Электронные правоотношения в Азербайджане

(Зейналов З. З.)

(«Информационное право», 2006, N 4)

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

З. З. ЗЕЙНАЛОВ

Зейналов З. З., диссертант Института философии и политико-правовых исследований Национальной академии наук Азербайджана, преподаватель Азербайджанского университета кооперации.

В прогрессе современной цивилизации современные технологии стали играть весомую роль, и дальнейшая массовая компьютеризация, внедрение и развитие новейших информационных технологий привели к впечатляющему рывку вперед в сферах образования, бизнеса, промышленного производства, научных исследований и социальной жизни, а также на политической арене.

Удобство, оперативная обработка, компактность и другие качества ИТ способствовали широкому распространению компьютерных технологий и созданию мировых коммуникационных сетей, что, в свою очередь, создало новые возможности и стимулы для развития экономики и изменения общественных отношений, и это привело к возникновению новых правоотношений. В связи с этим возникли и активно формируются новые отрасли права, например информационное, электронное и (или) интернет-право.

Большая роль в сложном комплексном процессе отводится нормативному обеспечению. Многие страны (такие как США, Франция, Германия, Италия, Канада и др.) осознают необходимость создания и укрепления нормативной базы интернет-общества, его дальнейшего развития, подготовки специалистов в данной сфере, продвижения международного сотрудничества в области нормативного правового обеспечения этой новой отрасли. И в Азербайджане сделаны первые шаги в этом направлении, так как в связи с вышеперечисленным изменяются также структура и динамика общественного развития, возникают новые регулирующие органы этой отрасли и увеличивается их интеграция, определяются новые схемы государственного управления. В то же время правоохранительные органы не в состоянии профессионально рассматривать дела, связанные с правонарушениями в Интернете, поскольку у них, как правило, нет специалистов, подготовленных для расследования дел во Всемирной паутине. Современное активное наступление информационных технологий и Интернета на нашу реальную действительность также вызывает острую потребность в квалифицированных юристах, обладающих знаниями в «современных» отраслях права.

Азнет развивается стремительными темпами, и это развитие сказывается на характере общественных отношений, складывающихся между членами данной сети, а также между ними и государством. Сущность и характер этих общественных отношений не позволяют осуществить их регулирование нормами только классических отраслей права, поскольку они специфичны в силу особенностей и юридических свойств международной сети, выступающей в роли основного объекта, по поводу которого и возникают такие отношения.

В настоящее время есть все условия для развития интернет-права как науки, изучающей информационное строение права, как комплексной отрасли права, как юридической науки, как учебной дисциплины, в том числе разработаны методология, пути формирования и концепция.

Основной целью юристов-ученых в сфере ИТ должно стать ознакомление участников с особенностями электронных механизмов как предмета правового регулирования, содержанием национального и зарубежного законодательства и исследование основных тенденций развития интернет-права, анализ функционирования этой отрасли в нашей стране с учетом зарубежного опыта. Считаем, что специалисты данной области должны провести активные работы, такие как:

— определение приоритетных направлений развития электронного права и прав в Интернете;

— разработка рекомендаций по усовершенствованию электронно-контрактной и юридической базы;

— проанализировать правовую природу и статус электронных ресурсов в сети Интернет и исследовать характер правовых отношений, связанных с распространением информации при доступе к информационным ресурсам в сети Интернет и с использованием электронной почты;

— исследовать место и роль субъектов в электронных отношениях и их возможности;

— определить основные направления совершенствования теории и практики применительно к отношениям в сфере распространения электронных услуг в сети Интернет.

Указом Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева от 20 февраля 2004 г. в республике создано Министерство связи и информационных технологий, а ранее существовавшее Министерство связи АР было упразднено. Данное министерство выполняет также функцию принятия мер по развитию Интернета на территории Азербайджанской Республики и оказывает помощь структурам, действующим в этой сфере.

Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 12 января 2004 г. «Об осуществлении массовых изданий на азербайджанском языке с латинской графикой» поручено Исполнительному Аппарату Президента АР совместно с соответствующими структурами обеспечить распространение через электронные носители и Интернет текстов подлежащих переизданию книг, а также создание на латинской графике «Виртуальной библиотеки азербайджанской литературы». Наиболее ярким толчком для развития э-коммерции в Азербайджане можно считать подписанный 9 декабря 2004 г. Указ Президента АР «Об утверждении Государственной программы по развитию национальной платежной системы в Азербайджанской Республике на 2005 — 2007 годы». Программа предусматривает создание Национальной картовой процессинговой системы для всех слоев населения для упрощения безналичных расчетов, и в результате ожидается развитие электронной коммерции в стране. В программе четко указываются итоговые результаты программы в соответствии с предусмотренными мероприятиями — после внедрения соответствующих проектов будет возможна оплата за коммунальные, телефонные и другие услуги также посредством Интернета, Мобил-банкинга и т. д. Надо отметить и распоряжение Президента Азербайджанской Республики от 21 августа 2004 г. «Об утверждении программы по обеспечению информационными и коммуникационными технологиями общеобразовательных школ в Азербайджанской Республике (2005 — 2007 гг.)». В ходе реализации данной программы 4521 школа республики будет обеспечена компьютерным оборудованием таким образом, чтобы на каждые 33 учащихся приходился один современный компьютер, использование информационных и коммуникационных технологий в Азербайджане достигнет нового уровня, в течение трех лет в стране будет открыто около 10 тысяч новых рабочих мест, при обучении представится возможность создать интернет-школы, организовать дистанционное образование, реализуется переход к информационному обществу. 21 октября 2005 г. Президент АР подписал распоряжение «Об утверждении Государственной Программы по развитию связи и информационных технологий в Азербайджанской Республике на 2005 — 2008 годы (Электронный Азербайджан)». Программа подразумевает движение Азербайджана к принципам функционирования информационного общества. Новая программа стала логическим продолжением общей стратегии развития информационно-коммуникационного сектора страны на 2003 — 2012 гг., утвержденной в феврале 2003 г. Координационным и исполняющим органом определено Министерство связи и информационных технологий Азербайджана (МСИТ), которое и подготовило этот документ.

Программа охватывает множество аспектов технологического развития. В качестве ключевых моментов можно отметить либерализацию телекоммуникационного сектора, развитие инфраструктуры, структурные реформы. В стране должно завершиться отделение хозяйственных функций от администрирования работы всего сектора экономики. Пока доля государства на этом рынке доминирует. Как отмечено в государственной программе развития, несмотря на то что в течение последних лет в сферу связи и информационных технологий страны было вложено порядка 500 млн. долл., из которых около 70% приходится на иностранные инвестиции, сфера связи составляет пока лишь 2,3% ВВП страны. Для сравнения: в развитых странах этот показатель равен 5 — 7%. Приватизация поможет повысить эффективность работы IT-компаний. В качестве еще одной меры в разделе регулирования предусматривается создание в ближайшей перспективе независимого регулятора деятельности частного сектора.

Программа предполагает в ближайшие три года выведение страны на среднеевропейский уровень развития ИКТ. Для исполнения намеченного, по оценкам специалистов МСИТ, необходимо примерно 150 — 200 млн. долл. Деньги будут привлекаться как из государственного бюджета и собственных средств министерства, так и в качестве грантов, кредитов международных финансовых институтов и организаций. Большой блок программы посвящен развитию инфраструктуры ИКТ в стране. Намечено, что за это время все телефонные сети должны стать электронными (ныне — только половина). Для передачи данных активно будут задействованы фиброоптические сети. По Нахчыванской автономной республике предполагается создание связи посредством кабеля ТАЕ через территорию Ирана. По территории страны проходит около 1160 км оптико-волоконного кабеля, при этом сеть постоянно расширяется. Сегодня Азербайджан занимает шестое место среди стран СНГ по количеству мобильных телефонов на душу населения (20,03 на 100 человек). На 100 человек у нас приходится по 1,5 компьютера, что намного ниже, чем среднемировой показатель. Большинство же этих компьютеров находится в государственных и частных учреждениях.

Как отмечено в программе, оборудование для осуществления теле — и радиовещания на территории республики технически и морально устарело, не соответствует стандартам и должно быть заменено. В стране работают 11 частных почтовых операторов. Согласно сделанному заключению, несмотря на то что связь и информационные технологии в стране развиваются, они отстают по многим показателям от среднемирового уровня развития. Все это — точки приложения для МСИТ как исполнительного органа программы.

«Электронный Азербайджан» — это обширное определение, включающее самые разные направления, и к его реализации будут подключены и другие ведомства. Так, в частности, для эффективного функционирования «электронного правительства» необходимо участие всех государственных органов. Как известно, одним из понятий этого сочетания является «принцип одного окна».

Надо еще отметить Указ Президента Азербайджанской Республики «Об утверждении Государственной программы по социально-экономическому развитию регионов Азербайджанской Республики (2004 — 2008 гг.)» от 11 февраля 2004 г. и Указ от 29 декабря 2004 г. «О мероприятиях по обеспечению информационной безопасности в государственных органах Азербайджанской Республики».

8 августа 2005 г. Президент АР подписал Указ о применении Закона АР «О телекоммуникации». По мнению некоторых специалистов, Закон содержит в себе ряд серьезных недостатков, затрагивающих вопросы регулирования отрасли. Так как в Законе не нашли отражения вопросы о разграничении регулирующих и коммерческих функций органа, проводящего государственную политику в телекоммуникационном секторе страны; не предусмотрено создание независимой регулирующей структуры; отсутствуют достаточные меры для предотвращения монополии в телекоммуникационном секторе и не раскрыты основные принципы лицензирования.

Хотя можно отметить, что в Законе очень много и положительных норм, так как уже были даны определения некоторых важных понятий. Например, в этом Законе интернет-услуги определены как одна из разновидностей телекоммуникационных услуг. Было определено значение телекоммуникации, которая по закону является передачей и приемом сигнала, звука, изображения по проводной, кабельной, оптической, радио — и другим системам. Также было дано определение доменам высшего уровня с кодом страны как условный знак, отражающий национальный сегмент, принадлежащий государству в глобальной сети Интернет. Но Закон «О телекоммуникации» включает в себя неправильные представления о доменах высшего уровня с кодом страны (Country Code Top Level Domains — ccTLD), и в п. 7.1 указывается, что ccTLD принадлежит государству. А по п. 7.10 вышеупомянутого закона регистрация и использование доменов с кодом страны регулируются соответствующим органом исполнительной власти вместе с имеющими отношение организациями в соответствии с международными нормами.

5 апреля 2005 г. ICANN принял Руководящие принципы по делегированию и управлению доменов высшего уровня с кодом страны (Principles and Guidelines for the Delegation and Administration of Country Code Top Level Domains — http://www. gac. icann. orgcctld/ccTLD_Principles_MDP_Final. rtf).

При этом не следует рассматривать факт фигурирования в документе правительств и уполномоченного органа стран как необходимость обязательного государственного регулирования в этой сфере. Как утверждают эксперты, ни Национальный Регулятор, ни Правительство не обладают полномочиями по распределению пространства местного сегмента (Системы доменных имен), а также IP-адресов. Это является прерогативой местного интернет-самоуправления и международных организаций. В Руководящих принципах ICANN даются настоятельные рекомендации следующего характера: «По вопросам и решениям, которые принимаются в сфере работы Регистратора, Правительство должно тесно сотрудничать с местным интернет-сообществом».

То есть п. 7.10 Закона «О телекоммуникации», конечно же, отвечает принципам ICANN/IANA, но никак не может согласовываться с п. 7.1, который гласит о принадлежности домена высшего уровня с кодом страны государству. Принятый Корпорацией по распределению имен и нумерации в Интернете и уполномоченной организацией по назначению нумерации в Интернете (ICANN/IANA) в мае 1999 г. документ о структуре системы доменных имен сети Интернет и их делегировании (администрирование и делегирование CCTLD) описывает практику уполномоченной организации по назначению нумерации в Интернете. Назначенный администратор является доверительным управляющим домена как для нации (в случае ccTLD), так и для мирового интернет-сообщества. Здесь неприменимы понятия «права» и «собственность». То есть никто не является собственником зоны АЗ, кроме интернет-сообщества.

Принятый 18 июня 2000 г. Документ Рабочей группы по разработке рекомендаций и процедур ределегирования «Принципы делегирования/ределегирования для ответственных за ccTLD» определяет стабильность ccTLD как часть стабильности Интернета в целом. Поэтому действия правительства в отношении ccTLD не могут рассматриваться как принципиально внутреннее дело; и при этом правительство не может считаться исключительным объектом, которому призван служить ccTLD. ccTLD принадлежит местному интернет-сообществу, частью которого является Правительство, но также и общемировому интернет-сообществу.

Как утверждают некоторые специалисты, основная цель создания электронного правительства — это защита свободы слова, прав человека, обеспечение прозрачности в отношениях «гражданин — чиновник», а также деятельности Правительства. Но в любом случае для эффективного и официального введения электронного правительства требуется внедрение ЭЦП и электронного документооборота.

В современном понимании термин «e-government» трактуется не только как «электронное правительство», а как «электронное управление государством», то есть использование в органах государственного управления современных технологий, в том числе и интернет-технологий. Сегодня e-government — это очень лаконичное описание современного подхода к определению роли правительственных органов в жизни государства и общества, которое получает все большее распространение на Западе.

В Национальной стратегии по развитию информационных и коммуникационных технологий Азербайджанской Республики (2003 — 2012 гг.) нашли отражение приоритетные задачи по созданию электронного правительства, предусматривающие широкое использование электронного документооборота, развитие ИКТ в государственных организациях и органах местной власти, подготовку кадров государственных структур в области ИКТ, создание автоматизированной системы базы данных, тематических информационных баз данных и т. д. Оценивая состояние e-government, следует обратить внимание на три его составляющие. В первую очередь это освоение государственными структурами информационно-коммуникационных технологий и изменение с их помощью функциональных обязанностей структур. Другой немаловажный фактор — это спрос общества на услуги, которые могут предоставлять государственные организации с помощью ИКТ.

28 января 2006 г. Правительство АР приняло Постановление «Об утверждении некоторых нормативных правовых актов, связанных с электронной подписью и электронным документом в Азербайджанской Республике», и на базе этого документа 28 июня 2006 г. Минсвязи Азербайджана приняло план мероприятий по применению Закона «Об электронной подписи и электронном документе». Согласно плану со II квартала 2006 г. начата проработка вопроса подписания протокола о намерениях о всестороннем сотрудничестве в сфере электронной подписи между турецкой телекоммуникационной структурой и Минсвязи, создание высших ЦСУ, обеспечение ее безопасной деятельности путем подготовки и подписания соответствующих юридических документов с госорганами и организациями, подготовка образцового положения и других нормативных документов о ЦСУ в течение года и др. Также должна быть изучена практика стран, широко применяющих документарный обмен с использованием электронной подписи, и с этой целью организация командировок специалистов, подписание соответствующих соглашений по оказанию консалтинговых услуг, разработку программного обеспечения, применение пилотных программ и др.

Литература

1. Бачило И. Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации // Государство и право. 2001. N 2.

2. Калиушко И. Б., Демкова М. С. Электронное управление — путь к эффективности и прозрачности государственного управления // Информационное общество. 2004. Вып. 2. С. 30 — 34.

3. Краткий юридический анализ Интернета в Азербайджане. http://www. ifap. ru/pi/07/r02.doc.

4. Кришталев Е. Новая Госпрограмма развития ИКТ ставит амбициозные задачи // Азербайджанские известия. 2005. 10 окт.

5. Рассолов М. М. Информационное право. М., 1999.

——————————————————————