Азартные игры с государством

(Шеленкова Е.)

(«ЭЖ-Юрист», 2006, N 10)

АЗАРТНЫЕ ИГРЫ С ГОСУДАРСТВОМ

Е. ШЕЛЕНКОВА

Елена Шеленкова, юрист.

В наступившем году пришла очередь организаций игорного бизнеса столкнуться с целым рядом ограничений и запретов по рекламе своей деятельности. Дело в том, что Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 21 июля 2005 г. N 113-ФЗ (далее — Закон о внесении изменений), вступивший в силу уже 26 января 2006 г., серьезно ограничивает рекламу азартных игр. Пожалуй, особый интерес представляет оговорка в Законе о том, что его требования не распространяются на рекламу стимулирующих лотерей и государственных лотерей.

Что же разрешено?

В первую очередь определимся с тем, что же все-таки будет разрешено, а следовательно, может быть использовано в качестве источников информации о деятельности организаций игорного бизнеса.

Разрешена реклама на радио и телевидении только в интервале с 22.00 и до 7.00 местного времени;

в зданиях, строениях и помещениях, где проводятся азартные игры и (или) пари, кроме помещений вокзалов, аэровокзалов и метрополитена;

в специализированных печатных изданиях, то есть речь идет о печатных изданиях рекламного характера, а также в специализированных периодических печатных изданиях, предназначенных для работников игорных заведений и (или) для лиц, участвующих в азартных играх и (или) пари.

И запрещено…

Однако законодатель четко обозначает, чего же все-таки не должна содержать реклама деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари.

Во-первых, игорным заведениям следует отказаться от использования образов людей и животных при рекламе своей деятельности, обращаться непосредственно к несовершеннолетним, использовать образы людей и животных, а также распространяться в любой форме в радио — и телепередачах, в печатных изданиях для несовершеннолетних.

Во-вторых, при знакомстве с рекламой у потенциального игрока не должно создаваться впечатление, что выигрыш гарантирован или его вероятность высока (например, может быть сноска: получение выигрыша при соблюдении условий игры).

В-третьих, запрещено умалчивать об особых условиях или ограничениях участия в азартных играх и (или) пари либо об условиях выплаты выигрышей, если такие условия или ограничения установлены.

В-четвертых, рекламодатель не должен своей рекламой создавать впечатление, что участие в азартных играх и (или) пари имеет значение для достижения общественного или личного успеха либо способно содействовать решению имущественных проблем. (Например, содержать лозунги типа: «Играй и увидишь мир!»)

В-пятых, реклама деятельности игорного заведения не может дискредитировать лиц, не участвующих в игре (не играющий — неудачник).

Отметим также ужесточение санкций, предусмотренных ст. 14.3 КоАП РФ, в части увеличения суммы штрафа за нарушение законодательства о рекламе до 500 минимальных размеров оплаты труда по отношению к юридическим лицам (МРОТ для штрафов по состоянию на 17 декабря 2005 г. 100 руб. — ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ).

Тем не менее при внимательном рассмотрении законодатель сохраняет отдельные варианты выхода из ситуации запрета рекламы участия в азартных играх. Перечисляя эти варианты, мы видим, что для организаций игорного бизнеса остается несколько путей:

— не рекламировать свою деятельность;

— оставить вывеску;

— оставить товарный знак;

— провести стимулирующую лотерею.

Оформление вывески

В свете принятых ограничений возникла необходимость смены наружной информационной символики игорных заведений. Если раньше, проходя мимо зала игровых автоматов, мы могли наблюдать стены и окна, изобилующие изображениями золотых россыпей, карт всех мастей и сияющих лиц счастливчиков, «сорвавших банк», то теперь этим временам, несомненно, пришел конец. Сегодня большинство игорных заведений (например, «Джекпот», «Третий Рим»), проинформированных об изменениях в законодательстве о рекламе, сменили красочные плакаты на надписи и вывески. Это свидетельствует о процессе, который идет в рамках выполнения требований Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 113-ФЗ, и связано с тем, что наружная реклама азартных игр запрещена. Единственный выход — оставить снаружи только вывеску (что и сделали крупные операторы игорного рынка в РФ).

Между тем любое размещение информации об игорном заведении и его деятельности на фасаде занимаемого помещения, крыше или стене не может быть признано вывеской, а следовательно, незаконно.

Так, вывеска игорного заведения может содержать следующую информацию:

— наименование игорного заведения;

— адрес осуществления деятельности;

— время работы.

Вывеска должна располагаться только перед входом в зал или казино и не должна содержать каких-либо призывов, девизов.

Названные требования служат целям идентификации юридических лиц, индивидуализируют их как участников гражданского оборота и субъектов публично-правовых отношений. Это прямо следует из текста ст. 54 Гражданского кодекса РФ.

Размещение уличной вывески с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.

Товарный знак

Отнюдь не обязательно, что игорное заведение должно ограничиться лишь скупой вывеской, существует легальная возможность более красочного оформления помещения снаружи.

Вместо деятельности игорных заведений можно рекламировать зарегистрированный в соответствии с законодательством в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам России товарный знак.

Товарный знак может быть размещен, к примеру, на вывеске к помещению, которое отведено под игорное заведение, над вывеской.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 23 сентября 1992 г. N 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» товарным знаком являются обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.

По результатам рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по истечении месяца выдается свидетельство на зарегистрированный товарный знак.

Причем в качестве товарных знаков согласно ст. 5 упомянутого Закона могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Обращаем внимание на тот факт, что фирменное наименование (товарный знак) игорного заведения может содержать лишь ту и только ту информацию, которая указана в свидетельстве на зарегистрированный товарный знак.

Проведение стимулирующей лотереи

Обратимся теперь к прямой оговорке законодателя о том, на что же не распространяются требования ст. 16.1 указанного Закона. Требования настоящей статьи не распространяются на рекламу стимулирующих лотерей и государственных лотерей. Для нас принципиальный интерес будет представлять процедура проведения стимулирующей лотереи. Поскольку сам по себе вопрос организации стимулирующей лотереи может быть отдельной темой рассмотрения, то ограничимся лишь перечислением признаков стимулирующей лотереи.

На сегодняшний день очевидна ситуация жесткой конкуренции среди заведений игорного бизнеса, а следовательно, актуальность приобретают мероприятия, направленные на привлечение внимания имеющихся и потенциальных игроков к участию в азартных играх. Такими мероприятиями прежде всего являются различные акции с розыгрышами призов. Описанные акции подпадают под понятие стимулирующей лотереи в том случае, если отвечают ее признакам.

В самом общем виде определение лотереи приведено в Федеральном законе от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ «О лотереях» (далее — Закон о лотереях). Итак, лотерея — игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Статья 7 упомянутого Закона посвящена перечислению условий, при соблюдении которых мы можем вести речь о том, что проводится именно стимулирующая лотерея. Во-первых, для проведения стимулирующей лотереи необходимо направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления уведомление о проведении стимулирующей лотереи. Дальнейший текст статьи содержит перечень условий проведения стимулирующей лотереи.

Итак, для того чтобы соответствовать требованиям законодателя, игорное заведение должно совершить следующие действия:

направить уведомление о проведении стимулирующей лотереи в Федеральную налоговую службу РФ. Уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать следующую информацию: указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи, то есть организация азартных игр.

Согласно ст. 7 Закона о лотереях к такому уведомлению прилагаются:

условия стимулирующей лотереи;

документ, излагающий способ информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях;

документ, содержащий свойства услуги, позволяющие установить взаимосвязь данной услуги и проводимой стимулирующей лотереи;

документ, излагающий способ заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником;

документ, при помощи которого участники стимулирующей лотереи информируются о досрочном прекращении ее проведения;

заверенные нотариусом копии учредительных документов организации, проводящей стимулирующую лотерею;

описание процедуры хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.

Подводя итоги, хочется заметить, что законодатель сохраняет пусть лимитированную, но все же возможность игорным заведениям рекламировать свою деятельность. Выше перечислены разрешенные законом варианты рекламы участия в азартных играх. Организаторам же, проводя азартные игры, нужно четко понимать, что законно и что незаконно, чтобы деятельность по организации азартных игр с населением не превратилась в собственные азартные игры с государством.

——————————————————————