Отечественный опыт использования органами внутренних дел средств массовой информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности в последнем десятилетии XX века

(Крылов А. В.) («Российский следователь», 2007, N 6)

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОСЛЕДНЕМ ДЕСЯТИЛЕТИИ XX ВЕКА

А. В. КРЫЛОВ

Крылов А. В., сотрудник НИИ при Генеральной прокуратуре РФ.

Практика борьбы с преступностью свидетельствует, что наряду с другими факторами эффективность правоохранительной деятельности находится в прямой зависимости от используемых при раскрытии преступлений средств и методов. Одним из таких средств является использование средств массовой информации (далее — СМИ): прессы, радио и телевидения. Потребность в нем традиционно определялась и определяется: недостатком или полным отсутствием информации о событии преступления и причастных к нему лицах — предполагаемых подозреваемых, потерпевших, очевидцах и свидетелях; невозможностью получить ее другим способом; складывающейся ситуацией. К средствам раскрытия преступлений, помимо процессуальных, следственных и иных действий, оперативно-розыскных средств, специальных знаний и криминалистической техники, криминалистических и иных учетов, помощи населения, относятся средства массовой информации <1>. ——————————— <1> См.: Актуальные направления развития криминалистической методики и тактики расследования. М., 1978. С. 42.

Указанный процесс представляет собой деятельность органа дознания, направленную на передачу в социальную среду или получение из нее информации, которая может способствовать раскрытию преступления. В этих условиях СМИ выступают в качестве связывающего звена между органом дознания и социальной средой. Последнее десятилетие XX в. характеризуется тем, что преступность обрела черты организованности, преступления по способу совершения стали более изощренные, жестокие. Интересен, на наш взгляд, пример, когда публикации в СМИ и находчивость сотрудника уголовного розыска помогли раскрыть убийства, совершенные преступной группой. Выдержка из хроники происшествий, опубликованной в газете «Московский комсомолец» за 23 марта 1996 г.: «На улице Дорохова, на территории АОЗТ «Автодоркомплекс», в цистерне от поливальной машины нашли трупы двух неизвестных женщин. Водитель «поливалки» перед весенним сезоном решил установить цистерну на свой автомобиль. Заглянув в емкость, бедняга едва не лишился дара речи. По заключению экспертов, смерть наступила около 15 часов назад. Трупы настолько замерзли, что определить причины смерти не представилось возможным в течение 2 дней. Внешних признаков какого-либо насилия на телах обнаружено не было. По своему виду погибшие напоминали торговок с Украины или Молдавии. Каким образом несчастные угодили в цистерну, пока неизвестно». …Трупы были доставлены в морг, где их действительно в течение 2 дней оттаивали. По правилам расследования убийство этих женщин попытались связать с делами Ильинского и Урманцева (лиц, расстрелявших на базе, где работали охранниками, своих собутыльников), но опять же прямая связь тут не проглядывалась. В тот же день в милицию позвонил воспитатель детского дома и заявил, что опубликованный в газете снимок задушенной девочки (ее труп был обнаружен 8 февраля 1996 г. на территории, обслуживаемой ОВД «Матвеевское») очень напоминал одну из его воспитанниц. Оперативный уполномоченный Управления уголовного розыска ГУВД г. Москвы Храпов не очень «зарядился надеждой». По опубликованному фото (а девочку много раз показывали еще и по телеканалам) уже несколько раз обращались доброхоты, искренне желающие помочь милиции. Храпов обнаружил еще одно совпадение: на Открытом шоссе, неподалеку от дома погибшей и теперь уже опознанной девочки, жил Ильинский <2>. ——————————— <2> См.: Котляр Э. МУР идет по следу. М., 1997. С. 362 — 363.

18 марта 1996 г. от Ильинского и Урванского милиционеры услышали первые слова правды, и сразу же всплыла еще одна достаточно зловещая фигура закоренелого уголовника по прозвищу Профессор. Откровению Ильинского помогла телепередача «Дорожный патруль», увиденная им накануне в Бутырской тюрьме. Там прошли кадры тягостной сцены двух замерзших женских трупов в цистерне, и это доконало Ильинского, чья непоколебимая «стойкость», в коей он пытался находиться все это время, неожиданно «дала трещину». Он понял, что милиция «не слезет» с этих фактов, пока не добьется своего! Фигура Профессора (в миру — Абраменков) могла послужить для Ильинского спасительным громоотводом. И поэтому он ухватился за соломинку. …В ходе дальнейшего следствия стало известно, что убитую девушку звали Людой. Она познакомилась с Ильинским и Урванским и поехала с ними к Профессору. Они сразу заметили, что Люда — маленькая уличная проститутка. Затем Люда работала на Тверской улице. 7 февраля 1996 г. у нее произошла ссора с Профессором. В тот же день Урванцев и с ним еще один парень, Варламов, примкнувший к «теплой компании», увезли Люду. 8 февраля в своем чистосердечном признании Урванцев указал, что, убивая Люду, он держал испытание на крутого парня перед старожилами зон Абраменковым и Ильинским. И когда через день принес публикацию о найденном трупе неизвестной девушки, получил от наставников высшую оценку по десятибалльной шкале! Урванцев сообщил подробности убийства женщин. Инициатором выступил Абраменков. По его мнению, они только что «отторговались» в Москве и сейчас, что называется, «при деньгах». Есть прямой смысл их немного растрясти. Обманным путем заманив потерпевших на базу, Профессор и Ильинский занялись запугиванием женщин, вымогая деньги. Склоняя непокорных дам к послушанию, Ильинский накинул на одну из них удавку и стал затягивать шнур. Видимо, «демонстрация» убедительности превысила допустимую норму, и, когда он ослабил петлю, бездыханное тело наглядно опустилось к ногам Ильинского. Перепуганная подруга немедленно отдала все деньги (их оказалось всего-то 1000 долл. США!), но приговор ей как свидетельнице был уже вынесен. Как и подругу, ее задушили <3>. ——————————— <3> Там же. С. 367.

Четверку показали в передаче «Дорожный патруль». Сразу последовали звонки. Кто-то припомнил, что Урванцев похож на участника убийства сторожа во время ограбления в Кунцеве. Другие видели Варламова в числе налетчиков, совершивших громкое нападение на МИИТ в день зарплаты и выдачи стипендии. Дело это нашумевшее, а сам Варламов вроде как бывший студент этого вуза <4>. ——————————— <4> Там же. С. 368.

На наш взгляд, положительным моментом является то, что возможность обращения к СМИ иногда входит в совместные планы следственно-оперативных мероприятий, которые составляются сразу после совершения преступлений и утверждаются прокурором и начальником органа внутренних дел, иначе говоря, на первоначальном этапе осуществления оперативно-розыскных мероприятий и расследования. 2 апреля 1993 г. в 12.40 был обнаружен труп неустановленной женщины на поле СНК «Березовский» в 8 км от поселка Березовка. 3 апреля был составлен план совместных следственно-оперативных мероприятий по уголовному делу в связи с обнаружением трупа неизвестной женщины. План был утвержден прокурором района и начальником РОВД. Одним из мероприятий было через СМИ обратиться к населению с просьбой об оказании помощи в установлении личности потерпевшей и выяснении обстоятельств происшедшего. Возможно, кто-либо видел, как она садилась в машину или как ее выбрасывали из машины. Срок исполнения — до 08.04.93. Отметка о выполнении — выполнено (т. 3, л. д. 245) <5>. ——————————— <5> См.: Уголовное дело по обвинению Гордовенко В. В. Архив Красноярского краевого суда.

Для того чтобы обращение к средствам массовой информации имело положительный эффект, при его составлении необходимо соблюдать следующие правила: 1) по своему содержанию обращение не должно носить сенсационный характер и создавать представление о беспомощности сотрудников органа дознания; 2) формулировка обращения должна содержать минимум исходных данных, необходимых для ответа на вопросы, поставленные органом дознания; 3) нельзя разглашать сведения о частной жизни лица. Традиционно с целью получения сведений, необходимых для раскрытия, орган дознания через СМИ распространяет исходную или розыскную информацию в виде обращения к населению либо розыскной ориентировки. В ориентировку входят приметы разыскиваемых, предметы одежды, способ походки (если известен) и фотография (если имеется). …Газета «Новомосковская правда» от 21 ноября 2000 г. Последняя 4-я страница. Заметка внизу «УВД просит помочь». «УВД Новомосковского района разыскивается Шустикова Оксана Николаевна, 1978 г. р., жительница Новомосковска, которая 4 ноября 2000 г. после работы не вернулась домой. Ее местонахождение до настоящего времени не установлено. Ее приметы: на вид 22 года, рост 160 см, средней полноты, лицо овальное, брови дугообразные, глаза темные, нос прямой, губы полные, волосы темно-русые, длина до плеч. Была одета: куртка коричневая кожаная, платье-костюм темно-серого цвета, черные кожаные сапоги. При себе имела черную кожаную сумку. Всех, кому что-либо известно о местонахождении Шустиковой О. Н., просим сообщить по телефонам: 6-41-27 или 02 или обратиться в кабинет N 25 УВД». Слева от обращения — фотография Шустиковой <6>. ——————————— <6> Уголовное дело по обвинению Мурыгина С. С. Архив Тульской областной прокуратуры. Дело не было направлено в суд из-за того, что Мурыгин, находясь в СИЗО, покончил жизнь самоубийством.

Рассмотрим теперь сообщение о розыске подозреваемого. На наш взгляд, при его составлении допущена ошибка. В материалах уголовного дела по обвинению Спесивцева А. И. и Спесивцевой Л. Я. имеется обращение начальника Управления внутренних дел администрации города Новокузнецка полковника милиции В. П. Гирина на имя главного редактора Ново-ТВ, датированное 25 октября 1996 г. «Прошу Вас опубликовать в ближайшем выпуске программы объявление следующего содержания: Отделом уголовного розыска УВД г. Новокузнецка за совершение тяжкого преступления разыскивается Спесивцев Александр Николаевич, 1970 г. р., проживающий по адресу: проспект Пионерский, дом 53, квартира 357, состоящий на учете в психиатрической больнице. Приметы: рост 165 см; лицо худощавое; глаза впалые; волосы русые; при ходьбе сутулится; голову держит набок. Просим граждан, что-либо знающих о местонахождении Спесивцева Александра Николаевича, сообщить по телефонам: 44-64-72; 44-14-93; 46-39-80 или 02» <7>. ——————————— <7> Уголовное дело по обвинению Спесивцева А. Н. и Спесивцевой Л. Я. Архив Кемеровского областного суда.

Ошибка заключается в указании адреса подозреваемого. Зная место его проживания, сотрудники милиции могли бы там установить засаду, организовать наблюдение (что является одними из оперативно-розыскных мероприятий, указанных в ФЗ «Об ОРД»). Фактически под угрозу была поставлена жизнь подозреваемого и его матери. Нельзя было исключать и мести со стороны потерпевших и их родственников и знакомых. Кроме того, не следовало сообщать местожительство подозреваемого и по тактическим соображениям. Раз сотрудники милиции знают адрес, где проживает разыскиваемый, то зачем просить население оказывать помощь в его задержании? Узнав, что сотрудники милиции и население из сообщений телевидения знают о месте проживания, Спесивцев мог сменить место жительства, покинуть город. Также, думается, не следовало бы информировать население о том, что Спесивцев состоит на диспансерном наблюдении в психиатрической больнице, так как произошло разглашение медицинской тайны. В учебной литературе по оперативно-розыскной деятельности отмечается: «Важное место в розыскной работе отводится организационным мероприятиям, включающим в себя использование СМИ» <8>. ——————————— <8> См.: Оперативно-розыскная деятельность: Учебник. Серия «Высшее образование» / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, А. Ю. Шумилова. М., 2001. С. 511.

Сотрудники органа дознания, используя СМИ при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, должны учитывать, что их использование — мера вынужденная, которую следует применять исключительно в плане расширения имеющихся у них в наличии возможностей и повышения результативности деятельности. Также нужно иметь в виду тактический риск, т. е. наступление отрицательного результата. При этом необходимо принимать меры, направленные на сохранение служебной информации, и, что очень важно, ее сохранение является служебной обязанностью работников органов внутренних дел. Прокуроры субъектов Федерации очень жестко реагируют на отступления от этих норм. Так, прокурором Московской области был издан Приказ от 27.10.2004 N 85-20 «Об организации работы по взаимодействию со средствами массовой информации», п. 2.6 которого гласит: «Исключить факты разглашения данных в СМИ со стороны работников милиции по уголовным делам, подследственным органам прокуратуры, без разрешения следователя или надзирающего прокурора. На выявленные факты предания огласке в СМИ данных предварительного следствия вносить представления о нарушении ст. 161 УПК РФ с требованием проведения служебных проверок и наказания виновных должностных лиц» <9>. ——————————— <9> Архив прокуратуры Московской области.

В завершение отметим, что работникам органа дознания нужно постоянно обобщать положительный и отрицательный опыт использования СМИ и в учебных заведениях МВД, включая в программы колледжей обучение этому курсантов.

——————————————————————