Электронная юстиция: перспективы Азербайджана

(Зейналов З. З.) («Информационное право», 2007, N 4)

ЭЛЕКТРОННАЯ ЮСТИЦИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ АЗЕРБАЙДЖАНА

З. З. ЗЕЙНАЛОВ

Зейналов З. З., диссертант Института философии и политико-правовых исследований Национальной академии наук Азербайджана, преподаватель Азербайджанского университета кооперации.

На современном этапе в сфере информатизации госструктур Азербайджанской Республики следует отметить удачные применения электронных правоотношений в Министерстве налогов АР, а именно: подача деклараций посредством Интернета, интерактивный информационный ресурс и др., деятельность Государственной комиссии по приему студентов АР, где проводятся экзамены не только по приему студентов, но и госчиновников, судей, осуществляется подача документов для поступления в магистратуру и т. д. Подобных госструктур немало — Информационный центр «Сечкиляр», Госконцерн АЗАЛ, Национальный и Международный банки, АзерТадж и, конечно же, Министерство связи и информационных технологий АР, которое является координатором внедрения проекта «Электронное государство». Но целью данной статьи будет не обсуждение достижений и недостатков электронного правительства в Азербайджане, а возможные варианты внедрения электронной юстиции, как в Азербайджане, так и в других странах, которые находятся на стадии внедрения этих программ и проектов. В Азербайджане, например, возможности Министерства юстиции, а также имеющийся внутренний потенциал превосходят все ожидания; правильная кадровая политика привела к централизации профессионалов как в юридической, так и в инфокоммуникационной сфере. Исходя из изложенного, можно сделать выводы, что наличие кадрового и интеллектуального потенциала позволяет начать практическое внедрение международного опыта, и, учитывая высокие темпы развития по всем направлениям, формировать «юстицию будущего» по новейшим сценариям и стать примером для других стран. Для достижения максимального эффекта необходимо в первую очередь подготовить соответствующую концепцию развития электронной юстиции. Типовые отраслевые документы уже разработаны в МСИТ АР, а также разрабатываются в Агентстве по госзакупкам АР. Эти документы определяют основные приоритетные направления э-деятельности этих структур. В Указе Президента АР от 17 августа 2006 г. «О развитии органов юстиции» отмечается, что реформы, проводимые в последние годы в правовой системе, принятые законодательные акты, расширяя направления деятельности органов юстиции, ставят перед ними новые задачи и в значительной степени повышают их ответственность. Модернизация механизмов государственного управления в области юстиции обусловливает осуществление качественно новых преобразований, построение деятельности органов юстиции на основе принципа прозрачности и гласности, оптимизации структуры Министерства юстиции, создание новых региональных и местных структур для обеспечения потребностей населения в правовых институтах и правовой помощи. Этим Указом также было поручено Министерству обеспечить совершенствование работы по подготовке законодательных проектов, создание систематически обновляемого электронного информационного ресурса нормативно-правовых актов и актов нормативного характера, а также обеспечить предоставление юридических услуг, оказываемых в нотариальной и других сферах, на уровне современных требований. Кроме того, 30 апреля 2007 г. Президент АР подписал Указ «О некоторых мерах по развитию предпринимательства», согласно которому Министерства юстиции, экономразвития, налогов, труда и социальной защиты населения, Госфонд социальной защиты, Госкомитет статистики должны подготовить и представить предложения для организации работы субъектов предпринимательства по принципу «единого окна» (единый орган регистрации). С целью ликвидации отрицательных факторов, ускорения процесса развития предпринимательства и формирования более приемлемого бизнес-климата Кабинету министров поручено подготовить и представить президенту предложения по организации деятельности субъектов предпринимательства на основе принципа «одного окна». Из международной практики интересен опыт Европейского союза, который определил 20 базовых государственных услуг, реализация которых отслеживается на уровне всего Европейского сообщества в качестве одного из индикаторов прогресса стран на пути к созданию «электронного правительства». Список базовых электронных услуг ЕС для граждан включает <1>: ——————————— <1> http://ec. europa. eu/information_society/eeurope/2002/action_plan/pdf/basicpublicservices. pdf

— подоходный налог: декларирование и пр.; — поиск работы через службы занятости; — социальная помощь (пособия по безработице; пособия на ребенка; возмещение затрат на медицинские услуги; оплата учебы); — персональные документы (паспорт, водительские права); — регистрация автомобиля (нового, подержанного, импортированного); — подача заявлений на строительство; — информирование полиции (например, в случае кражи); — публичные библиотеки (доступность каталогов, поисковые средства); — свидетельства (о рождении, браке): запрос и предоставление; — подача заявлений на поступление в высшие учебные заведения; — информирование о смене места жительства; — услуги, связанные с медициной (например, интерактивные консультации, доступность медицинских услуг в различных госпиталях, заявка на лечение в конкретном госпитале). Список базовых электронных услуг ЕС для бизнеса: — социальные отчисления на работников; — корпоративные налоги: декларирование и пр.; — налог на добавленную стоимость: декларирование, уведомления; — регистрация новой компании; — подача статистических данных; — таможенное декларирование; — получение разрешений, связанных с охраной окружающей среды; — закупки для государственных нужд. Из вышеперечисленных услуг к деятельности юстиции можно отнести только лишь регистрацию новой компании и предоставление свидетельств о рождении и браке, электронизация которых в Азербайджане уже на стадии разработки. В качестве интересного опыта ЕС привлекают внимание достижения Министерства юстиции Италии по использованию электронного документооборота и электронной цифровой подписи <2>. В данной отрасли порядок работы с документами полностью автоматизирован и осуществляется при помощи сети Интернет с использованием идентификационной карты, содержащей электронную цифровую подпись. ——————————— <2> http://ncpi. gov. by/ncla/news331.html

С марта 2004 г. по февраль 2006 г. министры юстиции Европейского союза согласились использовать в своих интересах возможности информационных технологий (eJustice) и усиливать сотрудничество в этой области <3>. eJustice является интегрированным проектом, поддерживаемым 6-й Рамочной программой Европейского союза. Проект имел три главные цели, которые в объединенном виде обладали потенциалом, способствующим преобразованию европейской промышленности и общества. Проект eJustice в основном ориентировался на комбинированные биометрические технологии, обеспечивающие безопасность процессов с помощью систем ролевого доступа. В 2005 г. был запущен демонстрационный проект Lexecute, в рамках которого интегрируются ИКТ и биометрические технологии для контроля и мониторинга разрешенного доступа к правовым процессам. Оно представляет правовые процедуры с новой точки зрения: вместо презентации процедур в виде огромной коллекции правовых текстов, разработчики следуют самой процедурной модели, например начиная с момента подачи исковых заявлений и заканчивая вынесением судебных решений. В марте 2005 г. Совет Министров Бельгии одобрил законопроект, закладывающий нормативно-правовые основы для реализации проекта Phenix. Предложенный бельгийским министром юстиции законопроект устанавливает четкую нормативно-правовую основу, позволяющую судам, другим институтам судебной системы, субъектам правовых отношений совершать электронный обмен официальными документами или взаимодействовать друг с другом электронным способом <4>. В Турции был начат проект UYAP <5> — сеть национальной судебной системы, который внедрялся в экспериментальных провинциях. Целью проекта является предотвращение несправедливости по отношению к гражданам путем незамедлительного осуществления правосудия и ускорение работы судебной системы, с сохранением ее надежного и объективного функционирования. Проект направлен на создание системы «э-юстиция». Планируется создать компьютерную сеть, в которую войдут высшие судебные органы, центральное управление Министерства юстиции, все судебные инстанции, главные республиканские прокуратуры, судебная медицина, пенитенциарные учреждения, исполнительные департаменты и другие отделы. Таким образом, поток документов и обмен информацией будут осуществляться в электронной среде, что обеспечит предоставление гражданам услуг через Интернет. Применение ИКТ в судебной системе поможет во многом, например переход на использование электронного формата вместо традиционного бумажного формата снижает издержки на доставку, копирование, бумагу и обработку. Кроме этого, в судах можно использовать технологии составления транскрипта заседания в режиме реального времени при помощи средств ИКТ. ——————————— <3> http://www. ejustice. eu. com <4> www. nit. kz/novosti_pravit1.asp? id=2 <5> www. eipaeu/modules/EuroMedJustice/Conferences/Istanbul_16_19Apr07/reports/19_Turkey. pdf

Несомненно, вся предстоящая работа в Министерстве юстиции будет неотъемлемой частью электронного государства. То есть идея построения электронной юстиции как в Азербайджане, так и в других республиках в обязательном порядке должна включать организацию выполнения основных обязанностей министерства на основе электронных средств: обработка, передача и распространение информации электронными средствами, информирование граждан о своей работе, автоматизация госслужб, использование в органах юстиции новых технологий, в том числе и интернет-технологий. На информатизацию преобразований понадобятся большие средства, тем не менее главное — определить принципиальную основу изменений и их цели. Это позволит обозначить основные векторы трансформации, капиталовложения по которым будут наиболее эффективными. Инвестиции по данному направлению окупаются за короткие сроки, а в целом эту систему можно охарактеризовать как удешевление работы министерства, ускорение прохождения документов через его структуры, увеличение возможностей контроля за деятельностью отдельных органов и служащих, увеличение конкуренции между служащими и повышение их квалификации и самое главное — сокращение риска коррупции. Применение таких технологий способствует профессиональному развитию, совершенствованию мышления и взглядов, сотрудничеству, что, в свою очередь, приводит к лучшим решениям в сфере юстиции. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в управление данной структуры позволит снизить затраты на бюрократические процедуры, повысить эффективность работы и производительность труда сотрудников министерства, расширить кругозор специалистов за счет улучшения доступа к различному роду информации, обеспечить прозрачность работы государственной службы, сократить бюрократические барьеры. Еще одним положительным следствием изменения инфраструктуры является содействие повышению компетентности чиновников разных уровней за счет упрощения процесса служебного продвижения: профессиональные качества каждого служащего легко проверить, предложив исполнять более широкий круг обязанностей. Кроме того, применение системы электронного делопроизводства и документооборота в Министерстве юстиции позволит автоматизировать процессы делопроизводства, обеспечив контроль исполнения документов, формировать полнотекстовые бланки документов, создаваемых в организации, банки данных входящих и исходящих документов и т. д. Анализируя вероятные возможности и функции электронной юстиции как новой модели управления, следует уделить внимание на то, что данная система трансформирует не только отношения граждан и министерства, но и отношения внутри ведомства — между отдельными его управлениями, отделами, подразделениями. Причем качественному изменению подвергнется не только сетевая инфраструктура министерства, но в целом основная инфраструктура и управление. Суммируя, можно выразить уверенность, что электронная юстиция в странах должна преобразовать министерство в более эффективный, более чуткий, быстрореагирующий и более оперативный, прозрачный аппарат, предоставляющий населению лучшее обслуживание с новыми разнообразными возможностями.

——————————————————————