Использование потенциальных возможностей местных учетов в раскрытии и расследовании преступлений

(Белов О. А.) («Эксперт-криминалист», 2008, N 3)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МЕСТНЫХ УЧЕТОВ В РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

О. А. БЕЛОВ

Белов О. А., Вологодский институт права и экономики ФСИН России.

Информационное обеспечение деятельности ОВД — одно из важнейших направлений стратегии и тактики борьбы с преступностью. Сбор, обработка, хранение, анализ и оперативная передача информации заинтересованным лицам являются факторами эффективной и результативной работы правоохранительных органов <1>. ——————————— <1> См.: Яночкин С. И. Информационные подразделения МВД России. Н. Новгород, 2002. С. 3.

В настоящее время практически ни одно уголовное дело не расследуется без информационной поддержки служб, осуществляющих ведение оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов. Информационное обеспечение правоохранительной деятельности позволяет принимать обоснованные тактические и процессуальные решения, успешно реализовывать полученные данные. Внедрение современных информационных технологий позволило повысить эффективность использования учетов в раскрытии преступлений. Так, если в 1996 г. использование учетов способствовало раскрытию 25% от общего числа раскрытых преступлений, а в 1999 г. — 43%, то в 2005 г. этот показатель вырос до 75,4% <2>. ——————————— <2> См.: Статистические сборники ГИАЦ МВД России.

Несомненно, особую роль в деле борьбы с преступностью играет возможность использования данных централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов. Однако в своей повседневной работе сотрудники ОВД довольно часто сталкиваются с необходимостью получения дополнительной информации, которую невозможно почерпнуть из информационных массивов федерального или регионального уровня. В целях улучшения эффективности информационного обеспечения раскрытия и расследования преступлений, а также профилактической работы в информационных подразделениях горрайлинорганов ведутся местные учеты, созданные в инициативном порядке. По своему назначению они носят справочно-вспомогательный характер. Как правило, такие учеты формируются и ведутся в информационных подразделениях по инициативе начальника горрайлиноргана исходя из потребностей практики <3> в форме баз данных компьютерных систем. Иногда инициаторами таких учетов выступают и руководители подразделений и служб МВД республик, ГУВД, УВДТ, УВД субъектов РФ. Объектами данных учетов может быть любая информация, использование которой позволит эффективнее решать поставленные перед ОВД задачи. ——————————— <3> См.: Усманов Р. А. Информационные основы предварительного расследования. М., 2006. С. 135.

Нередко решение о создании того или иного инициативного учета диктуется оперативной обстановкой, складывающейся на территории, обслуживаемой ОВД. Так, например, в связи с резким увеличением за последние несколько лет случаев совершения краж, грабежей и разбойных нападений, предметом посягательства которых становятся сотовые телефоны, в УВД Вологодской области было принято решение о создании АИПС «Похищенные сотовые телефоны». В базу данных нового учета стали вводиться сведения о фактах хищения сотовых телефонов, зарегистрированных в течение дежурных суток. Ввод производится через экранную форму учета похищенных, утраченных и изъятых номерных вещей. Данная АИПС позволяет осуществлять проверку на розыск сотовых телефонов сотрудниками уголовного розыска, отдела по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства, патрульно-постовой службы и других подразделений ОВД еще до того момента, когда информация о них будет занесена в базу данных похищенных, утраченных и изъятых номерных вещей. В 2006 г. в УВД г. Вологды в результате исполненных запросов по АИПС «Похищенные сотовые телефоны» было идентифицировано 97 телефонов, находившихся в розыске. Другим примером использования инициативных учетов в практической деятельности ОВД может служить автоматизированный учет несовершеннолетних правонарушителей, ведение которого осуществляет ПДН УВД г. Вологды. В целях повышения эффективности работы инспекторов по делам несовершеннолетних, оперативного доступа к имеющейся информации (в том числе и архивной), касающейся несовершеннолетних лиц, совершивших административные правонарушения, отделением информационного обеспечения штаба УВД г. Вологды была разработана и внедрена в практику АИПС «Подросток». Данный учет включает в себя возможность не только внесения в базу данных сведений о правонарушениях лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, но и информации о законных представителях этих лиц; связях с другими подростками, молодежными группировками и совершеннолетними правонарушителями; склонностях к антиобщественному и противоправному поведению (хулиганству, наркомании, токсикомании, алкоголизму, бродяжничеству и пр.). Внедрение в практическую деятельность АИПС «Подросток» позволило значительно снизить уровень ручного труда сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, а также ускорить поиск необходимой информации при наведении справок. Среди положительных аспектов данного учета сотрудники ПДН отмечают возможность получения информации о лицах, совершивших правонарушения свыше пяти лет назад <4>. Сотрудники уголовного розыска обращаются к АИПС «Подросток» с целью установления лиц, с которыми имеет или имел контакт несовершеннолетний правонарушитель. ——————————— <4> В соответствии с Приказом МВД России от 26 мая 2000 г. N 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» журнал регистрации лиц, состоящих на учете подразделения по делам несовершеннолетних, хранится в архиве горрайоргана в течение пяти лет, после чего уничтожается в установленном порядке.

Следует отметить положительный опыт по формированию и ведению местных инициативных учетов ГУВД Свердловской области. Так, в ИЦ ГУВД Свердловской области разработаны и успешно реализованы автоматизированные информационно-поисковые системы ЦАВС и «Экспресс». Базы данных формируются ежедневно из сведений о приобретенных железнодорожных и авиационных билетах и содержат следующие сведения: — о лицах, которые приобрели билеты в автоматизированной информационно-справочной системе ЦАВС Свердловской области, а также следуют транзитом через г. Екатеринбург (данные ЦАВС); — о лицах, которые ранее приобретали билеты в автоматизированной информационно-справочной системе ЦАВС (с 10 февраля 1997 г.); — о лицах, которые приобрели билеты в автоматизированной информационно-справочной системе «Экспресс» Свердловской области (данные Свердловской железной дороги); — о лицах, которые ранее приобретали билеты в автоматизированной информационно-справочной системе «Экспресс» (с декабря 1997 г.). По запросам можно получить установочные сведения о лице, сведения о маршруте, номере рейса или поезда, номере посадочного места <5>. Эта система способствует задержанию разыскиваемых преступников в тех случаях, когда они пытаются выехать в другую местность на железнодорожном транспорте или самолете <6>. ——————————— <5> См.: Методические рекомендации по использованию оперативно-справочных и розыскных учетов ИЦ ГУВД и ГИЦ МВД России. Екатеринбург, 1998. С. 16; Мигунов М. В., Налетов Е. А. Использование персональных ЭВМ в организации борьбы с преступностью на объектах транспорта // Вестник МВД России. 1994. N 4; Гетман Н. И., Степаненко Ю. В. Выявление разыскиваемых преступников в пассажиропотоке // Вестник МВД России. 1998. N 5 — 6. <6> См.: Усманов Р. А. Информационные основы предварительного расследования. М., 2006. С. 136.

Приведенные примеры свидетельствуют о практической значимости местных учетов, созданных в инициативном порядке для служб и подразделений ОВД по раскрытию, расследованию и профилактике преступлений. На наш взгляд, повышению роли местных учетов в борьбе с преступностью может способствовать не только внедрение их в практику в рамках отдельного горрайлиноргана, но также и изучение положительного опыта использования таких учетов в деятельности других ОВД.

——————————————————————