Субъекты, имеющие право на получение сведений, составляющих банковскую тайну

(Кайнов В. И., Кайнова Ю. В.) («Юридический мир», 2008, N 2)

СУБЪЕКТЫ, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ БАНКОВСКУЮ ТАЙНУ

В. И. КАЙНОВ, Ю. В. КАЙНОВА

Кайнов В. И., доктор юридических наук, профессор СПб. университета МВД России.

Кайнова Ю. В., СПб. университет МВД России.

Согласно п. 2 ст. 857 ГК РФ «сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом» <1>. ——————————— <1> Гражданский кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 5.

Бюро кредитных историй представляется юридическим лицом, зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющимся коммерческой организацией и оказывающим в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. «О кредитных историях» услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг. Источники формирования кредитной истории (организации, являющиеся заимодавцем (кредитором) по договору займа (кредита) и представляющие информацию, входящую в состав кредитной истории, в бюро кредитных историй) представляют всю имеющуюся информацию, определенную ст. 4 указанного Федерального закона, в бюро кредитных историй на основании заключенного договора об оказании информационных услуг. Кредитные организации обязаны представлять всю имеющуюся информацию, определенную ст. 4 Федерального закона, в отношении всех заемщиков, давших согласие на ее представление, в порядке, предусмотренном ст. 5 Федерального закона «О кредитных историях», хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй. Источник формирования кредитной истории представляет информацию в бюро кредитных историй только при наличии на это письменного или иным способом документально зафиксированного согласия заемщика. Согласие заемщика на представление информации в бюро кредитных историй может быть получено в любой форме, позволяющей однозначно определить получение такого согласия. Необходимость и порядок предоставления указанных сведений клиентам и их представителям достаточно очевидны и вопросов не вызывают, поэтому в данном случае не рассматриваются. Сложнее обстоит дело с толкованием второго предложения указанного пункта ст. 857 Кодекса. В практическом использовании данной статьи отсутствует однозначное понимание того, каким законом должен быть предусмотрен этот порядок. Данное положение может трактоваться более широко, и банки обязаны руководствоваться положениями соответствующих законов, дающих государственным органам право на получение любой информации от любых лиц и организаций: например, ст. 11 Закона РФ «О милиции» <2>, ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» <3>, ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» <4> и т. п. ——————————— <2> Закон РФ «О милиции» // АИПС. <3> ФЗ от 21.07.1997 «О судебных приставах» // АИПС. <4> ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре РФ» // Российская газета. N 229. 1995. 25 ноября.

Соответственно могут ли любые государственные органы, в полномочиях которых законами об их деятельности закреплено право на получение любой информации от любых лиц и организаций, требовать от банков предоставления информации, защищенной банковской тайной, что фактически влечет за собой расширение перечня лиц, допущенных к банковской тайне? Поскольку Закон о банках является специальным законом, регулирующим банковскую деятельность, и содержит специальные права и обязанности банков по отношению к иным участникам отношений, связанных с банковской деятельностью, он тем самым ограничивает права иных субъектов в части вмешательства в деятельность банков. Следовательно, раз ст. 26 Закона о банках не содержит никаких особых оговорок в отношении иных субъектов, имеющих право на получение сведений, составляющих банковскую тайну, никакие иные органы и лица, кроме указанных в ней, не вправе требовать от банков обязательного предоставления указанных сведений, независимо от наличия у них закрепленных иными законами полномочий требовать получения любой информации от любых лиц. Отсюда вытекает и еще один вывод: поскольку ст. 26 Закона о банках не допускает расширенного толкования, положение этого Закона о том, что органы и должностные лица, указанные в ч. 2 и 6 ст. 26, вправе получать от банков информацию о субъектах предпринимательской деятельности, составляющую банковскую тайну, только «в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности», означает, что данные права названных органов и соответствующие обязанности банков должны быть прямо указаны в этих законах <5>. Например, ст. 86 Налогового кодекса РФ — в отношении налоговых органов <6>, ст. 13 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» — в отношении Счетной палаты, ст. 34 Налогового кодекса РФ, подп. 11 ст. 408 Таможенного кодекса РФ <7> и ст. 22, 23 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» — в отношении таможенных органов, ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» — в отношении Комитета финансового мониторинга России <8>. ——————————— <5> ФЗ «О банках и банковской деятельности» // Российская газета. N 27. 1996. 10 февраля. <6> Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. N 3. Ст. 167. <7> Таможенный кодекс РФ, с изм. Изд-во «НОРМА», 2004. <8> ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Российская газета. N 151 — 152. 2001. 9 августа.

Подобных оснований, «предусмотренных законодательными актами об их деятельности», закон не требует для судов и судей (в том числе арбитражных), а также для органов предварительного следствия. Это вытекает из того, что данные основания в отношении указанных органов не требуются и в ч. 4 ст. 26 Закона о банках, касающейся представления банками сведений о счетах и операциях физических лиц. Хотя, например, в отношении организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, такая ссылка на основания, предусмотренные ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», все же сделана. Вероятно, в силу исключительного статуса судебных органов и органов предварительного следствия законодатель сделал для них исключение, не требуя дополнительного законодательного регулирования в отношении банков, ограничиваясь общими полномочиями указанных органов по истребованию доказательств, содержащимися в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, Гражданском процессуальном кодексе РФ и Арбитражном процессуальном кодексе РФ. Согласно Положению Банка России от 5 декабря 2002 г. N 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» счета, открываемые банками клиентам, учитываются в виде отдельных лицевых счетов в балансе банка, на которых отражаются приходные и расходные операции клиентов, проходящих по данному счету. Экземпляры лицевых счетов с отражением всех операций по счету, отпечатанные в машинописном виде, являются выписками по клиентским счетам. Нетрудно заметить, что содержание таких выписок отвечает всем требованиям, предъявляемым к письменным справкам о счетах, операциях и вкладах. На практике указанные выписки используются банками в качестве справок о счетах, вкладах и операциях клиентов, предоставляемых банками иным лицам в соответствии со ст. 26 Закона о банках <9>. ——————————— <9> Положение Банка России от 5 декабря 2002 г. N 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» // АИПС.

В то же время органы, имеющие право на получение от банков информации, относящейся к банковской тайне, нередко помимо указанных справок о счетах, вкладах и операциях требуют от банков представления иных имеющихся в банках документов, относящихся к деятельности клиентов, в том числе учредительных, регистрационных, договорных, платежных документов, документов, оформляющих, сопровождающих, подтверждающих операции клиентов, и т. д. Между тем следует заметить, что ни один из имеющихся в банке документов, относящихся к деятельности клиента, кроме выписки с его лицевого счета, не подпадает под понятие справки о счетах, вкладах и операциях клиента. Следовательно, в обязанности банков не входит предоставление иным лицам в качестве справок каких-либо иных документов, кроме выписок с лицевых счетов клиентов. Это суждение подтверждается и Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 августа 2002 г. по делу N Ф04/2928-293/А67-2002, в котором сказано, что банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам проверяемых организаций, а не копии платежных документов, которые истребованы быть не могут. Полагаю, что данное решение по аналогии, допускаемой гражданским правом, может быть использовано и в отношении других лиц и документов в тех случаях, когда речь идет о праве указанных лиц и об обязанности банков представлять справки о счетах, вкладах и операциях их клиентов. Таким образом, обязанность банков выдавать иным лицам справки о счетах, вкладах и операциях клиентов ограничивается предоставлением выписок по расчетным (текущим) счетам юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отражающих поступление и расходование средств на данном счете, а также предоставлением сообщений о наличии счетов и вкладов (денежных сумм, помещенных во вклад) «обычных» физических лиц. Следует заметить, что обязанность предоставления банками сведений об операциях клиентов распространяется только на клиентов — юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. «Обычных» физических лиц это требование не касается. Поэтому банк в отношении таких клиентов обязан ограничиться только сведениями о наличии в банке их счетов и суммах вкладов, но не вправе предоставлять сведения о приходно-расходных операциях, прошедших по указанным счетам и вкладам. Итак, вопрос о лицах, обладающих правом на получение сведений, составляющих банковскую тайну, не урегулирован в полной мере современным российском законодательством. Разрозненность законов, устанавливающих полномочия различных государственных органов по истребованию информации, отнесенной к банковской тайне, отсутствие комплексного правового регулирования создает предпосылки для нарушения законодательства, затрудняет надлежащее исполнение уполномоченными органами власти своих функций.

——————————————————————