История развития и современное состояние российского гражданского законодательства о рекламе

(Жуковская Л. М.)

(«История государства и права», 2007, N 13)

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ

СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСКОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ

Л. М. ЖУКОВСКАЯ

Развитие рыночных отношений немыслимо без рекламы. Реклама в последние годы стала необходимым условием функционирования многих предприятий. Она является ежедневным спутником человека и стала частью его жизни. Если производителя лишить такой эффективной связи с потребителем, какой является реклама, то он перестанет вкладывать деньги в совершенствование старых и создание новых товаров. Стремление к развитию, конкуренция в предпринимательстве будут увядать. Вот почему в странах с высоким уровнем жизни, массовым производством тратятся огромные деньги на рекламу. Избитая фраза «реклама — двигатель торговли» достаточно полно раскрывает основную функцию рекламы: передачу информации о товаре, знакомство с ним потенциальных покупателей, убеждение его в необходимости приобретения товара. Но от обычного информационного сообщения реклама отличается заинтересованностью в конечном результате.

Реклама как способ распространения информации о товаре, работе или услуге появилась достаточно давно: первые сведения о рекламе встречаются еще в Древней Греции и Древнем Риме. Начав свое появление с надписей на камне, реклама продолжила свое распространение уже на бумаге. Первые сведения о рекламе в России относятся еще к X — XI вв., но, несмотря на ранний период появления рекламы, формы ее распространения в настоящее время кажутся весьма примитивными. Определенный толчок для развития рекламного дела дало появление печатного станка. И тогда на смену устной речи и гравюрам приходит первая русская газета «Ведомости», содержащая первое подобие рекламных сообщений. Начиная с XV в. в России намечается бурный рост рекламной индустрии, обусловливается это прежде всего развитием экономики государства, урбанизацией, усложнением межличностных коммуникаций между людьми. Эволюция рекламной индустрии произошла в XX в. В России это связывается с введением монополии на рекламную индустрию со стороны государства в 1917 г. В 60 — 70-х годах появляются специальные рекламные организации: «Союзторгреклама», «Росторгреклама», «Союзреклама».

Существенные перемены произошли в 90-х годах, когда переход экономики к рыночным отношениям сказался на многих сферах жизни, в том числе и на рекламе. Стало появляться множество рекламных фирм и агентств, технический уровень позволил преподнести рекламу потребителям по-новому.

Динамика развития рекламного рынка в России привела к тому, что потребовалось урегулировать на законодательном уровне данную сферу деятельности. Государство не могло дистанцироваться от правового регулирования рекламного рынка: прежде всего это могло сказаться негативно в целом на рыночных отношениях, на той политике, которую государство проводило, и конечно же на всем обществе. Потребовалось принятие единого нормативного правового акта, который регулировал бы распространение рекламы и устанавливал ответственность для субъектов рекламного рынка в случае нарушения рекламного законодательства.

Защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести в заблуждение потребителей рекламы или нанести вред здоровью, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству и деловой репутации указанных лиц, посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали, — вот, что стало основной целью, которую преследовало законодательство о рекламе. До 1991 г. государственно-правовое воздействие на рекламу практически отсутствовало, в законодательстве не содержалось юридических норм, которые бы прямо адресовывались ей. Период с 1991 по 1994 г. отмечен фрагментарностью, отрывочностью.

Попытки регулирования рекламной сферы начались в 1991 г. Первым законом стал Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который ввел запрет на некорректные сравнения в рекламе, расценив их как одну из форм недобросовестной конкуренции. Положения Закона были направлены на защиту от ведения конкурентной борьбы незаконными методами, распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, введение потребителя в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара. Статья 10 этого Закона устанавливала ответственность за недобросовестную конкуренцию, в том числе ответственность хозяйствующего субъекта за некорректное сравнение производимых товаров с товарами других хозяйствующих субъектов. Кроме того, в этой же статье устанавливалась ответственность за введение потребителей в заблуждение относительно свойств товара. В новой редакции Закона, принятой в мае 1995 г., это положение о рекламе было из него изъято.

27 декабря 1991 г. был принят Закон РФ N 2124-1 «О средствах массовой информации», который указывал на недопустимость злоупотребления свободой слова и устанавливал ответственность за распространение недостоверной информации. 7 февраля 1992 г. принят Закон РФ N 2300-1 «О защите прав потребителей». Закон установил требования к информации о товарах, работах, услугах, которая должна доводиться до потребителей, а также ввел ответственность за нарушение права потребителей на информацию. С принятием этого Закона потребители получили прекрасный способ защиты от недобросовестности продавцов. Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» устанавливал запрет на рекламу продукции, подлежащей сертификации, но не имеющей сертификата соответствия. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. ввели запреты на рекламу алкогольных напитков и табака, пропаганду неразрешенных методов лечения и лекарственных средств.

Слабой стороной названных Законов было то, что они не предусматривали сколько-нибудь действенного механизма применения содержавшихся в них запретов. Не было создано и системы государственного контроля за рекламной деятельностью, принуждения к соблюдению и исполнению правовых норм, регулирующих эту деятельность. Своеобразное обобщение рекламного законодательства и практики его реализации в этот период сделала Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ. Поводом послужило распространение средствами массовой информации рекламы, опасной для жизни и здоровья людей. Заслуживают внимания продолжающие оставаться актуальными и в наши дни выводы Судебной палаты о мотивах, побуждающих средства массовой информации к противоправным действиям. Мотивом здесь выступают денежные средства, получаемые от такой рекламы, которые редакцией печатных изданий и телерадиокомпании обращаются в свой доход.

Судебная палата 5 мая 1994 г. приняла рекомендацию, в которой «обратила внимание» правонарушителей на допущенное ими игнорирование законодательства. Особо она отметила целесообразность ускорения подготовки закона о рекламе. К сожалению, как и ряд других решений Судебной палаты, сколько-нибудь серьезных последствий данная рекомендация не имела, что предопределено самим статусом Палаты. Однако данная рекомендация все-таки сыграла положительную роль. В частности, она послужила толчком к активизации нормотворчества в сфере рекламы. Например, не без влияния рекомендации 17 февраля 1995 г. был подписан Указ Президента РФ N 161 «О гарантиях прав граждан на охрану здоровья при распространении рекламы». На тот момент некоторые общие требования к рекламе содержались и в Конституции РФ, в которой запрещалась пропаганда и агитация, возбуждающая ненависть и вражду, пропаганда какого-либо превосходства злоупотребления свободой массовой информации, а также экономическая деятельность, направленная на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка (статьи 29, 34 Конституции РФ).

В 1994 г. по стране прокатилась волна банкротств финансовых компаний. Рекламодатели, провоцируя с помощью рекламы ажиотаж, для крупномасштабного привлечения денежных средств сулили гражданам и юридическим лицам — своим будущим партнерам сверхвысокие проценты по банковским вкладам и дивиденды по акциям при отсутствии минимальных гарантий возврата даже номинала вложенных средств. Сотни тысяч пострадавших вкладчиков осаждали здания государственных учреждений с требованием возврата денег. Они упрекали государство в отсутствии специального законодательства о рекламе в финансовой сфере.

Особое значение в то время имел Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1183 «О защите потребителей от недобросовестной рекламы», положивший начало следующему периоду формирования нормативной правовой основы рекламной деятельности, а также Указ Президента РФ от 11 июня 1994 г. N 1233 «О защите прав инвесторов». Это первый акт столь высокого уровня, специально посвященный рекламе. Указ в целях защиты интересов юридических и физических лиц и развития свободы конкуренции предписывал жесткие ограничения на рекламу. Например, коммерческим банкам, инвестиционным, чековым и пенсионным фондам, страховым организациям и иным субъектам предпринимательства, чья деятельность связана с привлечением и использованием средств населения, было запрещено включать в рекламную информацию разного рода конкретные обещания доходов, основанные на предположениях.

Компетентным федеральным органам исполнительной власти предоставлялось право приостанавливать действие лицензии либо досрочно аннулировать ее в случае нарушения рекламодателем законодательства о рекламе. После издания Указа Президента РФ N 1233 активность государства в сфере нормативного правового регулирования рекламы заметно возросла.

Более полутора лет между различными государственными ведомствами и специалистами рекламного дела велись споры о необходимости принятия специального нормативного акта, регулирующего рекламу. Первым кодифицированным источником, регулировавшим рекламную деятельность, стал Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе», на смену которому пришел Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе». Принятия последнего Закона ожидали не только участники рекламной деятельности, но также правоприменители и научная общественность. При этом специалистов в области рекламного законодательства в значительной степени интересовало, каким образом в новом законодательном акте будут решены наиболее дискуссионные вопросы и, в частности, отдельные аспекты понятийного аппарата, сферы действия законодательства о рекламе, компетенции контрольно-надзорных органов и др. Однако анализ положений нового Закона о рекламе позволяет констатировать, что его принятие не только не решило наиболее важные проблемы, но и породило новые, весьма существенные пробелы и противоречия в законодательстве. Среди основных недостатков действующего рекламного законодательства можно назвать следующие. Так, Закон о рекламе регулирует отношения, которые даже не относятся к продвижению товаров на рынке вообще (социальная реклама), и не регулирует отношения, связанные с продвижением товаров, работ, услуг, осуществляемым посредством информирования физическими, юридическими лицами и не связанным с предпринимательской деятельностью. Практически не изменилось легальное определение понятия «реклама», которое нуждалось в совершенствовании; исключены такие важные понятия, как: «контрреклама», «неэтичная реклама», «заведомо ложная реклама». Кроме того, Закон о рекламе не содержит каких-либо упоминаний о международных актах и обычаях в сфере рекламы, что также нельзя признать обоснованным. Имеется целый ряд иных пробелов и противоречий.

Отсутствие ныне четкого правового регулирования рекламной деятельности приводит к целому ряду негативных последствий, выражающихся прежде всего в нарушении прав и законных интересов значительной части населения — потребителей рекламы; возникновении объективных трудностей в привлечении виновных лиц к юридической ответственности; отсутствии единообразия в правоприменительной практике.

——————————————————————