Информационное право — базовая дисциплина специальности «Прикладная информатика в юриспруденции»

(Ершов В. В., Ловцов Д. А.)

(«Информационное право», 2006, N 3)

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО — БАЗОВАЯ ДИСЦИПЛИНА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА В ЮРИСПРУДЕНЦИИ»

В. В. ЕРШОВ, Д. А. ЛОВЦОВ

Ершов В. В., ректор Российской академии правосудия, доктор юридических наук, профессор.

Ловцов Д. А., заведующий кафедрой правовой информатики, информационного права и математики, доктор технических наук, профессор.

В Российской академии правосудия разработана образовательная программа и в 2006 г. объявлен набор студентов для обучения по новой перспективной двухпрофильной специальности «Прикладная информатика в юриспруденции», ориентированной на подготовку специалистов для правоохранительной системы страны с квалификацией «информатик-юрист» (специалист в области информационного права и информатизации правоохранительной системы).

Целесообразность открытия программы подготовки информатиков-юристов в соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС) высшего профессионального образования по специальности 080801 «Прикладная информатика (по областям)», утвержденным Приказом Министерства образования РФ от 2 марта 2000 г. N 686, обусловлена следующими основными причинами.

Развертыванием и интенсификацией работ по созданию и поэтапному внедрению Государственной автоматизированной системы (ГАС) РФ «Правосудие» на базе «Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента» в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России» на 2002 — 2006 гг. (Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 805), эффективное обслуживание и эксплуатация которой возможны только специалистами с соответствующей квалификацией как в области информологии (включая информатику), так и в области юриспруденции.

Развитием частичной автоматизации ряда крупных сфер судебной деятельности, включая, в частности, «судебное делопроизводство», «судебную статистику», «информационно-правовое обеспечение деятельности судов» и др., осуществляемой отделами информатизации судов практически самостоятельно, сотрудники которых, как правило, не имеют юридической подготовки, что сказывается на эффективности проектируемых, разрабатываемых и сопровождаемых ими профессионально ориентированных информационных технологий, систем и ресурсов (ИТСР).

Повышением массовости инициативной непрофессиональной компьютеризации видов и процедур юридической (судебной) деятельности, включая установку и применение информационно-справочных, информационно-расчетных, информационно-учетных систем, систем электронного документооборота и др., осуществляемой судьями, их помощниками, работниками аппарата судов с целью рациональной организации своей профессиональной деятельности.

Государственной инициализацией работ по созданию эффективной нормативно-правовой базы и организационно-правового обеспечения процессов информатизации всех органов государственной власти, включая судебную власть, на базе «Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти» (распоряжение Правительства РФ от 27 сентября 2004 г. N 1244-р).

Неуклонным расширением законодательства (тысячи нормативно-правовых актов) в информационной сфере, нуждающегося в прагматической систематизации и кодификации, которую способны будут осуществить лишь специалисты с соответствующей квалификацией как в области юриспруденции, так и в области информологии.

Отсутствием в правоохранительных органах достаточного количества квалифицированных специалистов в сфере информационного права, обладающих знаниями и в области юриспруденции, и в области информологии, что затрудняет профессионально рассматривать дела, связанные с правонарушениями в информационной сфере.

Созданием и внедрением в общественно-производственную деятельность различных крупномасштабных информационно-компьютерных сетей (например, типа Интернет), систем (ГАС «Выборы», ЕАИКС — Единая автоматизированная информационно-коммуникационная система арбитражных судов РФ), ресурсов («Архив ФИПС» Роспатента), технологий общего («Электронное Правительство») и специального («АСБР-Москва» Банка России) назначения, что вызывает острую потребность в специалистах с квалификацией как в области юриспруденции, так и в области информатики.

Согласно указанному ГОС высшего профессионального образования информатик-юрист — это специалист, который:

имеет специальное образование в области информологии (включая информатику) и занимается анализом, созданием, внедрением и сопровождением профессионально ориентированных ИТСР в сфере юриспруденции;

является профессионалом в области применения ИТСР, решает функциональные задачи, а также управляет информационными, материальными и денежными потоками в предметной области с помощью ИТСР.

Выпускник — информатик-юрист должен иметь специализацию, определяемую отраслью права как областью применения методов информатики и профессионально ориентированных автоматизированных информационных систем (АИС), перечнем изучаемых юридических и информационных дисциплин и выпускной квалификационной работой. В своей практической деятельности информатик-юрист анализирует, моделирует, прогнозирует и разрабатывает информационные технологии, процессы и ресурсы в рамках профессионально ориентированных АИС.

Предназначение выпускников — информационно-аналитическое обеспечение функций федеральных судов и мировых судей, органов судейского сообщества, аппарата Судебного департамента и его управлений (отделов) в субъектах Российской Федерации. При этом возможны две основные специализации: информационно-правовая (юридическая) и информатизация правоохранительной системы (информационная).

Объектами профессиональной деятельности информатика-юриста являются:

— информационные отношения (отношения в инфосфере) и информационные правоотношения;

— информационные процессы в области юриспруденции;

— функциональные процессы, базы данных и знаний в области юриспруденции, действия по выработке управленческих и юридических (судебных) решений или по разработке экспертного заключения, информационные потоки, ресурсы (материальные, информационные и иные нематериальные, денежные и др.) — в организациях, характерных для предметной области;

— новые направления деятельности в области юриспруденции, требующие внедрения компьютерного оборудования, локальных вычислительных сетей и (или) средств выхода в глобальные информационные сети для осуществления переработки (сбора, хранения, анализа, обработки, преобразования, передачи и др.) информации, необходимой для обеспечения функциональных процессов;

— информационные и коммуникационные системы в оперативной деятельности, информационные системы в судебной экспертизе, информационные системы распознавания образов (в юридической деятельности), правовые информационно-справочные системы по видам юридической деятельности, информационные системы в арбитражном судопроизводстве и др.

Основными видами профессиональной деятельности информатика-юриста являются: организационно-управленческая, аналитическая, маркетинговая, эксплуатационная, консалтинговая, проектно-технологическая, экспериментально-исследовательская деятельность.

Информатику-юристу надлежит осуществлять профессиональную деятельность и уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, которая определяется специальной «двухаспектной» совокупностью знаний, умений и навыков. В связи с этим информатик-юрист в соответствии с ГОС высшего профессионального образования должен:

1. Обладать:

— специальной подготовкой в области юриспруденции;

— знаниями перспективных информационных технологий проектирования, анализа, создания и сопровождения профессионально ориентированных АИС;

— специализацией, определяемой перечнем дисциплин из области юриспруденции и информологии;

— профессиональной способностью прогнозирования, моделирования и разработки (проектирования) информационных процессов в конкретной правовой отрасли;

— умением выполнять работы по развитию возможностей профессионально ориентированных АИС на всех стадиях их «жизненного цикла»;

— пониманием основных тенденций развития АИС, связанных с изменениями условий в области юриспруденции;

— коммуникационной готовностью решения неинформационных задач юриспруденции.

2. Знать:

— предметную область — информационное право, область применения — правоохранительную систему, среду деятельности — информационную сферу;

— задачи в области юриспруденции, методы и процессуальные аспекты их решения (выполнения);

— методологию системного (комплексного) анализа сложных проблем юриспруденции и информологии;

— теоретические основы автоматизированного управления и моделирования сложных динамических социально-экономических и информационно-технических объектов;

— методы научных исследований по теории, технологии разработки и эксплуатации профессионально ориентированных АИС;

— принципы обеспечения информационной безопасности;

— основные принципы организации интеллектуальных АИС;

— технологии адаптации профессионально ориентированных АИС;

— требования к надежности и эффективности АИС в области юриспруденции;

— перспективы развития информационных технологий и АИС в области юриспруденции, их взаимосвязь со смежными областями;

— информационные системы в смежных предметных областях;

— рынки информационных ресурсов и особенности их использования.

3. Уметь:

— проводить системный (комплексный) анализ ИТСР, задач и способов правовой информатизации;

— ставить задачу системного проектирования и комплексирования локальных и глобальных сетей обслуживания пользователей АИС;

— формулировать и решать задачи проектирования профессионально ориентированных АИС с использованием методов информационного, имитационного и математического моделирования;

— формулировать и обосновывать основные информационно-технические, технико-экономические и эргономические требования к проектируемым профессионально ориентированным АИС;

— создавать, разрабатывать и внедрять профессионально ориентированные АИС в области юриспруденции;

— ставить и решать задачи, связанные с организацией человеко-машинного диалога «пользователь — АИС»;

— проводить выбор интерфейсных средств при построении сложных профессионально ориентированных АИС;

— разрабатывать ценовую политику применения АИС в области юриспруденции.

4. Владеть:

— методиками системного (комплексного) анализа предметной области юриспруденции и проектирования профессионально ориентированных АИС;

— методами юридической техники в информационной сфере;

— методами системного (комплексного) анализа в области юриспруденции;

— методами применения ИРСТ в юридической практике.

5. Иметь опыт:

— работы с основными объектами, явлениями и процессами, связанными с профессионально ориентированными АИС, и использования методов их научного исследования;

— разработки проектных решений и их реализации в заданной стохастической инструментальной среде;

— алгоритмизации и программирования прикладных процессов на электронно-вычислительных машинах (ЭВМ) и информационного моделирования;

— выбора методов и средств реализации протоколов в сетях интегрального обслуживания пользователей АИС;

— опыт работы с программно-техническими средствами человеко-машинного диалога «пользователь — АИС»;

— компоновки АИС на базе стандартных интерфейсов.

Основная образовательная программа подготовки информатика-юриста разрабатывается на основании ГОС и включает учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы, к условиям реализации и срокам ее освоения определяются ГОС. Согласно ГОС основная образовательная программа подготовки информатика-юриста состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, факультативных дисциплин, а также итоговой государственной аттестации. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. Разработанная в академии основная образовательная программа предусматривает изучение студентами следующих традиционных циклов учебных дисциплин: цикл ГСЭ — общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; цикл ЕН — общие математические и естественно-научные дисциплины; цикл ОПД — общепрофессиональные дисциплины; цикл СД — специальные дисциплины; цикл ДС — дисциплины специализации; ФТД — факультативы.

В циклах ОПД и СД предусматриваются блоки юридических дисциплин, которые устанавливаются Учебно-методическим объединением в виде дополнения к утвержденному ГОС высшего профессионального образования.

В соответствии с квалификационной характеристикой (в частности, акцентированием внимания на знании процессуальных аспектов права) и требованиями к профессиональной подготовленности специалиста, установленными ГОС, а также имеющимся опытом преподавания в академии ряда юридических дисциплин представляется целесообразным включить в учебный план специальности следующие учебные дисциплины области применения:

а) в цикл ОПД (с суммарным объемом часов более 60% в цикле):

теория государства и права, конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право, информационное право, трудовое право, налоговое право — в федеральный компонент;

конституционное судопроизводство, судопроизводство в судах общей юрисдикции, арбитражное судопроизводство — в национально-региональный (вузовский) компонент;

организация судебной деятельности или криминология, криминалистика или римское право, антимонопольное право или российское предпринимательское право — в блок дисциплин по выбору студента, устанавливаемых вузом;

б) в цикл СД (с объемом часов более 45% в цикле): гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право, основы уголовно-исполнительного права, международное право, экологическое право, земельное право, финансовое право, правоохранительные органы, семейное право — в федеральный компонент.

Кроме того, с учетом опыта преподавания в Академии ряда общенаучных, прикладных и информационных дисциплин, а также современного уровня научных и технических достижений в области информологии и информатики, достигнутого в стране уровня информатизации правовой системы и имеющегося опыта участия преподавателей информатики в создании крупномасштабных АИС (ГАС «Выборы», АСУ КА, «АСБР-Москва», АСУ ОКРВ и др.) представляется целесообразным включить в учебный план следующие учебные дисциплины, содержательно дополняющие федеральный компонент:

1) в цикл ГСЭ (с объемом часов 30% в цикле): логику, латинский язык, историю социально-правовых учений, экономику организации (вузовский компонент); а также профессиональную этику или психологию и педагогику, основы бухгалтерского учета и финансово-экономического анализа или социологию права, менеджмент или конфликтологию, введение в специальность или правовую информологию (блок дисциплин по выбору студента, устанавливаемых вузом);

2) в цикл ЕН (с объемом часов 20% в цикле): правовую информатику (вузовский компонент); а также дискретную математику или теорию автоматов, судебную статистику или информационные технологии в юридической деятельности (блок дисциплин по выбору студента, устанавливаемых вузом);

3) в цикл ДС (с объемом часов 15% от общей учебной нагрузки) — теоретические основы автоматизированного управления, моделирование информационно-правовых систем, методы решения задач исследования операций, структуры и алгоритмы обработки данных в ЭВМ, компьютерную графику, информационно-компьютерные технологии судопроизводства, человеко-машинное взаимодействие, микропроцессорные системы, интерфейсы периферийных устройств ЭВМ.

В качестве факультативных дисциплин целесообразно рассматривать традиционно изучаемые: иностранные языки и основы безопасности жизнедеятельности.

Обучение во всех девяти семестрах должно предусматривать в среднем не менее четырех экзаменов и пяти зачетов в семестр. В четырех четных семестрах целесообразно (для приобретения необходимых практических навыков и опыта самостоятельной работы) предусмотреть последовательное выполнение соответственно четырех курсовых работ по следующим профилирующим учебным дисциплинам:

информатика и программирование — информационная дисциплина;

теория вероятностей и математическая статистика — информационно-математическая дисциплина;

информационное право — юридическая дисциплина;

операционные системы, среды и оболочки — информационно-техническая дисциплина.

Государственная итоговая аттестация для обеспечения целостной оценки достигнутой обучаемыми двухпрофильной квалификации должна включать наряду с защитой выпускной квалификационной (дипломной) работы сдачу следующих трех базовых государственных экзаменов, включая:

экзамен по теории государства и права;

экзамен по информационному праву;

междисциплинарный экзамен по специальности.

Информационное право, таким образом, представляет собой базовую учебную дисциплину новой специальности, объединяющую ее информационную и юридическую составляющие в «единое целое», что позволяет обеспечить современный уровень требований к квалификации двухпрофильного специалиста, каким является информатик-юрист.

В целом в результате освоения образовательной программы специальности «Прикладная информатика в юриспруденции» студентам Академии предоставляется возможность:

получить престижную квалификацию «информатик-юрист» с фундаментальной теоретической подготовкой в области информационного права, информологии и правоведения (юриспруденции);

получить практические навыки и апробировать свои знания в ходе ознакомительной, производственной и преддипломной практики в судах общей юрисдикции, в территориальных органах Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в отделах информационного обслуживания ГАС РФ «Правосудие» и «Выборы», в правоохранительных органах и др.;

гарантированно трудоустроиться в правоохранительные (суд, прокуратура; органы юстиции, внутренних дел, государственной безопасности; таможня и др.) и иные государственные органы; в государственные, финансовые и экономические учреждения; архивы, фонды и библиотеки, коммерческие компании и банки, организации — разработчики правовых АИС и др. специалистами как по информационно-правовым вопросам (юристами), так и по вопросам информатизации видов деятельности (информатиками).

Опыт последнего десятилетия показывает, что специальности информационного профиля являются одними из самых востребованных и по рейтингу входят в пятерку направлений, пользующихся наибольшим спросом среди абитуриентов

в практику информационных и телекоммуникационных технологий. В ближайшие годы на мировом рынке труда по прогнозам отечественных и зарубежных аналитиков ожидается существенный дефицит специалистов в области информологии и информатики. Несомненно, что профессия «информатик-юрист» в последующие десятилетия будет пользоваться достаточно высоким спросом, а дипломированный специалист без труда найдет престижную и интересную работу практически в любой сфере человеческой деятельности.

Учитывая также, что эффективность функционирования правоохранительной системы во многом определяется рациональной организацией информационных процессов и оптимальным использованием информационных ресурсов и технологий, информатики-юристы — специалисты в области информационного права и правовой информатизации в будущем будут играть одну из ключевых ролей в процессах развития и реформирования.

——————————————————————