Люди-бутерброды

(Кунин Л.)

(«ЭЖ-Юрист», 2008, N 37)

«ЛЮДИ-БУТЕРБРОДЫ»

Л. КУНИН

Леонид Кунин, заместитель руководителя департамента текущего консультирования ООО «Корпус права».

«Стальные двери. На заказ. Завод металлоконструкций» — с одной стороны, «Стоматология. Быстро. Дешево. Без боли» — с другой — гласит надпись на щитах, между которыми зажат человек. Мы встречаем их каждый день. В любую погоду они, неторопливо перетаптываясь, выполняют свою работу. А что же, собственно, это за работа такая? Да и работа ли это вообще? В настоящей статье автор попытается ответить на данные вопросы и определить статус этих работников.

Американцы и англичане придумали «людей-бутербродов» еще в конце XIX века. Примерно в 1910 году такие «люди-бутерброды» появились в Петербурге. Дальнейшие события российской истории надолго поставили крест на развитии данного направления рекламы в нашей стране, как, впрочем, и рекламы вообще.

Сегодня в западных странах этот сегмент рекламного рынка считается весьма перспективным, между тем в России зачастую он является показателем того, что рекламодатель пожалел денег на более современную рекламу. Однако темой нашей статьи не является анализ тенденций рекламного рынка, и все вышеприведенные иллюстрации преследуют одну цель: показать, что, вне сомнений, дефиле с плакатами на шее — это разновидность рекламы.

Непредусмотренная реклама

Рассмотрим, какие действия совершает «человек-бутерброд» и ради чего он вообще действует. Как правило, его задача состоит в том, чтобы находиться в определенное время в определенном месте и быть экипированным соответствующим образом. При этом он может стоять, ходить, сидеть, подпрыгивать, разговаривать, курить и т. п., лишь бы его занятия не мешали окружающим увидеть, прочитать и осмыслить информацию, нанесенную на его «доспехи». Задача «человека-бутерброда» — привлечь своим видом интерес окружающих к определенным товарам, работам или услугам.

Аналогичное определение дает законодательство (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»). Следует оговориться, что информация на щитах бывает разная. Например, фраза «ликвидация в течение суток», телефон и изображение перекрестья оптического прицела заставляют задуматься о том, кто и кого предлагает ликвидировать. Это или не реклама, или недобросовестная реклама. Хотя, возможно, «человек-бутерброд» уполномочен давать необходимые пояснения интересующимся.

Одно из основных понятий, содержащихся в Законе о рекламе, — работодатель (тот, кому нужно возбудить интерес к своему товару). Для этого ему нужно свою рекламу обнародовать и распространить, т. е. довести до сведения максимально большего количества потребителей рекламы. Сначала информацию нужно разместить на каком-то носителе (материальном или нематериальном), а затем этот носитель должен воздействовать на органы чувств потребителя вербально, визуально и т. п. Поэтому щиты, на которые нанесена рекламная информация, как раз и представляют собой носитель рекламы. Такая реклама именуется наружной. Однако Закон о рекламе предусматривает только два способа размещения наружной рекламы — на стационарных рекламных конструкциях (ст. 19) либо на транспортных средствах (ст. 20). Живой человек ни тем, ни другим, конечно, не является. Поэтому, строго говоря, на рекламный щит, перемещаемый в пространстве и при этом размещенный не на транспортном средстве, действие Закона о рекламе не распространяется.

Федеральное законодательство не предусматривает такого способа размещения наружной рекламы, как перемещение рекламной конструкции на человеке. Однако нормативно-правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие действия местной или региональной рекламы, часто допускают способы размещения рекламы, не предусмотренные федеральным законом. (Возможность принятия субъектами РФ нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в области рекламы, является дискуссионной, но не является предметом исследования настоящей статьи.)

В частности, широко используется такой термин, как «носимые рекламные конструкции» — временные средства наружной рекламы и информации, перемещаемые физическими лицами без использования технических средств (п. 4.2.2 Постановления правительства Москвы от 22.01.2002 N 41-ПП, в настоящий момент утратившего силу). В тех же нормативных актах, как правило, указывается, что эксплуатация носимых рекламных конструкций допускается в пешеходных зонах и на тротуарах.

Итак, вторая часть термина «человек-бутерброд» у нас легализована. «Бутерброд» — это носимая рекламная конструкция, подобная штендеру, но в противоположность своему неподвижному собрату склонная к перемещению. Осталось определиться с местом человека в данной истории.

Реклама — тоже труд!

Недавно общественная организация в рамках проводимой акции «Нет» живой рекламе» обратилась в Комитет рекламы, информации и оформления г. Москвы (текст обращения ЦСТП см.: http://www. trudprava. ru/index. php? id=1468) с просьбой «содействовать прекращению рекламы товаров и услуг в формах, унижающих человеческое достоинство, в том числе в форме использования людей в качестве рекламных щитов». В своем обращении правозащитники сослались на статью Закона о рекламе, согласно которой не допускается использование непристойных и оскорбительных образов в рекламе.

По мнению правозащитников, использование людей в качестве носителей для штендеров (переносной рекламной конструкции) выглядит безнравственно и цинично и поэтому подпадает под действие указанной строки Закона. При этом активисты акции утверждали: трудовое законодательство не предусматривает права работодателя использовать человека в качестве рекламного столба.

Между тем, если оставить в стороне эмоции, то приведенные утверждения можно назвать достаточно спорными. Использование непристойных и оскорбительных образов запрещено в рекламе любого вида. Однако это не значит, что необходимо запретить все направление рекламной деятельности, где появились непристойности, а не конкретную рекламу, нарушающую закон. Безнравственность использования людей в качестве носителей рекламных конструкций также не выдерживает никакой критики. Реклама размещена на рекламном щите — носителе рекламы, а не на человеке. Человек лишь перемещает носитель рекламы с целью привлечения внимания к информации, на него нанесенной.

Таким образом, основная трудовая функция «человека-бутерброда» — перемещение в пространстве некоего объекта. Никому ведь не приходит в голову объявлять безнравственным труд грузчиков или вокзальных носильщиков, перемещающих на себе гораздо большие тяжести, чем рекламный щит. Поэтому, если сам носитель рекламы (рекламный щит, костюм) не оскорбляет окружающих, не содержит непристойных рисунков или текстов, не демонстрирует признаков недостоверной или недобросовестной рекламы, запрещать деятельность по распространению такой рекламы оснований нет. Появление у витрин магазина (ресторана) человека в костюме Микки-Мауса, коровки Му-Му или Винни-Пуха оскорбляет граждан не больше, чем появление тех же персонажей в спектакле ТЮЗа (если, конечно, они ведут себя в рамках норм законодательства и общественной морали).

Если разобраться, смысл деятельности «человека-бутерброда» не в простом перемещении в пространстве. Перемещаться носитель рекламы должен на виду у всех (или у определенной категории лиц) с целью привлечения внимания. Наиболее близка к такой деятельности работа распространителей рекламных листовок. Здесь следует оговориться: вопреки распространенному мнению, с точки зрения рекламного законодательства тот, кто раздает листовки у метро, не распространитель рекламы, а распространитель носителей рекламы (листовок) — наемный работник рекламораспространителя (рекламодателя).

Еще ближе к несчастным «людям-бутербродам» стоят, как ни странно, обитатели другой планеты рекламного бизнеса — модели, выступающие на подиуме. По сути, они занимаются тем же: используют собственное тело для рекламы образцов товара (одежды). При этом ни у кого не возникает сомнений в том, что их деятельность — это работа, к тому же весьма престижная и хорошо оплачиваемая. С точки зрения рекламного законодательства разницы между подиумной моделью и «человеком-бутербродом» нет никакой. И те и другие — не предусмотренные федеральным законом средства размещения рекламы. Правда, манекенщицы, как правило, не рекламируют конкретный товар. Их задача состоит в демонстрации определенных тенденций в мире моды, показе коллекций определенного автора. Данное обстоятельство тем не менее не лишает такую деятельность характера рекламной.

В отличие от перемещения по улицам с целью рекламы дефиле на подиуме во все времена считалось профессией, предусмотренной трудовым законодательством. То, что обычно именуется «манекенщица» или «модель», законодательством определяется как профессия демонстратора одежды. Конечно, деятельность «людей-бутербродов» и манекенщиц весьма различается внешне, но суть их одна — демонстрация носителя информации, которая может быть выражена в виде текста, товарного знака или образца товара. Поэтому вполне уместно было бы определить работу «человека-бутерброда» как демонстратора рекламы.

К сожалению, ни в одном из существующих актов трудового законодательства деятельность «людей-бутербродов» не отражена. На практике трудовые отношения «людей-бутербродов» и работодателя в большинстве случаев не оформляются вовсе. Работодателю, как правило, выгоднее оплачивать работу «людей-бутербродов» «вчерную», не утруждая себя формальностями и уплатой налогов. По отношению к данной работе как самих работников, так и работодателей сформировался устойчивый стереотип поденщины, т. е. работы временной, случайной, не требующей квалификации.

Основные возражения противников признания живой рекламы трудовой деятельностью состоят в том, что, по их мнению, ношение (перемещение) рекламной конструкции не является трудовой функцией и, следовательно, не может быть предметом трудовых отношений. С такой позицией трудно согласиться по следующим основаниям:

— под трудовой функцией понимается в том числе выполнение конкретного вида поручаемой работнику работы (ст. 15 ТК РФ). Если работа не носит определенно разовый характер, а предполагает ее периодичность во времени, нет оснований отказывать в признании такой работы трудовой функцией;

— трудовое законодательство не содержит запретов на такие виды работы, как перемещение человеком каких-либо предметов, если при этом соблюдаются условия безопасности труда (например, ограничения по тяжести переносимых предметов с учетом пола, возраста и физического состояния работника).

Таким образом, в современном российском законодательстве отсутствуют как прямые, так и косвенные запреты и ограничения для признания деятельности по демонстрации наружной рекламы путем ее перемещения работником (предлагаем термин — мобильная реклама) предметом трудовых отношений, если конкретные условия такой работы не нарушают общие принципы трудового права.

Представляется, что сферу правового регулирования деятельности распространителей наружной рекламы следует ориентировать не на запреты деятельности, а на соблюдение прав работников в части охраны и безопасности их труда, недопущения ограничения прав работников (оплата нетрудоспособности, отпуска и т. п.) и в первую очередь на необходимость оформления трудовых договоров соответствующим образом. Кроме того, хотя бы на местном уровне необходимо выработать правила осуществления деятельности мобильной рекламы, направленные на устранение возможных помех со стороны работников мобильной рекламы проходу пешеходов и дорожному движению.

——————————————————————