Перспективы электронного документооборота в российском арбитражном процессе

(Изотова С. В., Баталова Л. А., Щербина Е. С., Наумов В. Б.) («Информационное право», 2006, N 4)

ПЕРСПЕКТИВЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА В РОССИЙСКОМ АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ

С. В. ИЗОТОВА, Л. А. БАТАЛОВА, Е. С. ЩЕРБИНА, В. Б. НАУМОВ

Изотова С. В., председатель Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Баталова Л. А., заместитель председателя Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Щербина Е. С., заместитель начальника отдела информатизации Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Наумов В. Б., партнер юридической компании «Байтен Буркхардт», старший научный сотрудник Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации РАН, кандидат юридических наук.

Возможности обмена информацией в электронной цифровой форме посредством современных информационных технологий и сервисов сети Интернет общепризнанны и широко используются в гражданском обороте, и не использовать их для целей государственного управления — значит уменьшать эффективность последнего. Цель придания данным способам информационного обмена специального статуса в суде очевидна — обеспечить своевременное рассмотрение дел в условиях широкого распространения услуг и средств связи и соответствующих информационных и коммуникационных технологий. Над данной проблематикой работают в Высшем Арбитражном Суде РФ, где идет подготовка документов, позволяющих суду более активно вовлекать участников арбитражного процесса в электронный документооборот <1>. ——————————— <1> Выхухолева Е. Суды пойдут по проводам. 21 июля 2006 г. RBC. http://www. rbcdaily. ru/news/market/index. shtml?2006/07/21/222435.

Настоящая статья посвящена организационно-правовым проблемам использования новых информационных и коммуникационных технологий в судопроизводстве. В ней рассматриваются предметные особенности российского процессуального законодательства, раскрываются возможности, которые могут быть реализованы как в рамках действующей редакции Арбитражного процессуального кодекса РФ, так и в условиях совершенствования такового. В работе представлен проект «Концепции использования информационных и коммуникационных технологий и электронного документооборота в деятельности арбитражного суда», который может быть использован при разработке и создании систем электронного судопроизводства. Для чего могут использоваться информационные технологии в судопроизводстве? Можно предположить следующие возможности: 1) обеспечение уведомления лиц, участвующих в деле; 2) доступ лиц, участвующих в деле, к судебным актам; 3) оплата государственной пошлины; 4) возбуждение дела в арбитражном суде; 5) направление электронных доказательств; 6) иные возможности (включая онлайновое рассмотрение дел). Для их реализации необходимы технические возможности, затем культура использования технологий и специальные нормы законодательства. Технические возможности в Российский Федерации наличествуют, уровень распространения технологий среди юридических лиц и практикующих юристов в стране является довольно высоким. В судах Российской Федерации, в частности в Арбитражном суде г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, давно и успешно внедряются технологии внутреннего электронного документооборота. Остается рассмотреть статус и определить возможности использования электронной почты, сети Интернет и иных средств связи для организации электронного документооборота в современном арбитражном процессе. Отношения в сфере использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и организованного на их основе электронного документооборота (ЭДО) в арбитражном процессе регулируются двумя основными отраслями законодательства — арбитражным процессуальным законодательством и информационным законодательством. В силу процесса реформирования и развития последнего (в том числе в связи с принятием новой редакции Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации») в настоящий момент органам государственной власти, и в частности арбитражным судам Российской Федерации, приходится сталкиваться с отсутствием единого системного подхода к регулированию информационных отношений на базе ИКТ и ЭДО и неполнотой регулирования отношений по обеспечению доступа к информации о деятельности органов государственной власти. Тем не менее действующий Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) содержит ряд норм, которые могут быть использованы для определения правового статуса и возможностей использования ИКТ и ЭДО в арбитражном судопроизводстве. В АПК РФ предусмотрено несколько видов документооборота с использованием различных видов носителей информации. Несмотря на традиционное главенство классического бумажного документооборота, в случаях, не терпящих отлагательств, возможна организация документооборота посредством телефонограмм, телеграмм, по факсимильной связи, электронной почте или с использованием иных средств связи (ст. ст. 121, 122 АПК РФ). Фактически АПК РФ создал принципиальную возможность использования преимуществ ИКТ в арбитражном процессе и заложил основы для будущего института судебного ЭДО. В п. 3 ст. 121 АПК РФ «Судебные извещения» указывается: «В случаях, не терпящих отлагательства, арбитражный суд может известить или вызвать лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи». Электронная почта в современном арбитражном процессе может быть использована при направлении извещений и судебных актов. Наиболее подробно в АПК РФ раскрываются возможности использования сервиса электронной почты, когда лица, участвующие в деле, указывают собственную электронную почту: — в исковом заявлении (ст. 125); — в заявлении об обеспечении иска (ст. 92); — в отзыве на исковое заявление (ст. 131); — в заявлении об отмене решения третейского суда (ст. 231); — в заявлении о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ст. 237); — в заявлении о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения (ст. 242); — в апелляционной жалобе (ст. 260); — в кассационной жалобе (ст. 277); — в заявлении или представлении о пересмотре судебного акта в порядке надзора (ст. 294); — в заявлении о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 313). Использование электронной почты в арбитражном процессе возможно только при согласии лиц, участвующих в нем, выраженном в предоставлении суду в письменной форме адреса электронной почты. При этом соответствующее лицо должно осознавать процессуальные последствия осуществляемых им действий и фактически возлагать на себя обязательство читать и использовать электронную почту. В ст. 122 АПК РФ, определяющей основы электронного документооборота, устанавливается порядок направления арбитражным судом копий судебных актов: «Копия судебного акта направляется арбитражным судом по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения адресату непосредственно в арбитражном суде или по месту нахождения адресата, а в случаях, не терпящих отлагательства, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи» (п. 1). Анализируя нормы закона, можно заключить, что АПК РФ оставляет открытым ряд вопросов, решение которых сделало бы внедрение системы ЭДО безупречной с юридической точки зрения. Предусмотренный в АПК РФ электронный документооборот является, по сути, односторонним в силу отсутствия возможности направления в адрес суда информации лицами, участвующими в деле, по собственной инициативе. Во-первых, не совсем ясно, является ли указание электронной почты принятием лицом на себя обязанности принимать сообщения суда. Во-вторых, отсутствие указания электронной почты другими участниками процесса теоретически может поставить участников в неравноправное положение. В-третьих, неясно, что считать достаточным подтверждением получения сообщения, посланного судом по электронной почте, и неясно, когда лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом. Пункт 3 ст. 122 АПК РФ устанавливает, что, в случае если копия судебного акта направляется по электронной почте, на копии переданного текста, остающейся в арбитражном суде, указываются фамилия лица, передавшего этот текст, дата и время его передачи, а также фамилия лица, его принявшего. Хотя в ст. 121 АПК РФ применительно к судебным извещениям не содержится аналогичного требования, можно утверждать, что реализация указанного в п. 3 ст. 122 АПК РФ условия в целях обеспечения надлежащего извещения является обязательной. Согласно п. 2 ст. 123 АПК РФ: «Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если: 1) адресат отказался от получения копии судебного акта и этот отказ зафиксирован; 2) несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд; 3) копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, месту жительства гражданина, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд». В силу специфики технологий электронной почты это означает, что если судебное извещение или копия судебного акта, посланные по электронной почте, получены провайдером (оператором связи) или организацией, осуществляющими техническую поддержку электронной почты адресата, направлено адресату, но при этом адресат не прочитал данное сообщение, то названное лицо следует считать извещенным надлежащим образом. Существенным аспектом для всего документооборота с использованием электронной почты является обязательная возможность доступа к достоверной технической информации о передаче электронного сообщения, которая должна предоставляться лицами, осуществляющими техническую поддержку электронной почты или оказывающими соответствующие услуги связи участникам ЭДО — участникам процесса и арбитражному суду. Обязательный мониторинг данной информации, включая данные об ошибках доставки электронных сообщений, позволит участникам ЭДО определить факт и время доставки информации. В сфере ЭДО на базе электронной почты также нельзя исключать сбои при передаче данных и периоды временной неработоспособности технического оборудования и программного обеспечения, поэтому в силу важности электронного документооборота для обеспечения арбитражного процесса возможно предусмотреть особые технические условия отправки и подтверждения получения сообщений электронной почты. Таким образом, если ставить сейчас задачу по организации ЭДО с использованием электронной почты, то необходимы следующие меры: — ориентироваться на добровольность лиц, изъявивших желание ее использовать; — принятие судом обязательств по поддержке ЭДО и разработка специальной системы ЭДО с надлежащей фиксацией всех существенных фактов информационного обмена. Возможно, что сейчас, до освоения соответствующих механизмов и принятия новых норм закона, имеет смысл временно придать электронному документообороту с использованием электронной почты статус вспомогательного, когда все сообщения электронной почты будут дублироваться действиями в сфере классического бумажного документооборота. Для определения путей и средств возможного использования ИКТ и ЭДО в судопроизводстве рассмотрим обширный иностранный опыт активного внедрения ИКТ и систем ЭДО в судопроизводство за последнее десятилетие в мире. Одним из лидеров в данной сфере выступают США. Согласно положениям гражданско-процессуального законодательства США <2> общим порядком подачи заявлений в суд является направление документов на бумажных носителях в канцелярию суда. Однако судам предоставлено право в своих регламентах определять правила подачи документов с использованием электронных средств, которые должны отвечать техническим стандартам, определяемым Конференцией судей США. ——————————— <2> Federal Rules of Civil Procedure, December 31, 2004 // http://judiciary. house. gov/media/pdfs/printers/108th/civil2004.pdf.

Направление судебных извещений сторонам и материалов дела сторонами друг другу может осуществляться с использованием электронных средств, в частности по электронной почте при наличии согласия стороны на получение документов таким способом. При этом направление документов таким образом не будет считаться действительным, если направляющая сторона узнает, что документы не дошли до получателя. В связи с прямым разрешением в процессуальном законодательстве на организацию представления и обмена документами в электронной форме и с принятием соответствующих законов штатов и актов судебной власти был разработан ряд специализированных информационно-правовых систем, предназначенных для организации электронного документооборота в рамках судебного разбирательства. Сейчас в США активно идет процесс внедрения глобальной системы Case Management/Electronic Case Files (CM/ECF) <3>. Данная система позволяет интегрировать системы внутреннего документооборота судов с возможностью взаимодействия с участниками процесса через Интернет. К марту 2006 г. установка системы была практически завершена в окружных судах и судах, занимающихся рассмотрением дел о банкротствах. К указанному моменту в системе было заведено 26 миллионов дел и более 200000 лиц имели возможность участвовать в ЭДО с помощью сети Интернет. CM/ECF реализует принцип минимальных требований к аппаратному и программному обеспечению, а также обеспечивает публикацию судебных актов в сети Интернет. В рамках данной системы документы предварительно подготавливаются в форме электронных файлов в установленном формате, затем пользователь осуществляет доступ по паролю, который выдается судом, к информационной системе суда, вводит необходимую информацию о деле и загружает файлы в систему суда. После получения файлов информационной системой суда автоматически генерируются уведомления отправителю документов и другим лицам, участвующим в деле. ——————————— <3> http://www. uscourts. gov/cmecf/cmecf_about. html

Немаловажен тот факт, что использование CM/ECF, которая функционирует круглосуточно, при направлении электронных документов в суд не требует от пользователей каких-либо дополнительных затрат по сравнению с направлением документов на бумажных носителях. Доступ к информации о делах в системе CM/ECF осуществляется через специальную программу Public Access to Court Electronic Records (PACER). Участники процесса получают возможность получать одну бесплатную электронную копию документа, за доступ к дополнительным копиям взимается установленная судом плата, размер которой не должен препятствовать обеспечению доступа к судебной информации. Существенный объем полномочий в сфере организации ЭДО в судопроизводстве передан самой судебной системе и судебному сообществу. Так, в 2001 г. на Конференции судей США рассматривались вопросы конфиденциальности и публичного доступа к электронным документам судов <4>. В числе общих принципов было постановлено создание единой национальной политики для федеральных судов в целях обеспечения равного уровня защиты конфиденциальной информации и условий доступа к судебным документам. Было решено, что документы по гражданским делам (за исключением дел в области социальной защиты), по делам о банкротстве, а также апелляционное производство по этим категориям дел должны быть доступны в электронной форме в том же объеме, в котором доступ к ним допускается в помещениях судов. При этом участники процесса должны следить за тем, чтобы персональные данные, позволяющие идентифицировать личность, использовались в измененном или сокращенном виде. На Конференции также были приняты Модельные правила для окружных судов и судов по банкротству, направленные на внедрение в этих судах программы электронной подачи документов <5>. ——————————— <4> REPORT OF THE PROCEEDINGS OF THE JUDICIAL CONFERENCE OF THE UNITED STATES. Р. 48 — 49 (14 — 15) // http://www. uscourts. gov/judconf/sept01proc. pdf. <5> REPORT OF THE PROCEEDINGS OF THE JUDICIAL CONFERENCE OF THE UNITED STATES. Р. 50 (16).

В рамках и в русле общего федерального подхода в различных федеральных судах и судах штатов в США существуют собственные организационно-технические и правовые решения по организации ЭДО в судопроизводстве. Например, начиная с марта 2005 г. в Окружном суде США Восточного округа штата Луизиана действует система извещения по электронной почте <6>. Путем регистрации в системе пользователь выражает согласие получать судебные извещения и иные процессуальные документы по электронной почте и, соответственно, отказывается от получения извещений по обычной почте или по факсу. В ходе регистрации пользователь указывает основной и дополнительные адреса электронной почты. Информация о судебных извещениях направляется судом на все указанные адреса. Направляемое сообщение содержит номер дела, название документа и его реквизиты, список получателей сообщения и ссылку на электронную копию документа. Помимо системы электронных извещений в Окружном суде США Восточного округа штата Луизиана создана система электронной подачи документов. В 2005 г. в регламент суда были внесены соответствующие изменения <7>. ——————————— <6> http://www. laed. uscourts. gov/cmecf/email_faq. htm <7> LOCAL CIVIL RULE 5 — SERVICE AND FILING OF PLEADINGS AND OTHER PAPERS // http://www. laed. uscourts. gov/LocalRules/Civil_5.htm.

Зарегистрироваться в качестве пользователей системы электронной подачи документов могут адвокаты, являющиеся членами адвокатской палаты суда, Федеральные публичные защитники и лица, уполномоченные выступать от имени Соединенных Штатов. При регистрации пользователь должен предоставить свои персональные данные, а также подтвердить то, что он прошел одобренные судом курсы по использованию системы электронной подачи документов. Обязанность следить за тем, чтобы представляемые в суд электронные версии документов были читаемы, лежит на пользователе. Регистрация пользователя в системе с использованием уникальных имени и пароля заменяет собственноручную подпись пользователя. В тех случаях, когда электронные копии документов содержат подписи иных лиц, на пользователя возлагается обязанность сохранять оригинал документа на бумажном носителе в течение всего срока судебного разбирательства и до окончания одного года после истечения последнего срока для обжалования решения по делу. Судебные решения, постановления и иные документы суда направляются стороне с использованием системы электронных извещений в том случае, если такая сторона выразила согласие на получение документов таким образом. Сторонам, которые не зарегистрированы в качестве пользователей, а также сторонам, которые не выразили согласия на использование системы электронных извещений, документы направляются традиционными средствами. С конца 2005 г. Налоговый Суд США <8> принимает кредитные карты для оплаты установленных пошлин и официальных платежей. Аналогичным путем организации доступа к информационной системе суда посредством сети Интернет пошли в Австралии, примером чему может служить система электронного документооборота Federal Court of Australia. ——————————— <8> http://www. ustaxcourt. gov

В Федеральном Суде Австралии также используется система электронной подачи документов <9>. Нормативным обоснованием служит регламент Федерального Суда <10>. Электронные документы направляются через сайт Суда в сети Интернет. Отправитель обязан сохранять бумажные копии тех документов, электронные копии которых он направляет в Суд. Электронный документ считается направленным после того, как он получен Судом, проверен на полноту и правильность составления и на нем проставлена отметка суда о принятии. Подача заявления осуществляется путем заполнения форм установленного образца и соблюдения специальных форматов файлов. Если документ требует наличия подписи, заявитель может использовать факсимильное изображение подписи либо направить сканированную копию подписанного документа. При направлении заявления в Суд взимается государственная пошлина, оплата которой может осуществляться с использованием кредитных карт. После получения и принятия документа Судом заявителю направляется копия документа с отметкой о принятии по адресу, указанному в заявлении (почтовый адрес или адрес электронной почты). Копия с отметкой о принятии также может быть оставлена на имя заявителя в помещении Суда до востребования. Для документов, направляемых Судом в электронном виде, используется файловый формат PDF. Для использования системы электронной подачи документов требуется пройти регистрацию в системе, однако ограничений в отношении того, кто может зарегистрироваться, не установлено. ——————————— <9> http://www. fedcourt. gov. au/ecourt/ecourt_efs_information. html <10> http://scaletext. law. gov. au/html/pastereg/0/49/top. htm

В 2005 г. в судах Израиля началось внедрение электронной системы бездокументарной обработки документов, которая призвана заменить обычную систему ручной обработки документов на бумажных носителях <11>. Новая система, именуемая «Судебная система следующего поколения», предполагает использование технологии оптического распознавания знаков для создания электронных копий всех документов, как представляемых в суд участниками процесса, так и издаваемых судом. Теперь доступ к судебным решениям и иным процессуальным документам будет возможен в течение 24 часов в сутки. Доступ к базе данных судебных документов осуществляется с использованием новой системы «smart client», устанавливаемой на компьютерных терминалах в судах, либо через Интернет, используя программу-браузер и систему «thin client». «Судебная система следующего поколения» позволяет существенно сократить время на поиск необходимой судебной информации для юристов и иных заинтересованных лиц, уменьшить административные расходы судов на обработку информационных запросов, а также расширяет возможности граждан по защите своих прав. ——————————— <11> Paperless System Manages 35 Million Pages of Case Files per Year in Israel’s Courts // Microsoft BizTalk Server, Customer Solution Case Study. http://members. microsoft. com/CustomerEvidence/Search/EvidenceDetails. aspx? EvidenceID=4527&LanguageID;=1

В Южной Корее, где уровень распространения мобильной связи составляет примерно 75 процентов, планируется с помощью СМС-сообщений осуществлять рассылку судебных повесток и извещений о наложении штрафов и взысканий <12>. ——————————— <12> В Корее будут выносить приговоры по SMS. 26.12.2005, Internet. Ru, http://www. internet. ru/index. php? itemid=13276.

В Великобритании суд графства Нортхемптоншир реализовал проект Money Claim Online <13>, в рамках которого кредитор имеет возможность предъявить претензии должнику, воспользовавшись специальной формой. В нее вписывается суть претензии, взыскиваемая сумма, имя ответчика, к которому обращен иск. Дальше суд начинает следовать обычным процедурам, уведомляя ответчика по почте. Тот вправе либо отстаивать свою правоту в здании суда графства Нортхемптоншир, либо вступить в переписку по электронной почте, предоставив свои контраргументы. Ход процесса будет отражаться на сайте <14>. В начале 2006 г. в Великобритании приступили к тестированию онлайновой системы арбитража e-Dispute. Система, создание которой было поддержано программой ЕС eTEN, призвана существенно облегчить доступ к независимому арбитражу и медиации. Онлайновые арбитры обрабатывают предоставленную информацию и формулируют предложения по разрешению конфликта. Затем организуются онлайновые встречи между вовлеченными сторонами, во время которых достигаются согласованные решения <15>. ——————————— <13> http://www. moneyclaim. gov. uk <14> Воронин А. Приговор по щелчку мыши // Итоги. Ru. 2002. 2 нояб.; http://www. itogi. ru/paper2002.nsf/Article ogi_2002_02_11_14_1220.html. <15> Великобритания начала тестировать систему электронного арбитража. 2006. 19 янв.; http://www. e-uriadnik. org. ua/modules. php? name=News&file;=article&sid;=3758.

Список иностранных примеров, связанных с использованием ИКТ и ЭДО в судопроизводстве, можно продолжать и далее, но даже приведенный спектр решений показывает, что на базе широких возможностей технологий могут быть построены специальные организационно-правовые решения, которые позволят участникам отношений повысить доступность и эффективность правосудия. В России в рамках современной правовой системы сейчас возможно два основных решения задачи внедрения ИКТ и ЭДО в арбитражное судопроизводство: 1) внесение изменений в действующее процессуальное законодательство РФ, позволяющих однозначно определить институт электронного судопроизводства; 2) создание в рамках действующего законодательства системы ЭДО, правовые основы которого определяются Высшим Арбитражным Судом РФ, судами и пользователями системы ЭДО (в первую очередь участниками процесса). Преимущества первого решения являются существенными, поскольку императивно определяют права и обязанности участников процесса и суда, вовлеченных в информационные отношения. Однако в связи с только недавно начавшимся процессом разработки поправок в действующее законодательство вопрос о времени реализации данного решения остается открытым, что позволяют говорить о возможности второго решения. Его разработка и тестовая реализация в арбитражном суде позволят: — определить потребности суда и интересы участников процесса и иных заинтересованных лиц в доступе к правосудию и информации о его деятельности; — создать модель информационных отношений между судом, участниками процесса и иными заинтересованными лицами, адекватную нормам и принципам арбитражного судопроизводства; — выявить наиболее удачные и востребованные организационно-технические подходы к внедрению ИКТ и ЭДО в рассматриваемую сферу; — определить возможный состав и содержание требуемых изменений в действующее процессуальное законодательство. Использование в АПК РФ указанного выше понятия «иные средства связи» в современных технологических условиях и в рамках законодательства о связи дает основание утверждать, что в случаях и в целях, установленных законодательством, в сфере современных ИКТ и средств связи можно в первую очередь, опираясь на рассмотренный иностранный опыт, выделить следующие технические средства, которые могут быть использованы для обмена информацией и организации системы ЭДО в арбитражном судопроизводстве: электронная почта; информационные ресурсы и системы арбитражных судов, включая ресурсы, доступ к которым осуществляется с помощью сети Интернет (интернет-ресурсы); служба СМС-сообщений. Названный перечень не является исчерпывающим, но содержит одни из наиболее массовых и доступных в мире и в России технических средств обмена информацией, поэтому можно считать, что данные средства могут лечь в основу будущей системы арбитражного ЭДО. Как рассматривалось выше, одним из ключевых вопросов в сфере ЭДО является подтверждение получения адресатом электронного сообщения. Для целей обеспечения надлежащего уведомления, а также для иных целей ЭДО и соблюдения норм и принципов процесса возможно использовать довольно широкий перечень организационных и технических решений, в частности: — подтверждение получения электронного сообщения в форме ответа адресата на полученное сообщение; — подтверждение получения осуществляется путем доступа адресата по паролю к интернет-сайту системы ЭДО; — подтверждение получения сообщения от оператора связи, оказывающего соответствующие услуги респондентам; — ведение реестра направленных сообщений и ошибок передачи данных, подкрепленное обязанностью лиц знакомиться и подтверждать ознакомление с информацией из реестра. В силу отмеченных особенностей и пробелов действующего российского процессуального законодательства задача внедрения ИКТ и ЭДО на современном этапе должна базироваться на добровольном согласии участников процесса следовать предлагаемым судом организационным, правовым и техническим решениям. Таким образом, перед лицами, участвующими в арбитражном процессе, встанет дилемма: следовать ли традиционным установленным Законом правилам процесса либо участвовать в отношениях, которые построены на партнерстве и соглашении самого суда и сторон, которое дополняет нормы и принципы действующего законодательства и предоставляет возможность субъектам новых отношений по использованию ИКТ и ЭДО в арбитражном процессе заметно повысить его эффективность за счет сокращения времени на информационный обмен. Добровольное решение участников процесса определить новые возможности для реализации собственных процессуальных прав будет определяться их доверием к сфере ИКТ и доверием к передовой и уникальной на настоящий момент для России инициативе суда. Для того чтобы оправдать это доверие, предлагаемые решения в сфере использования ИКТ и ЭДО судом, в частности арбитражным судом, подходы и решения должны соответствовать принципам арбитражного процесса. Среди них в рассматриваемой сфере наиболее важными являются: законность; гласность судебного разбирательства; равенство участников арбитражного процесса перед законом и судом; диспозитивность; состязательность; доступ к судебной защите прав и законных интересов (доступ к правосудию); равноправие сторон арбитражного процесса; непосредственность судебного разбирательства. Именно данные принципы должны определить взвешенное организационное, правовое и техническое решение по созданию системы ЭДО, повышающего эффективность деятельности суда в современных условиях. В силу новизны решения, сложности технической составляющей системы ЭДО и жесткой и очевидной необходимости не нарушить или ухудшить за счет внедрений новых технологий возможности реализации прав участников процесса на настоящий момент представляется возможным рассмотреть в будущем поэтапное внедрение механизмов и сервисов системы ЭДО арбитражного суда, которые будут постепенно расширять ее возможности для участников отношений: 1) обеспечение уведомления лиц, участвующих в деле; 2) доступ лиц, участвующих в деле, к судебным актам; 3) оплата государственной пошлины; 4) возбуждение дела в арбитражном суде; 5) направление электронных доказательств; 6) иные возможности (включая онлайновое рассмотрение дел). На первом этапе предполагается решить задачу обеспечения уведомления лиц, участвующих в деле. В дальнейшем, после разработки и начала опытной эксплуатации системы ЭДО арбитражного суда, возможно расширение ее действующих функциональн ых возможностей. Проектирование и создание системы должно происходить таким образом, чтобы позволить увеличивать объем и характер сервисов для ее пользователей без ее существенного изменения или модернизации. Статус системы и права и обязанности ее владельца и пользователей, а также организаций, содействующих в ее техническом обслуживании, должны определяться в специальном публичном регламенте и внутренних документах, которые будут соответствовать требованиям, установленным Высшим Арбитражным Судом РФ, и утверждаться председателем арбитражного суда. Необходимо сознавать, что нахождение взвешенной и адекватной модели ЭДО в арбитражном судопроизводстве и соответствующее решение по ее реализации будет непростым. Поэтому без поддержки и участия всех заинтересованных лиц в определении пределов и характера возможного использования ИКТ в современном арбитражном процессе будет невозможно решить поставленную общую задачу повышения эффективности правосудия. Все вышесказанное позволяет предложить для публичного обсуждения первую версию проекта «Концепции использования информационных и коммуникационных технологий и электронного документооборота в деятельности арбитражного суда» <16>. ——————————— <16> Полная электронная версия Концепции использования информационных и коммуникационных технологий и электронного документооборота в деятельности арбитражного суда размещена на сайте журнала «Информационное право».

По результатам ее критики и обсуждения и при наличии государственной и общественной поддержки данной инициативы Концепция может быть принята в качестве руководящего документа для создания и разработки системы ЭДО арбитражного суда, принятия соответствующих подзаконных актов, разработки системы ЭДО и введения ее в опытную эксплуатацию.

——————————————————————