Рекламодатель как субъект правоотношений в сфере рекламной деятельности

(Жуковская Л. М.)

(«Реклама и право», 2007, N 1)

РЕКЛАМОДАТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЙ

В СФЕРЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л. М. ЖУКОВСКАЯ

Изначально в обязательстве по оказанию рекламных услуг рекламодателем является хозяйствующий субъект, а преследуемой им конечной целью является вызов на оферту касательно предметов его предпринимательской деятельности, направленный неопределенному кругу лиц. Содержанием обязательства по оказанию рекламных услуг предопределено, что услугополучателем в этом обязательстве является рекламодатель, а им может выступать только лицо, на законных основаниях осуществляющее предпринимательскую деятельность.

Одним из основных субъектов предпринимательской деятельности является юридическое лицо — коммерческая организация. Основываясь на изложенном выше, а также на анализе положений статьи 50 ГК РФ, можно прийти к выводу, что далеко не каждое юридическое лицо может выступать в качестве рекламодателя в обязательстве по оказанию рекламных услуг. Законодательством устанавливается, что юридическими лицами могут быть как коммерческие организации, так и некоммерческие. При этом последние вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Таким образом, законодательством предусмотрено существование юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, не являясь при этом коммерческими организациями. Следовательно, некоммерческие организации могут быть участниками обязательств по оказанию рекламных услуг несмотря на то, что они создаются для целей, не связанных с извлечением прибыли.

Нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, в соответствии со статьей 124 ГК РФ применяются и к таким субъектам гражданских правоотношений, как Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. При этом в состав субъектов гражданских правоотношений часто названные субъекты входят не непосредственно, а через свои уполномоченные органы. Таким образом, и публичные образования в лице уполномоченных органов в соответствии с указанным правилом могут выступать в качестве субъектов в обязательствах по оказанию рекламных услуг.

Относительно возможности участвовать в обязательственном правоотношении по оказанию рекламных услуг в качестве субъекта — физического лица можно сделать вывод, что, исходя из смысла статьи 3 Закона «О рекламе», гражданин может стать рекламодателем и стороной в обязательстве по оказанию рекламных услуг только после приобретения им статуса индивидуального предпринимателя. Граждане РФ могут быть рекламодателями, поскольку вне зависимости от Закона «О рекламе» в реальной действительности могут приобретать услуги как по производству, так и по распространению рекламы.

Таким образом, все субъекты гражданского права, перечисленные в статье 2 ГК РФ как допустимые участники регулируемых гражданским законодательством отношений, могут выступать участниками гражданско-правовых обязательств по оказанию рекламных услуг в качестве рекламодателей.

Возможность выступления этих субъектов в качестве услугодателей — рекламопроизводителей и рекламораспространителей в обязательствах по оказанию рекламных услуг в некоторых случаях связана со специальным подлежащим выполнению условием. Рекламные услуги не относятся к лицензируемым видам деятельности, но в случае выступления в обязательстве по оказанию рекламных услуг в качестве рекламопроизводителя или рекламораспространителя юридическому лицу необходимо, чтобы его уставные документы допускали осуществление данного вида деятельности.

Оказание рекламных услуг рекламораспространителем может осуществляться в виде распространения рекламной информации путем предоставления имущества. В соответствии с нормами законодательства в сфере рекламы установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором (ст. 19 Закона о рекламе).

Таким образом, например, при желании какого-либо лица единовременно на короткий срок поместить наружную рекламу на жилой дом, принадлежащий гражданину на праве собственности, заинтересованное лицо должно заключить с собственником соответствующий договор. В этом случае в формирующемся обязательственном отношении гражданин выступает в качестве услугодателя, и в связи с тем, что его поведение может и не быть направлено на систематическое получение прибыли, ему при этом не обязательно регистрироваться в качестве лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. В данном случае гражданин имеет доход от имущества, а не от предпринимательства.

Особо обращают на себя внимание случаи, когда в качестве услугодателя в обязательстве по оказанию рекламных услуг выступают публичные образования. Необходимо различать, когда они реализуют правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, выступая в качестве субъектов гражданского права, а когда — правомочия в области градостроительства в части, касающейся требований к средствам наружной рекламы (объектов архитектуры малых форм), влияющих на внешний облик городов и сельских поселений.

Закон устанавливает, что в случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, обладающим правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на такое недвижимое имущество (п. 6 ст. 19 Закона о рекламе). Чаще всего указанными правами наделены государственные учреждения, муниципальные образования, и согласно указанным положениям законодательства они могут вступать в правоотношения в сфере рекламной деятельности.

Кроме того, среди основных полномочий в сфере рекламной деятельности органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции, необходимо указать и разрешение на ее установку. Даже несмотря на наличие договора с собственником имущества или иного законного владельца на установку рекламной конструкции, это является лишь основанием для обращения за разрешением. Окончательное решение принимает орган местного самоуправления на основании требуемых документов в соответствии с положениями законодательства.

Органы местного самоуправления согласно нормам Градостроительного кодекса РФ наделены полномочиями вводить дополнительные требования к проектам застройки в соответствии с местными условиями, в том числе требования к проектированию и строительству в зонах охраны памятников истории и культуры, озеленению территорий, размещению архитектурных объектов малых форм, рекламы, вывесок и иной визуальной информации, и иные требования (ст. 60). Увеличение количества средств наружной рекламы стабильного территориального размещения и их техническое состояние приводит к тому, что современная наружная реклама стала одним из существенных факторов, влияющих на внешний облик муниципальных образований. Сложные строительные конструкции и технологии, используемые при распространении наружной рекламы, объективно повышают степень гражданских рисков, наступающих при изготовлении и эксплуатации средств наружной рекламы, что, в свою очередь, обязывает орган местного самоуправления предпринимать необходимые административные и иные меры к обеспечению безопасности граждан, населяющих город или сельское поселение.

Также в качестве субъектов рекламной деятельности могут выступать и доверительные управляющие. Положения статьи 19 Закона о рекламе определяют, что в случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, передано собственником в доверительное управление, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с доверительным управляющим. Но в данном случае установлено обязательное дополнительное требование. Такой договор доверительный управляющий может заключить лишь в том случае, если договор доверительного управления не ограничивает доверительного управляющего в совершении таких действий с соответствующим имуществом (п. 7 ст. 19).

Наряду с собственниками недвижимого имущества, в том числе земельных участков, собственник транспортного средства наделен правом заключать договор на размещение рекламы. Кроме собственника, Закон определяет возможность заключения договора с уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство (ст. 20).

Законодатель в данном случае более подробно регламентировал возможности размещения рекламы на транспортных средствах, так как это связано с функциональными особенностями объекта. Так, запрещается использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций. Кроме того, запрещается размещение рекламы на транспортных средствах: 1) специальных и оперативных служб с предусмотренной требованиями технического регламента определенной цветографической окраской; 2) оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов; 3) федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которых расположены по диагонали белые полосы на синем фоне; 4) предназначенных для перевозки опасных грузов.

По нашему мнению, такое подробное законодательное регламентирование отдельных объектов, особенностей размещения рекламы и иных вопросов в сфере рекламы связано, прежде всего, с ростом данного вида услуги, совершенствованием способов и методов ее реализации. Не исключено, что тенденции, происходящие в рекламной сфере как экономической категории, повлекут за собой и совершенствования нормативного регулирования.

Таким образом, все субъекты гражданского права, указанные в статье 2 ГК РФ, могут выступать услугодателями в обязательствах по оказанию рекламных услуг. Граждане Российской Федерации вправе оказывать рекламные услуги, так как являются полноправными участниками гражданского оборота.

——————————————————————