Информация как объект правового регулирования конституционных прав человека и гражданина

(Белевская Ю. А.) («Юрист», 2006, N 6)

ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Ю. А. БЕЛЕВСКАЯ

Белевская Ю. А., доцент кафедры конституционного и муниципального права Орловской региональной академии государственной службы, кандидат юридических наук.

В рамках развивающегося информационного общества и соответствующих отношений в информационной сфере, получивших сегодня название информационных, в значительной мере формирующихся в условиях широкого использования новых информационных технологий (НИТ), проблема правового регулирования конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере приобретает совершенно иное содержание и обусловливает актуальность и своевременность решения задачи развития отрасли и законодательства информационного права. Это, в свою очередь, предполагает необходимость исследования и развития научно-методологических аспектов информационного права. Среди первоочередных задач этой проблемы можно выделить необходимость развития и уточнения понятийного базиса теоретических основ информационного права и его центрального понятия «информации». Многообразие и разнообразие содержания этого понятия в рамках реальной действительности требуют своего уточнения в связи с тем, что оно непосредственно связано с рядом особенностей и свойств информации как предмета информационных отношений и объекта правового регулирования конституционных прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, рассматриваемые понятия информации охватывают значительную часть сфер и видов деятельности человека и гражданина современного информационного общества. Анализ известных результатов исследования отечественных и зарубежных ученых и специалистов позволяет говорить о широком спектре взглядов на содержание этого понятия — от наиболее широкого, в общесистемном, философском смысле <*>, до весьма узкого, технократического и прагматического смысла (информация есть все сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования) <**>, а также в ряде случаев о его неопределенности (Винер Н. Информация — это не материя, информация — это не энергия, информация — это информация). ——————————— <*> Философский словарь. М., 1991. <**> См., например: Берг А. И. Информация и управления. М.: Экономика, 1966. С. 20.

Часто понятие «информация» используют, не задумываясь и не исследуя глубину его истинного содержания, отождествляя с понятиями «знание», «данные», «сведения», «сообщение», в том числе определяя и выражая его само через себя или сводя его содержание с формой представления. Подтверждением последнего может быть пример известного содержания понятия «информация», определенного Р. Шенноном. В нем информацией называют количество непредсказуемого, содержащегося в сообщении. Количество есть мера того нового, которое данное сообщение вносит в сферу, окружающую получателя. При этом в качестве такого количества рассматриваются знаки, представленные электрическим сигналом в канале связи. Хотя можно говорить и о любых знаках независимо от коммуниканта. Однако сущность представляемого содержания понятия «информация» не меняется. По сути, содержание понятия информации подменяется содержанием понятия формы ее представления — знаком. В работе Шеннона информация представляется субъекту в том числе и правоотношения лишь в своей внешней оболочке, которая представлена отношениями сигналов, знаков, сообщений друг к другу, т. е. синтаксическими отношениями. Количественная мера Шеннона не претендует на оценку содержательной (семантической) или ценностной, полезной (прагматической) сторон передаваемого сообщения. Новый этап теоретического расширения понятия информации связан с кибернетикой — наукой об управлении и связи в живых организмах, обществе и машинах. Оставаясь на позициях шенноновского подхода, кибернетика формулирует принцип единства информации и управления, который особенно важен для анализа сути процессов, протекающих в самоуправляющихся, самоорганизующихся биологических, социальных системах, а сегодня можно говорить, что и в социотехнических системах <*>. ——————————— <*> См., например: Волобуев С. В. Философия безопасности социотехнических систем. М.: Вузовская книга, 2002. С. 45.

Таким образом, кибернетическая концепция подводит к необходимости оценить информацию как некоторое знание, имеющее одну ценностную меру по отношению к внешнему миру (семантический аспект) и другую по отношению к получателю, накопленному им знанию, познавательным целям и задачам (прагматический аспект). Приведенные примеры взглядов на информацию позволяют говорить о многообразии и разнообразии подходов к определению содержания этого феномена, которые затрудняют однозначное решение конкретных исследовательских задач теории и практики информационной науки в целом и информационного права в частности. Безусловно, в этом случае следует дополнительно уточнять представленные здесь и существующие в науке и практике понятия информации. Решая задачу выбора того или иного понятия информации, можно обратиться к известному подходу, где предлагается рассматривать содержание понятия информации на научном и обыденном уровнях с учетом необходимости познания и преобразования реальной действительности <*>. С учетом этого, рассматривая информацию как объект правового регулирования, целесообразно оперировать прежде всего понятиями, которые закреплены и определены в нормативных правовых актах. При этом, решая научную задачу, необходимо будет учитывать по возможности всю полноту знаний, накопленных в этой области. Так, в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» приводится дефиниция понятия «информация» и ее производных. Здесь информация представляется как сведения о предметах, объектах, явлениях, процессах независимо от формы их представления. Это родовое понятие информации используется и для формирования его производных дефиниций, используемых в других нормативных правовых актах <**>. ——————————— <*> Блуменау Д. И. Информация и информационный сервис. М.: Наука, 1989. <**> Федеральный закон от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» // Российская газета. 1996. 11 июля; Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // Российская газета. 1995. 22 февр.; Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. 1992. 8 февр.; Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» // Российская газета. 1993. 21 сент.

Рассматривая информацию как отражение действительности объектом окружающего мира, можно говорить об информации как об абстрактной субстанции, которая существует сама по себе, но для нас ни хранение, ни передача информации без материального носителя невозможны. Известно, что информация, с одной стороны, как объект права собственности копируема (тиражируема) за счет материального носителя <*>, с другой — как объект права собственности легко перемещается от одного к следующему субъекту права собственности без очевидного (заметного) нарушения права собственности на информацию. Но перемещение материального объекта права собственности неизбежно и, как правило, влечет за собой утрату этого объекта первоначальным субъектом права собственности. При этом очевидно нарушение его права собственности. Необходимо отметить, что нарушение этого права имеет место лишь в случае неправомерного перемещения того или иного материального объекта <**>. Опасность копирования и перемещения информации усугубляется тем, что она обычно отчуждаема от собственника, т. е. хранится и обрабатывается в сфере доступности большого числа субъектов, не являющихся субъектами права собственности на эту информацию. Сюда относятся, например, автоматизированные системы, в том числе и сети. Возникает сложная система взаимоотношений между субъектами права собственности, обусловливающая способы их реализации и, следовательно, направления формирования системы правовой защиты, которые обеспечивают предотвращение нарушений прав собственности на информацию. ——————————— <*> Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. 1993. 3 авг.; Бачило И. Л. Информация — объект права // НТИ. Серия 1. 1999. N 8. С. 26 — 34; Бачило И. Л. Информация как объект отношений, регулируемых Гражданским кодексом РФ // НТИ. Серия 1. 1999. N 5. С. 6 — 13. <**> См.: Там же.

Проанализировав особенности информации как объекта права собственности, можно сделать вывод, что в остальном информация ничем не отличается от традиционных объектов права собственности. Проведенный анализ содержания информации, в том числе и как объекта права, позволил выделить ее основные виды, подлежащие правовой защите: сведения, отнесенные к государственной тайне, конфиденциальная документированная информация, персональные данные, сведения, составляющие банковскую, служебную, коммерческую и иные виды тайн. На основе рассмотренных дефиниций, существующих (в широком и узком смыслах) понятий информации и других понятий, используемых в информационной сфере, можно заключить следующее: — рассмотренные дефиниции понятий информации разнообразны и многообразны в своем содержании; — существующие понятия по содержанию в основном адекватны родовому понятию информации как сведений о предметах, объектах, явлениях, процессах, независимо от формы их представления, отображаемых в сознании человека или на каком-либо носителе для последующего восприятия их человеком или в информационной системе; — независимо от содержания используемых понятий информации все они, как правило, выражаются через содержание как однозначно, так и неоднозначно определенных компонентов, отражающих наличие материально-энергетического носителя (сигнала), воспринимаемого сенсорно или с помощью прибора (в широком смысле); — информация носит двойственный характер: во-первых, она является информационным ресурсом общества, обладающим определенными свойствами и необходимым для информационного обеспечения общественной деятельности и повседневной жизни людей, являясь объектом субъект-объектных отношений. Во-вторых, информация — это специфическое сырье, подлежащее обработке специальными технологиями, техническими средствами, НИТ, с целью получения определенного информационного продукта, обладающего заданным свойством (качеством). А в силу широкого интегрирования этих технических НИТ во все сферы и виды деятельности личности, общества и государства также выступают более сложным объектом правоотношений. И поэтому в рамках исследуемых информационных правоотношений содержание информации должно рассматриваться через ее свойства, определяемые собственником, владельцем или пользователем (потребителем). Наряду с такими важными свойствами информации, как своевременность, достоверность и другими, существенное место принадлежит свойству безопасности информации, определяемому ее защищенностью от нежелательного воздействия, в том числе ее разглашения, искажения (нарушения целостности), модификации (подделки), незаконного доступа, копирования, блокирования и т. п. <*>. ——————————— <*> Гайкович В. Ю., Ершов Д. В. Основы безопасности информационных технологий. М., 1995. С. 13.

Независимо от сфер деятельности личности, общества и государства обеспечение безопасности информации тесно взаимосвязано с ее получением, накоплением, обработкой, использованием и поступлением от различных источников. Поэтому источник информации является неотъемлемой частью объекта правового регулирования в информационной сфере. Под источником информации понимается объект, обладающий определенной информацией, которую можно получить (получать) одноразово или многократно для поставленных целей, и связан с определенным получателем (субъектом), имеющим ту или иную возможность доступа к информации. К таким известным источникам относятся люди, документы, публикации, технические носители, технические средства обеспечения производственной и трудовой деятельности, промышленные и производственные отходы и другие <*>. ——————————— <*> Герасименко В. А. Защита информации в автоматизированных системах обработки данных: В 2 кн. Кн. 1. М.: Энергоатомиздат, 1994. С. 103 — 115; ил.; Герасименко В. А., Малюк А. А. Основы защиты информации. М., 1997. С. 204 — 321.

Рассмотрение информации как объекта правового регулирования различных сфер деятельности личности, общества и государства неразрывно связано с уточнением понятия и сущности правовой информации, так как именно ею оперируют органы государственной власти при принятии управленческих решений. Анализ приведенных выше дефиниций и содержания понятий информации <*> позволяет выявить следующее: ——————————— <*> Агапов А. Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации. М., 1997. С. 20 — 38; Бачило И. Л. Информация — объект права // НТИ. Серия 1. 1999. N 8. С. 26 — 34; Берг А. И. Информация и управления. М.: Экономика, 1966; Гаврилов О. А. Информатизация правовой системы России. Теоретические и практические проблемы. М., 1998. С. 12 — 40.

— до 70-х гг. термин «правовая информация» в юридической литературе не использовался, а все информационные проблемы права решались в рамках понятий «источник права», «правовой материал», «правовые акты», «правовые документы» и т. п.; — правовая информация является разновидностью информации, ее видовым понятием, поэтому все признаки (свойства), характерные для понятия информации, присущи и понятию правовой информации; — сферы деятельности личности, общества и государства предопределяют многообразие содержания правовой информации, представляющей многофункциональный объект, создаваемой и потребляемой во всех сферах деятельности, обеспечивающей решение многочисленных задач, стоящих перед различными субъектами (личностью, обществом, государством); — источниками правовой информации могут быть правовые нормы, институты, отрасли права, законодательство в целом. Правовая информация имеет свои специфические особенности (свойства), определяющие ее содержание и выделяющие ее в самостоятельное понятие. Эти свойства определяют место и роль информации в правовой системе, механизм обеспечения общественных отношений в информационной сфере <*>. К таким свойствам правовой информации относятся: ——————————— <*> Копылов В. А. Информационное право. М., 1997. С. 300; Копылов В. А. О системе информационного права // НТИ. Серия 1. 2000. N 4. С. 1 — 9.

физическая неотчуждаемость; обособляемость; информационная вещь; распространение; организационная форма. Перечисленные свойства должны отражать содержание правовой информации, которое определяется также характером общественных отношений, методами их регулирования. При этом регулирование отношений в информационной сфере определяется эффективностью правовых норм, зависящих от свойств правовой информации. Важно отметить, что смысловое содержание правовой информации формирует ее прагматическую ценность, которая состоит в обязательности правовых норм для личности, общества и государства. С учетом того что в настоящее время продолжается работа по созданию, совершенствованию и модернизации информационных автоматизированных систем <*> различных классов с целью обеспечения граждан, органов государственной власти достоверной и своевременной правовой информацией, весьма актуальной и своевременной является задача классификации правовой информации. По нашему мнению, такую классификацию можно осуществить по следующим основаниям: видам источников, роли информации в правовой системе, степени доступа к информации, степени официальности, объектам оборота, видам информации, организационным формам представления, виду носителя, источнику возникновения, видам нормативных правовых актов (законная, подзаконная). ——————————— <*> Гаврилов О. А. Информатизация правовой системы России. Теоретические и практические проблемы. М.: Юридическая книга, 1998. С. 20 — 45.

Представленная классификация правовой информации дает определенное представление об информации как об объекте сложных, многоплановых правоотношений в рамках правового регулирования конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере. Такие отношения называются информационными. Их формирование и развитие будут зависеть от определенных факторов, которые в конечном счете определяют особенности теоретико-правового регулирования конституционных прав и свобод личности в информационной сфере. Таким образом, информация, являясь атрибутом материи и характеристикой движения, существует объективно в пространстве и времени. В науке пока нет общепринятого единого понятия информации. Тем не менее при рассмотрении информации как объекта правового регулирования конституционных прав и свобод человека и гражданина необходимо оперировать определением, закрепленным в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации». Информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления <*>. Использование данного понятия является оправданным в той мере, в какой в процессе создания, потребления, распространения информации подавляющее большинство правоотношений возникает именно по поводу информации как сведений или сообщений. В силу этого понятие и содержание информации могут быть рассмотрены только в рамках реальной действительности, конкретной сферы деятельности личности, общества и государства, посредством которой они реализуют свои информационные интересы. ——————————— <*> Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // Российская газета. 1995. 22 февр.

——————————————————————