Инновационная модель государственной системы правовой информации Республики Беларусь

(Кашинский Ю. И., Славин Б. С.)

(«Информационное право», 2007, N 4)

ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ

ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Ю. И. КАШИНСКИЙ, Б. С. СЛАВИН

Кашинский Ю. И., заведующий кафедрой ЮНЕСКО по информационным технологиям и праву, кандидат экономических наук (Республика Беларусь).

Славин Б. С., старший научный сотрудник Белорусского института системного анализа, старший преподаватель Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Одной из важнейших составляющих построения информационного общества в Республике Беларусь является правовая информация, определяющая деятельность юридических и физических лиц в соответствии с актами законодательства и представляемая в виде (посредством) адекватных информационно-поисковых систем (ИПС), баз и банков данных (БД), баз знаний (БЗ), в основе которых лежит идеология формирования эталонного банка данных правовой информации (ЭБДПИ) (Указ Президента Республики Беларусь от 30 июня 1997 г. N 338) и его развития как по горизонтали, так и по вертикали.

В соответствии со ст. 34 Конституции Республики Беларусь гражданам страны гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. Поэтому принципиально важны реальная возможность ознакомления с нормами, устанавливающими правила поведения в обществе, т. е. правовой информацией в самом широком смысле, построение интегрированного информационно-правового пространства.

С целью реализации этих функций и в соответствии с решениями главы государства в Беларуси создана государственная система правовой информации (ГСПИ) и развивается новое научно-практическое направление — правовая информатизация, суть которой определяет симбиоз внедрения информационных технологий в право и развитие права (в том числе информационного права) в информатизации.

Несомненно, наиболее акцентируемым результатом этого нового научно-практического направления является уникальная информационно-технологическая модель ГСПИ, актуальность построения которых (систем) в мировом масштабе (во многом с учетом результатов создания ГСПИ в Беларуси) закреплена п. 17 Тунисского обязательства, принятого на втором этапе Всемирного саммита по информационному обществу (Тунис, 2005 г.).

Содержание ГСПИ составляют:

— во-первых, инновационная системно-комплексная модель управления и развития информационных правовых ресурсов на базе ИКТ;

— во-вторых, согласованное и координированное участие государственных и негосударственных структур в распространении официальной правовой информации из единого источника;

— в-третьих, методологическое обеспечение ГСПИ на основе развития нового научно-практического направления — правовой информатизации;

— в-четвертых, проведение консолидированной стратегии формирования информационно-правового пространства с учетом мировых тенденций построения информационного общества.

В самом широком смысле ГСПИ представляет собой целостную системно-комплексную модель информационно-технологического и организационного управления, позволяющую аккумулировать все правовые акты, принимаемые в стране, поддерживать их в контрольном состоянии и обеспечивать эталонной правовой информацией каждого, у кого возникнет в ней потребность.

Идеологию построения этой модели определяют:

— централизация и концентрация потоков правовой информации, единообразная технология ее юридической обработки и комплексный анализ (http://www. pravo. by);

— системно-комплексный анализ и систематизация законодательства на основе Единого правового классификатора Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 4 января 1999 г. N 1 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 6 августа 2002 г. N 424);

— формирование и ведение Национального реестра правовых актов Республики Беларусь (НРПА) как государственной системы учета, регистрации и опубликования официальных текстов нормативных правовых актов, в том числе в электронном виде (в сети Интернет) (Указ Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. N 369);

— единая информационно-компьютерная технология (Указ Президента Республики Беларусь 30 октября 1998 г. N 524);

— единый официальный информационно-правовой ресурс (Указ Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. N 609);

— комплексные стратегия и тактика распространения правовой информации (как в электронном, так и в печатном виде) всеми организациями (как государственной, так и негосударственной форм собственности) только на основе официальной информации, содержащейся в упомянутом информационно-правовом ресурсе;

— проведение исследований в области правовой информатизации, в том числе через и посредством научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ как методологической платформы построения и развития ГСПИ; апробации на международных форумах, в Совете Европы, ЮНЕСКО, СНГ, ЕврАзЕС и др.;

— развитие правовой информатизации через введение соответствующей специализации в образовательный процесс при подготовке и переподготовке юристов, экономистов, государственных служащих информационно-правовых ресурсов и технологий и проведение соответствующих исследований и разработок в высших (и средних специальных) учебных заведениях.

Единая системно-комплексная модель ГСПИ содержит:

— подсистему формирования полной, официальной и систематизированной правовой информации, поступление которой организовано в общегосударственном масштабе от всех ветвей власти;

— комплексную компьютерную технологию обработки, аккумуляции актуализации правовой информации для включения в ЭБДПИ, другие тематические банки данных и представления в сети Интернет;

— подсистему официального опубликования правовых актов, прежде всего в официальном едином государственном издании «Национальный реестр правовых актов», а также на национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. N 609), включая отдельные издания кодексов и сборников правовых актов (http://www. pravo. by);

— согласованный комплекс мероприятий по распространению правовой информации на основе официальной информации как в печатном, так и в электронном виде, в том числе с учетом организаций различной формы собственности (Указ Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. N 524);

— дифференцированный подход к обучению применению информационно-правовых ресурсов и технологий (через внедрение в практику и в систему юридического образования), при подготовке методических разработок и учебных пособий, в том числе совместно с Кафедрой ЮНЕСКО по информационным технологиям и праву (http://www. pravo. by/unescochairs/default. asp).

Основные информационно-правовые ресурсы, входящие в состав ГСПИ, на сегодняшний день представлены:

— в виде ЭБДПИ, содержащего свыше 100000 документов в составе банка данных (БД) «Законодательство Республики Беларусь» и ряда других БД. При этом ЭБДПИ распространяется как в виде локализованной БД (в сетевом и индивидуальном вариантах), так и в Интернете, предлагая современные механизмы актуализации. Кроме того, официальная правовая информация из ЭБД-ПИ составляет основу всех подобных ИПС («КонсультантПлюс: Беларусь», «Главбух-Инфо», «ЮСИАС», «Эксперт» и др.);

— в виде печатного и электронного (в сети Интернет) издания «Национальный реестр правовых актов» (в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 28 февраля 2006 г. N 4 опубликование правовых актов в электронной версии Национального реестра правовых актов Республики Беларусь является официальным);

— в виде изданий кодексов, сборников нормативных правовых актов, отдельных правовых актов и их тематических подборок, в том числе на электронных носителях.

Особо подчеркнем, что доступ к информационно-правовым ресурсам может осуществляться с учетом потребностей и возможностей пользователя разными способами: через (посредством) государственные и негосударственные организации — распространители правовой информации; через публичные центры правовой информации при общедоступных библиотеках; через сеть Интернет на национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь и др. Таким образом, на сегодняшний день ГСПИ как минимум определяет базовый вектор строящегося многовекторного «Электронного правительства» Республики Беларусь, где инновационная ее модель постоянно развивается и является имманентной его составляющей, прежде всего в контексте ст. 34 Конституции РБ. При этом особый акцент эволюция модели ГСПИ приобретает с учетом практичности рекомендаций п. 17 Тунисского обязательства: «Мы настоятельно призываем правительства, используя потенциал информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), создать государственные системы информации о законах и нормативных положениях, предусматривающие более широкое развитие сети пунктов коллективного доступа и обеспечивающие достаточное наличие этой информации».

Литература

1. Гринберг А. С., Кашинский Ю. И., Славин Б. С. Правовая информатика: Курс лекций. Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006.

2. Тунисское обязательство. Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества. Документ WSIS-05/TUNIS/DOC/7-R. http://www. itu. int/wsis/docs2/tunis/off/7-ru. doc.

——————————————————————