Органы публичной власти как субъекты управления в информационной сфере

(Ковалева Н. Н.) («Информационное право», 2013, N 2)

ОРГАНЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ КАК СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Н. Н. КОВАЛЕВА

Ковалева Наталия Николаевна, доцент кафедры административного и муниципального права ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», кандидат юридических наук.

Рецензент: Морозов Андрей Витальевич, заведующий кафедрой информационного права, информатики и математики РПА Минюста России, доктор юридических наук, профессор.

В статье анализируются вопросы правового статуса органов публичной власти как субъектов управления в информационной сфере, обосновывается вывод о том, что важнейшей задачей при определении правового статуса таких субъектов является обеспечение массового информационного обслуживания на основе государственного информационного ресурса.

Ключевые слова: государственное управление, информационное пространство, информационная сфера, субъекты управления в информационной сфере.

Agencies of public power as subjects of management in the informational sphere N. N. Kovaleva

In the article subjects of the government in information sphere are analyzed. And also it is proved that the major problem in sphere at definition of legal status of subjects of the government in information sphere is creation of the organizations and the divisions specializing on mass information service on the basis of the state information resources.

Key words: the government, information field, information sphere, kinds of subjects in information sphere.

Государственное управление представляет собой форму реализации функций государства его органами и должностными лицами как разновидность социального публичного управления. Субъектами же процесса государственного управления могут быть физические и юридические лица, которые сами осуществляют управление или принимают участие в государственном управлении как субъекты управленческих отношений. При этом физические лица и общественные объединения, как правило, выступают в качестве участников — субъектов управленческих отношений; в свою очередь, государственные органы исполняют роль управляющих субъектов в правовых отношениях. Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц по приему обращений от пользователей информацией <1>. ——————————— <1> Ковалева Н. Н., Холодная Е. В. Комментарий к Федеральному закону от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

Основная роль в системе административно-правового регулирования в сфере применения информационных технологий сегодня, безусловно, принадлежит Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. В п. 1.3 Регламента Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (утв. Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 3 ноября 2009 г. N 139) <2> обозначено, что Министерство есть федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по разработке государственной стратегии и правовому регулированию в информационной сфере, в том числе при использовании информационных технологий для формирования государственного информационного ресурса и обеспечения доступа к нему. ——————————— <2> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 4. 25 января.

Административно-правовое управление информационным ресурсом должно быть обусловлено принципами признания права собственности на него, чтобы была создана правовая основа регулирования взаимоотношений и введения государственного информационного ресурса в гражданский оборот. При этом право собственности государства на информационный ресурс, создаваемый, приобретаемый, накапливаемый за счет средств государственного бюджета всех уровней, должно превалировать. Любое министерство или ведомство может быть только владельцем или пользователем создаваемого, накапливаемого за счет средств бюджета информационного ресурса. Исходя из того что государственный информационный ресурс — объект собственности, управление им на основании ст. 114 Конституции Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации посредством назначения специального федерального органа исполнительный власти, наделенного соответствующими полномочиями. Как правило, такими органами определяются федеральные агентства в соответствующих сферах управления и экономики. Объем компетенции каждого федерального органа исполнительной власти по осуществлению распоряжения, владения или пользования государственным информационным ресурсом должен определяться в положении о статусе этого органа. Что касается уровня субъектов Российской Федерации, то им может быть передано право распоряжаться, владеть и пользоваться государственным информационным ресурсом, а также информационным ресурсом совместного ведения на основе административных договоров о разграничении полномочий или о совместном ведении. На основании аналогичных договоров необходимо разграничивать и правомочия владения и распоряжения информационным ресурсом, который был создан не только на средства федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ, но с использованием средств иных субъектов (например, собственные средства физических и юридических лиц). Следует отметить, что субъектами государственного управления осуществляется тесное взаимодействие с органами местного самоуправления по следующим аспектам: во-первых, государство осуществляет правовое регулирование местного самоуправления; во-вторых, муниципальные органы могут наделяться отдельными государственными полномочиями государственными органами, они осуществляют и контроль выполнения переданных государственных полномочий; в-третьих, субъекты государственного управления осуществляют взаимодействие по финансовым и некоторым другим вопросам с органами местного самоуправления. В то же время взаимодействие муниципальных и государственных органов при осуществлении информационной функции имеет весьма специфические проблемы. Муниципальные органы вправе вносить в государственные органы субъектов РФ предложения, связанные с развитием почтовой связи в муниципальном образовании <3>. ——————————— <3> Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 29. Ст. 3697; 2004. N 35. Ст. 3607; 2008. N 29 (ч. I). Ст. 3418; 2009. N 26. Ст. 3122.

В то же время уже в Федеральном законе от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» <4> полномочия органов местного самоуправления в области связи были исключены, обусловлено это было усилением вертикали власти, и в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» <5>, в котором в значительной мере конкретизированы предметы ведения муниципальных органов, также вопросы связи были исключены, т. е. эта часть компетенции полностью подпадает под государственное регулирование, и в настоящее время полномочия в сфере связи органам местного самоуправления могут быть переданы путем их наделения государственными полномочиями. ——————————— <4> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 28. Ст. 2895; 2008. N 18. Ст. 1941; 2009. N 29. Ст. 3625; 2010. N 7. Ст. 705. <5> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822; 2008. N 49. Ст. 5744; 2007. N 46. Ст. 5556; 2009. N 19. Ст. 2280; N 52 (ч. I). Ст. 6441.

То есть налицо правовая коллизия: Федеральный закон «О почтовой связи» предусматривает специфические полномочия муниципальных органов, а Федеральный закон «О связи» — нет. Кроме того, административно-правовое регулирование информационного обеспечения деятельности органов власти в части установления порядка работы с документами, установления режимов информации, структуризации информации, к сожалению, недостаточно. Необходимо также установление фильтров входящей информации и их административно-правовое регулирование. Большой объем такой информации может вызвать остановку работы государственных и муниципальных органов, при этом поток входящей информации имеет особое значение для обеспечения связи органа власти с внешней средой. Поэтому особенно важен внимательный подход к разработке различных положений и инструкций по обработке и подготовке к представлению руководству входящих документов. Кроме того, необходимо обеспечить систематизацию информации, как входящей, так и исходящей, в зависимости от категорий доступа. По категориям доступа информация может быть разделена на открытую информацию, информацию, составляющую государственную тайну, персональные данные, коммерческую тайну, тайну частной жизни, профессиональную и т. д. До тех пор пока в соответствующем органе власти находится эта информация в пределах функциональной деятельности органа, должен обеспечиваться надлежащий режим доступа. Отсюда следует, что целесообразно структурировать информацию по категориям доступа, урегулировать работу с такого рода информацией специальными законами <6>. ——————————— <6> См.: Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б. Н. Топорнина. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С. 209.

В процессе реализации своих функций государственные и муниципальные органы не только получают информацию, необходимую для обеспечения постоянного взаимодействия с подчиненными им структурами, с другими органами власти, физическими и юридическими лицами, но и предоставляют информацию другим пользователям, в том числе физическим и юридическим лицам, средствам массовой информации, а также друг другу. Это, в свою очередь, обусловливает тесное взаимодействие государственных и муниципальных органов на трех уровнях: федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и на муниципальном уровне. Отсюда следует, что административно-правовое регулирование использования информации необходимо создавать по двум направлениям: во-первых, в соответствии с ее административно-правовым режимом доступа и, во-вторых, — на основании правил открытости, свободного доступа к информации. Особое значение для решения вышеперечисленных проблем государственного регулирования деятельности субъектов государственного управления в условиях использования информационных технологий имеет принятие специального федерального закона, регулирующего административно-правовой режим служебной тайны, законов об информационном обеспечении деятельности государственных и муниципальных органов, закона об административно-правовом режиме тайны частной жизни и т. д. Частично эти вопросы решены за счет включения отдельных административно-правовых норм в положения о структурных подразделениях государственных и муниципальных органов, в регламенты некоторых государственных и муниципальных органов, но при этом весь объем административно-правового регулирования этих проблем не обеспечивается. Таким образом, важнейшей задачей при определении правового статуса субъектов государственного управления в условиях использования информационных технологий является обеспечение массового информационного обслуживания на основе государственного информационного ресурса. К сожалению, государственные и муниципальные органы, которые владеют соответствующим информационным ресурсом, не осуществляют массового информационного обслуживания, это связано в том числе с тем, что у них отсутствуют соответствующие технологические, кадровые, организационные и финансовые возможности. В этих случаях перспективным было бы создание системы, обеспечивающей взаимодействие с негосударственными информационными службами, которые производили бы информационные продукты и оказывали бы информационные услуги, основываясь на использовании государственных информационных ресурсов. Поэтому необходимо обеспечить правовое регулирование системы взаимодействия органов власти с негосударственными информационными службами по поводу использования государственных информационных ресурсов и условий распространения информационных продуктов и услуг.

——————————————————————