Стратегия развития информационного общества в России

(Редакционный материал)

(«Информационное право», 2007, N 3)

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

25 июля 2007 г. в Кремле под председательством Президента Российской Федерации состоялось заседание Совета Безопасности Российской Федерации, на котором был обсужден проект «Стратегии развития информационного общества в России», представленный Советом Безопасности. Документом ставится цель — вывести Россию в число стран — лидеров в области постиндустриального развития и существенно укрепить ее информационную безопасность. Согласно проекту в результате реализации стратегии к 2015 г. доля продукции на базе информационно-коммуникационных технологий в структуре национального экспорта должна составлять не менее 8%; доступ к открытым государственным информационным ресурсам в Интернете должны получить не менее 80% населенных пунктов; число точек общественного доступа к Интернету должно составить не менее 4 на 10 тысяч населения; доступ к телефонной связи должны получить 100% населенных пунктов. Доля преподавателей, использующих информационные технологии в учебной работе, должна быть доведена до 50% в средних школах и до 70% в вузах. Обеспеченность рынка труда специалистами по информационной безопасности должна составить 100%. Источник: kremlin. ru.

Во вступительном слове на заседании Совета Безопасности по вопросу развития информационного общества в России Президент России В. В. Путин отметил, что страны, сделавшие ставку на развитие IT-технологий, сегодня занимают наиболее выгодные позиции в мировом разделении труда. Они добились существенного роста производительности труда, повысили качество государственного управления. А доступность для граждан всего спектра информационных услуг кардинально повлияла на развитие в этих странах человеческого капитала, на рост их конкурентоспособности. И наконец, свободный обмен идеями и информацией — это важный фактор укрепления в государствах демократических институтов и процедур.

В последние годы в России целенаправленно проводились меры по росту информатизации экономики и в целом общественной жизни. Мы стали конкурировать лучше в этом спектре экономики и в мире, стали больше концентрировать ресурсов и сил на этих важнейших направлениях. И должен сказать, что многое уже удалось сделать. Так, начиная с 2002 г. реализуется программа «Электронная Россия», которая значительно расширила применение современных IT-технологий в практике управления. Улучшилась также инфраструктура связи по стране. Появилась реальная конкуренция на рынке междугородней связи. К 2009 г. в России не останется ни одного нетелефонизированного населенного пункта, а еще совсем недавно у нас было таких населенных пунктов более 40 тысяч.

При этом уже четверть российских семей имеют компьютеры. Число же пользователей Интернета перевалило за 25 миллионов человек. А до конца текущего года все российские школы должны получить широкополосный доступ к Интернету. Кроме того, серьезный импульс получило развитие дистанционных технологий в образовании, в медицине, в сфере культуры.

Президент подчеркнул, что динамично развивающаяся телекоммуникационная отрасль — это серьезный ресурс развития всего информационного общества. Эта отрасль растет сегодня темпами, значительно превышающими среднемировые, — порядка 20% в год. Да и среди отраслей российской экономики это один из самых высоких показателей роста. Дают свою отдачу и специальные механизмы поддержки разработчиков и производителей отечественных информационных технологий. Так, в секторе сервисных услуг и разработки специализированного программного обеспечения уже доминируют именно российские компании и российские, наши, отечественные, разработчики.

В. В. Путин выделил ряд принципиальных моментов, связанных с представленным проектом «Стратегии развития информационного общества».

Во-первых, этот документ должен послужить основой подготовки конкретных программ — как в центре, так и на местах. Причем эти программы должны касаться всех направлений: от разработок и производства IT-технологий до их внедрения. При этом региональные программы должны формироваться с учетом общих стратегических ориентиров.

Во-вторых, выстраивая современную стратегию, следует прежде всего ориентироваться на крупные системные задачи и проекты. В качестве примера он привел Президентскую библиотеку, которая должна стать масштабным просветительским и информационным центром, фактически — национальным информационным порталом, интегрированным в глобальное информационное пространство.

В-третьих, использование информационных технологий должно служить обязательным критерием эффективности работы ведомств, властей регионов и органов местного самоуправления. Для этого уже сейчас надо выработать объективные оценочные показатели развития и внедрения этих технологий.

Здесь нужно иметь в виду и такие чувствительные для людей факторы, как скорость и качество оказания гражданам публичных услуг. В частности, как быстро оформляются документы, сколько времени тратится на получение всевозможных справок, на подачу налоговых деклараций, регистрацию имущества и так далее.

Говоря о вопросах производства отечественной IT-продукции, Президент России подчеркнул, что надо прежде всего стимулировать создание новых инновационных предприятий через механизмы частногосударственного партнерства и международной кооперации, тем самым последовательно решать вопрос импортозамещения в части компонентной базы. При этом импортозамещение — это не самоцель, как и вообще это не может быть в экономике самоцелью. Но в данной отрасли, имеющей прямой выход и на некоторые аспекты, связанные с нашей национальной безопасностью, это оправданно. Разумеется, следует активнее использовать возможности особых экономических зон, технопарков, венчурных фондов, институтов развития. И наконец, надо четко определить приоритеты как новых научных исследований, так и развития современных производств. Нам нужно искать новые ниши и специфические сферы, позволяющие добиться не просто паритета, а реального технологического лидерства. Один из таких примеров — это программное обеспечение. Тут наши специалисты традиционно считаются одними из лучших в мире. Повторю, надо правильно расставить акценты НИОКРов и увязать их с другими исследовательскими программами. В первую очередь с развитием нанотехнологий, открывающих дорогу к созданию принципиально новой элементной базы. При этом особое внимание, по мнению главы государства, необходимо уделить вопросам информационной безопасности в самом широком смысле этого слова. Ведь глобализация открывает для нас не только новые возможности, но и создает определенные риски, и мы должны быть готовыми адекватно парировать такие потенциальные угрозы, как, например, кибертерроризм.

Развитие информационного общества — это системная и долгосрочная задача. В ее решении, как в фокусе, сходится целый ряд проблем: от развития конкурентоспособности нашей экономики до укрепления обороноспособности страны. Поэтому уже сегодня мы обязаны действовать так, чтобы все планируемые нами мероприятия носили не только глубоко и хорошо просчитанный характер, но и носили бы характер опережающий. В России сейчас есть все возможности, чтобы к 2015 г. войти в число стран — лидеров глобального информационного пространства. Но достижение такого ориентира, безусловно, потребует четко скоординированной работы органов власти, представителей бизнеса и гражданского общества. В этих целях Президент считает целесообразным создать при Президиуме Совета по науке, технологиям и образованию Комиссию по вопросам развития информационного общества, решение по персональному составу и направлениям работы которой он дал поручение подготовить до 1 октября 2007 г.

В ходе заседания министр информационных технологий и связи Российской Федерации Л. Д. Рейман выступил с докладом по вопросу «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации».

Как сообщил Л. Д. Рейман, Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации — это ответ России на новые вызовы, связанные с развитием постиндустриальной информационной инфраструктуры. Действительно, документ устанавливает общие стратегические ориентиры развития до 2015 г. «Важнейшими приоритетами Стратегии являются: реализация на практике конституционных прав граждан на доступ к информации, обеспечение равных возможностей для получения базовых услуг связи вне зависимости от территории или региона, где проживают наши граждане, стимулирование дальнейшего распространения и массового применения информационных технологий в социально-экономической сфере», — подчеркнул министр.

Что планируется сделать в целях реализации этих задач, Л. Д. Рейман подробно рассказал в своем докладе. Он отметил, что начиная с 2010 г. планируется расширить состав универсальной услуги, предусмотрев массовую телефонизацию домохозяйств, прежде всего в сельской местности. Одновременно предполагается обеспечить развитие цифровой инфраструктуры широкополосного доступа населения к сети Интернет на всей территории Российской Федерации. В ближайшее время должна стартовать масштабная программа модернизации российской сети телерадиовещания. Это позволит гарантировать прием социального пакета телепрограмм на всей территории, прежде всего в сельской местности и удаленных районах. Также в среднесрочной перспективе необходимо создать условия для применения современных радиоэлектронных технологий за счет конверсии радиочастотного спектра и высвобождения необходимых для этого частот. Требуется также обеспечить дальнейшее развитие группировки гражданских спутников связи и вещания для предоставления с их помощью услуг связи в труднодоступных районах и эффективного резервирования распространения телепрограмм на территории страны. Благодаря всем этим мероприятиям, сказал Л. Д. Рейман, к 2010 г. мы должны обеспечить 100-процентный уровень доступности для граждан базовых телекоммуникационных услуг на всей территории страны, а также в три раза увеличить количество пользователей услуг широкополосного доступа к сети Интернет.

Что касается использования ИКТ в социально-экономической сфере, сказал министр, ключевая роль отводится использованию информационных технологий в государственном управлении. Прежде всего необходимо перейти от внедрения информационных систем на уровне отдельных ведомств к предоставлению государственных услуг с использованием сети Интернет. Планируется создать систему координации ведомственных программ и единую инфраструктуру электронного межведомственного взаимодействия. Кроме того, будет обеспечено внедрение электронных образовательных ресурсов в процессы обучения в школах, что позволит значительно улучшить качество образования и обеспечить равные условия обучения на территории всей страны. Планируется провести большую работу по переводу в цифровой формат документов, имеющих культурную ценность, формированию электронных библиотек и развитию интернет-ресурсов в области культуры, чтобы обеспечить доступность библиотечных фондов для широких слоев населения. В сфере науки важной задачей является объединение в единую информационную сеть всех высших учебных заведений и ведущих научных центров для организации обмена результатами научных исследований. Для повышения качества предоставляемой медицинской помощи населению, проживающему в отдаленных и труднодоступных местах, предлагается обеспечить внедрение телемедицины. Будет создаваться комплексная система мониторинга здоровья наших граждан на основе создания «электронного паспорта здоровья гражданина». Одновременно планируется создать единую службу обработки вызовов, связанных с чрезвычайными ситуациями, по единому номеру «112», что позволит существенно сократить потери и повысить оперативность реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации.

Говоря об обеспечении конкурентоспособности отечественного производства в сфере ИТ, Л. Д. Рейман отметил, что система венчурного финансирования должна обеспечить доступ предприятий к финансовым ресурсам и необходимую поддержку вывода их на рынок. Создаваемые технопарки должны обеспечить инфраструктурную поддержку и создать необходимые условия для развития высокотехнологичных предприятий. В целях продвижения высокотехнологичной продукции на международный рынок должна быть разработана специальная программа и обеспечена координация на межгосударственном уровне.

В заключение министр информационных технологий и связи Российской Федерации подчеркнул, что главным результатом Стратегии станет реальное повышение качества жизни населения, формирование открытого общества и создание условий для дальнейшего развития демократических процессов в нашей страны. Л. Д. Рейман напомнил собравшимся, что сегодня Россия занимает 52-е место в международных рейтингах, и благодаря реализации рассматриваемой стратегии к 2015 г. Россия должна войти в двадцатку лидеров глобального информационного общества, а по показателю доступности информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для граждан и организаций — войти в десятку стран-лидеров.

По итогам заседания Совет Безопасности Российской Федерации утвердил Стратегию развития информационного общества в России (текст публикуется ниже в сокращении).

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

1. Информационное общество —

новый этап развития человечества

1.1. Качественные изменения в экономической, социально-политической и духовной сферах общественной жизни, обусловленные интенсивным развитием и использованием современных информационно-коммуникационных технологий, обозначили движение человечества к новой, постиндустриальной, фазе развития — информационному обществу. Отличительными чертами информационного общества являются: существенное увеличение в валовом внутреннем продукте доли отраслей экономики, связанных с производством знаний, с созданием и внедрением наукоемких, в том числе информационных, технологий, других продуктов интеллектуальной деятельности, с оказанием услуг в области информатизации, образования, связи, а также в области поиска, передачи, получения и распространения информации (информационных услуг); ускорение научно-технического прогресса и превращение научных знаний в реальный фактор производства, повышения качества жизни человека и общества; участие значительной части трудоспособного населения в производственной деятельности, связанной с созданием и использованием информационных технологий, информации и знаний; существенное расширение возможностей граждан по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации и знаний; глобализация экономической, политической и духовной сфер жизни общества.

1.2. Наряду с расширением созидательных возможностей личности и общества, интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий создает новые возможности для реализации угроз национальной безопасности, связанных с нарушением установленных режимов использования информационных и коммуникационных систем, ущемлением конституционных прав граждан, использованием возможностей современных информационных технологий для осуществления враждебных, а также террористических и других преступных действий.

2. Состояние развития информационного общества в России

2.1. В России, являющейся одним из центров мировой науки и культуры, существуют условия для интенсивного постиндустриального развития: быстрыми темпами совершенствуется информационная инфраструктура России как составная часть глобальной информационной инфраструктуры, развивается рынок услуг связи; информационно-коммуникационные технологии активно используются в экономической, политической, социальной и духовной жизни общества; развивается система правового регулирования отношений, связанных с созданием и использованием информационно-коммуникационных технологий; в общественном мнении складывается понимание необходимости интенсификации постиндустриального развития; принят и реализуется ряд концептуальных, доктринальных и программных документов по использованию информационно-коммуникационных технологий в некоторых важных областях деятельности человека, общества и государства.

2.2. В то же время уровень развития российской информационной инфраструктуры, использования информационно-коммуникационных технологий в общественном производстве и государственном управлении не в полной мере соответствует задачам диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности, а также существенно уступает развитым странам мира. Сохраняется неравенство в доступе к информации и информационно-коммуникационным технологиям различных групп населения и регионов, которое все более превращается в фактор, тормозящий социально-экономическое развитие общества. Практически отсутствует производство конкурентоспособной продукции микроэлектронной промышленности, телекоммуникационного оборудования и средств вычислительной техники, в результате чего зависимость развития российской информационной инфраструктуры от поставок зарубежных информационно-коммуникационных технологий значительно превышает критический уровень. Система образования и науки не может в необходимом объеме обеспечить качественное воспроизводство трудовых ресурсов, требуемое для повышения конкурентоспособности страны в условиях постиндустриального развития. Медленно реализуются работы по использованию информационно-коммуникационных технологий для сохранения культурного наследия. Сложившаяся к настоящему времени система обеспечения информационной безопасности страны в недостаточной мере способна противостоять современным угрозам, связанным с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий в террористических и других преступных целях. Слабо налажена координация деятельности государственных органов и негосударственных организаций в области обеспечения безопасности информационных и коммуникационных систем, используемых на ключевых объектах инфраструктуры страны. Значительные усилия, предпринимаемые государственными органами по созданию условий для интенсификации постиндустриального развития общества, недостаточно скоординированы, слабо используется потенциал бизнеса и гражданского общества.

3. Назначение и политико-правовая основа стратегии

3.1. Стратегия развития информационного общества (далее — Стратегия) устанавливает цели и принципы этого развития, а также определяет наиболее важные мероприятия в области использования потенциала информационных технологий, науки и образования, национальной культуры и демократического устройства для улучшения качества жизни граждан России, повышения конкурентоспособности и укрепления обороноспособности страны, безопасности государства, обеспечения правопорядка, расширения взаимовыгодного международного сотрудничества, содействия решению задач по формированию глобального информационного общества.

3.2. Стратегия предназначена для использования при подготовке концептуальных, доктринальных, программных и иных документов, определяющих цели, принципы и направления деятельности государственных органов и негосударственных организаций по решению проблем интенсификации постиндустриального развития России.

3.3. Политико-правовой основой Стратегии являются послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (2000 — 2005 гг.), общепризнанные принципы и нормы международного права, законодательство Российской Федерации, и прежде всего нормативные правовые акты Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, определяющие направления экономического и социально-политического развития страны на ближайшие годы и последующую перспективу. При подготовке Стратегии учтены основные положения Окинавской хартии глобального информационного общества, а также Декларации принципов построения информационного общества, Плана действий, Тунисского обязательства и других документов, принятых на первом и втором этапах Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (2003 — 2005 гг., Женева, Тунис).

4. Цели и принципы развития информационного общества

в России, задачи государства

4.1. Целями развития информационного общества в России являются:

4.1.1. Повышение устойчивости общественного развития, конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жизни граждан.

4.1.2. Укрепление государственных гарантий реализации конституционных прав человека и гражданина в информационном обществе, создание равных возможностей по доступу к информации и информационно-коммуникационным технологиям.

4.1.3. Повышение качества образования и здравоохранения.

4.1.4. Создание условий для сохранения и развития культурного разнообразия и самобытности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

4.1.5. Повышение эффективности государственного управления.

4.1.6. Противодействие угрозам использования потенциала информационно-коммуникационных технологий для нанесения ущерба национальным интересам России.

4.2. Развитие информационного общества в Российской Федерации базируется на следующих принципах: сотрудничество и партнерство государства, бизнеса и гражданского общества; опережающее развитие информационной инфраструктуры общества; создание благоприятной среды для развития информационной инфраструктуры; обеспечение гражданам доступа к информации, идеям и знаниям, к использованию информационно-коммуникационных технологий; укрепление доверия и безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий; обеспечение свободы массовой информации и независимости средств массовой информации; содействие развитию глобального информационного общества; международное сотрудничество.

4.3. Для достижения целей развития информационного общества в России государство решает следующие задачи: определяет систему основных мероприятий по развитию информационного общества и создает условия для согласования усилий государственных органов и негосударственных организаций по их выполнению; укрепляет государственные гарантии конституционных прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также других прав и свобод; совершенствует правовые механизмы регулирования общественных отношений, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий, в целях ускорения постиндустриального развития России; создает благоприятные условия для развития науки и образования, отраслей экономики, связанных с созданием информационно-коммуникационных и других наукоемких технологий, публичных информационных ресурсов и оказанием информационных услуг, а также условия для формирования отечественной индустрии программных средств; осуществляет информатизацию государственного управления и местного самоуправления; создает условия для ликвидации неравенства в доступе к информации и информационно-коммуникационным технологиям различных групп населения и субъектов Российской Федерации; использует потенциал информационно-коммуникационных технологий и информационной инфраструктуры для обеспечения обороноспособности страны, безопасности государства и охраны правопорядка.

5. Основные мероприятия по достижению целей развития

информационного общества в России

5.1. Повышение устойчивости общественного развития, конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жизни граждан предполагает осуществление следующих мероприятий: стимулирование использования информационно-коммуникационных технологий в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества; совершенствование системы определения приоритетных направлений развития отечественных информационно-коммуникационных технологий и способов их инвестиционной поддержки; создание условий для формирования индустрии производства отечественной продукции микроэлектронной промышленности, телекоммуникационного оборудования и средств вычислительной техники, программных продуктов в интересах отечественных и зарубежных потребителей; совершенствование налоговой и таможенной политики для стимулирования производства информационно-коммуникационных технологий и оказания информационных услуг; создание условий для повышения экономической эффективности использования российскими правообладателями объектов интеллектуальной собственности, в том числе созданных на счет бюджетных средств; сопряжение информационных и коммуникационных систем федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в единое информационное пространство; развитие системы общественного и государственного контроля эффективности использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов в приоритетных направлениях развития науки; совершенствование системы привлечения внебюджетных средств для проведения научных исследований по приоритетным направлениям; развитие транзитных коммуникационных магистралей через территорию Российской Федерации; совершенствование налоговой политики для повышения экономической привлекательности инвестиций во внедрение результатов исследований по приоритетным направлениям развития науки в общественное производство; создание условий для расширения взаимодействия коллективов, проводящих исследования по приоритетным направлениям развития науки, с международным научным сообществом, расширения обмена научной информацией; развитие мер государственного и общественного поощрения граждан, добивающихся высоких результатов в области науки и образования, в том числе путем расширения практики учреждения специальных премий и грантов, увеличения количества премий в области науки, культуры и искусства Правительства Российской Федерации.

5.2. Укрепление государственных гарантий реализации конституционных прав человека и гражданина в информационном обществе, создание равных возможностей по доступу к информации и информационно-коммуникационным технологиям предполагает осуществление следующих мероприятий: расширение участия общественных организаций в укреплении гарантий соблюдения свободы убеждений, выражения мнений и идей; развитие систем навигации в области открытых российских и зарубежных информационных ресурсов; стимулирование формирования и расширения доступа к открытым государственным и негосударственным информационным ресурсам; создание условий для обеспечения доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; развитие государственной системы правовой информатизации и публичных центров доступа к государственным информационным ресурсам; развитие системы предоставления государственных услуг населению по доступу к информационным ресурсам электронных средств массовой информации; развитие системы телерадиовещания; содействие укреплению экономической независимости средств массовой информации и расширению возможностей граждан по их учреждению, развитие отечественной технологической базы электронных средств массовой информации; расширение практики предоставления государственных субсидий для создания печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов в интересах удовлетворения социально значимых потребностей общества; повышение доступности для групп населения со средними и низкими доходами услуг связи, открытых государственных информационных ресурсов, продукции средств массовой информации; расширение государственной поддержки создания и распространения информационной продукции на различных языках народов России, а также продукции для удовлетворения потребностей людей с ограниченными физическими возможностями; развитие региональных сетей связи, и прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке; распространение компьютерной грамотности и культуры информационной безопасности.

5.3. Повышение качества образования и здравоохранения предполагает осуществление следующих мероприятий: сохранение и развитие системы классического университетского образования; совершенствование системы контроля качества образования, расширение доступа к образованию на территории Российской Федерации, к повышению квалификации российских граждан в учебных и научных учреждениях зарубежных стран; развитие систем профессионального образования и подготовки кадров, поощрения хозяйствующих субъектов, реализующих самостоятельные программы переобучения и повышения квалификации кадров, совершенствование методов и технологий дистанционного обучения; расширение использования информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности труда преподавателей и качества образования, повышения качества здравоохранения.

5.4. Создание условий для сохранения и развития культурного разнообразия и самобытности народов, проживающих на территории Российской Федерации, предполагает осуществление следующих мероприятий: обеспечение государственной поддержки проектов, направленных на создание и размещение в системе Интернет открытых информационных ресурсов, отражающих культурные ценности народов и народностей России, использование информационно-коммуникационных технологий для их сохранения и обеспечения доступа к ним граждан; развитие механизмов использования информационно-коммуникационных технологий для организации межконфессионального диалога основных религий, представленных на территории Российской Федерации, а также общественной поддержки этой деятельности.

5.5. Повышение эффективности государственного управления предполагает реализацию следующих основных мероприятий: совершенствование информационной инфраструктуры системы государственного управления и местного самоуправления; развитие системы оказания публичных услуг на основе внедрения «безбумажных» информационно-коммуникационных технологий.

5.6. Противодействие угрозам использования потенциала информационно-коммуникационных технологий для нанесения ущерба национальным интересам России предполагает реализацию следующих основных мероприятий: содействие реализации проектов, направленных на противодействие распространению информации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропагандирующей социальное, расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство, а также совершенствование правоприменительной практики в этой области; развитие системы информирования российской и зарубежной общественности по социально значимым проблемам экономического и социально-политического развития, поддержания конструктивного диалога межд у государством, бизнесом и гражданским обществом, расширение использования информационно-коммуникационных технологий для решения этой задачи; обеспечение, на основе объединения усилий государственных и негосударственных организаций, безопасности функционирования информационных и коммуникационных систем ключевых объектов инфраструктуры России, повышения защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем, а также информационных и коммуникационных систем, используемых средствами массовой информации для информирования населения; обеспечение безопасности функционирования российских информационных и коммуникационных систем в составе глобальной информационной инфраструктуры; формирование системы международной информационной безопасности; создание условий для развития современных информационных технологий защиты информации, аппаратных и программных средств их реализации; создание правовых и иных условий для применения информационно-коммуникационных и иных наукоемких технологий двойного назначения при решении задач обеспечения обороноспособности страны, безопасности государства и правопорядка; совершенствование национальной системы противодействия преступности, использующей возможности информационно-коммуникационных технологий для нанесения ущерба интересам граждан, общества и государства, подготовки и осуществления террористических актов и иных преступных деяний; совершенствование системы координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения информационной безопасности, организации государственного заказа на научные исследования и опытно-конструкторские работы, использования их результатов, формирования и реализации единой технической политики; развитие системы подготовки специалистов по вопросам обеспечения информационной безопасности; совершенствование систем защиты сведений, составляющих государственную тайну, обеспечения безопасности других сведений ограниченного доступа, накапливаемых и создаваемых в государственных органах, органах местного самоуправления и образуемых ими организациях; совершенствование правоприменительной практики в области противодействия незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности; совершенствование системы определения перспективных направлений использования потенциала информационно-коммуникационных технологий для обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, охраны правопорядка, финансирования деятельности по их реализации.

5.7. Эффективная реализация основных мероприятий по развитию информационного общества в России предполагает совершенствование системы мониторинга этого развития и системы статистического наблюдения.

«ИНФОФОРУМ-ЕВРАЗИЯ» — 2007

14 — 15 июня 2007 г. в Москве, в Центре международной торговли прошел 3-й Евразийский форум информационной безопасности «ИНФОФОРУМ-Евразия — Международные аспекты информационной безопасности». Параллельно с Форумом развернула экспозицию 3-я Международная выставка «ИНФОФОРУМ-Сити — Современный мегаполис: информационная безопасность региона, организаций, граждан».

Организаторами Третьего Евразийского форума «Международные аспекты информационной безопасности» выступили Комитет Государственной Думы ФС РФ по безопасности, МИД РФ, Федеральное агентство по информационным технологиям, Управление Правительства Москвы по экономической безопасности г. Москвы, некоммерческое партнерство «ИНФОФОРУМ».

Евразийский форум дважды выбирал своей площадкой Казахстан. В этом году участники «ИНФОФОРУМ-Евразия» встретились в Москве. По мнению организаторов, это стало важным консолидирующим моментом для сотрудничества между специалистами стран евразийского региона в области формирования общих подходов в сфере обеспечения информационной безопасности.

В состав участников «ИНФОФОРУМ-Евразия» вошли делегации из девяти стран: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Польши, Таджикистана, Узбекистана, Украины.

С российской стороны сопредседателями Форума выступили: В. В. Дятленко, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности, В. Г. Матюхин, руководитель Росинформтехнологии, А. Е. Сафонов, специальный представитель Президента РФ по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью; А. Б. Корсак, начальник Управления правительства Москвы по экономической безопасности г. Москвы. Активное участие в работе Форума приняли руководители федеральных органов исполнительной власти и ведущих ИТ-компаний.

На Форуме Казахскую делегацию представляли: председатель Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Парламента Республики Казахстан С. Абдрахманов; заведующий отделом по защите государственных секретов Канцелярии Премьер-министра Республики Казахстан С. Б. Ахметов; первый заместитель директора Службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан К. Х. Алпыбаев и другие официальные лица.

Армянскую делегацию — советник Посольства Республики Армения в РФ А. Г. Бадалян.

Белорусскую делегацию — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и связям с СНГ, председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза России и Беларуси по безопасности, обороне и борьбе с преступностью В. Р. Симирский; заместитель начальника Государственного центра безопасности информации при Президенте Республики Беларусь В. Н. Шулик и другие официальные лица.

Кыргызскую делегацию — советник Посольства Кыргызской Республики в РФ З. К. Мамбетжунусов.

Польскую делегацию — советник Посольства Республики Польша в РФ Д. Сулэк.

Таджикскую делегацию — советник-посланник Посольства Республики Таджикистан в РФ З. О. Саидов.

Узбекскую делегацию — заместитель генерального директора Узбекского агентства связи и информатизации М. М. Сангилов; советник-посланник Посольства Республики Узбекистан в РФ Ф. К. Кадиров и другие официальные лица.

Украинскую делегацию — заместитель председателя Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины А. П. Скрыник и другие официальные лица.

На открытии Форума прозвучали приветствия в адрес участников от Председателя Государственной Думы ФС РФ Б. В. Грызлова (с которым выступил председатель Комитета Государственной Думы по безопасности В. А. Васильев); министра иностранных дел РФ С. В. Лаврова.

Б. В. Грызлов: «Инфофорум создает условия для свободного обсуждения актуальных организационных, правовых, технических проблем в сфере развития информационного общества и обеспечения информационной безопасности, обмена передовыми идеями и опытом, выработки эффективных решений.

На протяжении многих лет соорганизатором мероприятий Инфофорума является Комитет Государственной Думы по безопасности. Отрадно, что в рамках Форума постоянно обсуждаются насущные проблемы законодательного обеспечения информационной безопасности.

Комплексный подход к исследованию проблем информационной безопасности, присущий мероприятиям ИНФОФОРУМа, в последние два года получил поддержку со стороны ближайших соседей России — государств — участников Содружества Независимых Государств. Это особенно важно, поскольку только объединение усилий заинтересованных стран и создание системы международной информационной безопасности позволит эффективно противодействовать транснациональным угрозам безопасности в информационной сфере».

С. В. Лавров: «Сердечно приветствую участников Третьего Евразийского форума, посвященного столь важной проблеме — международной информационной безопасности.

Подписав Окинавскую хартию глобального информационного общества, Российская Федерация активно продвигает его формирование как на национальном, так и на международном уровне.

Россия ежегодно инициирует в ООН принятие резолюции «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности». В этом плане мы удовлетворены взаимодействием с государствами — участниками СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС по поиску решения проблемы международной информационной безопасности и борьбы с кибертерроризмом.

Позвольте выразить надежду, что «ИНФОФОРУМ-Евразия» внесет достойный вклад в решение всего международного пакета проблем безопасности при вхождении в глобальное информационное общество».

Также в адрес Международного оргкомитета поступили приветствия от руководителей международных организаций, органов государственной власти Российской Федерации:

Б. К. Нургалиева, Генерального секретаря Шанхайской организации сотрудничества:

«От имени Шанхайской организации сотрудничества поздравляю Вас с открытием Третьего Евразийского форума «Международные аспекты информационной безопасности». На Вашем Форуме будет задан важный импульс взаимодействию специалистов различных государств Европы и Азии по аккумуляции опыта формирования общих подходов к обеспечению информационной безопасности»;

Н. Н. Бордюжи, Генерального секретаря ОДКБ:

«Значение Форума трудно переоценить: его актуальность обусловлена возрастающим влиянием информации и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на политическую, экономическую, оборонную и другие составляющие безопасности. При этом информация и ИКТ являются фактором, не только способствующим формированию современного общества, укрепляющим его безопасность, но и создающим возможности для возникновения новых угроз и вызовов. В связи с этим вопрос совместного противодействия угрозам в информационной сфере, сотрудничество в области защиты информационного пространства и информационных ресурсов, оказание взаимной помощи в предотвращении деструктивных информационных воздействий и др. становится жизненно важным для всех стран. Неслучайно эта тема становится предметом обсуждения на форумах различного уровня, включая ООН»;

В. Г. Матюхина, руководителя Росинформтехнологии:

«Национальный форум информационной безопасности «ИНФОФОРУМ» на протяжении последних семи лет проводит последовательную и целенаправленную работу в сфере защиты жизненно важных интересов и безопасности личности, общества и государства в целом. Вопросы, вынесенные на обсуждение Третьего Евразийского форума «Международные аспекты информационной безопасности», во многом позволят решить актуальные проблемы информационной безопасности не только на национальном, но и на международном уровне».

Форум открыли выступления заместителя председателя Комитета по безопасности Государственной Думы ФС РФ В. В. Дятленко и председателя Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Парламента Республики Казахстан С. Абдрахманова.

На пленарном заседании с приветственными словами и докладами также выступили:

Васильев В. А., председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по безопасности;

Скрыник А. П., заместитель председателя Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины;

Матюхин В. Г., руководитель Федерального агентства по информационным технологиям;

Горбачев В. С., начальник Центра безопасности связи ФСБ России;

Корсак А. Б., начальник Управления правительства Москвы по экономической безопасности города Москвы;

Бузубаев Т. И., заместитель генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности;

Корнильев К. Г., генеральный директор IBM Восточная Европа/Азия;

Мамыкин В. Н., директор по информационной безопасности Microsoft;

Смирнов В. Ю., генеральный директор Nortel СНГ;

Железных Н. И., руководитель отдела по работе с государственными учреждениями Sun Microsystems, регион СНГ;

Лопатин В. Н., директор Республиканского НИИ интеллектуальной собственности, докт. юрид. наук и многие другие.

В рамках двухдневной программы Форума состоялось пленарное заседание «Международные аспекты информационной безопасности» и девять секционных заседаний, посвященных разнообразным проблемам информационной безопасности, актуальных для стран-участниц.

Среди главных тем обсуждения на «ИНФОФОРУМЕ-Евразия» были:

— Формирование Евразийского единого информационного пространства;

— Гарантии безопасности межведомственного и трансграничного информационного обмена в рамках «Электронного государства»;

— Системы управления информационной безопасностью;

— Международный опыт борьбы с киберпреступностью и кибертерроризмом;

— Экология информационного пространства;

— Международный опыт защиты интеллектуальной собственности;

— Информационная безопасность в деятельности операторов городской, междугородной и международной связи;

— Технологии поиска и аналитической обработки информации из разнородных источников.

В работе «ИНФОФОРУМ-Евразия» приняли участие около 600 специалистов из 22 регионов России. В том числе: представители органов государственной власти — 373 чел. (из них 140 — представители органов власти субъектов Российской Федерации), представители коммерческих организаций — 124 чел., представители учебных заведений — 29 чел., представители НИИ и научных центров — 23 чел., члены иностранных делегаций — 35 чел.

Наиболее активное представительство на Форуме получили Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Саха (Якутия).

В рамках Третьего Евразийского форума «Международные аспекты информационной безопасности» состоялась Третья международная выставка «Инфофорум-Сити». Ведущие российские и зарубежные компании представили на экспозиции свои разработки в области информационной безопасности. Такая форма участия придает мероприятиям «Инфофорума» практическую направленность и широко востребована специалистами, представляющими коммерческие организации и государственные структуры.

В числе экспонентов «Инфофорум-Сити» в этом году были: Microsoft, IBM, Nortel, Sun Microsystems, Motorola, Dell, Oracle, Такском, С-Терра СиЭсПи, Элвис-плюс, Cisco, Сайтэк, ИВК, АРГО-Технолоджи, Мегафон и многие другие. Коллективный стенд на «Инфофорум-Сити» представили Росинформтехнологии, а также ГЦП «Электронная Москва», НТЦ «Атлас», ФСО России и др.

Впервые в рамках «Инфофорума» 15 июня состоялась церемония подведения итогов Всероссийского конкурса электронных СМИ «За освещение проблем развития информационного общества в России». Конкурс проводился при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. В церемонии приняли участие: В. В. Дятленко, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности, А. Ю. Романченко, заместитель руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям; А. А. Стрельцов, начальник Департамента аппарата Совета Безопасности РФ и другие.

Среди лауреатов и дипломантов конкурса: дирекция информационного вещания ОАО «ГТК «ТВ Столица»; интернет-портал CNews; интернет-порталы MSC IT, SPB IT, NN IT; журналисты популярных специализированных изданий ComputerWorld и PCWeek, коллектив телевизионного канала РБК ТВ; информационно-аналитический ресурс «Ваш личный Интернет»; издатель издательства «СК-Пресс» Н. В. Федулов. В номинации «За реализацию решений, обеспечивающих доступ российских граждан к информации о деятельности государственных структур управления» победителями были объявлены портал префектуры Зеленоградского административного округа города Москвы — http://www. zelao. ru и портал Юго-Восточного административного округа города Москвы. Журнал «Информационное право» награжден дипломом Всероссийского конкурса электронных СМИ в номинации «За освещение проблем борьбы с киберпреступностью и защиты интеллектуальной собственности».

Для освещения работы «Инфофорум-Евразия» было аккредитовано 29 представителей СМИ, в том числе 2 телекомпании (РБК, «ТВ Столица»), 1 информационное агентство (ИТАР-ТАСС), 13 журналов и 3 газеты.

——————————————————————