информации и общественность получают информацию.

17 сентября 2003 г. стартовал другой совместный ИКТ проект Правительства Азербайджанской Республики и Программы развития ООН под названием «Усиление потенциала Государственного фонда социальной защиты населения Азербайджанской Республики». Проект входит в тематическую сферу ПРООН «Информационные коммуникационные технологии для развития», осуществлен в рамках государственной концепции по пенсионным реформам Азербайджанской Республики и считается одним из элементов Государственной программы по уменьшению бедности и экономическому развитию. Основная цель проекта — оказание поддержки созданию системы социального обеспечения в соответствии с государственной концепцией по пенсионным реформам. Проект будет обеспечивать переход от бумажного к электронному документообороту.

В качестве другой немаловажной работы, косвенно касающейся развития нормативно-правовой базы Интернета в Азербайджане, выступают два совместных проекта Государственного Агентства по стандартизации, метрологии и патентам Азербайджанской Республики и ПРООН. Первый двухгодичный проект, именуемый «Программой по Э-правительству и реформам государственного сектора: усиление потенциала лабораторного анализа Государственного агентства по стандартизации, метрологии и патентам Азербайджанской Республики» был рассчитан на достижение трех целей:

1. Подготовка и проведение плана реформ Агентства по Э-правительству — управлению, направленных на модернизацию практики управления для расширения сферы оказания услуг.

2. Модернизация лабораторной инфраструктуры и интеграция с управлением системами рабочих потоков, завершенных в течение первой фазы.

3. Квалифицирование персонала агентства, усиление их способностей в соответствии с расширением сферы оказания услуг и международными нормами и практикой.

Второй проект «Усиление потенциала Государственного агентства по стандартизации, метрологии и патентам Азербайджанской Республики» можно назвать просто вспомогательным для популизации государственной законотворческой деятельности в сфере ИКТ, а в частности Интернета.

Целями проекта являются поддержание развития политики Агентства посредством стимулирования уже существующих конкретных примеров эффективного использования ИКТ и усиление национальных потенциальных возможностей и сотрудничества с целью пресечения выхода на потребительский рынок незаконных и низкокачественных товаров.

В результате подготавливается необходимое программное обеспечение (база данных по трем основным направлениям деятельности — стандартизация, метрология и патенты; автоматизированная регистрация, обработка и система контроля документов) для Агентства.

Одним из знаменательных проектов в развитии нормативной базы Интернета является подписанный 14 июля 2004 г. между министерством связи и информационных технологий Азербайджанской Республики и Программой развития ООН (ПРООН) проект «Национальная инициатива е-Управленческой Сети». Национальная инициатива е-Управленческой сети служит для поддержания эффективности, прозрачности работы государственного сектора и повышает ее ответственность. Проект состоит из четырех основных компонентов: создание национальной управленческой сети; передача информации, а также создание и принятие сборника прав гражданских услуг по деятельности государственных компьютерных систем; с целью обеспечения на всех уровнях государства в соответствии со сборником прав гражданских услуг проведение в будущем обучающих курсов для специальных преподавателей и создания на высоком уровне государственных информационных порталов, а также создание в шести районах страны информационных пунктов для получения возможности их включения в систему «Гражданин — Правительство». Ключевым фактором, обеспечивающим динамичное развитие Интернета, является современная сетевая инфраструктура. Поэтому в рамках проекта «Инициатива национальной сети электронного управления» предполагается в первую очередь создание единой магистральной сети передачи данных (информации) AzDATACOM. Сеть будет построена на основе фибероптических каналов, что позволит обеспечить высокую скорость и качество передачи данных. Такая сеть создаст предпосылки для эффективного обмена данными как между региональными филиалами одной организации, так и между различными учреждениями. Отдельные государственные организации добились значительных успехов на своих направлениях работ, в то же время чаще всего информационные системы внедряются независимо друг от друга и не могут напрямую обмениваться данными. Конечной целью является создание эффективного, прозрачного механизма коммуникации общества с органами госуправления, в результате чего гражданам не нужно будет бегать от одного учреждения к другому, выстаивая в очередях и собирая многочисленные справки. Государство может взять на себя функцию обмена информацией между своими учреждениями — современные технологии Э-правительства позволяют это сделать. Информационные системы всех органов власти со временем интегрируются в единое информационное пространство, объединяющее информацию из различных источников и позволяющее выявить взаимосвязи и тенденции социально-экономических процессов, дать прогноз их развития в целях решения экономических, социальных и административных вопросов. На принципиально новый уровень также выходят способы взаимодействия власти и бизнеса, власти и общества.

——————————————————————